История не терпит суесловья, Трудна ее народная стезя. Ее страницы, залитые кровью, Нельзя любить безумною любовью И не любить без памяти нельзя. Я. Смеляков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по музыке на тему: Глинка. "Иван Сусанин"
Advertisements

Стихи о Великой Отечественной войне. Песни, созданные на стихи поэтов и их популярность в годы войны и после неё.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
9 мая 9 мая - это всенародный праздник. Солдаты воевали, а женщины растили детей - будущее страны. Общими усилиями была достигнута победа над врагом!
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Выполнили: Винникова Елена Русанова Ирина Руководитель: Кутакова Наталья Николаевна.
Самый близкий и родной человек.. Со мною с детства рядом ты всегда, в минуты радости в минуты огорченья, за все обиды ты прости меня, я искренни прошу.
Символы России Триада символов Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твое достоянье на все времена!
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Презентацию подготовила ученица 4 «б» класса МБОУ «Сакмарская СОШ» Николаева Юля Кл. руководитель: Евдокимова Л.Н.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы. Я не прошу их повторять Рассказов сокровенных: Ведь повторять.
9 мая 2012 года в 67-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. День.
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
«Жалей того, кто с идеалом Столкнется здесь лицом к лицу. Его душа крылом усталым Вспорхнёт и улетит к Творцу». Владимир Палей.
ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 11 КЛАССА КАРПИНА ТАТЬЯНА РУКОВОДИТЕЛЬ ОРЛОВА С.С. Великая Отечественная война в песнях В.С.Высоцкого.
Выполнил Гераскин Степан, ученик 1 «Б» класса Руководитель Рак Галина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 151 Научно-практическая конференция.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
В тот день они весело в школу шагали, Было мирное небо над их головой, О том, что случится, конечно, не знали, Тот праздник для них обернулся бедой. На.
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
Транксрипт:

История не терпит суесловья, Трудна ее народная стезя. Ее страницы, залитые кровью, Нельзя любить безумною любовью И не любить без памяти нельзя. Я. Смеляков Работу выполнила Татаренко Галина Васильевна, учитель истории и обществознания высшей категории, Почётный работник общего образования Российской Федерации Казань Средняя общеобразовательная школа 120 с углубленным изучением отдельных предметов Московского района города Казани ХPedsovet.su

Содержание Актуальность проекта; Цели и задачи проекта; Гипотеза проекта; Новизна проекта; Использование пособия; Применение проекта; Х

Содержание Сборник «История России в поэтических образах» структурирован по тематическому принципу: Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 1. Россия IX – XVII в.в. § 2. Россия XVIII в. § 3. Россия XIX в. Глава I I. История России ( XX в.в) § 1. Россия в первой половине XX в. § 1. Россия во второй половине XX в. Глава I I I. Стихи о Родине Глава I V.Образ человека в поэзии § 1. О человеке. § 2. О любви. § 3. О жизни и смерти. Глава V. Исторические были-небылицы Глава VII. Древняя история Руси в художественных образах Х

Содержание Результаты проекта; Заключение; Список литературы; Список источников иллюстраций; Х

Ни для кого не является секретом тот факт, что интерес к учебе у современных детей неуклонно падает. Причины: - громадность и сложность материала подлежащего усвоению и запоминанию. -бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив ее выполнения. Этим обосновывается цель проекта. Актуальность проекта Х

Цель проекта - пробудить интерес к предмету, повысить мотивацию учащихся, используя нетрадиционные формы и методы обучения. Задачи: 1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, опираясь на их природную любознательность, новизну учебного материала, его доступность и наглядность. 2. Сформировать патриотические чувства и чувства гражданственности. 3. Развивать критическое мышление, используя противоречивость исторического материала и другие особенности социального познания. 4. Способствовать активизации творческой и индивидуальной деятельности учащихся. Цели и задачи проекта Х

Гипотеза проекта Нам представляется, что использование на уроках разнообразных художественных образов, позволит вывести преподавание истории и обществознание на более высокий уровень, обеспечит мотивацию в изучении предметов через красочное увлекательное освещение исторических событий, будет способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельного и критического мышления, опираясь на палитру самых разнообразных, подчас противоположных по значению, образов исторического прошлого. Х

Новизна проекта Реализация проекта представляет собой сборник «История России в поэтических образах», комплект открыток на мотивы русской исторической живописи и скульптуры. Особенность данного издания определяется важностью поли дисциплинарного подхода в изучении школьных предметов и спецификой влияния поэзии, живописи и музыки на активизацию индивидуальной деятельности учеников. Взамен скучного учебника учащимся предлагается галерея художественных образов, в которой история представляется мозаичной и многовариантной, эмоционально насыщенной, более понятной и позволяющей получить большое эстетическое наслаждение. Х

