АЛЬБОМ ВЕСЁЛЫХ ПОДСКАЗОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ФИО руководителя проекта, место работы, должность: Савенкова Людмила Ивановна, учитель русского языка МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НР МОУ «ЛЕМПИНСКАЯ СОШ» СМУТКОВСКАЯ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ.
Advertisements

Правила русского языка Электронный альбом РАБОТА УЧЕНИЦЫ 8-Б КЛАССА БУЛАЧЕВОЙ ВЕРОНИКИ.
Схемы орфограмм по русскому языку Подготовила учитель начальных классов МОУ ОГ 21 г. Архангельска Зуева Т.В. Из опыта работы.
1 2 Задание второго уровня: Няне Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя. Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей.
Для чего мы изучаем русский язык? Что изучает лексика? Что такое антонимы? Что такое синонимы? Что такое омонимы,
Педагогическая мастерская «Забавные подсказки» Оригинальные способы запоминания грамматических правил.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Р АБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Рифмованные правила русского языка Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova.
«В стране выученных правил…» команда « Магистры слова» 2 задание.
Гатеж Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МАСТЕР-КЛАСС «Вас приглашает страна Местоимение» (мастер-класс с использованием активных.
Русский язык начальные классы Работа над ошибками (памятка)
Проект «В стране выученных правил, или Ее Величество Орфография» Задания второго тура.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Презентация по русскому языку на тему :. Наречие как часть речи Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия.
Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению.
НЕИЗМЕНЯЕМАЯ часть речи. Наречие неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака. В предложении наречия.
-, Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм! Ты нам и нужен, и дорог, и ясен: Вместе с тобой орфография нам Даже совсем не опасна! Где мягкий знак, ну а где две.
Трудности правописания Лукьянова Галина Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 19 г.Новороссийска Краснодарского края.
СоюзСоюз Правописание производных союзов. Союзы, произведённые от других частей речи, называются производными. Как же отличить производные от других частей.
Транксрипт:

АЛЬБОМ ВЕСЁЛЫХ ПОДСКАЗОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ФИО руководителя проекта, место работы, должность: Савенкова Людмила Ивановна, учитель русского языка МОУ «ООШ с. Клевенка» ФИ учащегося, выполнившего проект, место учёбы, класс: Бессмертная Кристина, МОУ «ООШ с. Клевенка», 5 класс Учебный предмет: русский язык. Возраст участника : 12 лет. Продолжительность: длительный (I – II четверть 2013 г.).

Новизна проекта Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находились такие подсказки, являющиеся дополнительным материалом для отработки навыков грамотного письма. Работать с альбомом ученик может как самостоятельно, так и вместе с родителями или старшими учениками. Надеюсь, что это пособие поможет учащимся повысить уровень грамотности и успешно овладеть орфографическими нормами.

Цель: составить электронное и печатное пособие для повторения и закрепления правил русского языка в игровой стихотворной форме. Задачи: проанализировать лингвистический материал по данной теме и грамотно использовать его; отобрать оптимальные варианты из стихотворных шуточных подсказок по русскому языку; создать дидактический альбом для учащихся.

Практическое значение: этот альбом будет полезен всем, кто желает научиться грамотной письменной речи; Проблема: трудно вовремя вспомнить нужное правило. Гипотеза: если будет создан альбом «весёлых» подсказок, то в дальнейшем он поможет учащимся стать более грамотными по русскому языку.

Актуальность данной темы: Русский язык является самым богатым и в то же время самым трудным языком на нашей планете. В связи с этим возникает много трудностей при его изучении. Для некоторых школьников изучение языка является настоящим кошмаром. Огромное количество правил правописания создают большие трудности для учащихся, да и не только для них. Мне нравится шутка по этому поводу: «Владение русской орфографией - это как владение кунг-фу, настоящие мастера не применяют его без необходимости». Учитель в печали, Родные в тоске: Стоит ученик Со слезою во взоре С ошибками пишет На классной доске… (В. Орлов) Мысль, что о правилах русского языка (орфограммах) можно рассказать в образной форме с использованием ритмической организации речи, облегчающей запоминание учебного материала, представляется актуальной: кто не знает, как дети любят стихи! Рифмованные строчки завораживают мелодичностью. Может быть, с первой маминой колыбельной начинается эта любовь?! Стихотворные строки К. Чуковского, С.Маршака, А.Барто, А.С. Пушкина, так привлекавшие и зачаровывавшие в дошкольном детстве, легко вспоминаются и цитируются в любом возрасте. Происходит это потому, что в них есть простота, лёгкость, изящество

