Мастер-класс «Роль проектного обучения в формировании познавательных компетенций на уроках русского языка и литературы» Учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся начальных классов. И.В. Музалевская Учитель начальных классов МОУ «Червовская.
Advertisements

Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей на уроках русского языка Е. А. Демидова, учитель русского языка и литературы МОУ.
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей.
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь. Китайская пословица.
Специфика проектной деятельности младших школьников. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Проектная деятельность на уроках ин. яз. и её влияние на качество обучения.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Доклад подготовлен для выступления на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт.
«Компетентностностный подход» в проектно- исследовательской деятельности Выполнила руководитель ШМО МКОУ «Межовская СОШ» Шинкевич Ф.Г.
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
Формирование ключевых компетенций у детей с ограниченным интеллектом в процессе проектной деятельности. Безрякова Светлана Аркадьевна, учитель начальных.
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности Учитель русского языка и литературы Свенской.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Эффективные технологии при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе Калугина Н.А.
Метод учебных проектов – образовательная технология ХХI века.
Технология проектов или метод проектов. Этапы работы над учебным проектом Предварительный выбор учеником темы с учётом рекомендаций учителя; Составление.
Транксрипт:

Мастер-класс «Роль проектного обучения в формировании познавательных компетенций на уроках русского языка и литературы» Учитель русского языка и литературы МОУ Иващенковская СОШ Гайворонская Наталья Кузьминична

Цели проектного обучения Совершенствовать навыки исследовательской деятельности. Обеспечить механизм развития критического мышления и творческого подхода учащегося к способу подачи материала. Выработать технологию выполнения различных учебных задач. Способствовать повышению ответственности учащихся, развивать «командный дух» и «чувство локтя»,коммуникабельность и умение сотрудничать. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи: от творческих проектов на уроках – к жизненным проектам; помочь учащимся успешно сдать ЕГЭ и в будущем быстро адаптироваться в ВУЗе.

Ключевые проблемы: низкий познавательный интерес в обучении гуманитарных дисциплин; невысокий уровень самореализации школьников; неумение преподнести, защитить разработанную тематику;

Для решения этих проблем осуществляю следующие идеи: Внедрить в систему нетрадиционных форм проведения уроков проектное обучение; создать условия для формирования внутренней мотивации воспитанников, помочь раскрыть им свои компетентности; обучить учащихся целенаправленному поиску информации; опираться на знания и умения, полученные от других школьных дисциплин; развивать познавательный интерес к предмету, умение активно взаимодействовать в группах, добиваться результатов.

Учебный проект. – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до её воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела.

Деятельность учителя при проектном обучении осуществляется по трём направлениям: Формирование банка учебно- познавательных задач; Создание условий для осуществления и разработки учащимися творческих проектов. Вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

Классификация проектов Виды: исследовательские; творческие; ролевые; Информационные; По времени могут быть: краткосрочные; средней протяжённости; длительной протяженности.

Алгоритм проектирования Click to add Title 1 замысел 1 Click to add Title 2 реализация 2 Click to add Title 1. рефлексия 3

Этапы учебного проектирования Организационный выбор команды, распределение обязанностей, согласование темы для проектирования, определение цели и поэтапных задач Организационный – выбор команды, распределение обязанностей, согласование темы для проектирования, определение цели и поэтапных задач. Конструкционный активный поиск оптимального решения конструкции будущего проекта Конструкционный – активный поиск оптимального решения конструкции будущего проекта. Технологический создание реального объекта. Технологический – создание реального объекта. Презентационный анализ выполненной работы, даётся её самооценка и как финал – проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений. Презентационный – анализ выполненной работы, даётся её самооценка и как финал – проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений.

План защиты Защита учебных проектов Планирование учебного проекта Поиск ресурсов проекта коллективное обсуждение работы Отбор содержания для компьютерной презентации Создание проекта

Результат проектной деятельности: альманах, альманах, сборник иллюстраций, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, сборник собственных творческих работ, стенгазета; стенгазета; киносценарий; киносценарий; видео-, диа- или слайд-фильм; видео-, диа- или слайд-фильм; публикация; публикация; презентация; презентация; буклет... буклет...

Преимущества проектного обучения

Презентация проекта в 6 классе Пушкин в произведениях известных художников (подготовила Доборович Настя)

Проекты на вводных уроках в 10 классе Компьютерную презентацию использую на вводных уроках при изучении биографии писателей И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Удачным считаю проекты «Тема маленького человека в произведениях Чехова и Достоевского», «Теория Раскольникова», лирика Тютчева и Фета. Компьютерную презентацию использую на вводных уроках при изучении биографии писателей И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Удачным считаю проекты «Тема маленького человека в произведениях Чехова и Достоевского», «Теория Раскольникова», лирика Тютчева и Фета.

