ФГОС второго поколения Метапредметность Метапредметные задания Алгоритм разработки Автор: Костина Мария Александровна учитель немецкого языка МОУ «Лицей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Advertisements

Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД. Цитата: «Хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов.» Требования к выпускнику школы: профессионал.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Требования к освоению новых стандартов: Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения. Формирование умения планировать, контролировать,
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Реализация ФГОС в завершенной предметной линии учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку) для 2–4 классов общеобразовательных.
Транксрипт:

ФГОС второго поколения Метапредметность Метапредметные задания Алгоритм разработки Автор: Костина Мария Александровна учитель немецкого языка МОУ «Лицей 40»

План выступления: ФГОС второго поколения и метапредметный подход Метапредметное содержание Метапредметные результаты по иностранному языку Принципы составления метапредметных заданий Структура метапредметного задания (алгоритм создания) От теории к практике – банк метапредметных заданий

«Нехитрое дело попасть ногою в проложенный след; гораздо труднее, но зато и почетнее, прокладывать путь самому» (Якуб Колас)

Ориентирован на результат Требования к результатам Обеспечение достижения планируемых результатов

Содержание стандарта и содержание оценки Результаты общего образования: Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность)

Метапредметность это - " Мета " - "над", "всеобщее", "интегрирующее", а " Меж " - "близко к тому и к другому", "в смеси с чем-то". Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной Метапредметность - всегда требует меж предметности, но не ограничивается ею; подразумевая не только реализацию межпредметных связей, но и формирование надпредметных компетенций

Метапредметность Метапредметные умения- это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия

«Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть - вот четыре столпа, на которых основывается образование» Жак Делор ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ

Метапредметность как инструмент формирования комплекса базовых способностей Способность схематизации – выражение своих мыслей с помощью схем Способность работать с системами знаний Способность строить идеализации Способность определять границу собственного знания – незнания Способность проблематизации, целеполагания Способность постановки задач, перевода проблем в задачи Способность к поиску и рефлексии средств решения задачи СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОСТРЕБОВАННЫЕ В ОБЩЕСТВЕ, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ по ОТНОШЕНИЮ к ПРЕДМЕТУ ВОЗДЕЙСТВИЯ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Что такое метапредметный подход? Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии разработаны для решения проблемы разобщённости, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

МЕТАПРЕДМЕТЫ - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления «знание», «знак», «проблема», «задача».

МЕТАПРЕДМЕТЫ «Знание» «Знак» «Проблема» «Задача» «Смысл» «Ситуация»

История развития компетентностного образования в лицее Проектная деятельность лицея Участник федерального эксперимента «Модернизация содержания образования: перспективные разработки» (первый этап – отработка компетентностно ориентированных методик анализа образовательного результата, второй этап – компетентностно направленное обновление образовательного процесса в начальной, основной, старшей школе, использование компетентностно ориентированных курсов, экспериментальная апробация учебных пособий нового поколения, третий этап – разработка и апробация основных направлений перехода на новые государственные стандарты на основе компетентностного подхода);

Метапредметные олимпиады в ПОО «Сотрудничество» В 2003 году Лицей принимал участие в российско – британском проекте «Создание в школе системы оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся»(ОИРШ). 6 олимпиад Публикации: Смирнова О.Ю. Становление системы оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся / Столичное образование, 16, март, 2008.

Метапредметные результаты овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Метапредметные результаты готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Метапредметные результаты использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Метапредметные результаты освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Создание метапредметных заданий

Способы найти метапредметное содержание: 1) Анализ науки или исходной области деятельности - реальные предметы и явления из соответствующей учебному предмету науки или области деятельности,например, в русском языке - это устная речь как реальный процесс с его элементами; тексты произведений как материализованные объекты; в живописи - красота и гармония как объективная реальность; в истории - предметы и события исторического значения

Способы найти метапредметное содержание: 2) Анализ учебного предмета - соответствующие ключевым методологическим элементам учебных курсов объекты реальной действительности 3) Рефлексивный анализ учебной деятельности – проблемы, вопросы, идеи, возникающие непосредственно в учебной деятельности школьников

Принципы составления метапредметных заданий Наличие в содержании задания метапредметного первой смысла, то есть ключевого понятия, явления, объекта, концентрирующего в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Примеры первой смыслов - понятия числа, времени года, буквы, имени, растения и др. Выполнение задания предусматривает применение учеником некоего мета способа, то есть универсального метода познания объекта или решения проблемы, например: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма

Принципы составления метапредметных заданий Задание предполагает один из ведущих видов деятельности ученика: логический, образный, конструкторский и т.д. Для максимального проявления индивидуальных способностей учащихся задание должно охватывать основной набор видов деятельности, который установлен в учебных программах по изучаемому предмету Задание может также предполагать создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или отыскание известного решения личного образовательного продукта