Этапы работы над проектом Определение правил, на которые чаще всего мои одноклассники допускают ошибки в письменных работах. Подбор оптимальной замены ему из разряда «весёлых» подсказок для более успешного усвоения данной орфограммы. Итоговый продукт: размещение данных подсказок в электронной версии и в печатном альбоме.

Необходимые материалы: О.Н.Кургузова. «Помогают рифмы». Журнал «Русский язык в школе» стр.45. А.И.Косоговский. «Зарифмуем… правила». Журнал «Русский язык и литература в школе» Стр.25. Орфография в стихах. Реализация проектной технологии в процессе изучения орфографии, Шиве Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы Лаврова, С. Русский язык. Страницы истории / С. Лав­рова. - М.: Белый город, Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки. - М.: Детгиз, Фразеологический словарь русского языка. - СПб., Интернет-ресурсы: chastyax-rechi/Грамматика chastyax-rechi/

У «Альбома весёлых подсказок по русскому языку» есть свой эпиграф или девиз, который призван дать настрой в начале работы. Кто устал от нудных правил, От ученья занемог? Кто себя с трудом заставил Скучный выучить урок? У кого ошибок море И в пометах вся тетрадь? Для кого ученье горе, Двойку кто схватил опять? Знаешь, друг, не будь зубрилой, Ведь зубрёжка – это ложь. Прочитай стихи, мой милый, Улыбнись и всё поймёшь. Сделать лёгким всё, что сложно, - Это главное для всех. Всё реально, всё возможно. Верь в себя, придёт успех.

Орфография в стихах, В рифмах пусть хранится. В память правило отправим В тайниках лежать оставим, Как перо жар-птицы.

Что объединяет гласные и согласные? Гласные, Согласные Кое в чём согласные: Но к ним ещё позиции, Как в танце, применяются. Ставим букву слабую В сильную позицию. Слово столБ – стол Бы проверим, Слово гриБ с гри Бами сверим, Сырое Жку – ешь, не бойся, От сыроежечки есть польза! Примечание: Сильная позиция для согласных – позиция перед гласной буквой.

Безударная гласная корня, проверяемая ударением Гласные, хоть и поются, Не всегда легко даются. В корне гласная у вас Вызвала сомнение? Эту гласную тотчас Проверим ударением: Форму слова измени, Родственное подбери, И тогда секреты корня Словно видишь изнутри: Для «з Емли» проверка – «з Емли», Для «в Оды» проверка «в Оды». Примечание: сильная позиция для гласной – под ударением.

О правописании приставок Все приставки, как и люди, Дорожат своим лицом. Чтоб запомнить внешность каждой, Быть не надо мудрецом. Но на З и С приставки В этом отличаются: Под влиянием соседа З и С меняются. Вы в приставке С пишите, Если вслед за ним глухой! Водит дружбу З со звонким – Вот что нужно знать ребёнку! Запомни: все согласные глухие в предложении: Фока, хочешь покушать щец? Все согласные звонкие в предложении: Где жизнь была в мире + й... З приставки не бывает! Это каждый школьник знает! ЗГИ, ЗДЕСЬ,ЗДАНИЕ,ЗДОРОВЬЕ С З пишите на здоровье!

Правописание производных предлогов ВСЛЕДСТВИЕ – это ИЗ-ЗА – ясно вполне: Слитно напишем, конечная Е! В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ: Спроси: КАК ДОЛГО? Или КОГДА? В конце пишем Е, Но раздельно всегда!

Конструкции с союзом КАК: КАК на ПОДОБНО заменяю- Значит, запятой выделяю. КАК заменяю на ПОТОМУ ЧТО- Значит, блок выделить нужно! А КАК в смысле В РОЛИ- Здесь запятые уже не нужны!

