Работа с историческими документами (задания С 1-С 3)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с историческими источниками Историк никогда не исчерпает документ до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить их.
Advertisements

Документально-методические комплексы (ДМК) по истории: принципы разработки, использования на примере вводной темы.
Метод последовательно- текстуального изучения источников. Метод изучения исторической литературе, основанный на ориентировании учащихся в последовательном.
Работа с заданиями на анализ исторических версий и оценок.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Февральская революция. План урока 1. Революционная ситуация 2. Причины революции 3. Начало революции. Николай II 4. Формирование новых органов власти.
Никифорова С. В., учитель истории СОШ 5 г. Пугачева.
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Эссе Как написать и оценить эссе?. Эссе – мини-сочинение 1 Философия 2 Социальная психология 3 Экономика 4 Социология 5 Политология 6 Правоведение.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Работа с документами и историческими источниками на уроках истории.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Транксрипт:

Работа с историческими документами (задания С1-С3)

Методика работы с текстом, не связанная с ЕГЭ

Система заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. 1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д. 2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др. 3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.

1. Подготовительный этап 2. Усвоение содержания источника 3. Выполнение обобщающих и практических заданий Подготовительный этап включает: 1. Уяснение терминологии источника, несущей основную смысловую нагрузку. 2. Выяснение причин, времени, исторических условий создания изучаемого произведения. 3. Разбор фактов и событий, включенных автором в текст. 4. Выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором. Усвоение содержания источника включает: 1. Выделение основных, узловых вопросов источника. 2. Вычленение исторического аспекта изучаемой темы, курса. 3. Уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие годы. Выполнение обобщающих и практических заданий. 1. Определение взаимосвязей идей и положений между собой. 2. Уяснение значения идей источника для изучаемого исторического периода и современности. 3. Анализ событий и процессов действительности, проблем обучения и воспитания учащихся. Выработку практических рекомендаций.

Приемы работы с историческими текстами: чтение и анализ; выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; коллективный разбор текста; формулирование вопросов к тексту; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно- логического, тематического), тезисов, конспекта; подготовка сообщений, рефератов.

Формы работы с документами: 1. Вопросы автору текста Вопросы автору текста 2. Работа над вопросами, поставленными самими авторами текста, и выработка на них ответов Работа над вопросами, поставленными самими авторами текста, и выработка на них ответов 3.Актуализация Актуализация

1. к вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, а также определить вид данного источника. Условно мы называем этот уровень «паспортизацией» документа 2. вопросы второго уровня направлены на «выборочное чтение» источника и работают с информацией, «лежащей на поверхности текста». Условно называемые историко логическими, эти вопросы задают исследователю определенный угол зрения для выделения главного, существенного в изучаемом источнике, то есть фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого Многоуровневый подход к анализу исторических документов (Стрелова)

3. вопросы третьего уровня выводят нас на аксиологический анализ документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа 4. вопросы четвертого уровня представляют собой критику источника. На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность, пытаются объяснить мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками; 5. вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы. Это праксеологический подход, определяющий смыслы использования конкретных источников в познавательной деятельности школьников и в преподавательской работе учителя.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Телеграмма М. В. Родзянко Николаю II о положении в Петрограде. 26 февраля 1917 г. Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца.

1. Какой пост занимал автор телеграммы? 2. Какие события, произошедшие в Петрограде, имел в виду М.В. Родзянко? 3. Какие слова текста телеграммы можно считать ключевыми (несущими наибольшую смысловую нагрузку). 4. Какое явление, замеченное автором можно считать особенно опасным для власти? 5. Какой выход из сложившегося положения предлагает автор телеграммы? Чем он аргументирует необходимость именно такого выхода? 6. Соответствовали ли факты, изложенные автором истинному состоянию дел в Петрограде? Аргументируйте своё мнение, используя знания, полученные из других источников информации. 7. Как вы думаете, кого имел в виду автор, когда писал о лице, «пользующемся доверием страны»? 8. Как вы думаете, какая фраза является главной в телеграмме, той, ради которой она и была отправлена? 9. Согласны ли вы с тем, что предложение М.В. Родзянко было лучшим выходом для царя? Подумайте, какие другие пути решения проблемы были у Николая II? 10. Были ли в истории царствования Николая II похожие ситуации? Как царь действовал тогда? 11. Как поступил царь в данной ситуации? Подумайте, почему именно так? 12. Как действии Николая II повлияли на дальнейшее развитие событий в России?

Атрибуция

Прочтите отрывок из исторического источника и ука­ жите, о каком церковном деятеле в нем идет речь. «А великодержавный князь... достохвальный и победонос­ ный великий Дмитрий... пришел к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обла­дает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество». 1)патриархе Филарете 2)патриархе Никоне 3)Сергии Радонежском 4)Иосифе Волоцком

Прочтите отрывок из записок П.А. Кропоткина и укажите дату начала общественного движения, о котором говорит­ся в отрывке. «Целью всех этих чтений и споров было разрешить великий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем может она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя. Девушки сдали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа». 1) 1816 г. 2) 1825 г. 3) 1849 г. 4) 1874 г.

