Проектирование компетентностно- ориентированного урока МБОУ НГО «ООШ 11» Разработчик: Патенкова Н.Н., учитель химии и биологии п.Лобва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из опыта работы преподавателя физики Магомедова А.М. БУ «Мегионский профессиональный колледж» Мегион, 2013 год.
Advertisements

Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – форма организации теоретического и практического обучения, сущность которой заключается.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
монолог учителя ; монолог учителя ; фронтально - индивидуальный опрос ; фронтально - индивидуальный опрос ; информирующая беседа ; информирующая беседа.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Формирование ключевых компетенций на уроках географии Жукова Ольга Владимировна Учитель географии МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» 2011.
Ключевые компетенции в обучении химии и биологии. Из опыта работы учителя химии и биологии Жигачевой Ольги Ивановны МОУ Суминской СОШ.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Методы и формы компетентностного обучения И.С. Сергеев В.И. Блинов.
Проектная деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного процесса Подготовила учитель начальных.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Проект: организация информационно-предметной среды на уроках информатики Автор: Воропаева Маргарита Ивановна, учитель информатики МБОУ Ржаксинской СОШ.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Транксрипт:

Проектирование компетентностно- ориентированного урока МБОУ НГО «ООШ 11» Разработчик: Патенкова Н.Н., учитель химии и биологии п.Лобва

Что изменяется в образовательном процессе при реализации компетентностного подхода? Компетентностный подход ориентирует на результат образования. Под результатом образования понимается – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что должен будет способен делать выпускник по завершении той или иной части образовательной программы.

Результат образования в традиционном подходе Результатом образования выступают предметные знания, умения, навыки – которые усваиваются в соответствии с программами, оцениваются на экзаменах. Ученик знает: математику, историю… Чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше. Определение урока - это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Результат образования в компетентностном подходе Готовность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. КП не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Ответ на вопрос – чему научился ученик за годы обучения в школе. Определение урока - это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся.

Проектирование в компетентностном подходе: - отражение в системном и целостном виде образа результата образования; - формулирование результатов образования как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности; - определение структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы обучаемыми.

Направления формирования ключевых компетенций: обучение компетенции как самостоятельному качеству; включение ключевых компетенций в предметы. В этом подходе компетенции рассматриваются как необходимые компоненты результатов обучения.

Алгоритм формирования ключевых компетенций учащихся: описание содержания компетенций входящих в компетентностную модель выпускника; моделирование компетенций при соблюдении технологизации «цель – деятельность – компетенция»; отбор методик, технологий оценки образовательных результатов, адекватных формируемым компетентностям.

Формула компетентности по М.А. Чошанову: «мобильные знания» + «гибкий метод» + «критическое мышление»

Формула компетентности по М.А. Чошанову: - мобильные знания – это знания, которые способны не только сохраняться и воспроизводиться, но и обладают способностью накапливаться и совершенствоваться, обеспечивая человеку, ими обладающему, способность решать практические задачи;

Формула компетентности по М.А. Чошанову: - гибкость метода – обеспечивает применение знаний для решения практических задач в изменившейся жизненной ситуации, новых условиях профессиональной деятельности;

Формула компетентности по М.А. Чошанову: - критичность мышления – предполагает наличие опыта и способности анализировать ситуацию, выявлять возникающие проблемы, осуществлять поиск альтернативных решений, отличать продуктивные пути решения проблем от неэффективных, отказываться от ложных путей, просто сомневаться.

Компетентностная модель выпускника школы подразумевает выбор ключевых компетенций путём выявления наиболее значимых из них и реализацию управленческих решений по развитию этих компетенций. три ключевые компетенции: - коммуникативная, - информационная, - учебно-познавательная компетенция

Коммуникативная компетенция подразумевает владение учеником средствами коммуникации: - владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.); - письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.); - продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией при помощи реальных объектов (телевизор, принтер, магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и информационных технологий (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.). Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и собирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать её.

Учебно-познавательная совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении. Под учебно-познавательной компетенцией понимаем способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов.

Ключевые компетенции и выбор способов оценивания, форм и методов обучения, педагогических технологий

Соотнесение аспектов ключевых компетенций и способов их оценивания Компетенция Способы оценивания Коммуникативная Участие в дискуссии; разработка текстов; портфолио; выступление; исследовательская работа; изложение; сочинение; диктанты; работа в группе; защита рефератов, проектов и т.д. Информационная Анализ документов; подготовка презентации; эссе; работа в сети Интернет; исследовательская работа; создание Web-сайтов; использование мультимедийных продуктов; рефлексивные дневники за четверть и т.д. Учебно- познавательная Компетентностно-ориентированные тесты; бально- рейтинговая система оценивания; презентация; анализ ситуации; работа в группе; эссе; экзамен; исследовательская работа; научно-практическая конференция; проекты; написание рефератов и т.д.