Особенность метапредметного задания Моделирует практическую жизненную ситуацию Построено на актуальном для учащихся материале Интеграция «разнопредметных» в т.ч. «внешкольных» знаний Информация, представленная в разном виде (таблицы, графики, видео- и аудиоматериал, сайты рисунки, рекламные буклеты и др.) Множественность допустимых решений Решение задачи – в определении возможных способов деятельности в конкретной ситуации Выбор оптимальных видов решения, обоснование, учёт степени риска при выборе данного решения Прогнозирование результата Имеет чётко заданную структуру или алгоритм

Метапредметное задание «ЗДОРОВЬЕ» КЛЮЧ

СТРУКТУРА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАДАНИЯ СТИМУЛ Погуржает в контекст задания и мотивирует на его выполнение ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА Точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания БЛАНК ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ Необходим для учителя, проверяющего задание МОДЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ Перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа КЛЮЧЭталон результата выполнения учащимися задания закрытого типа

Структура задания открытого типа 1) Вводная часть (объёмная или краткая) – формирование познавательного интереса 2) Закрепить познавательный интерес – направить на решение задачи 3) Побуждение к действию может быть: Творческим Исследовательским Аналитическим Прогностическим Коммуникативным

Структура открытого задания Первая часть – своеобразный экскурс в историю имя наречения: До крещения Руси имена людям давали по качествам, которые у них были или которые у них хотели видеть близкие: Ждан, Большак, Светлана. Потом долгое время давали по святцам – списку церковных имен: Владимир, Киприан, Агафья. После октябрьской революции появились новые имена: Ким, Октябрина, Даздраперма (Да здравствует 1 мая). После полёта Гагарина появилось даже такое имя: Урюрвкосм (Ура, Юра в космосе) Вторая часть - Вопрос к размышлению на основе прочитанного: Какие имена, на ваш взгляд, могут появиться в XXI веке? Почему и как они возникнут? Третья часть - Само задание: Приведите эти имена и обоснуйте свою версию.

Преимущества открытого задания наличие проблемных вопросов перед заданием побуждает к размышлению возможность использовать имеющийся багаж знаний, дополнительную литературу мыслительный процесс - анализ ситуации позволяет продумать свои версии ответа на поставленный вопрос задание удовлетворяет познавательные потребности школьника задание способствует формированию аналитических качеств, развивает логическое мышление, учит обосновывать свою точку зрения

Вывод: При ответе на один вопрос открытого задания используется целый комплекс учебных умений, позволяющий формировать лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.

Примеры заданий 1. Метапредметная олимпиада Задание по немецкому языку Уровень: классы 2. Метапредметная олимпиада. Задание по немецкому языку. Уровень: 8-9 классы 3. Путешествие по Европе

Профессия журналист? Компетентностно-ориентированное задание с учётом регионального компонента 9 класс Die Museumsinsel Kishi Einen Artikel schreiben lernen Источник информации РЕЗУЛЬТАТ

Задания для творческих людей / Карванен Л.П. Посещение музея / Германова Т.В. Метапредметный день КИНО / Ионкова И.Г. Музеи Лондона / Афанасьева Т.И. Лондонский глаз / Уличева С.И. Каникулы + немецкий / Костина М.А. Что читает молодёжь? Гольцова И.С.

Вывод: Метапредметный подход требует постановки новых задач в работе учителя, способствует усилению воспитательного потенциала образовательного процесса, обеспечивает реализацию практической направленности обучения.

Сделай первый шаг и ты поймешь, не так всё страшно. Сенека

электронные или фиатные деньги масса монет обмен валют первый кошелёк химический состав, сплавы, металлы В деньгах ли счастье? Литературные герои о богатстве изображения на купюрах валюта разных стран старинные монеты семейный бюджет и расходы оплата услуг за границей психология денег Библейские сюжеты

Домашнее задание По электронной почте: – Костина Мария Александровна Дополнительный – Смирнова Ольга Юрьевна Домашнее задание

РЕФЛЕКСИЯ Я понимаю как и готов сам составить метапредметное задание. Я постараюсь создать метапредметное задание, но мне ещё нужна помощь. Я пока что плохо представляю себе, что такое метапредметность.

Спасибо за внимание Успехов всем нам!

Метапредметные олимпиады в ПОО «Сотрудничество» Цель олимпиады - предоставить ученику возможность продемонстрировать умение применять на практике свои знания для решения практических задач, дать обучающимся возможность попробовать свои силы в решении заданий, ориентированных на новые образовательные результаты; Формирование ключевых компетентностей, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений; Развитие умений работы с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации)