Прочитайте текст и выполните задания А 6 – А 11 А 6 - А 11.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или (союзными) словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного.
Advertisements

Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Союз как часть речи.. 1. Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Задание А 9 По количеству основ предложения бывают: 1. Простые (одна грамматическая основа) 2. Сложные (две и более грамматические основы)
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Тема: Сложные предложения Ли Е.Н. гимназия 22 Майкоп.
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
А 10. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Сложное предложение Основные виды сложных предложений; знаки препинания в сложных предложениях.
Что нужно знать и уметь,чтобы выполнить задания А9. 1.Вопросы,на которые отвечает подлежащее. Способы выражения подлежащего; 2.Вопросы,на которые отвечает.
Сложноподчиненные предложения. Авторы: Иванова Ирина, Попова Мария, Павлов Константин. 9 «в» класс, г. Сыктывкар. Пушкинская гимназия.
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему: Открытый урок "Второстепенные члены предложения". 8 класс.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
Подготовила Н. Г. Харланова, учитель МОУ СОШ 21 села Архиповского Ставропольского края В2В2В2В2 Части речи Подготовила Н. Г. Харланова, учитель МОУ СОШ.
Транксрипт:

Прочитайте текст и выполните задания А 6 – А 11 А 6 - А 11

А 6 Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте ? 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) Прочность – это самое главное свойство бетона. 2) Свойства стали зависят от её химического состава. 3) Бетон – строительный материал, используемый с давних времён. 4) Наибольшее распространение в качестве вяжущего материала получили известь и цемент.

А 6 Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте ? 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) Прочность – это самое главное свойство бетона. 2) Свойства стали зависят от её химического состава. 3) Бетон – строительный материал, используемый с давних времён. 4) Наибольшее распространение в качестве вяжущего материала получили известь и цемент.

А 7 Какое из приведённых ниже слов ( сочетаний слов ) должно быть на месте пропуска в шестом предложении ? 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) Другими словами, 2) Кроме того, 3) А 4) Поэтому

А 7 Какое из приведённых ниже слов ( сочетаний слов ) должно быть на месте пропуска в шестом предложении ? 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) Другими словами, 2) Кроме того, 3) А 4) Поэтому

А 8. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их. Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме :

Подлежащее это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто ? или что ? Сказуемое это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи ? что с ним происходит ? каков он ? что он такое ? кто он такой ? и др. Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое ( простое глагольное ) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого - либо наклонения. Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. ( Глагол был служит для связи с подлежащим, на слово полковник падает смысловая нагрузка сказуемого.) ( Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)

А 8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста ? 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) они стали ( предложение 2) 2) строят сооружения ( предложение 4) 3) бетонщики спокойны ( предложение 5) 4) зимы холодные ( предложение 6)

А 8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста ? 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) они стали ( предложение 2) 2) строят сооружения ( предложение 4) 3) бетонщики спокойны ( предложение 5) 4) зимы холодные ( предложение 6)

А 9. Типы предложений. Предложения бывают простые и сложные. Простые – одна грамматическая основа. ( Я увидел самолёт ) Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой. Сложные предложения это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое. Шторм уже утих, ветер ослаб. Как аукнется, так и откликнется. Мороз был страшный, но яблони выжили. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов ( или союзных слов относительных местоимений и наречий ). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации ( без союзов и союзных слов ). Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов ( союзное ). Голос ее дрожал : слезы мешали говорить ( бессоюзное ).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы : предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые. Сложносочинённые предложения это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь. Шубу - то моль побила, но рукавицы как новые. Сложноподчинённые предложения это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, придаточным. Если в Мышкине будешь ( придаточное ), зайди к Ефимкиным ( главное ). Камешек хочу найти ( главное ), каких у вас не бывает ( придаточное ).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие при помощи подчинительных союзов, третьи без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи. Во мне не было какого - нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую - нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. ( Н. В. Гоголь ). ( Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

А 9 Укажите верную характеристику (2) предложения текста. 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) Сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями 2) Сложноподчиненное 3) Простое осложненное 4) сложносочиненное

А 9 Укажите верную характеристику (2) предложения текста. 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) Сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями 2) Сложноподчиненное 3) Простое осложненное 4) сложносочиненное

А 10. Части речи. 1. Помните, что слово является порядковым числительным, если обозначает порядок предметов при счёте ( его можно записать с помощью цифр ): двадцать пятое (25) января, второй (2) батон хлеба. 2. Проверьте, образовано ли данное слово от глагола. Если да, то обратите внимание на суффикс. Подобные слова являются причастиями, если в их составе есть суффиксы – ущ -, - ющ -, - ащ -, - ящ -, - ом -, - ем -, - им -, - вш -, - ш -, - енн -, - нн -, - т -: расколо - т - ый, по - ющ - ий, постро - енн - ый. Если ни одного из перечисленных суффиксов в слове нет, то перед вами прилагательное : вяза - н - ый, вспомога - тельн - ый, дрем - уч - ий, круч - ён - ый. В редких случаях происходит переход из одной части речи в другую и причастия с суффиксами – енн - и – нн - становятся прилагательными, приобретая при этом переносный смысл : образова - нн - ая депутатами комиссия ( причастие, комиссию образовали, т. е. создали ), образова - нн - ая девочка ( прилагательное, девочке дали образование, замена на глагол « образовали » невозможна, потому что значение слова иное ). 3. Если слово не образовано от глагола, то это, скорее всего, прилагательное, однако проверьте, не является ли оно местоимением. Следует запомнить местоимения мой, твой, свой, наш, ваш, тот, этот, таков, такой, этакий, весь, всякий, самый, каждый, любой, иной, другой, какой, который, некий.

