Цели и задачи курса – Основная цель изучения дисциплины - дать студентам основополагающие представления об организации как субъекте совместной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Advertisements

Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Менеджмент и менеджер
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ- ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Руководитель: д.э.н., профессор Гусаров Юрий Валериевич.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Началом теории организации как науки можно считать конец XIX- начало XX века, когда данное направление стало выделяться из научного управления. Тогда.
Транксрипт:

Цели и задачи курса – Основная цель изучения дисциплины - дать студентам основополагающие представления об организации как субъекте совместной деятельности людей и объекте управлении. Задачи изучения дисциплины состоят в формировании у студентов необходимых знаний по следующим вопросам : 1. принципы построения и функционирования организаций ; 2. характеристики организаций ; 3. формы существования и модели организаций ; 4. факторы, влияющие на состояние и развитие организаций ; 5. строение и структура организаций ; 6. процессы развития, адаптации и организационных изменений.

Курс концептуально и содержательно связан с рядом социально - гуманитарных, общепрофессиональных и специальных курсов дисциплин. Информационно - методологическая основа курса закладывается в основном при изучении Экономической теории, Социологии, Культурологии и Философии, которые формируют у студентов понимание базисных понятий и категорий, важных для успешного основания организационной теории : общество, социальная группа, культура, макро - и микроэкономическое окружение, система и др., а также ряд учебно - интеллектуальных навыков, связанных с анализом социальных и экономических объектов и явлений. Для других управленческих курсов – Менеджмента, Маркетинга, Организационного поведения, Стратегического менеджмента, Исследования систем управления, Управленческих решений, Управления персоналом теория организации создает информационно - теоретическую основу, помогая боле успешно освоить методологические и технологические аспекты процесса управления организациями, как в целом, так и в отдельных его сферах.

После изучения курса студенты должны : - иметь представления о сущности, происхождении и функциях организаций, их месте в современной рыночной экономике и социально - экономической системе ; - иметь представления о методологических основах современной теории организации, ее теоретических предшественниках ; - знать современные теории организации и характеризовать возможные тенденции развития организаций и организационной науки ; - знать принципы построения, внешние и внутренние условия функционирования современных организаций ; - знать, какими признаками и характеристиками обладают организации, чем они отличаются от других человеческих сообществ ;

- уметь сравнивать и классифицировать организации по наиболее распространенным основаниям ; - представлять себе, что такое современная организационная культура, каковы ее функции и содержание ; - уметь распознавать различные факторы, определяющие формирование и развитие организационной культуры ; - применять отдельные методы организационного проектирования, уметь анализировать и описывать организации по заданным параметрам и характеристикам ; - сравнивать различные типы организационных структур, определять сферы их применения и эффективность ; - оценивать процессы организационных изменений, применять способы оценки эффективности организаций.

принципы построения и функционирования организаций ; характеристики организаций ; формы существования и модели организаций ; факторы, влияющие на состояние и развитие организаций ; строение и структура организаций ; процессы развития, адаптации и организационных изменений.

темы Наименование разделов и тем 1 Введение в теорию организации 2 Источники и современные влияния на теорию организации 3 Современные организационные подходы, теории и концепции 4 Базовые принципы современной организации 5 Характеристики организации 6 Типология организаций 7 Внутренняя среда организации : цели, ресурсы и технологии 8 Организационные технологии 9 Организационная культура 10 Механизмы координации 11 Внешняя среда организации : деловая, общая и глобальная среда 12 Ноосфера. Параметры внешней среды. Взаимодействие организации с внешней средой 13 Строение организации : подсистемы 14 Организационная структура : понятие и процессы структурирования 15 Типы, виды и схемы организационных структур 16 Дисфункции современной организации 17 Организационное развитие 18 Организационные изменения и обучение

Комплекс управленческих дисциплин, предусмотренный профессионально - образовательными программами специальностей Ме - неджмент организации, и др., охватывает все аспекты и смыслы понятия Организация. В каждой из этих дисциплин свои акценты и подходы в изучении организации, но так или иначе они основываются на едином методологическом подходе. Курс концептуально и содержательно связан с рядом социально - гуманитарных, общепрофессиональных и специальных курсов указанных специальностей. Информационно - методологическая основа курса закладывается в основном при изучении Экономической теории, Социологии, Культурологии и Философии, которые формируют у студентов понимание базисных понятий и категорий, важных для успешного основания организационной теории : общество, социальная группа, культура, макро - и микроэкономическое окружение, система и др., а также ряд учебно - интеллектуальных навыков, связанных с анализом социальных и экономических объектов и явлений.

