Формы развития познавательных способностей младших школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Advertisements

Предшкольная подготовка Математика для детей от 5 до 6 лет в ОС «Школа 2100»
Использование современных педагогических технологий при проведении декады математики Авторский коллектив: Скворцова Л.П., учитель математики Курдюкова.
Технологическая карта урока. Что значит быть готовым к уроку? Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу.
Мой первый проект 1 в класс Классный руководитель: Беляева Алина Сергеевна.
1 МОЯ МАТЕМАТИКА Новое пособие для дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» Авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина.
Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Перепечко Наталья Сергеевна Специальность Учитель начальных классов Пед. стаж 18 лет Образованиевысшее Методическая тема Проектная деятельность в начальной.
Роль исследовательской деятельности в формировании УУД. Работу выполнила учитель МОУ « СОШ 5 с углубленным изучением отдельных предметов » Леонтьева О.
Занимательная математика. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими.
«Проектная деятельность» Что такое проект? Каковы этапы выполнения проекта? Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
МОУ средняя общеобразовательная школа 3 г. Навашино Кружок ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ 2010г.
Использование проектных технологий в работе с детьми Использование проектных технологий в работе с детьми Из опыта работы. Лунегова И.В.
Методические рекомендации из опыта работы учителя математики МОУ « СОШ п.Пробуждение» Авдюховой О.В.
Самостоятельная работа на уроках математики. Методическое письмо от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития; от механического.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района УЧЁТ ВНЕУЧЕБНЫХ.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения.
Отчёт по самообразованию на заседании МО учителей начальных классов Учителя начальных классов Ильиной Альбины Владимировны.
Транксрипт:

Формы развития познавательных способностей младших школьников

В современном обществе с интенсивным развитием информационных и коммуникативных технологий возникла необходимость в новой модели человека: неординарно-творческая личность, способная видеть проблему, исследовать её и доказать свою точку зрения, умеющая разрешить конфликт и ищущая компромисс в сложных ситуациях. Каждый человек хочет быть признанным, значимым, испытывать радость успеха, получить поддержку и признание среди своих друзей, коллег. Психологи утверждают, что человек развивается в общении при условии, если его понимают и принимают таким, какой он есть. Успешность человека зависит от развития его на ранних стадиях взросления. Детский возраст считается, по мнению психологов, сенситивным периодом развития задатков творчества, потому что ребёнок проходит три стадии формирования творческого мышления: наглядно-действенного, причинного и эвристического. В возрасте 8-9 лет учащиеся сами задают поисковые вопросы и ищут способы на них ответить, это начало формирования элементарных исследовательских умений и навыков, т. е. увидеть проблему и найти способ её разрешить. Поэтому целью экспериментальной работы на протяжении семи лет стал поиск эффективных форм развития познавательных способностей младших школьников. Задачи исследуемых форм: - создать условия для развития неординарных способностей каждого учащегося во внеурочное время; - создать возможность проявить свой творческий потенциал; - создать условия для самовыражения, раскрепощения своих внутренних сил и уверенности в своей неповторимости как личности. Исходя из опыта работы, хотелось бы представить вашему вниманию следующие формы.

Формы развития Парная работа в 1 классе Олимпийские игры Лаборатория Интеллектуальный марафон Я учёный, Я творец Конференция Математические игры

Парная работа 1. Психологические аспекты развития наглядно- действенного мышления. Мышление рождается из действия. К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы- представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребёнка-дошкольника называют наглядно-действенным. Наглядно-действенное мышление ребёнку позволяет понимать пространственные и временные отношения. Очень важно в 1 классе создать условия для развития наглядно- действенного мышления. Есть образ, есть действие, поэтому весь 1 класс мы построили работу с цветными карандашами так, чтобы развивать умение представлять образ. Работа с цветными карандашами чаще всего проводилась в парах или индивидуально. Особенно много работали с карандашами на уроках письма, математики, чтения, изо. Методика упражнений разработка с учётом психологических и индивидуальных способностей младших школьников. 2. Парная работа - формирование образов. Организация самостоятельной работы младших школьников в малых группах (пара). Это проектная работа - формирование образов-представлений посредством цветных карандашей. Цель проекта: создать условия для развития наглядно- действенного мышления младших школьников как первоначальной стадии творческого мышления. Одним из условий формирования наглядно- действенного мышления может быть образ-предмет. В качестве образа-предмета выступают цветные карандаши. Идея проекта: выявить с помощью предметной деятельности процесс формирования начальных умений самостоятельной работы в паре у первоклассников. Теоретической основой проекта стали труды психологов А.И. Савенкова и А.Э. Симановского. Экспериментальной базой исследования проекта стала школа МОУ лицей 101 г. Барнаула. Результаты работы учебного года представлены в обобщении. Практическая значимость проекта состоит в том, что материалы исследо­вания могут быть использованы учителями начальных классов и педагогами дошкольного образования, работающих по любой программе.

