«Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко- культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения» Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по переходу на изучение новых УМК по курсу «История России» в соответствии с Историко-культурным стандартом в общеобразовательных организациях.
Advertisements

2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Реализация ФГОС средствами УМК. Ст.32 п.2 Закона Об образовании «Компетенция ОУ» -разрабатывает и утверждает образовательные программы и учебные планы.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
LOGO Add your company slogan Использование учебников по истории и обществознанию в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО уч.г.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО.
Фоменко Людмила Александровна учитель истории и обществознания МОУ СОШ 49 Копейский городской округ 2014 г.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
В соответствии с приказом Минобрнауки России 373 от г. (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785) «Об утверждении и введении.
Актуальные вопросы проектирования Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Основные подходы к разработке единой концепции исторического образования в Российской Федерации.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО РМО учителей биологии и химии Школа молодого педагога Октябрь 2013.
Транксрипт:

«Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко- культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения» Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Главные вопросы для обсуждения: В центре внимания государства и общества оказалась проблема, которую публицисты называют создание «единого учебника истории». Для профессионалов она звучит по-другому – создание новых линий учебников истории, в условиях ценностной переориентации современного российского общества и технологических инноваций в образовательной среде. В результате дискуссии был достигнут новый уровень понимания проблемы – поиск единых универсальных подходов к преподаванию истории в школе на основе консенсуса государства, общества и профессионалов по принципиальным вопросам гуманитарного образования.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Главные вопросы для обсуждения: 1. Как изменится содержание и методика преподавания курса истории в школах в связи с новой ценностной ориентацией общества и государства, закрепленной в историко-культурном стандарте? 2. Почему, исходя из требований ФГОС второго поколения, необходима синхронизация предметов гуманитарного цикла на трех уровнях - урочном, внеурочном и воспитательном? 3. Какие принципиальные методические и содержательные основы лежат в основе нового поколения УМК по истории?

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото За последние два года принят ряд документов, серьезно повлиявших на роль и место истории в системе школьного образования: новый закон об образовании федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях РФ концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории историко-культурный стандарт отечественной истории.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Концептуальные основы историко-культурного стандарта Культурно-антропологический подход. Освещение проблем духовной и культурной жизни России. Этнокультурный компонент: история регионов как неотъемлемая часть истории страны. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям. Учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Курс истории становиться опорным в системе гуманитарного образования, усиливается не только его образовательный, но и воспитательный потенциал. Меняется не только содержательное и оценочное наполнение предмета «история», но и структура курсов отечественной и всеобщей истории (предусматривается переход от концентрической ( классы) к линейной (5-11 классы) структуре курсов). Расширяется состав УМК, с учетом содержательных и технологических изменений в сфере образования, при выросших требованиях к учебнику, как организующему ядру процесса обучения.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Поколение учебников по истории России, созданных в первое десятилетие нового века выполнило свою задачу и должно передать эстафету УМК нового поколения 1) содержание и структура преподавания курса требуют пересмотра в связи новой ценностной ориентацией общества и государства, закрепленной в историко-культурном стандарте 2) методическое обеспечение УМК по истории должно измениться в соответствии с ФГОС второго поколения и новыми ролями учителя и ученика в учебном процессе 3) изменились требования как к методической структуре учебников,так и к качеству оригинал-макетов,их соответствию современным возрастным и эстетическим требованиям

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Поколение учебников по истории России, созданных в первое десятилетие нового века выполнило свою задачу и должно передать эстафету УМК нового поколения 4) предыдущее поколение учебников было создано до масштабной компьютеризации школы, что предполагает технологическую перестройку УМК, переориентации на новые возможности информационной среды 5) создатели учебников предыдущего десятилетия не предполагали, что роль ОГЭ и ЕГЭ существенно вырастет в учебном процессе и ориентация на эти формы государственного контроля во многом является определяющим в выборе УМК 6) воспитательный потенциал старых УМК был сравнительно невысок, они были ориентированы на задачи обучения. Сейчас от УМК требуется наличие и воспитательного компонента