1) После изучения курса вы будете : 2) иметь представления о сущности, происхождении и функциях организаций, их месте в современной рыночной экономике и социально - экономической системе ; 3) иметь представления о методологических основах современной теории организации, ее теоретических предшественниках ; 4) знать современные теории организации и характеризовать возможные тенденции развития организаций и организационной науки ; 5) знать принципы построения, внешние и внутренние условия функционирования современных организаций ; 6) знать, какими признаками и характеристиками обладают организации, чем они отличаются от других человеческих сообществ ;

8) уметь сравнивать и классифицировать организации по наиболее распространенным основаниям ; 9) представлять себе, что такое современная организационная культура, каковы ее функции и содержание ; 10) уметь распознавать различные факторы, определяющие формирование и развитие организационной культуры ; 11) применять отдельные методы организационного проектирования, уметь анализировать и описывать организации по заданным параметрами характеристикам ; 12) сравнивать различные типы организационных структур, определять сферы их применения и эффективность ; 13) оценивать процессы организационных изменений, применять способы оценки эффективности организаций.

Для эффективного достижения указанных целей обучения процесс изучения материала курса предполагает достаточно интенсивную работу не только на лекциях и семинарах, но и с различными текстами и информационными ресурсами. На дневном отделении в качестве основных эле - ментов учебного процесса выступают проблемно - ориентированные лекции с объяснением и иллюстрированием ключевых понятий и категорий теории организации, а также семинары - дискуссии.

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Первая фаза – отделение управленческих функций ( капитала - функции ) от капитала - собственности и превращение управления в профессию. Вторая фаза – появление, начиная с х годов, командно - административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений. Третья фаза – переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей, базирующихся на широком использовании информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений.

ответом на вызовы времени, повышение сложности и наукоемкости производства, радикальные изменения экономических отношений. На пороге XXI века совершается переход от организационной рационализации, основанной преимущественно на накопленном опыте, к всестороннему применению современных информационных сетей и компьютерных систем. Получают развитие процессы интеграции в управлении ( образование ассоциативных структур и альянсов, включая организации транснационального характера ), комплексной реструктуризации, перехода к организациям « с внутренними рынками », тенденции к сокращению размеров организационных звеньев, использованию целевых групп, матричных структур и самообучающихся организаций.

Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят « неосязаемые » измерители : интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.

ознакомлению с их внутренней и внешней средой, миссией и системой целей, концепцией жизненного цикла организаций ( включая все стадии их развития - от рождения до старения и обновления ), основными элементами организационной культуры. Для читателя представят интерес ролевые функции, служащие основой динамизма организаций, - межличностные, информационные и связанные с принятием и реализацией управленческих решений.

Например, в известной книге Миллера Б. З. « Теория организации » представлены основные теоретические исследования, научные принципы и модели организации - от работ Фредерика Тейлора, Генри Файоля, Макса Вебера, Герберта Саймона, Ренсиса Лайкерта, Игоря Ансоффа, Дугласа Норта до современных теорий системного подхода, социальных систем, сетевых и « информационно базирующихся » организаций, реинжиниринга, бихевиористских концепций, организаций « с внутренними рынками ».

формальные построения и систему неформальных связей, вертикальное и горизонтальное разделение труда и формы их взаимодействия, объемы контроля и его модели, различные виды подразделения организации на определенные части и звенья. Овладение знаниями в этой области позволяет обоснованно подходить к определению степени централизации функций и механизмов принятия решений в организациях, соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении, направлений и методов делегирования полномочий и ответственности.

формированию горизонтальных связей в организациях. Подробному разбору подвергаются прямые контакты между руководителями, взаимосвязи между подразделениями, методы работы целевых групп и интегрирующих органов, условия эффективных взаимодействий, практика разрешения конфликтных ситуаций. Анализируются как условия и формы построения, так и преимущества и недостатки различных видов организационных структур - линейно - функциональных, дивизиональных, продуктовых, проектных и матричных, а также возможные варианты их сосуществования и взаимного дополнения. Специальному анализу подвергнуты достоинства и недостатки бюрократических систем управления.

представление об основных рычагах и организационных механизмах, приводящих в действие субъекты хозяйствования и обеспечивающих их устойчивую и сбалансированную работу. Прежде всего это организация деятельности высшего звена управления и механизм принятия управленческих решений – стратегических и оперативных, простых и сложных. С этих же позиций рассматриваются координационная деятельность и ее основные виды – превентивная, устраняющая, регулирующая и стимулирующая деятельность.

