Толорая С.Х. учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Advertisements

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ по УМК под ред. М.М.РАЗУМОВСКОЙ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Львова С.И., Львов В.В.. Львов Валентин Витальевич Львов Валентин Витальевич Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, лаборатории.
Муниципальное образовательное учреждение «Вожбальская общеобразовательная школа» Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского.
Изменения в демоверсии ГИА 2013 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2013 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное.
Выступление на педагогическом совете Лопаткиной Т. В., руководителя МО учителей русского языка.
усиление субъектной позиции ученика; алгоритмизация действий учителя и ученика; средство формирования познавательной активности; личностная направленность.
Работу выполнила учитель русского языка и литературы НОУ СОШ «Творчество» г.Екатеринбурга Морозова Е.В.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Подготовка девятиклассников к государственной итоговой аттестации по русскому языку (за курс основной школы) по новой модели.
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Транксрипт:

Толорая С.Х. учитель русского языка и литературы

С 2004 года в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки России, включён УМК под редакцией С.И.Львовой. В Пояснительной записке программы отмечено: «Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников». Безусловно, в условиях подготовки к ГИА такой подход является одним из эффективных.

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г Основные содержательные линии содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация». Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование, чтение: владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; говорение и письмо: умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения. 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

"Человек не создает язык, но открывает его, как открывают новый материк", - замечательные слова Э.Аветяна. Учебники Львовой создают все условия для таких открытий. УМК С.И. Львовой

Львова Светлана Ивановна Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник и зав. лабораторией обучения русскому языку Института содержания и методов обучения Российской академии образования; лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2002 год; награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Львов Валентин Витальевич Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, лаборатории обучения русскому (родному) языку Института содержания и методов обучения Российской академии образования; лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2002 год.

Методическая система С.И.Львовой направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений учебника, богатый иллюстративный материал нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: - способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать); - умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме(говорить и писать)

Методическая система С.И.Львовой ориентирована на развитие различных видов памяти: - зрительной; - слуховой; - моторной.

Просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение. Составление плана, тезисов, конспекта учебно- научного текста. Изменение формы предъявления информации (задания типа «На основании текста составьте…») Анализ структуры текста (деления текста на части) Анализ содержания текста, т.е. выделение главной и второстепенной информации… Подробный, сжатый, выборочный пересказ научно- популярного текста.

Выстраивание научного повествования и рассуждения на основе теоретического материала. Передача в устной форме содержания графической наглядности: таблиц, схем, рисунков. Создание текста по плану. Составление и изложение ответа с опорой на примеры из текста. Выстраивание текста-рассуждения различной степени развёрнутости по содержанию приведённых высказываний (пословиц, высказываний лингвистов, педагогов, писателей).

Определение темы и главной мысли текста. Оценивание ответов одноклассников в соответствии с критериями. Определение количества частей текста и составление плана. Составление вопросов к тексту.

Сочинение-миниатюра: - раскрытие темы; - свободное изложение своих мыслей; - использование в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи (рассуждение, повествование, описание) - использование языковых средств в зависимости от темы и задачи высказывания; - возможность самостоятельно следить за правильностью орфографического, пунктуационного. грамматического и речевого оформления собственных речевых высказываний.

Орфографический минимум: - - запоминание графического облика слова(слова крупно записываются на доске); - - использование возможностей механической памяти (слово записывается несколько раз); - - запоминания написания путём восприятия отчётливого произнесённого слова; - произнесения слова по слогам хором или отдельно, громко, спокойно, тихо, шёпотом; - - использование приёма поморфемного письма, отделяя морфемы чёрточками, при этом объясняя вслух написание каждой морфемы; - - запись слова с подробными графическими объяснениями написания и приведение проверочных слов.

Отработка и совершенствование навыков использования этикетных слов в соответствии с ситуацией общения. Формирование устойчивой потребности их использования. 5 класс (стр. 118 упр. 313) Рассмотрите рисунки и составьте по ним рассказ. Подробно опишите последнюю сценку. Какие слова утешения нужно использовать, чтобы смягчить огорчение и досаду? 5 класс (стр. 119 упр. 315) Разыграйте сценку «В автобусе». Проследите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться этикетными словами для выражения просьбы. 8 класс (стр.44 упр. 95) Как вести телефонный разговор.

