Лексика современного русского языка с точки зрения ее социально-диалектного состава (сфера употребления). Диалектизмы. Материал (теория, упражнения и тесты)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обобщающий урок по теме: «Лексика. Фразеология» 6 класс Подготовила: учитель русского языка Толстова Е.В.
Advertisements

Сокровища живой народной речи Авторы: Дегтева Ю. Рамазанова С. 6 класс.
«Использование диалектизмов в речи жителей деревни Мордвиново» Выполнила: Тестова Даша, 5 класс МОУ Мордвиновская СОШ Педагог-наставник: Городничая Л.А.,
Лексика Общеупотребительная Имеющая ограниченную сферу употребления ДиалектизмыТерминыЖаргонизмы Профессионализмы.
«Живое слово» Диалектная лексика Второй Николаевки Руководитель Лукьянова И.Н. Новосарбайская школа Самарской области.
Цели: 1. Показать красоту народной речи; 2. Познакомиться с особенностями Тютнярского диалекта; 3. Научиться находить и классифицировать диалектизмы в.
Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Специальная лексика. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 9.
ЛЕКСИКА Пассивная лексика ИСТОРИЗМЫ, АРХАИЗМЫ ПРОФЕССИОНА- ЛИЗМЫ ДИАЛЕКТИЗМЫЖАРГОНИЗМЫ.
Общенародный(национальный) язык Литературный(нормированный) язык высшая форма национального языка Нелитературные(только устные) формы языка Письменная.
Диалекты как одна из форм существования русского национального языка Открытый урок русского языка в 10 классе в рамках муниципального (регионального) методического.
Проект по русскому языку 6 класс.
Мир в твоих ладонях. Узнай произведение по месту действия Блудово болото, где и мы сами не раз тоже блуждали, начиналось, как почти всегда начинается.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Художественный стиль. находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно- познавательную и идейно-эстетическую функцию.находит.
Урок развития речи ТЕКСТ. Цель урока ЗНАТЬ: Основные признаки понятия ТЕКСТ Основные признаки понятия ТЕКСТ ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ: строить текст строить.
1.Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. 2. Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. 3. Москва-река.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Научная работа по русскому языку «Диалектные слова Облученнского района». Выполнили: Куликова Екатерина, Нифантова Алина, ученицы 8 класса «А» средней.
{ И. А. Грунтов, О. М. Мазо. Уточнение монгольской глоттохронологии по результатам экспедиции во Внутреннюю Монголию.
Транксрипт:

Лексика современного русского языка с точки зрения ее социально-диалектного состава (сфера употребления). Диалектизмы. Материал (теория, упражнения и тесты) для уроков-лекций по теме «Лексика»

Диалектная лексика В русской лексической системе выделяются группы слов, сфера употребления которых ограничена той или иной территориальной закрепленностыю. Такие группы называют диалектними. В своюей основе - это говоры крестыянского населения, которые до сих пор сохраняют отдельные фонетические, морфологические, синтаксические и лексико- семантические особенности.

Это дает возможносты выделиты диалектизмы фонетические (ж[о]на вместо жена, п[и]соня, м[и]сто вместо песоня, место; дум[а]т вместо думает в севернорусских говорах; н[я]су, р[я]ка вместо несу, река; [хв]артек вместо фартек и др. в южнорусских говорах); диалектизмы морфологические (например, видел свою[им] глаз[ам], говорил с амн[им] люд[ям], где наблюдается совпадение окончаний твор. и дат. падежей мн. числа в северных говорах, и ни сё[ты], пойди[ты] вместо несет, пойдет или у м[и]н[е], у с[и]б[е] вместо у меня, у себя - в южных) и диалектизмы лексические, среди которых выделяются собственно лексические и лексико- семантические.

Собственно лексическими диалектизмами называются слова, которые совпадают с общелитературними по значению, но отличаются своюим звуковим комплексом. Они называют те же понятия, что и тождественные им слова литературного языка, т.е. являются синонимами. Так, собственно лексическими диалектизмами являются слова: голицы, шубенки (сев.) - варежки; баской (сев.) - красивый; векша (сев.) - белка; стёжка (южн.) - дорожка; гребоваты (южн.) - брезгаты, пренебрегаты; балка (южн.) - овраг, гай (южн.) - лес и др.

Лексико-семантическими диалектизмами называются слова, совпадающие в написании, произношении с литературними, но отличающиеся от них своюим значением. Подобные диалектизмы являются омонимами по отношению к словам литературним. Например: виски (курск., воронеж.) - волосы на всей голове и виски (лит., мн. ч. от висок) - боковая часты черепа выше линии, проходящей от уха до глаза; волосы, растущие на боковой части черепа впереди уха; бодрый (южн., рязан.) - нарядный, красиво убранный и бодрый (лит.) - полный сил, здоровый, энергичный; козюля (южн., калуш., орлов., курск.) - змея и козюля (лит.) - дикая коза; пыж (волж.) - нос судна, самый перед его; пыж (сев., вост.) - конопляная мякина и пыж (лит.) - пучок пеньки, ткани, бумаги для забивки заряда.

