Использование элементов психологического тренинга в педагогической деятельности учителя технологии Подготовила : учитель I кв. категории, специальности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обобщение опыта работы МО гуманитарного цикла (конкурс методических объединений Каменского района – 2007) МОУ «Столбовская средняя общеобразовательная.
Advertisements

Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Презентация урока для интерактивной доски по теме: Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Формирование конструктивных моделей взаимодействия в системе «Учитель -Ученик Родитель» как элемент внеучебной деятельности школы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Методика медиаобразования Презентацию подготовила: к.п.н., доцент И.В. Челышева.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Экологическое воспитание личности Выполнила : Галиуллина Азалия.
«Деятельностно- компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе начальной школы» Нагорнова М.А., учитель начальных классов МОУ гимназии 26 г.
Развитие активности, самостоятельности, инициатив- ности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление,
Ш КОЛЬНЫЙ УРОК И УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧТО ОБЩЕГО? Для педагогов дополнительного образования города и района.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В НАПРАВЛЕНИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ. Из опыта работы учителя истории.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации в инновационной деятельности Выполнила: Голенева Ирина Александровна.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Реализация ФГОС в начальной школе в МКОУ СОШ 23 г.о. Нальчик: опыт, проблемы, перспективы»
Транксрипт:

Использование элементов психологического тренинга в педагогической деятельности учителя технологии Подготовила : учитель I кв. категории, специальности «Младшая сестра милосердия» НОСОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ Тестирование ( методика диагностики структуры учебной мотивации, методика диагностики уровня учебно - познавательной мотивации и др.) Анкетирование Наблюдение На основании проведенной диагностики были получены следующие результаты : низкие позиции познавательных мотивов в структуре учебной мотивации средний уровень учебно - познавательной мотивации потребность в новых активных формах проведения занятий, в групповых практических занятиях ( например, тренинг, практический семинар ), расширении информационного поля по актуальным проблемам молодежи отсутствие возможности самовыражения, самопознания

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Противоречия между образовательной средой и личностью учащегося между содержанием образования и традиционными методами формами обучения между уровнем здоровьесберегающего мышления и поведения учащихся и требованиями реального мир а между потребностями учащегося и возможностями их удовлетворения Решение противоречий необходимость практического подхода к обучению ; необходимость практического подхода к обучению ; развитие познавательного интереса посредством расширения используемого арсенала методов и форм обучения, их оптимальное сочетание развитие познавательного интереса посредством расширения используемого арсенала методов и форм обучения, их оптимальное сочетание необходимость целостного подхода к обучению и систематизации полученных ЗУНов необходимость целостного подхода к обучению и систематизации полученных ЗУНов выбор методов и форм обучения, соответствующих актуальным потребностям учащихся выбор методов и форм обучения, соответствующих актуальным потребностям учащихся

ИДЕИ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА обязательная реализация всех 4 стадий развития : подготовка, осознание, переоценка, действие ; соблюдение структуры занятия : вводная часть ( приветствие, разминка, актуализация жизненного опыта ) основная часть ( игры и упражнения на отработку умений и навыков ) заключительная часть : рефлексия, прощание. соблюдение основных принципов тренинга : конфиденциальность Я - высказывание отсутствие оценочных суждений право на ошибку один говорит, другие молчат добровольность ответственность использование активных методов групповой работы определенная пространственная организация ( круг ) обязательное включение релаксационных техник

ОСНОВНЫЕ РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЦЕЛИ организация групповой работы в процессе тренинга способствует удовлетворению учащимися потребности в общении, активному обмену жизненным опытом, развитию и удовлетворению познавательного интереса психологический тренинг как форма практической работы с учащимися направлен на осознание и формирование важнейших социальных навыков и ценностных ориентаций, на развитие здоровьесберегающего мышления и поведения, способствующих успешной социальной адаптации личности в современном обществе ; особым образом организованное пространство взаимодействия в тренинге позволяет создать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую глубокому эмоциональному погружению в тему занятия, самопознанию, самораскрытию, самопроявлению и саморазвитию личности учащихся.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХНА ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ : Принцип комплексного подхода - оптимальное сочетание теории и практики на каждом занятии, различных форм и методов обучения, отдавая приоритет активным их вариантам, сотрудничество с учащимися, реализация триединой цели учебного процесса ( образовательной, воспитательной и развивающей ) и профориентационной цели Принцип гуманизации воспитания - ребенок должен иметь максимальную свободу для самопроявления, выражения собственных переживаний и впечатлений. Принцип толерантности - деятельность учащихся никогда не должна подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал раскрываться, познавать новое, рефлексировать.