О приставках пре- и при-. У приставок пре- и при- Много хитростей внутри, Чтоб их правильно писать, Надо вот что будет знать: Пре- всегда в значении ОЧЕНЬ, Иль близка к приставке пере- : Преткновенье, прехороший. При - в значении приближенья Или присоединения, Действия неполнота – Эта грамота проста: Я присел, придвинул книжку И увлекся чтеньем слишком

О правописании глаголов Кто в глаголах пишет ЦА, - настоящая овца Для верного определения начальной формы глагола: вид не менять, -СЯ не терять....

Культура речи Одевать (кого?) Надежду Надеваем (что?) одежду. Множественное число В детской сказке Колобок по траве катиться мог без ботинок, без сапог, без носков и без чулок. Шесть гектаров апельсинов, Яблок, груш и мандаринов, баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать. Долго ели т Орты - Не налезли ш Орты! Срубили ель, сорвали зав Ель. Звон Ит звонарь, Звон Ят в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог: Фёкла красная, как свЁкла!

Непроизносимые согласные И ужасно, и опасно Букву Т писать напрасно! Всем известно, как прелестно Букву Т писать уместно! Сочетания НЧ, ЧН, НЩ, ЧК, ЩН Мощный каменщик зимой Нянчил дочку в час ночной. Спи, дочурочка, в тиши, Мягкий знак тут не пиши.

О правописании Ь в словах с шипящими на конце В глаголах и наречиях Знак пишется всегда, (думаешь, стричь, отрежьте, навзничь) А кратких прилагательных Его нет никогда! (певуч, пахуч, горяч) Существительное-много-, Существительное - мой- Знак не нужен никакой! (плащ, много туч) А подставь она, одна – Ь знак пиши всегда! (дочь, печь)

О-Ё после шипящих Проблема в корне – проверяй: Ё на Е скорей меняй! (жёлтый - желтеть) После корня у глагольных Букву Ё пиши свободно! (печёт, испечённый) В именных за корнем О- Это знаем мы давно! (девчонка, врачом) ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

Ы-И после Ц В существительных на ЦИЯ Мы всегда напишем ИЯ. (нация, акация) Да и в корне, посмотри, Тоже пишем букву И! (цирк) (ИСКЛ.: цыган встал на цыпочки и сказал цыплёноку: «Цыц!») А в концовках ЦЫН-ЦЫЙ-ЦЫ Пишем только букву Ы! (овцы, сестрицын, белолицый)

Страшные страдания от чередования: Командует суффикс –А- ! Коль за корнем суффикс -а-, Букву И пишу тогда Буква Е тогда нужна, Коли нет за корнем –А-. Замереть и замирать, Запереть и запирать, Расстелить и расстилать – Я не стану впредь гадать, Потому что умный суффикс Всё мне должен подсказать!

Корни с чередованием Командует суффикс –А- ! Собирать, стирать, задира – Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И. На суффикс посмотри: Если есть за корнем а В корне И пиши всегда, Вот пример. Запоминай! Ноги выт Ер?- Выт Ирай

Командует суффикс –А- ! ЛАГ- (-ЛОЖ-) Предположим, корень –ЛОЖ- Вышел в дождик без калош. Простудился, это ясно. Состояние ужасно. По ЛОЖили на кроватку, Как теперь ему несладко. Пред ЛОЖили мазь, уколы, Пропускает бедный школу. А вот умный корень –ЛАГ- Суффикс –А-, как будто флаг, За собою развернул И ни разу не чихнул. По ЛАГаю, ясно, дети, Как писать вам корни эти? Командует суффикс –А- ! -кос-(-кас-) На урок пришли в наш класс Корень –КОС- и корень –КАС- Суффикс –А- примчался мигом, Оглушил всех громким криком: - Где вы, где вы, корень –КАС-? Не могу я жить без вас! Если после корня –А-, С корнем –КАС- пиши слова.

Имя числительное ЧАСТУШКИ О ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Мы узнали имена существительные, Прилагательные, также и числительные. Пропоём частушки вам о числительных таких: Количественных и Составных, Порядковых и простых, Один, два, три,, тридцать пять - Числа целые все знают, очень просто их считать. Сорок целых семь десятых, две восьмых и три вторых – Числа дробные сложнее, просклонять сумейте их. Оба, обе, двое, трое - собирательные, С существительными вместе сочетательные. Первый, пятый, сто восьмой, седьмой - порядковые, Чисел целый ряд построим по порядку мы.