Практика исследований Физминутки для пальчиков: - катание карандаша по парте вперёд, назад, поочередно руками; - перевороты карандаша между пальцами; - в руках « высекаем огонь» - крутим карандаш быстрее, медленнее; - крутить карандаш между руками, опуская его вниз, а потом поднимая его вверх плавно; - палочками-карандашами ударяют слегка по парте определённый ритм; - удержать карандаш на пальце (уравновесить). На уроках письма и чтения предлагались следующие упражнения: - выложите букву, слог, слова (в парах и индивидуально); - выложите схему-предложения; - какие буквы можно выложить только из 3 карандашей ( КПС...); - сделайте описание карандаша, какой он?; - какая орфограмма у нас на уроке, выложите из карандашей ЖИ-ШИ; - я говорю предложение, а вы положите столько карандашей, сколько в нём слов (Мама читает книгу. __ __ __.); - цветом определите какой это звук в слове ( мак - синий, красный, синий); - выложите букву Ж, сколько нужно убрать карандашей, чтобы получить новую букву К (2 карандаша); - выложите слог МА, добавьте любую букву, чтобы получилось новое слово (МАК, МАЗ...) На уроках математики предлагались следующие упражнения: - выложите цифру, знаки сравнения, выражения (4+3, 6 <7), равенства 5=5, 2+3=5, фигуры и линии; - я задумала фигуру, в ней только 3 угла, какую фигуру я представила, выложите её; - выложите замкнутую и незамкнутую фигуру; - выложите фигуру из тёмных карандашей, а светлыми разделите её внутри на части; - какие углы вы знаете, выложите их \__, /__,!__; - выложите фигуру только из тупых углов или острых, прямых, назовите её; - из 7 карандашей выложите с соседом фигуру и дайте ей имя; - наглядно показать десяток (у доски дети с 10 карандашами), посчитаем десятками; - к 2 карандашам добавьте ещё 3, сколько у вас получилось карандашей; - используя квадрат и треугольник выложите новую фигуру (, ); - обведите образ птицы, раскрасьте её только 2, 3, 5 цветами; - логические задания: Сережа выше Пети, а Петя ниже Юры. Кто самый высокий мальчик ? (движение карандашами помогает, найди решение) I|i - выложите модель из карандашей (колодец, мост); - измерьте, сколько карандашей у вас войдёт в длину и ширину парты, - измерьте карандашами свой письменный стол в длину и ширину и т.д. На уроках изо - мастер карандаш помогал увидеть палитру цветов, штри­ховку, образы, измерение на глаз с опорой на карандаш середина листа, длину изображения объекта. На всех уроках с помощью 2 карандашей оценивали свою работу + и -( + я понимаю, - ещё нужно поработать).

Обобщение Идея проекта реализована, по моему мнению, полностью, исходя из наблюдений за учащимися, можно констатировать следующие выводы: - умение правильно держать карандаш позволило плавно перейти на умение писать ручкой; - работа с предметом позволила формировать у детей первоначальный этап групповой работы; - у детей формировались следующие умения: 1. воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти, 2. угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков, 3. воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части, 4. комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов, 5. использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу, 6. располагать предметы в определённом порядке и делать отсюда выводы, 7. находить действия противоположные по значению (увеличить - уменьшать, разъединять - соединять), 8. развивать моторику пальцев и образ, 9. умение договариваться, находить общее решение, приходить к согласию в выполнении задания, 10. оценивать результаты своей работы.