Использование Указанные материалы могут быть использованы следующим образом: - в качестве эпиграфов - иллюстративного материала - дидактического материала - на практических занятиях - на проблемных ситуациях - во внеклассной работе материалов. Х

Применение проекта Сборник «История России в поэтических образах» имеет две положительные рецензии ИПКРО РТ, рекомендован к использованию и публикации. Может быть успешно использован другими учителями истории и обществознания в любых общеобразовательных учреждениях. В 2003 году проект был отмечен дипломом 1 степени пятого Республиканского конкурса авторских программ и учебно- методических разработок. Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 1. Россия IX – XVII в.в. Это было время образования государственности, когда закладывалась и развивалась официальная идеология, формировался менталитет российского человека. Данный факт нашел отражение в стихах, поэмах, поучениях живших тогда современников и поэтов более поздних времен. Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 1. Россия IX – XVII в.в. Пимен Еще одно последнее сказанье- И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне грешному. Недаром многих лет Свидетелем меня Господь поставил И книжному искусству вразумил: Когда-нибудь монах трудолюбивый, Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду- И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, - Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу… А.Пушкин Князь Олег Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам. С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. А.Пушкин Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 1. Россия IX – XVII в.в. Нападение Батыя на Русь (1237) Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя - внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня... Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская Орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города. Н.Кончаловская Иван Грозный( ) Настал Иван Четвертый, Он Третьему был внук; Калач на царстве тертый И многих жен супруг. Иван Васильич Грозный Ему был имярек За то, что был серьезный Солидный человек. Приемами не сладок, Но разумом не хром; Такой завел порядок, Хоть покати шаром. А.Толстой Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 1. Россия IX – XVII в.в. Покорение Сибири Ермаком ( ) Не мерена вдоль и не пройдена вширь, Покрыта тайгой непроезжей, У нас под ногой разостлалась Сибирь Косматою шкурой медвежьей. Пушнина в сибирских лесах хороша, И красная рыба в струях Иртыша! Мы можем землей этой тучной владеть, Ее разделивши по братски. Мне в пору Кучумовы бармы надеть И сделаться князем остяцким... Д.Кедрин Борис Годунов...как язвой моровой Душа горит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в висках упрек, И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда... ужасно! Да жалок тот, в ком совесть не чиста. А.Пушкин Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 1. Россия IX – XVII в.в. Иван Сусанин «… Куда та завел нас!» - лях старый вскричал. «Туда куда надо! – Сусаний сказал. – Убейте! Замучьте! – моя здесь могила! Но знайтесь и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». «Злодей! – закричали враги, закипев. – Умрешь под мечами!» – «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» «Умри же! – сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали. – Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила! К.Рылеев Крепостное право в России (XVII в.) Для хозяев пашет землю Мужичишка крепостной, У хозяина их много: Двести, триста, восемьсот... Он следит за ними строго, Как скоту, ведет им счет. Землю пашет мужичишка На господской полосе, У такого нет излишка Ни в одежде, ни в еде! Брат его затейник тонкий, Мастер русского резца, Это он точил колонки Для господского крыльца. Зять его - художник ценный, Доверяют лишь ему, - Он расписывает стены У хозяйки в терему. А живут по-скотски оба, Этих некому жалеть- От младенчества до гроба Либо окрик, либо плеть! Вот какой тогда была Крепостная кабала. Н.Кончаловская Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 2. Россия XVIII в. Восемнадцатый век в истории России отличается мощным процессом модернизации. Он начался с петровских преобразований и продолжился веком Екатерины. В этот исторический период в России сформировалась новая система ценностей, новых экономических и политических отношений, изменился тип взаимодействий России с миром. Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 2. Россия XVIII в. Петр I ( ) О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? А.Пушкин. Ода На день восшествия на престол Елизаветы Петровны... О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте, нынче ободрены, Раненьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М.Ломоносов Властителям и судьям... Цари! Я мнил вы боги властны, никто над вами не судья, но вы, как я подобно, страстны, и так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! Боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли. Г.Державин Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 2. Россия XVIII в. Убийство Павла I (1801)... Он видит в лентах и звездах, Вином и злобой упоены, Идут убийцы потаенны, На лицах дерзость, в сердце страх. Молчит неверный часовой, Опущен молча мост подъемный, Врата отверсты в тьме ночной Рукой предательства наемной.... О стыд! О ужас наших дней! Как звери вторглись янычары! Падут бесславные удары... Погиб увенчанный злодей. А.Пушкин А.Н.Радищев ( ) Я тот же, что и был и буду весь свой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек. Надгробная надпись, которую А.Н.Радищев сочинил для себя: Под игом власти сей рожденный, Нося оковы позлащены, Нам вольность первый прорицал... Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 2. Россия XVIII в. Императрица Елизавета Петровна ( ) Веселая царица Была Елисавет: Поет и веселится, Порядка только нет. А.Толстой Дворцовые перевороты (XVIIIв.) Тут кротко или строго Царило много лиц, Царей не слишком много, А более цариц. А.Толстой Присоединение Грузии к России (1801)... Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит. Которых надпись говорит О славе прошлой – и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ. И божья благодать сошла На Грузию! Она цвела С тех пор в тени своих садов, Не опасаяся врагов, За гранью дружеских штыков... М.Лермонтов Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 3. Россия XIX в. Эта историческая эпоха характеризуется, прежде всего, процессами, направленными на изменения всей общественно- политической и экономической жизни страны. Девятнадцатый век представлен революционными движениями, новыми идеями и важными реформами. Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 3. Россия XIX в. Александр I Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда. Его мы очень добрым знали, Когда не наши повара. Орла двуглавого щипали У Бонапартова шатра. А.Пушкин Отечественная война 1812 г. Гроза 12 года настала – Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог. А.Пушкин Крепостное право... Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца... А.Пушкин Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 3. Россия XIX в. Декабристы Но ужели столь мгновенно все, что свято и нетленно, унесла... Этой черной ночи пена, ночи мгла? Мир ушедшим без возврата, тем, кто отдал в час расплаты кровь свою и на площади Сената пал в бою. В полумгле мертвеют лица, сердце – пойманная птица, сон иль бред? Ах, с тираном бы сразиться! Силы нет, словно крылья подрубили, словно были и не были дружно вновь все, что грезилось, уплыло, только кровь... М.Кузьмин Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 3. Россия XIX в. Николай I ( ) Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои и добрые, и злые, - Все было ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей. Ф.Тютчев Николаевская эпоха... Безгласны люди. От Китая До стен недвижного Кремля, Под диким гнетом изнывая, Томится русская земля. Живут и мрут среди смиренья В молчанье вялом покаянья. Молчит запуганный мужик Под розгой маленьких владык. Кругом помещики – глупцы, Рабы, нахалы, подлецы, Попы, мундиры голубые, Воров казенные полки, Да меры к лучшему тупые, Да плеть, да ссылки, да штыки; И чья-то воля будто правит, И сверху вниз все давит, давит. Н.Огарев Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 3. Россия XIX в. Из стихотворения народника С.С.Синегуба Мрак на Руси непроглядно глубок, Край наш – бездонное море страданья!.. Рок надарил нас вопросами трудными; Пахари стонут над нивами скудными; Ходят бродяги зверьми бесприютными; С скорбными лицами, с взорами мутными, В лето ли знойное, в зиму ли снежную – Голодны, босы, с душой безнадежную... Темная доля... Острог да сума... Подати, розги... Поля худородные... Мучат и люди, и силы природные, Мучит проклятая тьма! Александр II ( ) Царь, покончивший рабские стоны, Вековую бесправность людей И свободных сынов миллионы Даровавший отчизне своей. Н.Некрасов Х

Глава I. История России (IX – XIX в.в) § 3. Россия XIX в. Предсказание Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь и поймешь, Зачем в руке его булатный нож: И горе для тебя! – твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон: И будет все ужасно мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом. М.Лермонтов Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия в первой половине XX в. Первая половина ХХ века – это время революций, войн, это попытка построить новое справедливое общество, что на деле обернулось формированием тоталитарного режима. В российской поэзии тех лет нашли отражение все события нашей истории. Одни поэты их приветствовали, другие осуждали, но в любом случае все понимали, что происходят события, которые коренным образом изменят облик не только нашей страны, но и всего мира. Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия в первой половине XX в. 18 октября 1914 года Бомба взорвалась в кипящем котле, С ревом взметнула солдатскую пищу. Трое остались хрипеть на земле, Десять ушли к неземному жилищу. Вечером в поле туманно-нагом Ухали выстрелы русских орудий, Долго куски собирали кругом И навалили на мертвые груды. В яме дорожной в версте от огня Их забросали землей прошлогодней, Гасли осколки осеннего дня, Фельдшер сбивался в Молитве Господней. Г.Анфилов Февраль 1917 г. Пойдем на весенние улицы, Пойдем в золотую метель. Там солнце со снегом целуется И льет огнерадостный хмель. … Еще не изжито проклятие, Позор небывалой войны. Дерзайте! Поможет нам снять его Свобода великой страны. З.Гиппиус Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия в первой половине XX в. Смело, товарищи, в ногу… Смело, товарищи, в ногу, Духом окрепнем в борьбе, В царство свободы дорогу Грудью проложим себе. Вышли мы все из народа, Дети семьи трудовой. Братский союз и свобода – Вот наш девиз боевой. Долго в цепях нас держали, Долго нас голод томил, Черные дни миновали, Час искупленья пробил… Свергнем могучей рукою Гнет роковой навсегда И водрузим над землею Красное знамя труда. Л.Радин * * * Белым был – Красным стал, Кровь обагрила. Красным был – Белым стал, Смерть победила. М.Цветаева Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия в первой половине XX в. * * * Он стоит перед раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все товарищи его заснули. Только он один еще не спит: Все он занят отливаньем пули, Что меня с землею разлучит. … Упаду смертельно затоскую, Прошлое увижу наяву, Кровь ключом заплещет на сухую, Пыльную и мятую траву. И господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век. Это сделал в блузе светло-серой Невысокий старый человек Н.Гумилев * * * Прокламация и забастовка, Пересылки огромной страны. В девятнадцатом стала жидовка Комиссаркой гражданской войны. Ни стирать, ни рожать не умела, Никакая не мать, не жена – Лишь одной революции дело Понимала и знала она. Брызжет кляксы чекистская ручка, Светит месяц в морозном окне, И молчит огнестрельная штучка На обтянутом сбоку ремне. Неопрятна, как истинный гений, И бледна, как пророк взаперти, - Никому никаких снисхождений Никогда у нее не найти… Я.Смеляков Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия в первой половине XX в. * * * Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград, И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки. Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных "марусь". А.Ахматова Суд Судили мать за колоски, За горсть зерна В разгаре лета, Стояла, горбясь, без ответа Она, как школьник у доски. А зал молчал. Никто ни слова, Лишь чей-то плакал мальчуган. За воровство И за обман Судья грозил указом новым… А.Мишин Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия в первой половине XX в. Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! А.Ахматова * * * Шел седой вояка – генерал, Он в бою столицы вражьи брал, Воевал в дыму, в пыли развалин, Он сказал: «Победа – это Сталин!» Говорит в ответ ему шахтер: «Сталин – это слава выше гор! Это доблесть вольного труда, Нефть и уголь, золото, руда». А ученый вел учиться внука И сказал: «Жизнь двигает наука Без нее бы все заводы встали, А наука наша – это Сталин!» Е.Трутнева Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия во второй половине XXв. Это было время больших перемен в истории советского общества. Наступила короткая «оттепель», связанная с именем Н.С.Хрущева, затем начались долгие годы «застоя». Попытку перестроить советское общество на демократический лад предпринял М.С.Горбачев, однако эта попытка закончилась развалом СССР и крушением тех ценностных ориентиров, на которых воспитывались поколения советских людей. Все это нашло отражение в поэзии и песнях второй половины ХХ века. Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия во второй половине XXв. Наследники Сталина … Я обращаюсь к правительству нашему с просьбою: удвоить, утроить у этой стены караул, чтоб Сталин не встал и со Сталиным – прошлое. Мы сеяли честно. Мы честно варили металл, и честно шагали мы, строясь в солдатские цепи. А он нас боялся. Он, верящий в цель, не считал, что средства должны быть достойны цели. Е.Евтушенко * * * Это и не старо и не ново, Ничего нет сказочного тут. Как Отрепьева и Пугачева, Так меня тринадцать лет клянут. Неуклонно, тупо и жестоко, И неодолимо как гранит, От Либавы до Владивостока Грозная анафема гремит. А.Ахматова Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия во второй половине XXв. Шестидесятники … Давая звонкие пощечины, чтобы не дрыхнул, современнику, мы прорубали зарешеченное окно в Европу и в Америку. Мы для кого-то были «модными», кого-то славой мы обидели, но вас, мы сделали свободными, сегодняшние оскорбители… Е.Евтушенко * * * Как научились воровать! Воруют все – напропалую. Ворует сын, ворует мать И строит дачу воровскую. Ворует пекарь у печей, Ворует резчик у буханки, Ворует сторож у бахчей, Ворует книжник у стремянки. … Кого просить? Кому кричать? И перед кем стоять в ответе? И что мы будем воровать, Когда растащим все на свете! Н.Тряпкин Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия во второй половине XXв. * * * Карусель городов и гостиниц. Запах грима и пыль париков… Я кружу как подбитый эсминец, Далеко от родных берегов. Чья-то мина сработала чисто, И, должно быть, впервые всерьез, В дервенеющих пальцах радиста Дребезжит безнадежное «SOS». Видно, старость – жестокий гостинец, Не повесишь на гвоздь, как пальто, Я тону, пораженный эсминец, Но об этом не знает никто!.. А.Галич * * * Грязью чавкая жирной да ржавою Вязнут лошади по стремена, Но влекут меня сонной державою, Что раскисла, опухла от сна. Словно семь богатых лун На пути моем встает – То мне птица Гамаюн Надежду подает! В.Высоцкий Х

