«Внеурочную деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы». ФГОС:I.Общие положения.п.7.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций Целью деятельности является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Задачи внеурочной деятельности Создание условий для творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде Создание условий для социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе Создание условий для профессионального самоопределения учащихся, успешной реализации их жизненных планов и перспектив
Личностно- ориентированный Деятельностный Компетентностный Современные подходы к внеурочной деятельности учащихся
Последовательность шагов на занятии внеурочной деятельности 1. Мотивация (самоопределение) к творческой деятельности. 2. Актуализация и пробное действие. 3. Постановка художественно- творческой задачи. 4. Построение проекта решения художественно- творческой задачи. 5. Осмысление результата деятельности через проговаривание во внешней речи. 6. Самостоятельная творческая деятельность с самопроверкой по эталону. 7. Презентация полученных результатов. 8. Рефлексия деятельности на занятии (итог). 9. Самооценка деятельности на уроке учащимися.
1. Первый этап занятия–мотивация к творческой деятельности предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство творческой деятельности. Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к творчеств. Этому способствует психологическая и мотивационная подготовка учащихся к занятию. При совместном формулировании темы урока используется проблемная ситуация в виде загадки либо постановка проблемного вопроса. 2. Актуализация и пробное действие. На данном этапе занятии целесообразно провести подготовку мышления детей к проектированной деятельности через повторение ранее изученного материала, необходимого для построения нового способа действий. На данном этапе занятия акцент делается на активизирующую эвристическую беседу: дети привлекаются к рассуждению, обмену мнениями через решение проблемных задач, желательно с опорой на иллюстративный материал или слайдовую презентацию. В процессе дальнейшей беседы учащиеся совместно с учителем извлекают из просмотренного материала «Новые знания», осознанно и произвольно строят речевые высказывания.
3. Постановка художественно- творческой задачи. Следующий, очень важный, на мой взгляд, этап занятия- постановка творческой задачи. Новизна данного этапа заключается в проговаривании цели занятия в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы, происходит обсуждение затруднений в реализации творческой деятельности учащихся. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими (что мы умеем делать, а чему еще нужно научиться для достижения цели?)
3. Постановка художественно- творческой задачи. Следующий, очень важный, на мой взгляд, этап занятия- постановка творческой задачи. Новизна данного этапа заключается в проговаривании цели занятия в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы, происходит обсуждение затруднений в реализации творческой деятельности учащихся. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими (что мы умеем делать, а чему еще нужно научиться для достижения цели?)
5. Осмысление результата деятельности через проговаривание во внешней речи. На данном этапе рассматривается создание творческого продукта который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. На данном этапе проговаривается техника безопасности на занятии.
6. Самостоятельная творческая деятельность с самопроверкой по эталону. На данном этапе происходит самостоятельная творческая индивидуально-групповая деятельность с самопроверкой по эталону ( эталоном в данном случае служат шаги к достижению цели). Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха. При организации этапа необходимо осуществить дифференцированный подход через создание условий для формирования у детей самостоятельности выбора действия, что позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще или предложить готовые опорные модули, памятки.
7. Презентация полученных результатов. Презентация полученных результатов может успешно проводиться с опорой на проблемные вопросы: ???Какую задачу ставили Удалось решить поставленную задачу? Посредством каких действий достигли цели? Какие получили результаты? Какой опыт приобрели на занятии? Где можно применить В зависимости от формы деятельности на занятии, защита творческого продукта может проходить как группой, так и индивидуально.
8. Рефлексия деятельности на занятии. На данном этапе учитель организовывает оценивание учащимися своей познавательной и творческой деятельности, через ответы на проблемные вопросы, организует фиксацию неразрешенных затруднений в деятельности как направление будущей деятельности. Понравилась ли вам работа? Что нового узнали на занятии? Какие трудности возникли в процессе работы? Как вы их преодолевали? Какое настроение у вас сейчас? 9. Самооценка деятельности на уроке учащимися- в игровой форме дети оценивают свою деятельность на занятии.
Основные принципы внеурочной деятельности учащихся Задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач Деятельностный подход в обучении Организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Ребенок на занятии внеурочной деятельностью. Цель- готовность к саморазвитию Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решения Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Умение проконтролировать себя, свои собственные действия Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться
Основные виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках
Три постулата, заложенные в основу технологии внеурочной деятельности Три постулата, заложенные в основу технологии внеурочной деятельности Создание условия психологической безопасности личности ребенка во внеурочной деятельности Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования Отношения между педагогом и воспитанником превращаются в результате деятельности в свободный диалог
Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов занятий Технологичность обучения Тщательное проектирование занятия в процессе его подготовки Тенденции развития занятий внеурочной деятельности Свобода в выборе структуры занятия