Соотнесение аспектов ключевых компетенций и форм урока Компетенция Форма урока Коммуникативная Лекция, деловая игра, консультация, конференция, круглый стол, зачёт, семинар, диспут и т.д. Информационная Экскурсия, урок-путешествие, лекция, исследование, лабораторная работа, семинар и т.д. Учебно- познавательная Исследование, дискуссия, поисковая лабораторная работа, практикум, зачёт, семинар, тестовая работа, экзамен и т.д.

Соотнесение аспектов ключевых компетенций и методов обучения Компетенция Методы формирования Коммуникативная Дискуссия, дебаты, устная презентация, публичное выступление, защита проектов, рефератов, групповая форма работы, работа в паре, диалог, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования, обсуждения спорного вопроса, обмен мнениями, анализ текстов, обобщение информации, обсуждение, создание текста написание статей, сочинений, рецензирование работ других учащихся, метод Сократа и т.д.

Соотнесение аспектов ключевых компетенций и методов обучения Компетенция Методы формирования Информационная Работа с учебником, справочной литературой и в сети Интернет, наблюдение, создание Web- сайтов и т.д.

Соотнесение аспектов ключевых компетенций и методов обучения Компетенция Методы формирования Учебно- познавательная. Метод эвристических вопросов, метод сравнения, метод эвристических наблюдений, метод гипотез, метод конструирования правил. Презентация продукта деятельности, увеличение доли самостоятельной работы учащихся (реферирование, проектирование, исследование), выполнение тестов, написание рефератов, исследовательская деятельность, деловые игры, проблемные ситуации, выполнение проектов, обращение к опыту учащихся, дискуссия, экспериментальная деятельность, социальное проектирование, открытая познавательная позиция и т.д.

Основные методы обучения: - методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.); - метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар); - методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм; - методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

Соотнесение аспектов ключевых компетенций и приёмов формирования Компетенция Приёмы формирования Коммуникативная Мозговой штурм, синквейн, пятиминутное эссе, театрализация, займи позицию, точка зрения и т.д. Информационная Создание кроссвордов, кластеров, концептуальных таблиц, тестовых заданий, эссе, сочинений и т.д. Учебно- познавательная Отсроченная отгадка, лови ошибку, толстые и тонкие вопросы, ключевые слова, мозговой штурм, открытое обсуждение новых понятий, написание граф-схем, опорных конспектов, создание опорных схем-моделей, кластеров, концептуальных таблиц и т.д.

Соотнесение аспектов ключевых компетенций и современных образовательных технологий Компетенция Компетентностно-ориентированные педагогические технологии Коммуникативная Технология РКМ, технология игровых методов обучения, технология дебаты, дискуссия, метод проектов, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, портфолио и т.д. Информационная ИКТ, технология РКМ, технология модульного обучения, метод проектов, исследовательские методы обучения, технология дистанционного обучения и т.д. Учебно- познавательная Метод проектов, кейс-стади, модульная технология, технология РКМ, исследовательские методы обучения, технология проблемного обучения, портфолио и т.д.

Критерии выбора современных педагогических технологий: 1) соответствие целям и задачам, стоящим перед ОУ и перед учебным предметом в частности; 2) соответствие целям и задачам поставленными перед кафедрой или МО; 3) учёт специфики предмета (гуманитарный, естественно-научный и т.д.); 4) учёт специфики содержания обучения (учебного материала); 5) технологическая оснащённость учебного кабинета по предмету; 6) состав учащихся: учёт возрастных особенностей, физического состояния, уровня подготовки, количество обучающихся и т.д.

Алгоритм выбора современных педагогических технологий: 1) выявить проблему в организации учебного процесса на основе анализа работы за год, задач, поставленных перед ОУ, кафедрой (низкое качество, низкая мотивация учащихся и т.д.); 2) обозначить круг технологий, направленных на решение поставленной проблемы; 3) изучить теоретические основы выбранных технологий, направленных на решение поставленных задач; 4) сопоставить, соотнести изученные технологии с целевыми и результативными показателями с обозначенной проблемой; 5) выбрать одну или несколько современных педагогических технологий, направленных на решение поставленных задач.

Этап рефлексии В Компетентностном подходе рефлексия рассматривается как один из важных механизмов, обеспечивающих адаптивность человека к новым условиям. Рефлексия (от позднелатинского – reflexio – обращение назад, отражение) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; размышление, самонаблюдение, самоанализ. Виды рефлексии: Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Презентация содержит теоретический материал для самостоятельного изучения, подготовленный Пашкевичем А.В. Сайт: Образовательный портал "Школа" ОмГПУ Курс: Телекоммуникационный проект-конкурс «Компетентностно-ориентированный урок» Книга: ПРОЕКТИРУЕМ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК