Тема 3. Законы организации, принципы организации 1. Основные законы образования и существования организаций. 2. Принципы построения и существования организаций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Advertisements

1 Законы организации. 2 Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно.
1 1 ТЕМА 5. Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций.
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Менеджмент и менеджер
Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Подготовила студентка Рзун В.В. ИГЭС Закон самосохранения организации: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
1 1 ТЕМА 3. Субъекты и объекты организационной деятельности.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами.
Транксрипт:

Тема 3. Законы организации, принципы организации 1. Основные законы образования и существования организаций. 2. Принципы построения и существования организаций. 3. Принципы организационных изменений.

Подходы к изучению принципов и закономерностей организации на теоретическом уровне: -первый подход ограничивает свою сферу только или преимущественно организациями людей в различных областях практической деятельности; -второй подход тяготеет к фундаментальным универсалиям, опираясь на теорию систем, теорию управления, на системологию и даже на философию, он пытается прийти к обоснованию практических приложений, исходя из общей теории организации, относящейся ко всем уровням организации материального мира (А.А. Богданов). 1. Основные законы образования и существования организаций

Закон это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе. Применительно к организации закон это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Закон самосохранения Каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид: где R i потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий ее развитию. V 1i ресурс внешнего разрушительного воздействия; V 2i ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Факторы самосохранения и общей устойчивости организации

Самосохранение это частный случай, точнее, составная часть устойчивости и надежности системы-организации. Устойчивость организации зависит от внешней и внутренней сред, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п.. Как одно из условий стабильности, самосохранение базируется в основном на внутренних факторах и обусловлено действием двух противоположных организационных факторов консерватизма и развития: -консерватизм приводит к застою; -ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только временный успех.

Уровень Диапазон значений, % Комментарии 1(-1000)-(-100)Организацию следует немедленно ликвидировать. 2(-40)-(-10)Для старых организаций просмотреть циклы подъема и спада. Общая тенденция принятие решения о ликвидации или реорганизации. Для новых организаций либо ликвидация, либо подключение новых источников удержания. 30Для старых организаций это сигнал к принятию радикальных решений. Для новых это обычная борьба за выживание Нормальная ситуация в рыночной экономике Благоприятствующая ситуация в рыночной экономике Организация находится в искусственно льготных условиях. Это сигнал к скорой расплате (наказанию) Организацию следует немедленно ликвидировать. Для анализа положения организации очень важен показатели «уровень самосохранения» (УС), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объем ресурсов удержания. УС = (У-Л)\У х 100% Соотношение аналогично рентабельности выпускаемой продукции Представляют практический интерес семь уровней самосохранения:

Для определения, на каком уровне самосохранения находится организация, используют систему показателей эффективности: рентабельность, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности и другие показатели. Например, в качестве созидательного параметра можно использовать доход, в качестве разрушительного долги, налоги и штрафы.

Закон развития Каждая организация в процессе своего развития стремится к оптимальной самореализации как целого, так и составных своих элементов на основе их активности и динамического равновесия. К оптимальной самореализации стремится любая организация, от таких солидных фирм, как «Сони», «Рокфеллер-банк», «Дженерал моторс» или «Митцубиси». до таких организаций, как боливийская наркоимперия, пирамиды Мавроди и «Властилины» или группа наперсточников.

Закон развития реализуется через совокупность принципов. Основные из них: 1. Принцип динамического равновесия выступает как обязательное условие функционирования организации. Он требует: а) оптимального соотношения между элементами системы, а также между целым и ее частями; б) оптимального соответствия между устойчивостью и изменчивостью, самоорганизацией и беспорядком; в) оптимального соотношения системы с внешней средой. Принцип динамического равновесия это принцип обеспечения стабильности и жизнеспособности системы посредством создания необходимого баланса равнодействующих сил, механизма постоянного обновления, адаптации к условиям соответствия между компонентами.

2. Принцип преимущественного развития. Организационные системы стремятся обеспечить оптимальное развитие посредством переключения материальных ресурсов с менее важных на более важные и перспективные направления. При недостатке материальных ресурсов в организации, как в природе или в голодающем организме, средства переключаются на обеспечение наиболее важных направлений и сфер деятельности.