Ее актуальность связана, с современными процессами перехода к новым формам организации, адекватным условиям рыночной экономики. В этой части рассматриваются влияние форм собственности на организацию управления применительно к разным видам хозяйствующих субъектов, соответствующие типы структур управления и методы их адаптации к рыночным отношениям. Особое внимание уделяется построению и анализу работы акционерных обществ – новых для России форм хозяйствования, а также роли, организации и специфическим особенностям малых предприятий. Последние рассматриваются, с одной стороны, как важный ресурс экономического развития, а с другой - как широко распространенная организационная форма, которой свойственны динамизм и высокая адаптивность к запросам потребителей.

теоретические основы, предпосылки и разновидности объединения организаций для достижения общих целей и решения определенных задач. Изучаются современные формы интеграции предприятий : корпорации ( в том числе транснациональные ), холдинги, финансово - промышленные группы, консорциумы, совместные предприятия, синдикаты, картели и др.

системному подходу к формированию организационных структур управления. Анализируются и сопоставляются основные методологические принципы, процессы и собственно методы проектирования организаций, а также используемые критерии для оценки организационных решений, основные условия и направления корректировки организационных структур. Дается характеристика возможных этапов организационного проектирования, программ реорганизации и методов решения задач на каждом этапе ( подготовка, сбор информации, определение проблем, организационно - техническое проектирование, социальное проектирование, проведение преобразований ). Данная часть завершается постановкой и решением задач по определению эффективности организационных изменений на основе кратко -, средне - и долгосрочных критериев.

исследований, обобщающих передовую практику, рассматриваются объективные требования к организациям будущего, перспективные формы таких организаций, а также условия их использования в долгосрочном плане. Приводятся основные характеристики возникших в последнее время организаций « с внутренними рынками » и сетевых организаций. Практически впервые достаточно подробному разбору подвергаются построение и механизм функционирования таких новых типов организаций, как виртуальные, многомерные, интеллектуальные, круговые. Большое внимание уделяется обучающимся организациям, выступающим в роли ключевого фактора организационного развития.

В них сделана попытка обобщить мировой опыт и теоретические воззрения последнего времени, нашедшие отражение в новейшей литературе по организации и управлению *, а также в материалах международных конференций и симпозиумов. В целом ряде новых глав, помещенных в других частях книги, дан анализ современных аспектов теории организации ( жизненный цикл организаций, организационная культура, доверие в системах управления ). Расширен материал об управлении государственной собственностью и организации малых предприятий. Во второе издание книги включена достаточно подробная хронология развития теории организации. Она охватывает многие известные в истории человечества факты и события, имеющие отношение к зарождению и развитию принципов формирования и функционирования организаций, – от древнейших времен до наших дней.

Существуют различные трактовки термина « организация ». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию « организовывать ». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи ( физические, технологические, экономические, правовые ) и человеческие отношения.

целостный комплекс взаимосвязанных элементов ( свойство организационной сложности ) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация – это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки - теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации представлена на рис. 1.1.

Имеется также большое число работ, выделяющих проблемы организации в относительно самостоятельную область знаний. Исходная позиция их авторов состоит в том, что « организация » отвечает на вопрос, чем управлять, а « управление » - зачем и как воздействовать, на объект. Понимание организации создает основу для изучения управления.

изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин ( психологии, социологии, социальной психологии, антропологии ) для решения этих задач.

в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосредственно связаны с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и разработке мотивационных методов, степени удовлетворенности работой, психологических аспектах процессов принятия решений, оценке поступков и позиций людей, природе хозяйственной предприимчивости.

методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Принципиально важным является изучение группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социализации, организационной структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса и власти. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социальных конфликтов ( и прежде всего конфликтов межличностных ) между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организации большую научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, анализ факторов социальной активности и социальной патологии, моделирование социальной значимости деятельности человека, исследование его социальных возможностей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильности, идентификации.

о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина - социальная психология. При изучении межличностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу изменения позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения индивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций. В теории организации исключительно важно учитывать характер и степень влияния указанных факторов на формирование приоритетов людей и их поведение в организациях.

объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внешних взаимодействий. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро - и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.

право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к административному праву, регулирующему общественные отношения, возникающие в процессе организации государственного управления и осуществления исполнительно - распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право - совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельности исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых собственником или администрацией предприятия ( коммерческой организации ) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствующую законодательную форму и обеспечивающая юридическую регламентацию общественных отношений, создает необходимые предпосылки для эффективного функционирования организаций.

все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оперативности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации как руководителями, так и исполнителями. Развитие современных информационных систем осуществляется высокими темпами за счет широкого внедрения новых информационных технологий, развития компьютерных сетей и телекоммуникаций. В перспективе значение этого фактора будет возрастать.