Олимпийские игры Олимпийские игры «Познай себя». Цель формы: обеспечить условия для проявления каждого учащегося в какой-либо деятельности. Советы участникам олимпиады: 1. Ты познаешь себя, не мешая другим. 2. Умей договариваться и помогай другу. 3. Старайся приложить все силы для победы. 4. Помни, что команда - единое целое. 5. Главное - улыбайся и участвуй в игре Девиз: В здоровом и весёлом ученике здоровый дух и открытая душа! Срок проведения пять учебных недель (внеурочное время). Условно класс делится на две команды. Первая неделя - интеллектуальная (синяя) олимпиады по предметам русский язык, математика, литература, семейный портрет и окружающий мир. Вторая неделя - трудовая (чёрная) делая руками, думай головой изо, труд (семейная экибана), очистка территории лицея от мусора, урок труда, книг о лечение. Третья неделя - творческая (красная) работа в командах, сочинение авторских загадок, подготовка выступления первой команды (День фантазёра), выступление первой команды (актёрское мастерство). Подготовка выступления второй команды (День выдумщика), выступление второй команды (актёрское мастерство). Четвёртая неделя - спортивная (жёлтая) соревнование по перестрелке, метание мяча, бег 60 метров, весёлые старты, перестрелка 2. Пятая неделя - экологическая (зелёная). Клуб следопыт - исследование внутреннего состояния лицея, оформление зелёного уголка в классе (уборка пыли с цветов), доклад- сообщение « Как я ухаживаю за домашними животными или растениями »; выпуск молнии: « Скажи, нет вредным привычкам », создание экологического журнала лицея или игра экологическая тропа.

Итоги олимпиады Итоги олимпиады по количеству баллов за работу (см. приложение 4-5) и экспресс-опрос: мои успехи и неудачи в олимпиаде. 1. Какой для тебя была олимпиада? 2. Чему ты научился на олимпиаде? 3. Твои успехи и неудачи? 4. Хотел бы ты продолжить эту работу? Результаты опроса учащихся: Первый вопрос- олимпиада была весёлой, интересной, хорошей, захватывающей, классной, супер, лёгкой и трудной. Второй вопрос- научился быть одной командой, приобрёл друзей, ум, знание, умение учиться и стараться до конца, быть сдержанным, справедливым, главное не победа, а участие. Третий вопрос - помогла команде, подтянулась по английскому языку, получила баллы, успехи есть. Неудачи - проигрыш, спортивная неделя, неаккуратность, невнимательность в работе, не было их. Четвёртый вопрос - за продолжение такой работы выступило 18 человек из 24, что составило 75%, 4 человека воздержались и 2 человека хотели бы работать индивидуально, в среднем процент участия составил- 74,2. Вывод: олимпиада позволила раскрыть индивидуальность каждого, осознать свои удачи и неудачи, проявить волю к победе и формировать « дух коллективной работы ».

Конференция Данная форма называется «Открой себя всем », идея Н.Б. Шумаковой из журнала Начальная школа,, модернизирована и апробирована в 4-х классах лицея. Цель конференции - создать возможность проявить свой творческий потенциал. Конференция проводится один раз в год, в апреле. В марте учащимся представлены вниманию: объявление о конференции, номинации, памятка участника и рекомендации для родителей «Как помочь своему ребёнку выступить на конференции» Пять номинаций: музыкальная (два направления - вокал и аккомпанирование); творческая, литературная, научная и художественная. В творческой чаще всего выступление танцоров и спортсменов, в литературной сочинение стихов, научная- доклады об экологии, художественная представлена изобразительными работами и выставкой поделок. Художественная проводится за неделю до конференции, каждой работе присваивается номер и путем голосования, учащихся с 1 по 4 класс определяются победители по ИЗО и труду. Научная номинация в прошлом году была преобразована и проведен интеллектуальный марафон по четырем предметам: русский язык, математика, литература и окружающий мир, победители марафона были объявлены на конференции. Номера участников должны предварительно рассматриваться на классном часу и корректироваться, хорошо бы организовать просмотр номеров с родителями. Конференция в начальной школе лицея проводится уже три года: 1 год со 2-4 класс участников и 59 лауреатов, среди четвертых - 8 участников и 4 победителя; в 2005 году - четвертые классы- 56 участников и 31 лауреат; в 2006 г участников и 30 лауреатов. Всего за три года выступило из четвертых классов -129 детей и 65 из них стали лауреатами в разных номинациях.

Лаборатория Наиболее эффективной формой исследовательской работы я считаю создание лаборатории. Принципами создания лабораторий стали: - опора на опыт и интересы учащихся; - акцентирование внимания на наблюдениях и экспериментах; - активное участие каждого ребёнка в планировании своей работы; - чередование индивидуальной и коллективной работы. На основе этих принципов были созданы 5 лабораторий: экологическая, математическая, литературная, музыкальная и театральная. На первом этапе работы во втором классе стояла задача заинтересовать детей новыми видами деятельности, так участники экологической лабо­ ратории - проращивали бобовые культуры в зимний период, в музыкальной лаборатории - сочиняли собственные произведения, математическая составление олимпиадных заданий, литературная издание альбома собственных сочинений, театральная - знакомилась с основами актёрского мастерства. Лаборатории не изолировались друг от друга, а сотрудничали между собой. В работе лабораторий также участвовали родители. На втором этапе работы в третьем классе стояла задача организации поисковой деятельности.

