Автор проекта: Райкова Елена Григорьевна – инструктор по физической культуре.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа Образование и здоровье М.А. Павлова. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ «Здоровье это – состояние полного физического, умственного и социального.
Advertisements

Условия здоровьесбережения Состояние здания и помещений школы: очистители воздуха, освещенность, температурный режим, режим проветривания Безопасная жизнедеятельность,
Программа Цель Программы «ОБРАЗОВАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ» Организация системной комплексной работы по сохранению, компенсации и укреплению здоровья учащихся школы.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
LOGO Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Опыт разработки.
МОУ СОШ 2 г. Торопца 2011 год Районный семинар «Здоровьесберегающие технологии - залог качественного обучения» - залог качественного обучения»
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Организация системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе обучения Гольдринг Инна Ионовна (методист отдела охраны.
Повестка 1. Итоги 1 четверти( Рожкова Т. П) 2. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации учебного процесса в школе.( Рожкова Т. П) ( Тараскина.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося через осознание ценности ЗОЖ, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Условия здоровьесбережения Состояние здания и помещений школы: очистители воздуха, освещенность, температурный режим, режим проветривания Безопасная жизнедеятельность,
Сроки реализации: годы.
Здоровьесберегающие технологии в школе МОУ « СОШ 61» Дорогова Е. Н. ( по материалам программы Шкель В. Ф.)
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (вторая часть занятия) 1.
Ц ЕЛЬ ПРОЕКТА – СОЗДАНИЕ В ШКОЛЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. Задачи: Проведение диагностики и мониторинга динамики.
Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в педагогическом процессе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Транксрипт:

Автор проекта: Райкова Елена Григорьевна – инструктор по физической культуре

Незавершенность морфофункционального развития всех физиологических систем; Непрерывность процессов роста и развития Меньшая устойчивость к воздействию факторов внешней среды; Высокая степень реактивности организма на внешнее воздействие; Неравномерность процессов роста и развития в разные возрастные периоды; Гетерохронность (разновременность) созревания различных функциональных систем, органов и тканей.

В дошкольном возрасте имеют место: Множественные нарушения функционального характера (68% детей); Хронические заболевания (17% детей). Только один ребенок из трех является здоровым.

Сократилось количество детей 1 группы здоровья (с 15,6 до 5,7%); Возросла численность 3 группы здоровья (с 11,8 до 26,9%) 60-70% детей имеют 3-4 морфофункциональных отклонения, только 1- 2% детей имеют 1-2 отклонения, растет количество детей, имеющих 5 и более отклонений.

1. Костно-мышечная система (нарушения осанки %, уплощения стопы, последствия рахита); 2. Органы пищеварения (кариес) – 54-60%; 3. Система кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотония) – 42-56%; 4. Нервно-психическое здоровье (астено- невротические проявления, тики, вегетативные нарушения) и развитие; 5. Аллергические проявления.

Большинство детей болеют эпизодически (1-3 раза в год); Часто и длительно болеют 5-10% детей;

Дефицит массы тела имеют 10,5% детей; Избыточность массы тела имеют 5,3% детей; Низкорослость имеется у 1,7% детей. Диагностируется наименьший прирост тотальных размеров тела.

ПРОБЛЕМА: Сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению, существенно ухудшает их возможности успешного получения образования.

Неблагоприятные социальные факторы; Неблагоприятные экологические условия; Недосмотр родителей; Неблагоприятное действие факторов риска в общеобразовательных учреждениях.

1. Стрессовая педагогическая тактика. 2. Интенсификация учебного процесса. 3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. 4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения. 5. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса. 6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья. 7. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей. 8. Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля. 9. Провалы в существующей системе физического воспитания. 10. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Реальная разгрузка содержания общего образования; Использование эффективных методов обучения; Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой; Организация мониторинга состояния здоровья детей; Улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; Рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.

Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы; Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения, способствующих сокращению количества и длительности образовательных занятий; Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту; Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха; Создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении; Наличие в ДОУ специалистов высокой квалификации по физической культуре и др.; Реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей Реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.

Цель – организация ЗСД в детском саду и школе, которая позволит повысить качество образования; Педагогические условия, определяемые организацией и состоянием внутренней среды учреждения (образовательной, оздоравливающей, коррекционной и развивающей); Содержание воздействия (программы различных направлений здоровьесберегающих мероприятий); Средства воздействия – методы, технологии и приемы воздействия в рамках различных направлений работы в системе ЗСД; Формы организации деятельности – групповые, индивидуальные, директивные, свободные и т.д.; Объект воздействия – учащиеся и воспитанники, на которых направлены все педагогические, лечебные и психологические воздействия, психическое и физическое здоровье которого является одним из главных критериев качества педагогической системы и валидности мер воздействия; Результат педагогического воздействия – положительная динамика развития ребенка «группы риска», стабильные показатели психического и физического здоровья ребенка подготовительной группы, соответствующие всем параметрам школьной зрелости и готовности к школе.