Принцип осознанности - ребенок, решая проблемные ситуации, эмоционально погружаясь в учебный процесс, находя связь с собственным жизненным опытом, при активной психологической поддержке учителя, чувствует себя в безопасности, и потому способен осмысленно воспринимать и включать в структуру своей личности получаемый опыт, открыто выражать свое отношение к миру. Принцип самостоятельности - использование методов проблемного обучения, развития критического мышления, дискуссии, ролевой игры учит детей обдумывать как реализовать то или иное собственное решение, прогнозировать его последствия, ответственно относиться к себе, окружающим людям и миру в целом, воспитывать и развивать в себе необходимые качества и духовно - нравственные ценности. Принцип личностного подхода - ученик выступает в учебном процессе как исследователь, творец, способный рефлексивно мыслить, само изменяться и самостоятельно осуществлять все этапы учебной деятельности.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ : Специально подобранные согласно структуре тренинга практические упражнения оптимально сочетают в себе следующие методы : Объяснительно - иллюстративные методы Объяснительно - иллюстративные методы Игровые методы Игровые методы Методы проблемного обучения Методы проблемного обучения Методы развития критического мышления Методы развития критического мышления Методы релаксации Методы релаксации

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО - ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ Цель : активное вовлечение учащихся в обсуждение, организация открытого диалога, развитие познавательных процессов ( различных каналов восприятия информации, речи, мышления ) Различные варианты словесного изложения ( рассказ, лекция, беседа, дискуссия ) Метод демонстрации ( учебный фильм, модель, опытная установка )Метод демонстрации ( учебный фильм, модель, опытная установка ) Эффективность методов : использование данной группы методов значительно повышает уровень восприятия, последующего осмысления и запоминания информации.

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ Цель : воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях : знаниях, навыках, умениях, эмоционально - оценочной деятельности Ролевая игра Игра - драматизация Эффективность методов : использование данной группы методов способствует повышению познавательной мотивации, более непринужденному усвоению информации и новых способов действий в условиях имитационного моделирования реальной действительности вследствие высокой активности участников, эмоциональной окрашенности игры, высокой степени открытости участников.

МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Цель : создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными ЗУНами и развитие мышления Практические и теоретические задания проблемного характера ( проблемные ситуации, вопросы, творческие задания ) Эффективность методов : использование данной группы методов способствует развитию собственной познавательной деятельности и активности учащихся, творчески усваивать знания и умению мыслить.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Цель : способствовать развитию способности учащихся независимо мыслить, ставить новые вопросы, принимать обдуманные решения. Практические и теоретические задания, предполагающие неоднозначную оценку утверждений фактов, событий, ( вызов ассоциаций, аргументирование «за» и «против», сравнение, оценка и анализ информации, поведения ) Эффективность методов : использование данной группы методов способствует активизации мыслительной деятельности ( анализ, осмысление, проверка верности информации ), активному поиску новой информации, посредством обращения к литературным источникам, личному опыту, СМИ и т. п.), обдуманному принятию решений

ВЫВОДЫ : В основе личностного, в том числе и профессионального развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Одной из возможных технологий, обеспечивающих данное развитие, может стать психологический тренинг, направленный на осознание и формирование тех качеств личности, которые способствуют процессам самопознания, самовыражения, саморазвития, а также сознательному профессиональному выбору. Профессиональное развитие личности учащегося возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им себя самого, других людей и окружающего мира в целом, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности Опыт использования элементов данной технологии в профильном обучении показал ее продуктивность, эффективность и необходимость дальнейшего использования.

ЛИТЕРАТУРА : Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : Учебное пособие. – М.: «Ось -89 », Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ / СПИДа у подростков в школе / авт.- сост. П. П. Кучегашева и др. – 2- е изд., стереотип. – М.: Глобус, Правильный выбор : программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни / Сост. С. М. Чечельницкая и др. - М., Фонд «Центр социального развития и информации», Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера в области профилактики ВИЧ / СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путём. – Новосибирск : Гуманитарный проект,- стереотипное издание. - ГУП «Медицина для всех», Ресурсы Интернет