Этапы работы лаборатории По наблюдениям психологов к 8-9 годам дети, читая дополнительную литературу или наблюдая за различными явлениями жизни, дети сами начинают формулировать поисковые вопросы (Отчего? Почему? Как?). Это обусловлено развитием одной из стадий творческого мышления- причинного. Формирование причинного мышления у детей начинается с осознания последствий своих действий, поэтому необходимо уделить особое внимание развитию мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнения). Для диагностики показателя учащихся использовали тест (Э.Ф. Замбацявичене), который позволял определить уровень сформированнности мыслительных операций, а для оценки творческих возможностей, методика А. Торранса. Также на втором этапе изменились направления и формы работы лабораторий. Анализирую работу вместе с детьми на третьем этапе в четвёртом классе, мы определили следующую цель: создание условий для формирования исследовательской деятельности младших школьников (путей развития творческих способностей много, но собственная исследовательская практика наиболее эффективна). Исследовательская практика - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля в учебной деятельности. Но по моим наблюдениям в конце двух лет работы лабораторий возникла проблема (Я - лидер и её влияние на группу). Это проявлялось в нежелании договариваться, неумении слушать и принимать ответ другого, отказом выполнения работы. Поэтому одной из задач третьего года работы лабораторий должно стать: создание условий для развития эмоционально-чувственной сферы младшего школьника (культуры общения). Общение -прекрасный способ исследования человеческих отношений и самих людей. Поэтому в учебной и внеучебной деятельности создаём условия для развития умения договариваться, открыто выражать свои мысли, слушать и понимать друг друга, принимать ответ другого. Таким образом, любая форма исследовательского обучения может быть реализована в образовательном процессе, главное чётко выбрать её модель и реализовать на практике. Лаборатория как эффективная форма творческой деятельности учащихся является ступенькой к формированию исследовательской деятельности младших школьников была проведена итоговая научная конференция. Работа лаборатории завершена. В работе участвовало 24 ученика, но на конференции было 20 человек. Выборочно анализ опроса учащихся установил следующие результаты: Осознали свою работу 14 чел. - 70%, нет 6 чел. – 30%. Понравилось все в работе 14 чел. (70%), а в прошлом году (72%), не понравилось 6 чел. (30%), а в прошлом году (16%). Не понравилось, что не всегда проявляли взаимоуважение друг к другу, не слушали, много спорили, не хотели выполнять работу. Понравилось работать группой, метод мозгового штурма, литературная гостиная, смотреть на рыбок, замечать, как меняется класс собственным трудом. Хотели бы продолжить работу на будущий год 16 чел. (80%), в прошлом году (72%). Не будут продолжать 4 чел. (20%), в прошлом году (20%). Не хотели бы менять работу 6 чел. (30%), в прошлом году (36%), остальные 14 чел. (70%) предложили следующее: - увеличить объем работы; - объединяться в лаборатории по интересам; - работать с различными материалами; - приложить больше сил, способностей и хороших выступлений. Было проведено голосование, результаты, которого отображены на графике в сравнении с прошлым годом. Большинство голосов получило в этом году 1 м Творческая (в прошлом 2 м) 2 м Экологическая (в прошлом 1 м) 3 м Литературная (в прошлом 1 м) 4 м Журналистическая 5 м Математическая (в прошлом 3 м) В этом году лучше работала творческая, она и победила. На ее основе создается актерская лаборатория, которая будет ставить волшебную сказку «О тишине» совместно с другими. Но ребята, которые не хотят участвовать на следующий год в работе, по моим наблюдениям, недостаточно смогли раскрыть себя в лабораториях.