Алгоритм атрибуции документа: 1)Читая задание к тексту, обратить внимание на то, что нужно определить на основании текста (дату начала общественного движения). 2)Найти ключевые элементы текста, которые помогут провести атрибуцию. 3)Обобщить ключевые элементы, что поможет выйти на «подсказку», связанную с правильным ответом («хождение в народ»). 4)Соотнести «подсказку», полученную на основании обобщения, с вариантами ответов, выбрать правильный ответ.

Прочтите отрывок из доклада И.В. Сталина «О работе апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК» и укажите год, когда прозвучал этот доклад. «...Мы имеем врагов внутренних. Мы имеем врагов внешних... Мы имели заготовительный кризис, который уже ликвидирован. Заготовительный кризис знаменовал собой первое серьезное в условиях нэпа выступление капиталистических элементов деревни против Советской власти». 1) 1917 г. 2) 1920 г. 3) 1928 г. 4) 1937 г.

Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идет речь. «Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведенные в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по- человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. патриарху разрешили вернуться в Ново- Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому».

Укажите имя князя, пропущенное в данном отрывке из труда историка Д.И. Иловайского « _________________ пробыл в Орде почти два года и сумел войти в милость к хану Узбеку. Будучи вдовым, он женился на ханской сестре Кончаке, принявшей в крещении имя Агафии, и затем получил ярлык на великокняжеское достоинство ». 1. Даниил Александрович 2. Юрий Данилович 3. Иван Данилович 4. Симеон Иванович

Задание С1 предполагает атрибуцию документа (определение его принадлежности, событий, явлений, личностей, о которых в нем говорится). Задание С2 – разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории России). Задание С3 – выявление и анализ позиции автора, исторических личностей, рассмотрение версий и интерпретаций событий.

«С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси». С1. Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» В журнале «Звезда» за последнее время... появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литератур­ной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе... Известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитических стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция «Ленинграда» допустила круп­ные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному». С1 Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление. фамилию руководителя СССР в этот период (тройная атрибуция документа).

Из отчета херсонского губернатора от 1904 г. «Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить свое хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли все, ничего ей не возвращая. Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности все уменьшается. Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела». С2. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет в тексте автор отчета, и можете указать вы? Укажите всего не менее трех недостатков. С3. На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX в. Укажите не менее трех последствий.

1) вопросы на атрибуцию исторического документа; 2) вопросы, направленные на понимание проблемы, которая поднимается автором документа; 3) вопросы, предполагающие формулирование позиции автора документа к поднятой им проблеме; 4) вопросы, предполагающие формулирование других, отличных от авторской, позиций по отношению к поднятой в документе проблеме; 5) вопросы, предполагающие конкретизацию или аргументацию авторской позиции на основе документа, либо объяснение каких-либо положений, содержащихся в отрывке. Важно, чтобы эти операции (конкретизация, аргументация, объяснение) можно было, хотя бы частично, выполнить на основе информации, содержащейся в самом отрывке; 6) вопросы, предполагающие конкретизацию или аргументацию позиций, отличных от авторской. В данном случае, как правило, при ответе учащиеся будут опираться на свои контекстные знания, а не на содержание документа; 7) вопросы, призванные «вписать» рассмотренную в тексте (или связанную с ним) ситуацию в исторический контекст. Здесь уместны такие вопросы на применение учащимися контекстных знаний, как: «Каковы причины (последствия)…», «Каковы цели участников…», «На основе информации, приведённой в данном отрывке, укажите черты (какого-либо явления)…» и т.д.

- вопросы, представляющие собой критику источника. «На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность, пытаются объяснить мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками»; - вопросы, которые проясняют ценность исторического текста в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы.

«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! … Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же». С2. На какие реформы («уступки»), согласно тексту, вынужден был согласиться автор письма? Какие еще реформы и действия власти, направленные на прекращение «крамолы», вы можете указать дополнительно? Приведите всего не менее трех реформ и действий. С3. На основе текста письма и знаний по истории назовите не менее трех основных причин того, что путь подавления «крамолы» через установление военной диктатуры оказался бесперспективным для власти в описанный в письме период.

1) Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор. 2) Сформулируйте проблему, которую пришлось решать автору данного письма? 3) Какую позицию занимает автор письма по данной проблеме? 4) Сформулируйте другой, отличный от выбранного автором, способ (или способы) решения данной проблемы. Укажите политические силы (или конкретных людей) выступавшие за этот способ (способы) её решения. 5) Как вы считаете, почему автор письма избрал именно такой способ решения проблемы? Какие конкретные действия, перечисленные и не перечисленные в письме, предпринятые автором в рамках избранного им способа выхода из ситуации, вы можете назвать? 6) Как можно аргументировать позицию сторонников другого, отличного от авторского способа решения проблемы? Были ли предприняты какие- либо действия в рамках этого способа? Если были, то перечислите их.

7) Согласны ли вы с тем, что путь выхода из кризисной ситуации, отвергнутый автором, был бесперспективным для власти в описанный в письме период. Аргументируйте своё мнение. Каковы были последствия действий, предпринятых автором письма? 8) Как вы считаете, откровенен ли автор письма со своим адресатом? Почему вы так думаете? 9) Почему данный документ важен для изучения исторической ситуации, сложившейся в момент его создания? Какие факты, отсутствующие в официальных документах, он содержит?