Исследовательская работа Сказочные мотивы в романе Т. Толстой «Кысь»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОТИВЫ, ПЕРСОНАЖИ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ А. В. Рафаева, к.ф.н., н.с. ЛАЛС НИВЦ МГУ.
Advertisements

Тема исследования. Тема исследования. Ученики 2 а класса МОУ СОШ 7 мкр. Красный Октябрь г. Киржач Руководитель-Мордовина Любовь Борисовна.
Презентация по литературе на тему: «от фольклора до современной литературы». сказка.
Татьяна Никитична Толстая ( 1951 г.р. ) Прозаик, эссеист, критик.
Prezentacii.com. Берестов Валентин Дмитриевич родился 1 апреля 1928 года в с. Мещовск, Калужской области. По образованию археолог, окончил истфак МГУ.
Тема моей работы – «ЗНАЧЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» Цель данной работы – обосновать значимость иллюстрации в детской книге и ее влияние на любовь.
Гоголь Николай Васильевич – прозаик, драматург и критик.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Родилась 3 июля 1943 года в Москве. В Сыктывкаре живет с 1949 года. Закончила филологический факультет Коми педагогического института, после окончания.
Презентация проекта на тему «Сказочные события и герои в литературе»
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.
Проект по теме : «Мифы как предыстория искусства слова » по теме : «Мифы как предыстория искусства слова »
Образ тумана в коротких рассказах И.А.Бунина «Звезды стали тусклы и далеки, Небеса – туманны и глубоки…» (И.Бунин)
Берестов Валентин Дмитриевич родился 1 апреля 1928 года в с. Мещовск, Калужской области. По образованию археолог, окончил истфак МГУ и аспирантуру.
Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
Уважаемые читатели! Давайте все вместе заглянем за «литературный забор» этой сказочной страны. Что нас там ожидает?....
Урок литературы в 5 классе. Иван-Царевич один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.
«Влияние представлений человека о добре и зле на образ кота в русском фольклоре» Научно-исследовательская работ а ученицы 7 «Б» класса Киселевой Татьяны.
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». 11 класс Подготовила учитель Берестовая Н. Г.
Транксрипт:

Исследовательская работа Сказочные мотивы в романе Т. Толстой «Кысь»

Работу выполнила ученица 10 класса Мамутова Карина Педагог-консультант: Шептицкая Т. И.

Цель исследования: описание и анализ комплекса сказочных мотивов в романе Задачи: Познакомиться с творчеством Т. Толстой, изучить текст ее романа Определить содержание термина «мотив» Описать сказочные мотивы в романе Т. Толстой «Кысь» Раскрыть специфику их функционирования в романе

Гипотеза: мы предполагаем, что через сказочные мотивы осуществляется взаимодействие романа с фольклором.

Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на нарастающий интерес исследователей к творчеству Т.Толстой, и в частности, к ее роману «Кысь», в современной науке мало специальных монографических исследований, посвященных анализу сказочных мотивов в указанном произведении Практическая значимость: возможность использования данных при изучении современной литературы, при мотивном анализе других произведений, на факультативных занятиях

Татьяна Никитична Толстая Татьяна Никитична Толстая, известный прозаик, публицист. В роду писательницы выдающиеся мастера художественного слова: дед по отцовской линии писатель Алексей Николаевич Толстой, дед по материнской линии Михаил Леонидович Лозинский, знаменитый переводчик и незаурядный поэт эпохи Серебряного века. Толстую называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я». Известны такие ее произведения: «Кысь» (2000), после которого появляются новые сборники «Ночь» (2002), «День» (2002), «Двое» (2002), «Изюм» (2002), «Круг» (2003), «Не кысь» (2004), «Белые стены» (2004).

Роман Т.Толстой «Кысь» Роман «Кысь» написан был в переломные, исторические для России годы: , время «перестройки» (перелом в общественном сознании, вступление государства на новую стадию развития, снова переоценка ценностей). Появились многочисленные разноречивые отклики: одни рецензенты восхищались, другие открыто выражали свое неприятие, раздражение и разочарование.

Сюжет романа Действие «Кыси» происходит через 200 лет после ядерного взрыва, который повернул историю вспять, в каменный век.

Место действия – некий город Федор-Кузьмичск, где водятся летающие черные зайцы и растут финиковые пальмы. Люди, населяющие Федор- Кузьмичск, либо полуживотные, либо имеют части тела животных рожки, когти, хвостик и т.д. В городе действует запрет на старопечатные книги.

Главный герой романа – Бенедикт, получивший разрешение на чтение старопечатных книг, впадает в зависимость от них. Чтобы добыть еще книг, он, сговорившись с тестем, свергает старого правителя и получает доступ к его библиотеке.