ГОРОД НАРЕЧИЕ На острове морфология есть страна частей речи. Там, в числе других, город есть наречие. Шесть улиц в городе том, у каждой своё значение. На них живут и работают все жители без исключения. На улице Образа действия - быстро, дружно, легко; На улице Места - справа, сбоку, вблизи, далеко; На улице Времени -утром, летом, сегодня, сейчас; На улице Цели - в шутку, нечаянно и напоказ; На улице Меры и степени - очень, вполне, весьма; А на Причины улице - поневоле, недаром., спроста. Есть в городе наречие округ - местоименный, В нём обитают жители Неопределённые, Вместе с Вопросительными, рядом с Отрицательными. И ещё, конечно, также с Указательными.

Фразеологизмы Теория фразеологизмов была заложена в начале XX в. Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Иногда мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые, ставшие уже крылатыми, выражения - настолько они привычны и удобны. Фразеологизмы отличаются образностью. «Не видно ни зги» - это то же, что темно. Однако фразеоло­гизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему, чело­век, помимо всего прочего, сообщает еще и о своем отношении к событию, предмету или собеседнику. Фразеологизмы - это жемчужины русского языка. Фразеологизмы показывают особенность менталитета рус­ского языка. Именно поэтому их очень трудно переводить на другой язык, иногда практически невозможно, разве только путём подбора какого-то аналога. Буквальных переводов фра­зеологизмов быть не может. Фразеологизмы - это меткие выражения. Но порой они остры и грубоваты, порой слишком экспрессивны, поэтому употреблять их нужно в разговорной речи, а, например, в офи­циально-деловой речи ими следует пользоваться с большой ос­торожностью. Мы сочинили частушки-фразеушки, используя фразеоло­гические обороты со словом «УХО», некоторые из них мы про­иллюстрировали собственными зарисовками, показав букваль­ное понимание этих фразеологизмов.

ЧАСТУШКИ-ФРАЗЕУШКИ Ставьте ушки на макушки, Слушайте внимательно. Мы частушки-фразеушки Пропоём старательно. Жужжит в уши педагог на уроке тему, Но не может сам понять странную проблему: В одно ухо у ребят тема залетает, Не проходит двух минут - в другое вылетает. Нерадивый ученик - голова два уха - С неохотою урок слушал краем уха. Не ведёт он даже ухом на совет своих друзей, Не видать ему пятёрок, как и собственных ушей. Медведь ухо отдавил Васе при рождении, И теперь мычит, рычит тот на уроке пения. До ушей краснеет Вася - петь не получается, Уши вянут у других - а он вовсю старается. Мы в столовую влетаем, видим – Петя там сидит,пиццу ест, а за ушами у него уже трещит. Хохотать все начинают, рот у всех аж до ушей, Успокоиться не могут, хоть завязочки пришей Мы пропели фразеушки, верьте вы своим ушам, Не ушами надо хлопать, а учиться лучше нам. Мы,надеемся, куплеты не прошли мимо ушей, Нужно,нужно нам,ребята, быть с наукою дружней

Заключение Эта книжка не учебник, Ну и я ведь не волшебник. Чтоб учиться на отлично, Нужно знать весьма прилично Всё, что вам даётся в школе, Дорогие Маши, Коли, Кати, Саши и Наташи. Книжка эта – помощь наша. На досуге, после школы Прочитай стишок весёлый. Коль запомнишь, что ж, прекрасно. Главное, чтоб было ясно, Чтоб ты мог легко, с улыбкой Написать все без ошибки. АЛЬБОМ ВЕСЁЛЫХ ПОДСКАЗОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ – это наш стихотворный орфографический сборник, собранный учеником и учителем. Сборник стал результатом проектной деятельности, работа над которым будет продолжаться и к ней, я надеюсь, присоединятся единомышленники. Я планирую, что мы будем создавать в дальнейшем собственные рифмованные подсказки со своими рисунками.