Психология правонарушителя «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» А.Бестужев
Преступность – понятие социальное Преступность - социальное понятие, прежде всего потому, что своими истоками, причинами или условиями исходит из социальных условий жизни общества Правонарушение – крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человека переступает черту, положенную законом
Любое наше действие соотносится с нашими взглядами, убеждениями – мировоззрением. К годам у подростка формируется суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Они берутся от родителей, литературы, кинофильмов, и от значимых для подростка жизненных ситуаций. К годам на основе суждений возникают убеждения. Убеждения – это уже позиция. Подросток спорит, отстаивает свою точку зрения. У него формируется шкала социальных ценностей, в соответствии с которыми складывается круг друзей, стиль поведения, внешний облик. Лишь к на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов на жизнь в значительной степени определяют жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации.
Подросток с девиантным поведением прежде всего дезадаптирован Дезадап- тация Патогенная: Вызвана отклонениями психического и нервно- психическими заболеваниями, в основе лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. Психическая: Связана с половозрастными и индивидуально- психологическими особенностями, которые обуславливают определенную нестандартность поведения подростка. Социальная : Проявляется в несоблюдении норм морали и права, в асоциальных формах поведения, связанных с нарушением социализации подростка. ( Содержательная и функциональная стороны социализации)
Стадии социальной дезадаптации Педагогическая запущенность Характеризуется хроническим отставанием по школьной программе, дерзостью, негативным отношением к учебе, и различными социально негативными проявлениями :сквернословие, курение, хулиганские поступки, конфликтные отношения с учителями. Социальная запущенность Сопротивление педагогическому воздействию, не сформированы полезные умения, навыки, сужена сфера интересов, глубокое отчуждение от семьи, школы. Характерно бродяжничество, наркомания, пьянство, правонарушения, аморальное поведение и т.п. Отклоняющееся поведение Деликвентное (противоправноеФ) Аддиктивное (алкоголизм, наркомания…)
Наиболее общие личностные характеристики «трудных» подростков Стойкая изоляция от учебного коллектива Примитизм интересов и потребностей Глубокая деформация нравственных и правовых ориентаций и установок В эмоциональной сфере – ослабление чувства стыда, равнодушие к переживаниям других, лживость, неуравновешенность, агрессивность, импульсивность Низкий культурный уровень Обостренное чувство независимости
Причины совершения противонарушений подростками Деликвентное поведение Педагогическая запущенность Социальная бесконтрольность Психические аномалии Подражание авторитетам Неблагополучие семейного воспитания Стремление к самоутверждению Крайне жестокое обращение/гипер- опека Склонность к аффектам
Причины совершения противоправных поступков подростками Неблагополучная семья Остроконфликтные отношения, распущенность, пьянство, постоянные скандалы Высокая занятость родите- лей, безразличие супругов друг к другу и детям - острый дефицит родительской ласки, внимания Родители обеспечивают детей интересуются учебой, но безразличны к остальным сферам из жизни
Подростки-правонарушители Первая группа: Наличие ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудится. Рекомендовано: Вовлекать в общественно – полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноценности.
2 группа: подростки с деформированными потребностями. Они индивидуалистичный, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевоспитания: -изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать.
3 группа: Эгоизм и слабоволие обрекают их на аморальные поступки. Для них полезной является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
4 группа: Случайные правонарушители. Слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. Необходима постоянная коллективная работа систематический контроль и оценка их деятельности личная ответственность активное участие в соревновании
Алгоритм работы с «трудными детьми» 1. Выделение трудновоспитуемых детей: - социального анкетирования, - интервьюирования учителей, воспитателей, родителей. 2. Изучение личности трудновоспитуемого: - комплексная диагностика личности, составление диагностических карт (соц.педагог+психолог+классный руководитель) 3. Планирование коррекционно-развивающей работы: -развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей (психолог - тренинги, индивидуальное консультирование); соц. педагог - включение в те виды деятельности, которые способствуют самореализации ребенка, привлечение медицинской, социальной помощи ); - создание благоприятной социально-психологической обстановки доверия (соц. Педагог, классный руководитель – отслеживает динамику формирования принимающей социальной среды: семьи, группы сверстников); 4. Профилактическая работа.
Основные направления профилактики правонарушений 1. Ранняя диагностика детей «группы риска». 2. Консультативно – разъяснительная работа с родителями, педагогами. 3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей. 4. Организация коррекционно – реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов. 5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.