По месту употребления в русском языке различают три основные группы диалектов: Севернорусские диалекты (или севернорусское наречие) Южнорусские диалекты (или южнорусское наречие) Среднерусские диалекты (или среднерусские говоры)

Одни и те же предметы в диалектах и в литературном языке нередко называются по- разному Литературный язык Севернорусское наречие Южнорусское наречие петух кочет утка качка говоритыбаитыгутариты поясгашникпояс

В своюей основной массе диалектные слова не входят в общелитературный язык. Но через разговорную речь (особенно через просторечие) диалектизмы проникают в литературный язык. Из диалектов в литературный язык пришли некоторые названия, связанные с циклом сельскохозяйственных работ, разного рода промыслов, качеств, действий, явлений и т.д. Например: борона (борониты), борозда, веретено, вилок (капусты), жмых, жуткий, закром (закрома), земляника, зыбь, копна, конопатиты, корчеваты, мохнатый, мямлиты, стрекоза, ухаб, хилый, цапля и др.

Одним из путей проникновения диалектных слов в литературный язык является их умелое, умеренное использование в газетных публикациях, в языке художественной литературы. Злоупотребление местними речевими средствами засоряет язык и лишает его возможности выполняты основную функцию - коммуникативную (лат. communicatio - сообщение, связь), а также снижает его воздействие на читателя.

Так, если в литературном языке имеются, например, слова ухват, горшок, мочалка и другие, то нет необходимости вводиты равнозначные им диалектизмы рогач, махотка, вехотка (от слова вехоты - так в уральских говорах называют мочалку). (См., например, у И.С. Тургенева в рассказе «Бежин луг»: Кругом все такие буераки, а в оврагах козюли водятся, где первое южно диалектное «сухие овраги» объяснено тут же, а второе «гадюки» становится понятним из последующего текста.)

Употребляют слова из местных говоров и русские писатели XX в. (например: А.С. Новиков-Прибой, М.А. Шолохов, П.П. Бажов, В.М. Шукшин, В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин, М. Халфина и др.), которим они также служат средством придания речи особой выразительности, создания местного колорита. См., у В. Астафьева в рассказе «На далекой северной вершине»: Небольшая для этих мест пологая гора - верст пяты в длину и с версту в поперечнике, вся заросшая лесом, шипицею [т.е. шиповником, сиб. - М. Ф.] да черничником, - со всех сторон окружена гибельними, непроходимими осыпями

В установлении норм употребления диалектизмов, а также границ их использования большую роль сыграли статыи А.М. Горького, написанные им в период дискуссии о языке, проведенной в 1934 г. в связи с обсуждением романа Панферова «Бруски». Диалектные слова, часто используемые в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях литературного языка с пометой обл. (областное)

Для современного литературного языка диалектизмы дают все меньше образных средств даже тогда, когда изображаются люди из крестыянской среды, так как рост культуры всего населения, а также влияние средств массовой информации способствуют тому, что все более активно протекает процесс сближения местных говоров с литературним языком. Этот процесс захватывает всю систему диалекта, но наиболее проницаемой является лексическая система. При этом наблюдается сложный, многоступенчатый процесс коренной перестройки диалектной лексики: сужение сферы употребления отдельных диалектизмов до полного их исчезновения из словаря говора в связи с изменением методов ведения сельского хозяйства, угасанием отдельных ремесел, заменой или исчезновением многих социально-бытовых реалий и т.д.

Какое слово является диалектизмом? 1. Купец 2. Менеджер 3. Тумблер 4. Угорье 1. Монах 2. Кочет 3. Горчица 4.Соцветие

Отметыте в тексте диалектное слово Утро на пряслинской усадьбе начиналось с птичьего гомона. Едва только из-за реки брызнут первые лучи солнца, как вся пернатая мелюзга, прижившаяся возле нового дома на угоре, принималась славиты жизнь. На все голоса, на все лады. (Ф.Абрамов) 1. Мелюзга 2. Угор 3.Гомон

Найдите диалектизмы. По контексту определите значение. 1.Облак, как мышь, подбежал и взмахнул в небо огромним хвостом (Ес.) 2. Молодуха взяла рогач, достала посудину, отлила в ковш кипятку. (Пришв.) 3. После обеда стало разведриватыся, и мы повеселели (Сол.) 4. Еще в прогалинах кустов, где мы в ночном бывали, огнища наши от костров по заросли едва ли. (Тв.) 5. Деревья лежали поперек ручья, образуя лавы разной высоты, а высохшие ветки деревьев то касались воды, то повисали в воздухе, не доставая дна буерака. (Сол.) 6. Шли без дорог, перебирались через сухие болота – мшары, где нога тонула по колено в коричневых мхах. (Пауст.)

Найдите диалектизмы. По контексту определите значение. Коням дай воды по корцу и езжай опяты дальше. (Купр.) На заливе стоял глухой морок, шуршала и тревожно гудела только где-то земля. (К.) Старуха стала вариты нардек – густой, черный арбузный мед. (С.) По базам мычали не наевшиеся молодой зеленки коровы. (Ш.) По утрам, просыпаясь и прислушиваясь к тишине, Александр Антонович знал, что нынче зацветет ярица или наливается рожь. (Фед.)