Интеллектуальный марафон Я учёный, Я творец Цель: Развивать у учащихся познавательный интерес, желание творческой деятельности, воспитывать умение работать сообща, согласовывать свои действия. Данная форма проводилась в 4 классах во втором полугодии во время учебной деятельности. Суть марафона была в том, чтобы в течение недели каждый учащийся класса проявлял свою познавательную и творческую деятельность. Каждый день участник отвечал по одному учебному предмету в день, стараясь набрать максимально 25 баллов за 5 дней, в шестой день (субботу) он представлял свою выставку творческих работ от 3-5, учитель предлагал оценить выставку по двум критериям: оригиналь- ность, аккуратность выполнения работы по 10-бальной системе. Затем баллы учебной и творческой части суммировались. В конце марафона подводились общие итоги, каждый участник получал грамоту с количеством баллов и общим местом в классе. Если кто не смог по уважительной причине принять участие, ему предлагалась поучаствовать заочно. Выполнить задания по 5 предметам и представить свою выставку с помощью друга. Данная форма очень понравилась детям своей простотой и стимулировала подъём учебной мотивации в 3-4 четверти, им было сложно оценивать объективно творческую часть, потому что работы были выполнены в разных стилях, многие из детей себя раскрыли по-новому, поменялись интересы и укреплялись межличностные отношения.

Результаты марафона

Марафон Из заочной формы марафона появился другой вариант. Проводить в начале 4 четверти интеллектуальный марафон на параллели 4 классов по предметам: русский язык, математика, естествознание, литература. Каждый класс представлял команду из 4 учащихся, сначала каждый участник выполнял задания одного предмета, через 15 минут он менялся заданиями с другими. Таким образом, учащийся демонстрировал свои знания, умения и навыки по предметам, в конце марафона участникам предлагалось выполнить вместе (группой) 2 задания со звездочкой. В 2006 году на базе МОУ «Лицей 101» проводился марафон: 4 а, б, в, г от класса было по 4 человека, 4 д -2 человека. Результаты были следующие: правильность выполнения всех заданий составило 51% от общего, 55% правильно выполнили математику, 72% - русский, 16% - литературу, 61% - естествознание и задания со звездочками - 83%. На основе этих результатов была сформирована команда 4 классов для участия в районной олимпиаде по предметам.

Математические игры « Математический бой » по решению задач. Цель: совершенствовать умение анализировать и решать задачи. Каждый день со класс проводилась данная игра на математике. В начале урока дети искали номер задач в сборнике О.В. Узоровой, Е. А.Нефедовой «2500 задач по математике». Класс условно делился на две команды: теоретики и практики. Практики - два ученика у доски решают каждый свою задачу, а класс (теоретики) решает тоже эти задачи. Первые правильно решившие задачи приносят балл своей команде. Учитывалось умение правильно оформить и решить задачу, например: практики решили правильно, получили балл. Если практики решили неправильно и первые три человека из класса выполнили решение верно, победа была за теоретиками. Ничья присуждалась, если практики и теоретики одновременно решили правильно задачи по времени. В среднем игра занимала сначала 20 минут, затем составила 7-10 минут. Дети сами предложили проводить игру каждый урок, но, учитывая объём учебного материала, было решено проводить его один раз в неделю по понедельникам. Хотелось бы привести мнения детей после проведения математического боя: - учат решать и повторять задачи разного типа, - скорость мышления развивает, полезный и увлекательный бой, - на контрольной работе помогает правильно решить задачу, - больше знаний, меньше ошибок и больше пятерок! - радость выигрыша, заставляет меня думать, - размышлять, вчитываться в задачу, уверенность в своих силах, - очень интересно начинать каждый урок, - математический бой нужно сделать в 1 классе, - играешь и учишься, лучше четвертные оценки, - скорость вычислительных навыков была выше, чем у других - грустно от проигрыша. «Бермудский треугольник » Цель: Создать условия для развития математических способностей, умения рассуждать и анализировать задание в группе, развивать взаимопонимание. Оборудование: столы в форме треугольника, конструктор «Мозаика», листочки с заданиями и названием туров, 5 грамот и призовые медали, изречение: Математикой заниматься - уму развиваться (народная мудрость), фломастеры. Команда из 12 человек, название команды, девиз, физминутка для болельщиков. Время проведения минут. Оформление доски Математикой заниматься - уму развиваться (народная мудрость). Название команд Бермудский 3. уравнения 2. логика 4. логика 1. выражения 5. геометрия 7 моделирование (названия закрыты) Ход игры 1. Мы приветствуем вас на игре « Бермудский треугольник». Давайте познакомимся с участниками. Команды, пожалуйста, представьте своё название и девиз. 4 «А» команда «Звёзды», наш девиз: «Мы звёзды на небе, мы звёзды в кино, о звёздах в лицее узнают ещё. » Другие команды представляются. Спасибо командам, нашу игру будут оценивать учителя 3 классов, представляю вам наше жюри. 2. Наша игра состоит из семи туров, каждый из которых посвящен разделу царицы наук математике. Я желаю всем удачи, пусть победит сильнейший! Команды поделитесь на 6 игроков и 6 болельщиков.