Глава II. История России ( XX в.в) § 1. Россия во второй половине XXв. О развале СССР (1991) … Что же вы, республики, разбежались? На русских, что ли, разобижались? А нам обидеться на кого? Да вроде не на кого. Никого… Е.Евтушенко * * * Достойно, главное, достойно любые встретить времена, когда эпоха то застойная, то взбаламучена до дна. Е.Евтушенко Наш народ С похмелья – очи грустные. В речах - то брань, то блажь… Плохой народ: разнузданный, Растяпа… Но ведь наш! В душе – тайга дремучая, В крови – звериный вой… Больной народ, измученный, Небритый… Но ведь – свой! Европа или Азия? Сам по себе – народ! Ничей до безобразия! А за сердце – берет… Г.Горбовецкий Х

Глава III. Стихи о Родине Эта глава посвящена очень актуальной в наши дни проблеме формирования патриотизма и гражданственности. Можно много говорить о том, как воспитывать патриотизм, но во многом именно поэзия может заставить молодого человека проникнуться гордостью за свою Родину и почувствовать себя ее гражданином. Обращение к поэзии формирует духовность и активную жизненную позицию личности, что так необходимо сегодня для возрождения России. Х

Глава III. Стихи о Родине * * * А небо над Россией, бездонное и синее. Вчера такое было и сотни лет назад... Не плачьте о России, она такая сильная. Ей корни вековые помогут устоять. И вы, пророки Запада, не каркайте как вороны. И реквием, бесспорно, вам рано исполнять. Жива душа российская, хоть раны словно борозды – их мужество залечит... Да нам ли привыкать? А.Зенина * * * Не той, что из сказок, не той, что с пеленок, Не той, что была по учебникам пройдена, А той, что пылала в глазах воспаленных, А той, что рыдала, запомнил я Родину. И вижу ее накануне победы, Не каменной, бронзовой, славой увенчанной, А очи проплакавшей, идя сквозь беды, Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной. К.Симонов Х

Глава III. Стихи о Родине * * * Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я в впотьмах не найду, между выцветших линий на асфальт упаду. И душа неустанно поспешая во тьму, промелькнет над мостами в Петроградском дыму, и апрельская морось, над затылком снежок, и услышу я голос: До свиданья, дружок. И увижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизне прижимаясь щекой, словно девочки-сестры из непрожитых лет, выбегая на остров, машут мальчику вслед. И.Бродский Родине Они глумятся над тобою Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом черных хат... Так сын, спокойный и нахальный, Стыдиться матери своей - Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей. Глядит с улыбкой состраданья На ту, кто сотни верст брела И для него, ко дню свиданья, Последний грошик берегла. И.Бунин Х

Глава III. Стихи о Родине * * * Разглядеть, что истино, что ложно, Может только беспристрастный суд, Осторожно, люди, осторожно Не разбейте глиняный сосуд. Одни его лениво ворошат, Другие неохотно вспоминают, А третьи даже помнить не хотят, И прошлое лежит, как старый клад, Который никогда не раскопают. В.Высоцкий История И современники, и тени в тиши беседуют со мной. Острее стало ощущенье шагов истории самой. Она своею тьмой и светом меня омыла и ожгла. Все явственней ее приметы, понятней мысли и дела. Мне этой радости доныне не выпадало отродясь. И с каждым днем нерасторжимей вся та преемственность и связь. Как словно я мальчонка в шубке и за тебя, родная Русь, как бы за бабушкину юбку, спеша и падая, держусь. Я.Смеляков Х

Глава III. Стихи о Родине * * * Человеку надо мало. Чтоб искал и находил, Чтоб имелись для начала Друг – один и враг – один... Человеку надо мало: Чтоб тропинка вдаль вела, Чтоб жила на свете мама Сколько нужно ей жила. Человеку надо мало: После грома тишину, Голубой клочок тумана Жизнь – одну и смерть – одну. Утром свежую газету – С Человечеством родство И всего одну планету – Землю! Только и всего. И межзвездную дорогу Да мечту о скоростях. Это в сущности, - немного. Это в общем – то – пустяк. Невеликая награда, Невысокий пьедестал... Человеку мало надо Лишь бы кто-то дома ждал. Р.Рожденственский Х