1. Если в предложении слово является обстоятельством, это наречие : Влад отвечал на вопросы учителя ( как ?) продуманно ( обстоятельство ). 2. Если слово выполняет функцию сказуемого, образовано от глагола и его можно заменить этим глаголом без искажения смысла предложения, это краткое причастие : Поле ограничено рвом. Поле ограничили рвом. 3. Если слово выполняет функцию сказуемого, образовано от глагола и его нельзя заменить этим глаголом без искажения смысла, но можно подобрать синоним - прилагательное или синонимичное сочетание слов, это краткое прилагательное : Его возможности ограниченны ( малы ). 4. Если в полной форме слова, образованного от глагола, пишется одна – Н -, это краткое прилагательное : Старые липы когда - то – лет сто тому назад – были стрижены ( стриженый ). 1. Предлог повторяется в падежном вопросе к существительному, местоимению или числительному, его можно заменить другим предлогом : проезжать ( мимо чего ?) мимо деревни ; поговорить насчёт похода (= о походе ). 2. Зачастую предлоги и слова, от которых они образованы, пишутся по - разному, при этом предлог утрачивает лексическое значение, присущее исходному слову, и выражает различные отношения ( места, направления, времени, причины и др.): вследствие непогоды ( предлог со значением причины ) – в следствии по делу ( существительное в предложном падеже с предлогом « в »). И подчинительные союзы, и союзные слова ( относительные местоимения что, кто, какой, чей, который, сколько и наречия куда, где, когда, откуда, зачем и др.) служат для связи частей сложноподчинённого предложения. Однако союзные слова, в отличие от союзов, являются членами предложения, на них падает логическое ударение : Всего, что ( относительное местоимение, в предложении является дополнением ) знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг. ( П.) Свет решил, что ( подчинительный союз ) он умён и очень мил. ( П.) Деревня, где ( наречие, в предложении является обстоятельством места ) скучал Евгений, была прелестный уголок.

5. Если слово, выполняющее функцию сказуемого, не образовано от глагола, это краткое прилагательное либо слово категории состояния : Сегодня Даша была особенно внимательна. Холодно мне на душе, Настенька ( слово категории состояния ). 1. Предлог повторяется в падежном вопросе к существительному, местоимению или числительному, его можно заменить другим предлогом : проезжать ( мимо чего ?) мимо деревни ; поговорить насчёт похода (= о походе ). 2. Зачастую предлоги и слова, от которых они образованы, пишутся по - разному, при этом предлог утрачивает лексическое значение, присущее исходному слову, и выражает различные отношения ( места, направления, времени, причины и др.): вследствие непогоды ( предлог со значением причины ) – в следствии по делу ( существительное в предложном падеже с предлогом « в »). И подчинительные союзы, и союзные слова ( относительные местоимения что, кто, какой, чей, который, сколько и наречия куда, где, когда, откуда, зачем и др.) служат для связи частей сложноподчинённого предложения. Однако союзные слова, в отличие от союзов, являются членами предложения, на них падает логическое ударение : Всего, что ( относительное местоимение, в предложении является дополнением ) знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг. ( П.) Свет решил, что ( подчинительный союз ) он умён и очень мил. ( П.) Деревня, где ( наречие, в предложении является обстоятельством места ) скучал Евгений, была прелестный уголок.

1. Предлог повторяется в падежном вопросе к существительному, местоимению или числительному, его можно заменить другим предлогом : проезжать ( мимо чего ?) мимо деревни ; поговорить насчёт похода (= о походе ). 2. Зачастую предлоги и слова, от которых они образованы, пишутся по - разному, при этом предлог утрачивает лексическое значение, присущее исходному слову, и выражает различные отношения ( места, направления, времени, причины и др.): вследствие непогоды ( предлог со значением причины ) – в следствии по делу ( существительное в предложном падеже с предлогом « в »). И подчинительные союзы, и союзные слова ( относительные местоимения что, кто, какой, чей, который, сколько и наречия куда, где, когда, откуда, зачем и др.) служат для связи частей сложноподчинённого предложения. Однако союзные слова, в отличие от союзов, являются членами предложения, на них падает логическое ударение : Всего, что ( относительное местоимение, в предложении является дополнением ) знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг. ( П.) Свет решил, что ( подчинительный союз ) он умён и очень мил. ( П.) Деревня, где ( наречие, в предложении является обстоятельством места ) скучал Евгений, была прелестный уголок.

А 10 Укажите предложение, в котором есть прилагательное в сложной форме сравнительной степени. 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) 6 2) 5 3) 3 4) 4

А 10 Укажите предложение, в котором есть прилагательное в сложной форме сравнительной степени. 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) 6 2) 5 3) 3 4) 4

А 11 Укажите значение слова ОБРАЩАТЬСЯ в предложении 2. 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) находиться в употреблении, иметь хождение 2) держать себя каким – либо образом 3) вращаться, двигаться по кругу 4) пользоваться чем - либо, применять что - либо

А 11 Укажите значение слова ОБРАЩАТЬСЯ в предложении 2. 1)… 2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента ( известь или глина ) и воды. 3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого « новейшего материала. 4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. 5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. 6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины. 1) находиться в употреблении, иметь хождение 2) держать себя каким – либо образом 3) вращаться, двигаться по кругу 4) пользоваться чем - либо, применять что - либо