Русская икона как феномен отечественной культуры Кулешов Евгений, учащийся 10 класса А МОУ-СОШ 16
Икона не портрет, а прообраз будущего, его символическое изображение. Изможденные святые лики противополагают этому грешному миру иные нормы жизненных отношений. Е.Трубецкой
Искусство Византии, аскетическое и суровое, торжественное и изысканное, не всегда достигает той высоты и чистоты, которые свойственны общему уровню русской иконописи. В самом образе, несмотря на высоту художественного выражения, часто остается некоторый налет не до конца изжитого античного наследия, которое дает себя чувствовать в большей или меньшей степени в разных преломлениях, отражаясь на духовной чистоте образа
Русская икона не менее аскетична, чем икона византийская. Однако аскетичность ее совершенно другого порядка. Акцент здесь ставится не на тяжесть подвига, а на радость его плода, на благодать и легкость бремени Господня.
Русская икона – высшее выражение в искусстве богоподобного смирения. Поэтому, при необычайной глубине ее содержания, она по-детски радостна и легка, полна безмятежного покоя и теплоты.
«Богоматерь Владимирская – одна из самых почитаемых икон на Руси, с которой связаны многие страницы русской истории, про которую сложено много красивых легенд. Доподлинно неизвестно, как и когда именно икона попала на Русь, но известно, что с 1161 года она была установлена в Успенском соборе Владимира, а позднее перенесена в Успенский собор Москвы. Сейчас – в Третьяковской галерее.
Иконам домонгольского периода присуща исключительная монументальность, свойственная стенной живописи, и лаконизм художественного выражения как в композиции, так и в фигурах, жестах, одежде… Колорит их, в котором преобладают темные тона, сдержан и сумрачен. В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту. Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой
Небольшая оглавная икона архангела Гавриила (ГРМ), получившая название "Ангел Златые власы", некогда являлась частью деисусного чина. Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела с еще более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. В то же время, этому образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность.
На рубеже XII-XIII веков в искусстве всего Византийского мира происходит существенное изменение стилистики. Условно это явление называют «искусство около 1200 года». На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм. Изображения становятся крупными, статичными, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. Очень характерным примером этого стиля являются фрески в монастыре св. Иоанна Богослова на острове Патмос. К началу XIII века относится ряд икон из монастыря св. Екатерины на Синае: «Христос Пантократор», мозаичная «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил» из деисуса, «свв. Феодор Стратилат и Димитрий Солунский».
В то же время возник новый тип икон житийные. Если раньше сцены жития того или иного святого могли изображаться в иллюстрированных Минологиях, на эпистилях (длинные горизонтальные иконы для алтарных преград), на створках складней-триптихов, то теперь сцены жития («клейма») стали размещать по периметру средника иконы, в котором изображён сам святой. В собрании на Синае сохранились житийные иконы святой Екатерины (ростовая) и святителя Николая (поясная).
XIV, XV и первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи, совпадающий с расцветом святости, которая резко падает во второй половине XVI века. Это время дает наибольшее количество православных святых, особенно XV век: с 1429 по 1500 годы число прославленных, скончавшихся в этот период достигает 50 человек.
Грань XIV и XV столетий связана с именем величайшего иконописца преподобного Андрея (Рублева), работавшего со своим другом, преподобным Даниилом (Черным). Необычайная глубина духовного прозрения преподобного Андрея нашла свое выражение при посредстве исключительного художественного дара
Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным мастером, имя которого ставилось с именем преподобного Андрея, - Дионисием, работавшим со своими сыновьями. Его творчество, опираясь на традиции Рублева, представляет собой блестящее завершение русской иконописи века. Этот период знаменует собой большое совершенство техники, изощренность линий, изысканность форм и красок. Для самого Дионисия, творчество которого проникнуто особой жизнерадостностью, характерны удлиненные, изысканные пропорции фигур, подчеркнутая грация движений, плавный рисунок. Его чистый колорит с нежными зелеными, розовыми, голубыми и желтыми тонами отличается особой музыкальностью.
Иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших мировых сокровищ религиозного искусства. Е. Трубецкой
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, - та несравненная радость, которую она возвещает миру
В чем заключается тайна этого сочетания высшей скорби и высшей радости? Это две связанные между собой стороны одной и той же религиозной идеи: нет Пасхи без Страстной Седьмицы и к радости всеобщего воскресения нельзя пройти мимо Животворящего Креста Господня. Поэтому в нашей иконописи мотивы радостные и скорбные, аскетические, совершенно необходимы
Во власти иконописца – взгляд, выражение глаз, то есть то самое, что составляет высшее средоточие духовной жизни человеческого лица. И именно здесь сказывается во всей своей поразительной силе то высшее творчество религиозного искусства, которое низводит огонь с неба и освещает им изнутри весь человеческий облик.
Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена архитектурному замыслу. Отсюда – изумительная архитектурно ст нашей религиозной живописи:подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном архитектурном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и вне непосредственной связи ее с церковным зданием в тесном смысле слова.
Неподвижные или застывшие в позе поклонения пророки, апостолы и святые, собравшиеся вокруг Христа, «камня живого, человеками отверженного, но Богом избранного», как бы сами превращаются в «камни живые, устрояющие из себя дом духовный» (1 Петр. 2,45)
Архитектурность иконы выражает одну из центральных и существенных ее мыслей. В ней мы имеем живопись по существу соборную; в том господстве архитектурных линий над человеческим обликом, которое в ней замечается, выражается подчинение человека идее собора, преобладание вселенского над индивидуальным. Здесь человек перестает быть самодовлеющей личностью и подчиняется общей архитектуре целого.
На протяжении веков иконы были настоящей помощью для русского народа. В трудные моменты истории (а они всегда трудные!) именно иконы не давали людям упасть духом, так как являли собой воплощение истинно русского, напоминали о нашем единстве, о том, что наше дело – правое, за нами – большая сила. А разве не самое главное – помнить об этом?