Глава IV. Образ человека в поэзии § 1. О человеке. Теперь, когда роль человека в истории признается учеными и философами мира как ведущая и определяющая. Понимание и представление человека становится актуальным. Раскрытие феномена человека через литературно-художественный образ позволяет увидеть его внутренний, духовный мир – прекрасный и ранимых, сложный и простой одновременно. Главным действующим лицом истории является человек. З.Фрейд с научной точки зрения объяснил нам биосоциальную сущность человека, поэзия делает тоже самое, но своими специфическими средствами. И как писал В.Г.Белинский, ученого слушают и понимают немногие, поэта – все. Хорошо известно огромное влияние поэзии на жизненные позиции людей, их убеждения. Подчас целые поколения формировались под знаком тех или иных литературных идей. Что такое человек? Его сущность? Предназначение? На эти и другие вопросы мы найдем ответы в российской поэзии. Х

Глава IV. Образ человека в поэзии § 1. О человеке. * * * Я человек, я посредине мира, За мною мириады инфузорий, Передо мною мириады звезд, Я между ними лег во весь свой рост – Два берега связующее море, Два космоса соединивший мост. А.Тарковский * * * Не позволяй душе лениться, Чтоб воду в ступе не толочь. Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь. Н.Заболоцкий * * * Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я – царь – я раб – я червь – я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? – безвестен; А сам собой я быть не мог. Г.Державин Х

Глава IV. Образ человека в поэзии § 1. О человеке. Доброта Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда-то Хоть чем-то согрели меня. Согрели своей плащ-палаткой, Иль тихим шутливым словцом, Иль чаем на столике шатком, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо Идет доброта по земле. И я про нее не забуду, Хотя забываю о Зле. Ю.Друнина Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы – Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты – Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею – Каждый выбирает для себя. Ю.Левитанский Х

Глава IV. Образ человека в поэзии § 1. О человеке. Друг Мы цапаемся жестко. Мы яростно молчим. Порою – из пижонства, порою – без причин. На клятвы в дружбе крупные глядим, как на чуму. Завидуем друг другу мы, не знаю почему… Взираем незнакомо с придуманных высот, считая, что другому отчаянно везет. Ошибок не прощаем, себя во всем виним. Звонить не обещаем. И все ж таки звоним!.. Р.Рождественский Новое утро Не клонись-ка ты, головушка, от невзгод и от обид. Мама, белая голубушка, утро новое горит. Все оно смывает начисто, все разглаживает вновь… Отступает одиночество, возвращается любовь. И сладки, как в полдень пасеки, как из детства голоса, Твои руки, твои песенки, твои детские глаза. Б.Окуджава Х

Глава IV. Образ человека в поэзии § 2. О любви. * * * Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи, - На головах царей божественная пена, - Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер – все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит. И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. О.Мандельштам * * * Погибнет все, Сойдет на нет, И тот, кто жизнью движет, Последний луч Над тьмой планет Из солнц последних выжжет. И только Боль моя острей – Стою, Огнем обвит, На несгораемом огне Немыслимой любви. В.Маяковский Х

Глава IV. Образ человека в поэзии § 2. О любви. * * * Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь, Ты меня никогда не увидишь. Заслонивши тебя от простуды, Я подумаю: Боже всевышний, Я тебя никогда не забуду, Я тебя никогда не увижу. Не мигают, слезятся от ветра Безнадёжные карие вишни, Возвращаться – плохая примета, Я тебя никогда не увижу. И качнуться бессмысленной высью Пара фраз, залетевших отсюда: Я тебя никогда не увижу, Я тебя никогда не забуду. А.Вознесенский * * * Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, А ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, Когда в стекло ударит вьюга, Когда припомнишь, как давно Не согревали мы друг друга. И так захочешь теплоты, Не полюбившейся когда-то, Что переждать не сможешь ты Трех человек у автомата. ………………………. За это можно все отдать И до того я в это верю. Что трудно мне тебя не ждать, Весь день не отходя от двери. В.Тушнова. Х

Глава IV. Образ человека в поэзии § 3. О жизни и смерти. * * * … День каждый, каждую годину Привык я думой провожать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Ровно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Млодая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечную сиять. А.Пушкин * * * Цените слух, цените зренье, Любите зелень, синеву – Все, что дано вам во владенье Двумя словами: "Я живу". Любите жизнь, покуда живы. Меж ней и смертью только миг. А там не будет ни крапивы, Ни роз, ни пепельниц, ни книг. И солнце даже не заметит, Что в глубине каких-то глаз На этой маленькой планете Навеки свет его погас. С.Маршак Х