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото При каких инновационных подходах станет возможным внедрение УМК нового поколения по истории? Формирование авторских коллективов по созданию УМК нового поколения из ученых, методистов, преподавателей, на основе единых методологический и методических подходов к преподаванию общественных дисциплин в школе. Консолидация профессионалов в области истории и общественных наук, представляющих различные направления деятельности на основе обсужденного и принятого историко- культурного стандарта отечественной истории и перенесение опыта сотрудничества на другие предметные области.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото При каких инновационных подходах станет возможным внедрение УМК нового поколения по истории? Создание единой программы по преподаванию истории и обществоведческих курсов в школе, предполагающую синхронизацию предметов гуманитарного цикла на трех уровнях - урочном, внеурочном и воспитательном. Сегодня такая программа отсутствует, в то время как потребность в ней, в условиях предстоящего массового внедрения в основной школе учебников ФГОС реально существует со стороны органов управления образования, директоров школ, завучей и педагогов.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото При каких инновационных подходах станет возможным внедрение УМК нового поколения по истории? Разработка единых концептуальных, содержательных, формализованных правил и подходов к созданию УМК нового поколения не только по истории, но и по обществознанию. Для сопряжения различных УМК как внутри одного курса истории (отечественной), так и между отечественной и всеобщей историей и обществознанием, необходимо разработать единый методический шаблон, обеспечивающий возможность одновременной работы над множеством учебников в едином ключе. Необходимо создать общий словарь понятий, перечень личных, предметных и метапредметных УУД, классифицировать универсальные формы урочной, внеурочной,воспитательный деятельности, выделить перечень воспитательный задач на каждой ступени обучения, которые будут решаться всеми предметами гуманитарного цикла.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото При каких инновационных подходах станет возможным внедрение УМК нового поколения по истории? Главной задачей при внедрении УМК нового поколения является создание учебника. Он должен быть: ядром УМК, содержательным и методическим ориентиром для остальных элементов комплекса; организатором процесса обучения и воспитания на уроке; основой для самостоятельной учебной деятельности учащихся; навигатором в информационном пространстве.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото 1) отбор содержания обучения, ориентированный на историко-культурный стандарт, акцентированной внимание на темах, связанных с перечнем «трудных вопросов истории»; 2) методическая насыщенность:обязательное наличие входного, внутри текстового и итогового методического блока в каждом параграфе; 3) изучение материала крупными дидактическими единицами-темами, наличие непосредственно в учебнике тематического методического аппарата. Учебник истории нового поколения отличается рядом особенностей и инноваций:

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Учебник истории нового поколения будет отличаться рядом особенностей и инноваций: 4) наличие базового и повышенного уровня знаний и контроля в каждом параграфе и каждой теме; 5) комплексность по представлению исторического материала, упор на визуализацию элементов учебника и взаимосвязь текстовых материалов и художественного оформления; 6) наличие навигационной информации, связывающей учебник с другими компонентами УМК.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Учебник истории нового поколения отличается рядом особенностей и инноваций: 7) количество параграфов в учебнике учитывает потребность учителя в организации уроков обобщения, контроля и практической деятельности; 8) регламентирован объем каждого параграфа, он ориентирован на возможности учителя организовать эффективную работу на уроке и на возрастные возможности учащихся; 9) методика линии учебников учитывает потребности учащихся, сдающих итоговую аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ, занимающихся проектной и творческой деятельностью, участвующих в олимпиадном движении.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Учебник истории нового поколения расширяет свои возможности, опираясь на другие элементы УМК: 1) электронные версии учебника для фронтальной работы учителя на уроке с использованием интерактивной доски, для индивидуальной работы ученика на уроке с использованием планшета, он-лайн версия на портале издательства для домашней работы; 2) многофункциональные контрольные материалы для входного, тематического и итогового контроля, традиционные и в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Учебник истории нового поколения расширяет свои возможности, опираясь на другие элементы УМК: 4) хрестоматия, синхронизированная с учебником, учитывающая использование текстов в ОГЭ и ЕГЭ; 5) атлас с контурными картами-тренажерами, ориентированными на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ; 6) новый формат книг для чтения - пособия, ориентированные на внеурочную и воспитательную работу.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Историко-культурный стандарт о содержательной и ценностной стороне учебника истории нового поколения (извлечение). Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности; Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты; Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, …проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Историко-культурный стандарт о содержательной и ценностной стороне учебника истории нового поколения (извлечение). Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления. Неотъемлемая часть отечественного исторического сознания - военная история, давшая примеры высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Предметом патриотической гордости …. является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Историко-культурный стандарт о содержательной и ценностной стороне учебника истории нового поколения (извлечение). Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории. Важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Современный подход к преподаванию истории в школе на основе принятого историко-культурного стандарта и с учетом внедрения УМК нового поколения фото Цель педагогического сообщества, от ученых историков до школьных учителей, одна - вернуть интерес молодежи к изучению родной истории с помощью современных подходов к преподаванию предмета в школе и на основе нового поколения УМК.

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)