Учебник включает в себя богатый иллюстративны материал, ориентированный на детей с разными типами восприятия. Теоретический материал преподнесён на цветовом фоне; используются разные способы предъявления материала: тексты, тезисы, схемы, таблицы. Тексты и задания сопровождаются иллюстрациями – фотографиями, фотоколлажами, рисунками, репродукциями картин. Богатство и разнообразие материала позволяет учителю дифференцировать и индивидуализировать содержание и объём заданий.

На фотоколлаже изображены предметы одной тематической группы «музыкальные инструменты». Соотнесите каждый предмет с соответствующим словом. Составьте предложения с каждым словом. Г__ тара, б__ лалайка, к__контрабас, ф__фортепьяно, м__долина, скрипка.

Познакомьтесь с оглавлением учебника и определите, какую новую информацию вы получите в результате изучения предмета. Рассмотрите схему и назовите орфограммы, которые вы изучали. Просмотрите бегло содержание параграфа и определите, какая информация для вас является новой. Зачем нужно изучать лингвистику?

В учебнике реализуется очень важная методическая проблема – осуществление метапредметных связей. Она предполагает не просто контакты и коммуникативные возможности предметов, а установление связи глубинной, которая основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих возможность анализировать каждое изучаемое явление в связи с другими языковыми явлениями. Учитываются интересы и склонности детей к изучению других дисциплин: учащиеся получают возможность выбора материала для закрепления языковых и речевых умений из ряда типовых упражнений: «На уроках математики», «На уроках природоведения»…

5 класс (стр.104 упр.275) Из учебника истории выпишите три предложения, в которых есть имена числительные, обозначающие время исторического события. 6 класс (стр.51 упр. 117) Найдите в учебнике математики три определения, соответствующие схеме: сущ.-сущ.. Спишите предложения, подчёркивая грамматические основы. 7 класс (стр.112 упр.283) На уроке иностранного языка. Какие знаки препинания используются в том языке, который вы изучаете в школе? Есть ли среди них пунктуационные знаки, выполняющие те же функции,что и в русском языке. 8 класс стр. 65 упр.136) На уроке химии. На основе материалов учебника химии установите, какую роль играет наглядность (схемы, таблицы, графики, рисунки) в научном тексте. Сделайте вывод.

Формирование потребности в использовании справочных материалов для определения, уточнения и подтверждения фактов языка. 8 класс (стр. 144 упр.308) Откройте в своём компьютере папку «Афоризмы», заполните примерами, в которых употребляется тире между главными членами предложения. Для этого воспользуйтесь книгами, содержащими мудрые высказывания великих людей, а также соответствующими сайтами Интернета. 8 класс (стр. 142 упр. 302) По толковому словарю определите лексическое значение слов ДИАСПОРА. РЕЙТИНГ, ИНТЕРНЕТ, ФИТНЕС, ИМИДЖ, по этимологическому – их происхождение. Составьте и запишите предложения с каждым из этих слов, употребляя их в роли второстепенных членов предложения.

Учебник 5 класса начинается темой «Лингвистика – наука о языке», и уже во втором упражнении даётся текст- рассуждение на тему «Зачем нужно изучать лингвистику в школе?». Уже с первого урока идёт работа над аргументацией по шаблону: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно.

Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему без указания источника аргументации (в качестве аргументов можно использовать жизненный опыт). Например, «Для чего нужно знать алфавит?», «Как связаны орфоэпия и орфография?» 5 класс (стр.24 упр.62) Докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой.

Сочинение-миниатюра по высказыванию выдающихся учёных- лингвистов. Например, такое задание: «Прочитайте эпиграф к разделу «Морфемика». Письменно раскройте смысл слов русского лингвиста Н.М.Шанского: «Разбор слова по составу не только позволяет понять, из чего и как слово построено, но также помогает правильно написать его, чётче и точнее представить его значение и грамматические свойства, а иногда даже проникнуть в святая святых происхождения слова»/ 5 класс (стр.18 упр.43) Письменно объясните, как вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка:что ни звук, то и подарок» 6 класс (стр.42 упр.91) Объясните, как вы понимаете высказывание известного русского педагога М.М.Разумовской: «Как пишет человек – с ошибками или без них,- характеризует его как личность: правильное письмо – показатель общего развития и общей культуры человека» 8 класс (стр.28 упр.67) Согласны ли вы с выражением М.Панова: «Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и лёгким. Поэтому она заслуживает благодарности всех читающих»

Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему с опорой на прочитанный текст из учебника русского языка. Например, «Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения?», «Зачем в письменной речи необходимо использовать знаки препинания?»; 5 класс (стр.43 упр. 120) Рассмотрите этимологический словарик. Какую информацию он содержит? Напишите сочинение о происхождении слова «Секрет названия» 6 класс (стр.134 упр.301) Найдите в тексте существительное, придуманное автором (РАКЕТОПЛАН). Сочините небольшой рассказ, используя придуманные вами существительные, объясните по образцам каких слов русского языка они придуманы. 7 класс (стр.37 упр.940) Рассмотрите рисунки и установите, значения каких многозначных слов в них обыгрываются. Найдите их.

Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему с указанием источника аргументации. Например, «Роль побудительных предложений» (из учебника математики), «Роль звукописи в художественных произведениях», «Зачем нужны слова-омофоны в юмористических текстах?», «Роль обращений в тексте» (на примере басен И.А.Крылова).

В учебниках 5-9 классов есть раздел «Текстоведение». Пятиклассники, например, в результате изучения данного раздела узнают понятия «тезис», «аргумент», «вывод»; учатся абзацному членению, использованию элементарных условных обозначений речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения). Именно эти навыки (в т.ч. и другие) учитываются при критериальном подходе оценки сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Шестиклассники и семиклассники изучают темы: - микротема; - ключевые слова; - структура текста; - простой и сложный план; - средства связи предложений в тексте - редактирование текста

7 класс (стр.137 упр.360) Прочитайте и докажите, что перед вами речевое произведение, т.е. текст.Проведите текстоведческий анализ ( определите тему, основную мысль, тип речи, стиль речи, средства связи предложений). Озаглавьте.

5 класс (стр.144 упр. 386) Прочитайте 5 главу рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Письменно передайте содержание этого текста в 5-6 предложениях. Обдумайте, от каких подробностей придётся отказаться при написании сжатого изложения. Какое настроение, какую мысль обязательно нужно передать при пересказе? 6 класс (стр.54 упр.127) Выразительно прочитайте отрывок из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы».Составьте в тетради план. Затем кратко перескажите текст, передавая содержание каждого пункта плана одним предложением (простым или сложным).

7 класс (стр.145 упр. 379) Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Придумайте заголовок. Сколько микротем в приведённом тексте? Озаглавьте каждую. Выпишите слова и словосочетания, которые являются ключевыми в тексте. 8 класс(стр.50 упр.107) Пользуясь памяткой 2 (См. стр.137 Справочных материалов), напишите сжатое изложение.

А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предл.5) согласный звук [т] является непроизносимым. 2) В слове ВХОДЯ (предл.1) первый звук-[ф] 3)В слове ДОСТАНЬТЕ (предл. 16) мягкость согласного [н] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предл. 1) звуков больше, чем букв.

6 кл. Упр.418. От данных слов образуйте имена прилагательные с суф.-онн-, -енн-, -ан-, -ян-. 7 кл. Упр.227. Вставьте нужный суффикс в имена прилагательные. А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? 1) бесценные 2) сосредоточена 3) напряжённо 4) деревянная

Содержательные разделы "Лексика и фразеология" представлены заданием А 2: укажите, в каком значении употребляется в тексте слово поведал. В каком из перечисленных предложений есть слово с переносным значением? 5 класс: Сведения о 5 способах объяснения лексического значения слова. 5-6 класс: Упражнения: «Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарю", "рассмотрите рисунки, вспомните фразеологизмы, составьте с ними предложения".

Фонетические 7 класс (стр.157 упр.401) Выразительно прочитайте текст, обращая внимание на указанные звуки. Докажите, что в отрывке использован приём звукописи. Какое настроение он усиливает? Лексические 7 класс (стр.160 упр.411) Прочитайте начало стихотворения С.А.Есенина. Какая картина рисуется в вашем воображении при чтении первых двух строчек? Опишите её. Расскажите об использовании приёма олицетворения.

Морфологические 7 класс (стр.169 упр. 432) Спишите текст, производя замену прошедшего времени глаголов на формы настоящего времени. Оба варианта сравните и сделайте вывод. Найдите предложение без подлежащего. Как такое предложение связано с предыдущим? Синтаксические 7 класс (стр.173 упр. 440) Напишите небольшое сочинение на тему «Я заблудился…». Покажите свою взволнованность с помощью синтаксических средств: вопросительных и восклицательных предложений, прямой речи и т.п.

Учебный материал расположен таким образом, что теория и практика взаимосвязаны,поэтому на каждом уроке имеется материал, связанный с подготовкой к ГИА. На сегодняшний день этот учебник является учебником нового поколения.