Глава IV. Образ человека в поэзии § 3. О жизни и смерти. * * * Как над горячею золой Дымится свиток и сгорает, И огонь, сокрытый и глухой, Слова и строки пожирает: Так грустно тлится жизнь моя. И с каждым днем уходит дымом; Так постепенно гасну я В однообразьи нестерпимом!.. О небо, если бы хоть раз Сей пламень развился по воле, И, не томясь, не мучась доле, Я просиял бы – и погас! Ф.Тютчев * * * Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать. Е.Евтушенко Х

Глава IV. Образ человека в поэзии § 3. О жизни и смерти. * * * Догорает мой светильник, Все стучит, стучит будильник, Отбивая дробь минут; Точно капли упадают В бездну вечности – и тают, - И опять, опять живут! Ночь морозна. Небо звездно, Из него мерцает грозно Вечность мудрая сама. Сад в снегу, беседка тоже, И горит в алмазной дрожи Темных елок бахрома… К.Фофанов * * * День только к вечеру хорош, Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти. Закону мудрому поверьте – День только к вечеру хорош. С утра уныние и ложь И копошащиеся черти. День только к вечеру хорош, Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти. Ф.Сологуб Х

Глава IV. Образ человека в поэзии § 3. О жизни и смерти. * * * Немудрено, что похоронным звоном Звучит порой непокоренный стих… Пустынно здесь! уже за Флегетоном Три четверти читателей моих. А вы друзья! – осталось вас немного. Мне от того вы каждый день милей. Какой короткой сделалась дорога, Которая казалась всех длинней. А.Ахматова * * * О, я хочу безумно жить: Все сущее – увековечить, Безличное – очеловечить, Несбывшееся – воплотить!.. А.Блок Х

Глава V. Исторические были-небылицы Данная глава была введена в сборник с целью представить историю российскую через призму юмора, и тем самым, возможно, подтолкнуть учащегося на путь исследования. А правда – ли это? А если нет, то как развивались события на самом деле. Нетрадиционная оценка исторических событий может способствовать заинтересованному и деятельному изучению истории. Х

Глава V. Исторические были-небылицы * * * Ломоносов до последних дней испытывал нужду. Однажды придворный вельможа, заметив у Ломоносова маленькую дырку в кафтане, из которого выглядывала рубаха, ехидно спросил: - Ученость, сударь, выглядывает оттуда? - Нисколько, - ответил Ломоносов, - глупость заглядывает туда. * * * Как-то за обедом у Екатерины Второй зашел разговор о ябедниках. Императрица предложила тост за честных людей. Все подняли бокалы, лишь граф Разумовский не дотронулся до своего. Екатерина заметила это, спросила его, почему он не доброжелательствует честным людям? - Боюсь, мор будет, государыня, - ответил Разумовский. Х

Глава V. Исторические были-небылицы * * * Кроме комедий Денис Иванович Фонвизин писал сатирические стихи и эпиграммы. По всему Петербургу из уст в уста передавались его крылатые выражения. Например, его ответ на вопрос, какая разница между человеком и скотом, облетела всю Россию. - Огромная! – отвечал старик. – Ведь скотина никогда человеком быть не может, а человек, особливо богатый и чванливый, весьма часто скотиной становится. * * * Об одном вельможе говорили при Суворове, что он не умеет писать по- русски. - Стыдно, - сказал Суворов, - но пусть пишет по-французски, лишь бы думал по- русски. Х

Глава V. Исторические были-небылицы * * * К Державину навязался какой-то сочинитель прочесть ему свое произведение. Престарелый поэт, как и многие другие, часто засыпал при слушании чтения. Так было и на этот раз. Жена Державина, сидевшая возле поэта, поминутно толкала его. Наконец сон так одолел Гаврилу Романовича, что, забыв и чтение, и автора, сказал ей с досадой, когда она разбудила его: - Как тебе не стыдно, никогда не даешь мне изрядно выспаться! * * * Милорадович, несмотря на то, что находился в пятидесяти сражениях, раненным никогда не был. Судьба определила ему, как известно, быть убитым русскою пулей в Петербурге на Сенатской площади. Его застрелил Каховский во время восстания 14 декабря 1825 г. Для перевязки смертельно раненого генерала-губернатора Петербурга (в жизни обремененного большими долгами) отнесли в ближайший дом. Придя в себя, он улыбнулся и сказал кому-то из знакомых: - Ну, кажется, теперь я расквитаюсь со всеми моими долгами. Х