Предметная среда – хозяйственная инфраструктура; организация питания, материальное обеспечение учебной и оздоровительной деятельности. Она определяется качественной оценкой помещений, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организацией системы питания с учетом требований Сан ПиН; (фактор риска – дискомфортность предметной среды) Коммуникативная среда – межличностные отношения между субъектами педагогического процесса, комплектование групп, их наполняемость, индивидуальные и типологические особенности детей, взаимоотношения родителей и педагогов, их представления о здоровом образе жизни.; (фактор риска – конфликтность коммуникативной среды) Развивающая среда, оздоровительная среда – формы и принципы учебной и оздоровительной деятельности.

Планирование деятельности всех субъектов процесса; Проектирование и разработка средств ЗСД; Создание педагогических условий ЗСД; Управление ЗСД и координация деятельности всех участников педагогического процесса; Диагностика ЗСД; Контроль за выполнением управленческих решений; Рефлексия выполнения управленческих решений; Оценка эффективности ЗСД; Коррекция управленческих решений по результатам промежуточной диагностики; Мотивация к повышению ЗСД всех субъектов управления; Внедрение новых или забытых технологий в здоровьесбережении.

Медико-профилактическая деятельность; Физкультурно-оздоровительная; Спортивно-досуговая деятельность; Образовательная ЗСД; Социально-психологическая деятельность; Информационно-просветительская деятельность.

Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться. (Л.С.Выготский) Школьная зрелость – тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушениям здоровья ребенка,физиологической и психологической дезадаптации, снижению успешности обучения.

§ Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) § Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арт терапия) § Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) § Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс: Внесубъектные:технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п. Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья. т ИПЫ технологий

Зрительно-пространственное восприятие; Слухо-моторные координации; Развитие движений; Интеллектуальное развитие; Развитие внимания; Развитие памяти и объема внимания; Организация деятельности; Речевое развитие; Мотивы поведения; Личностное развитие, самосознание и самооценка; Социальное развитие.

К моменту поступления в школу ребенок должен Иметь крепкое здоровье; Быть хорошо физически развит; Иметь необходимый уровень развития двигательных навыков и физических качеств. Проблема укрепления здоровья детей – не только медицинская, но и психолого-педагогическая.

I блок – здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения. состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами; оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; наличие и необходимое оснащение школьной столовой; организация качественного питания; необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.). Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях

II блок рациональная организация учебного процесса. соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства); рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе; индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

III блок организация физкультурно- оздоровительной работы. полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); организация занятий по ЛФК; организация часа активных движений (динамическая паузя) между 3 и 4 уроком в начальной школе; организация динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; создание условий и организация работы спортивных секций; регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, поводов и т.п.).

IV блок просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркотизма). Подобные образовательные программы должны носить модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента; лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.; создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

V блок организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья. лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.; приобретение необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.). Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей. Выбор приоритетных направлений деятельности.

VI блок профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога. Управлениям образования необходимо совместно с Управлениями здравоохранения организовать внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в медицинские карты, находящиеся в школе. регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры. создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами; привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

1. Плотность – 60 – 80% 2. Количество видов учебной деятельности видов 3. Продолжительность вида – до 10 минут 4. Смена видов деятельности – через 7 – 10 минут 5. Количество видов преподавания – не менее 3-х 6. Чередование видов преподавания – через 10 – 15 минут 7. Эмоциональные разрядки – 2 – 3 8. Использование ТСО в соответствии с нормами САНПи На 9. Чередование позы учащихся, наблюдение за посадкой 10. Физминутки из 3 упражнений с 4 повторениями 11. Положительная эмоциональная обстановка 13. Наличие у учащихся мотивации 14. Темп и особенности окончания урока

Режим смены динамических поз на занятиях, уроках; Использование Флеш –мобов: - Танец «Горностая» Ритмика после 2 урока, занятия Сюрпризные моменты, направленные на отвлечение от утомляющей деятельности (например, появление нежданного гостя) психогимнастика Игровой самомассаж Дыхательные упражнения Фитбол

Использование офтальмотренажеров

Эффективность системы воспитательной работы, направленной на формирование мотивации здорового образа жизни: Для учащихся: классные часы; дни здоровья ежегодно отмечаемые международные дни; научно-практическая конференция «Мы выбираем здоровье»; постоянно действующие стенды; книжные выставки; конкурсы рисунков, плакатов «Мы - за здоровый образ жизни» Для родителей: тематические родительские собрания; родительский лекторий; вовлечение в общешкольные мероприятия; ролевые игры.