Но книги, которые он поглощает в огромных количествах, не делает его ни умнее, ни добрее. Своего наставника, Никиту Ивановича, он приносит в жертву Кудеяру Кудеяровичу. Но пламя костра чудесным образом пощадило прежних, зато сгорает весь город и его жители, а Бенедикт остается в растерянности на пепелище.

Сказочные мотивы Структурообразующие мотивы двигают сюжет произведения, являются элементом композиции. Эти мотивы заключают в себе зерно дальнейшего развития и часто конфликтное начало. Орнаментальные (несюжетообразующие) передают эмоциональные и интеллектуальные реакции персонажей, этикетные аспекты, описания атрибутов, мест, персонажей. Лейтмотив - повторяемая в пределах текста группа слов (или слово), объединенная в некий ряд. Именно повторяемость мотива в тексте литературном или музыкальном становится его ключевым свойством.

Сказочные мотивы в романе «Кысь» Структурообразующие мотивы Мотив запрета Традиционен для волшебной сказки. В романе – это запрет на хранение и чтение печатных книг, якобы зараженных радиацией и опасных для жизни.

Мотив низкого (ложного) героя Данный мотив очень часто встречается в сказках. Город Федор-Кузмичск назван по имени «Набольшего Мурзы» Федора Кузьмича Каблукова. Он всему голова, поводырь и учитель. Но читатель видит наглого и безграмотного человека.

Мотив заключения брака и воцарения на престоле «сказка обязательно вводит в какую-нибудь семью", после злоключений герой получает дочь царя и полцарства в придачу. В нашем случае это красавица Оленька, дочь главного санитара, Красный Терем и запрещенное сокровище – печатные книги.

Мотив приобретения помощника В волшебных сказах волшебный помощник является персонифицированной силой или способностью героя. Кудеяр Кудеярыч с самого начала видел в Бенедикте своего сообщника и только ждал, когда он будет морально готов свергнуть старого правителя.

Орнаментальные мотивы В сказках с мотивом чудесного супруга круг персонажей, вступающих в брак с людьми, достаточно широк: это герои, обладающие необыкновенными способностями и свойствами, различные животные, птицы, рыбы, цветы, стихии и светила. Очаровательная Оленька, супруга Бенедикта, тоже не избежала последствий ядерного взрыва, у нее есть когти на ногах. Мотив чудесной супруги.

Мотив чудесного рождения Традиционно в сказках используется мотив чудесного рождения: появление чудесных сыновей («по локоть руки в золоте, по колено ноги в серебре, на каждом волоске по жемчужине») или волшебных дочерей. В романе «Кысь» этот мотив трансформирован: рождаются не чудесные дети, а непонятно кто («ни котенок, ни лягушка, а неведома зверушка»).

Мотив разрушения брака Хотя Бенедикт и Оленька на протяжении всего романа состояли в браке, но к концу их отношения явно испортились, и Бенедикт, мучаясь душевными страданиями, даже покидал дом.

Мотив победы в бою Бой в сказках – это противостояние двух миров, он воскрешает древний сказочный архетипический сюжет. Такой мотив близок к мифологическому. В романе в «битву» вступает Кудеяров с Бенедиктом против Федора Кузьмича. « Бой» заканчивается смертью старого правителя.

Мотив воздаяния Как и в сказках, самое настоящее чудо случается в романе «Кысь»: пламя не тронуло ни в чем не повинных людей, и, напротив, как знак страшного возмездия, за грехи земные сгорел Федор-Кузьмичск и его обитатели.

Мотив идентификации – лейтмотив произведения. Одним из главных непонятных героев романа является кысь. Неслучайно так назван роман. Никто ее не видел, и даже говорить о ней нельзя: «Сама она бледная, плотная такая, без цвету, - вот как сумерки али как рыба…» «Пойдет человек так вот в лес, а она ему на шею-то сзади: хоп! и хребтину зубами: хрусь! - а когтем главную-то жилочку нащупает и перервет, и весь разум из человека и выйдет».

Лейтмотив - ряд повторяемых лексических блоков, который служит созданию определенного настроения. Многократно повторенное слово «кысь» определяет общую тональность романа – неспокойную, тревожную, сумеречную. Что хотела сказать писательница этим образом? Мы считаем, что налицо лейтмотивное построение произведения, при котором некоторый мотив, возникнув, повторяется затем множество раз, выступая каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами, привлекая внимание читателя к значимым элементам авторского художественного мира.

Заключение Описав и проанализировав комплекс сказочных мотивов в романе «Кысь», можно говорить о том, что через сказочные мотивы осуществляется связь романа с фольклором, но не только. Выяснилось, что эти мотивы формируют композицию произведения, т. е. мотивно организуют роман, укладываются в сказочное клише.