Продолжение игры 3. Открываю 1 тур Выражения. Команды постройтесь в колонну напротив своего задания, по команде вы начинаете решать выражения, передавая эстафету. Выиграет та команда, которая решит быстрее выражения. На старт внимание, начали. Пока жюри подводит итоги 1 тура, проводят физминутку для всех 4 Д (болельщики). Спасибо им. Вручение медалей за 1 тур. 4. Как называется 2 тур? Логика. Задания требуют от вас внимания и смекалки. Каждой команде даны ребусы, какая пара быстрее решит, та и принесёт победу своей команде. Команды приступили к разгадыванию! Пока жюри подводит итоги 2 тура, проводят физминутку для всех 4 Г ( болельщики),спасибо им. Вручение медалей за 2 тур. 5. Переходим к 3 туру Уравнения. Сейчас я покажу и прочитаю вам два уравнения, вы должны их записать на своих листочках и правильно решить, готовы?! Начинали. Сдаем листочки жюри. Пока жюри подводит итоги 3 тура, проводят физминутку для всех 4 В (болельщики),спасибо им. Вручение медалей за 3 тур. Случилась беда, первая команда пропала в Бермудах, вторая команда спешит им на помощь. ( Меняются ролями, игроки становятся болельщиками, а болельщики игроками) тур Логика сейчас вы выполняете задание на одном листочке, капитан читает задание, обсуждаете его и выбираете правильное решение. На старт, внимание, начали. Сдаем листочки жюри. Пока жюри подводит итоги 4 тура, проводят физминутку для всех 4 Б (болельщики), спасибо им. Вручение медалей за 4 тур тур Геометрия. Вам выдаю Танграм, каждая пара должна сложить фигуру. Кто выложит фигуру быстрее, тот и принесёт победу своей команде. Приготовились, начали. Пока жюри подводит итоги 5 тура, проводят физминутку для всех 4 А ( болельщики),спасибо им. Вручение медалей за 5 тур тур Задачи - за определённое время вам нужно решить четыре задачи. Приготовили листочки, прочитали задачи, если нет вопросов, приступили к решению. Сдаем листочки жюри. Пока жюри подводит итоги 6 тура, проводят физминутку для всех ( игра с болельщиками), спасибо им. Вручение медалей за 6 тур. 9. Пропала вторая команда. Чтобы вернуться всем домой, нужно командам пропавшим объединиться. У вас на столах мешочки с фигурами мозаики. Мы в 7 туре вам нужно смоделировать модель человека. 10. Пока жюри подводит итоги 7 тура, проводят физминутку для всех ( игра с болельщиками), спасибо им. Вручение медалей за 7 тур. 11. Подводим общий итог игры, понравилась ли вам игра? Какой тур для вас был самый легкий, трудный? Чему научила вас игра? 12. Жюри подводит общий итог и вручает грамоты. Спасибо всем за участие!

Игра «Бермуды»

Заключение Общая цель работы - поиск эффективных форм развития познавательных способностей младших школьников была достигнута. Исследованные формы деятельности могут быть реализованы в образовательном процессе, главное чётко выбрать её модель и реализовать на практике. Работа с цветными карандашами удобна, интересна, экономична на любом уроке. При выполнении заданий к концу первого полугодия дети легко, непринужденно и с удовольствием уже работали в парах. А к концу года данная работа позволила ребёнку самому проявлять наблюдательность и внимание, необходимые для правильного решения заданий. Лаборатория как эффективная форма творческой деятельности учащихся является ступенькой к формированию исследовательской деятельности младших школьников. Другие формы работы с учащимися (конференция, олимпийские игры, марафон, математические игры) доказали свою эффективность и способствовали осуществлению первого этапа исследовательской работы лицея: выявлению одаренных детей и дальнейшей работы с ними. Применяемые формы доказали свою практичность и способствовали развитию креативного мышления у детей в учебной и внеучебной деятельности. Они научились ставить различные цели, планировать свою работу, адекватно оценивать себя и других, работать коллективно и индивидуально. В перспективе – разработка проекта работы с одарёнными детьми, направленного на формирование творческого мышления у учащихся начальной школы. Основу нового проекта составят ранее исследуемые формы работы, а также инновационные технологии в педагогике.