Глава V. Исторические были-небылицы * * * Один сенатор жаловался Чаадаеву на чрезвычайную занятость служебными делами. - Чем же вы заняты? – спросил Чаадаев. - Помилуйте, одно только чтение записок, дел, - и сенатор показал аршин на полу. - Да ведь вы их не читаете. - Нет, иной раз и очень, да потом все же иногда надобно подать свое мнение. - Вот в этом я уж никакой надобности не вижу, - заметил Чаадаев. * * * Император Николай Первый посетил Дворянский полк. На фланге стоял кадет на голову выше царя. Николай обратил на него внимание. - Как твоя фамилия? – спросил он. - Романов, ваше величество, - Ты родственник мне? – пошутил Николай. - Точно так, ваше величество, - ответил без запинки кадет. - А в какой степени? – спросил Николай. - Ваше величество – отец России, а я сын ее, - ответил кадет. Х

Глава V. Исторические были-небылицы * * * Бутлеров, еще учась в казанском пансионе, увлекался химией, возился с таинственными склянками, за что его постоянно наказывали. Однажды раздался оглушительный взрыв. Бутлерова нашли с опаленными бровями и посадили в карцер. Наставники выводили его оттуда во время обеда, повесив на грудь дощечку с надписью: «Великий химик». Пансионное начальство, конечно, не предполагало, как блестяще оправдается звание, данное в насмешку. * * * Во время предсмертной болезни Тютчева император Александр Второй, до сих пор никогда не бывавший у него, пожелал навестить поэта. Когда об этом сказали Тютчеву, он смутился и заметил: - Будет крайне неделикатно, если я умру на другой день после царского посещения. Х

Глава VII. Древняя история Руси в художественных образах В этой части сборника представлены произведения художников, посвященные Древней истории Руси Х

Древняя история Руси в художественных образах С.В.Иванов. Жилье восточных славян Х

Древняя история Руси в художественных образах С.В.Иванов. Христиане и язычники Х

Древняя история Руси в художественных образах С.В.Иванов. Съезд князей Х

Древняя история Руси в художественных образах С.В.Иванов. Торг в стране восточных славян Х

Древняя история Руси в художественных образах А.М.Васнецов. Новгородский торг Х

Древняя история Руси в художественных образах С.В.Иванов. Баскаки Х

Древняя история Руси в художественных образах С.И.Иванов. Боярская дума Х

Древняя история Руси в художественных образах Б.М.Кустодиев. Школа в Московской Руси Х

Древняя история Руси в художественных образах В.А.Серов. Петр Великий Х

Древняя история Руси в художественных образах А.Н.Бенуа. Вахтпарад при Павле I Х

Древняя история Руси в художественных образах Д.Н.Кардовский. Москва в сентябре 1812 г. Х

Результаты проекта 1) За последние годы заметно улучшилась успеваемость по истории и обществознанию; 2) Возрос интерес детей к поэзии, некоторые из них сами стали писать стихи. Было издано два сборника детских стихов и частушек. 3) Активизировалась исследовательская работа учащихся. Лучшие работы детей отмечены грамотами и дипломами различного уровня, опубликованы в газетах. 4) Силами учеников в школе созданы два музейных уголка: - «Поющий поэт. Геннадий Мигачев» - Уголок боевой славы «Памяти павших будьте достойны!» Продемонстрировать все свои достижения учащиеся могут на ежегодной школьной научно-практической конференции «Парад школьных наук», которая проводится уже почти 20 лет. Х

Заключение В современных условиях гуманитаризации и гуманизации образования акцент на социокультурный аспект в изучении истории уместен и своевременен. Человек может познавать мир, усваивая не только научные знания, но и через систему художественных образов. Проект ориентирует учащихся на реальное восприятие окружающей действительности и возможность воплощения своих прав в современном обществе. «Ученого слушают и понимают немногие, а поэта – все» В.Г.Белинский Х

Список литературы 1. Живое слово. Литературно-художественный сборник. – М., Кишенкова О.В, Коробкова М.В.. История для любознательных. Ч.2. - М., Дрофа, Любовь в стихотворениях великих поэтов. – Ростов-на-Дону, Малышевский А.Ф. Мир человека. – М., Поэзия второй половины XIX в. – М., Русская поэзия. XX век. Антология. – М., Русская лирика XIX века. – М., Сто жемчужин всемирной поэзии. – М., Три века русской поэзии. – М., Х

Список источников иллюстраций Список источников иллюстраций 1.«Шедевры Русской живописи» энциклопедия мирового искусства. – М., Белый город, Х