3. Принцип сменяемости. Согласно этому принципу развитие материальных систем осуществляется не непосредственно и прямо, а посредством смены их составных элементов. На рынке один товар сменяет другой не только по причине своего преимущества, но и в соответствии с этапом развития всей системы. 4. Принцип стабилизации. Стремление к стабилизации (максимальному продлению) наиболее эффективных этапов жизненного цикла этот принцип реализуется совместно со всеми вышеперечисленными принципами.

5. Принцип двух S-образных кривых. Использование принципа S-образной или сигмовидной природы развития помогает организации своевременно осуществить переход на новую технологию, товар, услугу, т.е. перейти на новую сигмовидную кривую. На этом принципе строится одна из важнейших стратегий функционирования любой фирмы.

6. Принцип разумною консерватизма или инерции. Изменение потенциала системы, способствующего развитию, происходит с некоторым запаздыванием, обусловленным темпом смены ресурсов или технологий.

7. Принцип адаптации (эластичности). Каждая система-организация стремится сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий. Здесь, по существу, речь идет о гомеостазе системы (относительном постоянстве ее существенных параметров, от которых зависит благоприятное развитие) и о характере гомеостатических (восстанавливающих гомеостаз) реакций. Реакция системы на возмущающие воздействия вызывает функциональное напряжение стресс. Высокая эластичность гомеостатических реакций означает их антистрессовый, адаптивный характер.

Закон синергии Синергия, синергизм (от греч. synergeia) это совместное, содружественное, взаимозависимое действие двух или нескольких сил, агентов, факторов в каком-либо одном направлении. Современное понимание сложных систем требует иного отношения к функционированию их подсистем не как к подчиненным целому элементам, а как к синергический взаимодействующим частям, рождающим целое. Синергетика исследует особое состояние сложных систем в области неустойчивого равновесия, точнее, динамику их самоорганизации вблизи неравновесных состояний.

Формулировка закона синергии: любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов. Таким образом, на самом деле эффект синергии это не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение, связи, отношения, одним словом, весь набор параметров, характеризующих сложную развивающуюся систему.

С позиций теории организации этот закон лучше было бы назвать законом кооперации: кооперация это организация сил, процессов, агентов, ресурсов и прочего для совместного выполнения общего дела. Синергизм это умение оценивать совместные эффекты, связанные с новым продуктом или рынком. Функциональная структура любой эффективной организации обуславливает такое взаимодействие ее членов и разнокачественных потенциалов, которое максимально реализует положительные комбинированные (синергическийе) эффекты и исключает отрицательные эффекты взаимодействия.

Синергизм «масштаба». Эффект масштаба заключается в том, что крупное производство имеет более низкие издержки производства единицы продукции, чем несколько мелких, имеющих в сумме тот же объем продаж. При одном и том же объеме инвестиций фирма, производящая весь набор товаров, может иметь меньшие издержки, чем несколько отдельных конкурирующих компаний. Фирма, оптимизирующая этот эффект, тщательно подбирает товары и рынки, завоевывает большую долю рынка благодаря низким ценам и вновь привлекает инвесторов.

Синергизм продаж. Продавцы объединяются и используют для продажи различных товаров одни и те же каналы распределения, склады, транспорт, персонал. Оперативный синергизм. Позволяет более эффективно использовать основные средства и персонал: совместное обучение, крупные закупки оборудования и транспортировка из-за рубежа, распределение накладных расходов и пр. Инвестиционный синергизм. Проявляется при совместном использовании краткосрочных и долгосрочных кредитов, производственных площадей, НИР, общей технологической базы и пр.

Модель общих товаров. В экономике общие товары производятся благодаря взаимозависимым совместным усилиям. Современные формы организации, типа японских кэйрэцу, позволяют достигать высочайшего качества и выигрывать конкуренцию на мировом рынке. Например, конкурс на лучший автомобиль XXI в. был выигран японцами благодаря кооперированию различных отраслей вокруг единой цели. Создание совместной благоприятной среды. Разнообразие различных отраслевых производств на единой компактной территории позволяет использовать эффекты кооперации и синергии, когда отходы одного производства могут служить сырьем для другого, увеличивая замкнутость материальных циклов в промышленных узлах.

Синергизм менеджмента. Грамотный менеджер, обладая системными знаниями об организации, может существенно улучшить ее результирующие показатели, неграмотный напротив. Одним словом, фирма ищет такие комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем просто сумма эффектов составных частей. Все синергетические эффекты можно описать тремя переменными: а) увеличение прибыли; б) снижение текущих расходов; в) снижение потребности в инвестициях.

Потенциал организации Варианты синергии: а) положительная; б) отрицательная

Закон информированности упорядоченности Чем большей информацией о внутренней и внешней среде владеет система, тем эффективнее ее стремление к упорядоченности и самоорганизации. Следствия из закона: 1. Чем четче сформулированы задачи управления и организована база данных об объектах управления, тем устойчивее функционирует организация. 2. По мере роста сложности системы количество необходимой информации растет экспоненциально гораздо быстрее, чем сложность самой управляемой системы. 3. Неупорядоченная под конкретные задачи управления информация приводит к дезинформации, к тому же возрастают проблемы хранения, переработки и передачи информации, увеличиваются затраты

2. Принципы построения и существования организаций Принципы современных организаций это исторически сложившиеся базовые исходные положения, лежащие в основе их формирования и функционирования. На основе каждого принципа выводятся определенные требования и рекомендации, нарушение которых или пренебрежение которыми неизбежно приводит к снижению экономической и социальной эффективности организации.

Принцип единоначалия - принцип организации управления, свойственный централизованным, линейным структурам управления, состоящий в том, что главные функции и полномочия руководства на предприятии, в учреждении, подразделении концентрируются в руках одного лица - руководителя. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных.

Принцип исключения работ: руководитель или специалист не должен выполнять такую работу, которую может выполнить младший по должности или специалист более низкой квалификации. Принцип иерархии. Иерархия это принцип, определяющий распределение элементов системы по уровням в зависимости от общности функций (свойств) этих элементов и силе оказываемого влияния на другие элементы.

Принцип согласования целей: предусматривает балансирование всех факторов производства для достижения предприятием намеченных задач. Принцип баланса полномочий: обязанности, права и ответственность подразделений и работников должны быть согласованы между собой как качественно, так и количественно. Принцип эмоциональной нейтральности: при выдаче заданий, прав, а, главное, при распределении ответственности руководитель не должен руководствоваться личностными предпочтениями.

3. Принципы организационных изменений Реорганиза́ция (организации) – один из видов корпоративных действий, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, или преобразования.

Д. Пью (Пью Дерек (Pugh Derek S.) родился в 1930 г. в Лондоне; магистр гуманитарных наук, магистр естественных наук (Эдинбург), доктор естественных наук (Астон); внештатный профессор-исследователь кафедры международного менеджмента Школы бизнеса Открытого университета (1995)). Д. Пью приводит четыре принципа, определяющих суть реорганизации: 1. Компании являются организмами. Компанию нельзя сначала разобрать, а потом собрать, подобно машине. Реорганизацию необходимо проводить с участием всех имеющихся группировок, при этом каждую группировку необходимо убедить в целесообразности для нее реорганизации. Для проведения изменений нужно время, чтобы участники реорганизации успели воспринять новшества, усвоить их. При слишком частом проведении реорганизации очень высока вероятность их отторжения, поскольку сотрудники не будут успевать адаптироваться к новым условиям;

2. Компании являются профессиональными и политическими системами. Это значит, что исключительно рациональные подходы в компаниях не работают. Необходимо сочетать интересы компании, групп и отдельных личностей, входящих в компанию; 3. Все члены компании действуют одновременно во всех трех системах: рациональной, профессиональной и политической. Ни одну из вышеперечисленных систем нельзя выпускать из поля зрения при проведении реорганизации; 4. С наибольшей вероятностью реорганизация будет принята теми работниками или подразделениями, которые, в основном успешно выполняя производственные задачи, испытывают напряжение или трудности в некоторой части своей деятельности. С наименьшей вероятностью реорганизация будет принята подразделениями, которые не добились успехов в работе.