Создание проектов в 11 классе. Знакомимся с поэтами серебряного века

Защита творческих проектов. (Создание сборников. Аннотация.) В эту небольшую книжечку вошли мои любимые стихотворения поэтов Серебряного века на тему дружбы и любви. Каждое дружбы и любви. Каждое лирическое произведение пропитано особым чувством, пропитано особым чувством, оно созвучно моему оно созвучно моему душевному состоянию и настроению. (Воеводская Екатерина, 11 класс) В СБОРНИК ВОШЛИ СТИХИ В СБОРНИК ВОШЛИ СТИХИ Цветаевой, Есенина, Бунина Гумилёва, Блока, Пастернака, Северянина.

Защищаем проекты по изученным частям речи рекомендации по составлению презентации: В 6 классе были изучены части речи: причастие, деепричастие, местоимение, числительное. Командиру группы выдаю технологическую карту, где прописываю рекомендации по составлению презентации: - дать определение части речи: - указать грамматические признаки («говорящие морфемы»); - игра «угадай часть речи»; - найди в тексте данную часть речи; - роль указанной части речи в русском языке; - выпустить информационный бюллетень или газету по теме; - сочинить лингвистическую сказку или составить кроссворд;

Совместный проект (оформление творческой папки) Ученики сами выбирают тему проекта по душе, идёт работа в команде, где главной задачей становится «общее дело». Каждый действует по принципу: «не подвести», «я не хуже других», «я смогу». Вырабатывается чувство ответственности за командный результат. Ученики сами выбирают тему проекта по душе, идёт работа в команде, где главной задачей становится «общее дело». Каждый действует по принципу: «не подвести», «я не хуже других», «я смогу». Вырабатывается чувство ответственности за командный результат. Совершенствуются умения самостоятельной работы с различными художественными текстами, научной литературой, словарям. Совершенствуются умения самостоятельной работы с различными художественными текстами, научной литературой, словарям. Дети учатся анализировать, отстаивать собственную точку зрения, приходить к общему мнению и «выдавать» совместный проект. Дети учатся анализировать, отстаивать собственную точку зрения, приходить к общему мнению и «выдавать» совместный проект.

Мастер-класс: «Берегите русский язык!», Информационный проект: - знакомимся с лингвистами. Творческий проект: - издание альманаха ( составить пятистишие (синквейн ); - публикация (проектов-рекомендаций); - выпустить информационный бюллетень ; - издать сборник собственных творческих работ (лингвистическая сказка); - выпустить буклет.

I.Информационный проект. История языка Русский язык История Создана первая славянская азбука 863г. Написано Остромирово Евангелие гг. Первопечатная книга «Азбука», изданная Фёдоровым 1574г. Опубликован «Толковый словарь» Даля гг. Изъяты из алфавита буквы ЯТЬ и ФИТА гг. Даты: 1056 – 1057 гг., 1574 г., 863 г., 1917 – 1918 гг., гг.

Знакомимся с лингвистами. В.И. Даль 1801 – 1872г г. Напечатан первый литературный опыт «Русские сказки 1845 г. печатает статьи под общим названием «Русский словарь» 1833 г. сопровождает Пушкина по пугачевским местам г. Даль после смерти Пушкина получает из рук жены простреленный сюртук и перстень - талисман 1861 – 1867 гг. Издание «Толкового словаря живого великорусского языка» 1868 г. Избран почетным членом академии наук

Исследовательский проект 1. Определи значение слова в тексте. 2. Докажи,что слова «дальнозоркий» и «близорукий» являются этимологически родственными. 3. Что общего в произношении слов «балаболить» и «варвар»? 4. Составь словообразовательную цепочку.

Творческий проект Запишите этические качества русского языка в одном предложении. Этические качества русского языка, определяемые в пословицах и поговорках русского народа, - это меткость, яркость… Творческий проект Запишите этические качества русского языка в одном предложении. Этические качества русского языка, определяемые в пословицах и поговорках русского народа, - это меткость, яркость… Пословицы и поговорки о русском языке Пословицы и поговорки о русском языке Язык иглы острее От учтивых слов язык не отсохнет Речи как снег, а дела как сажа Речь как меч: сечёт и правого, и виноватого Речь красна слушанием Не всякое слово - пословица Пустое слово как солома, - много местом, да мало весом Пустые слова – что орехи без ядра Язык не стрела, а пуще стрелы разит Ласковое слово и буйную голову смиряет

Творческий проект Составить пятистишие – синквейн 5строчек, каждая пишется по определённым правилам: 1 строка – 1 существительное, это тема синквейна. 2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих эту тему. 3 строка – 3 глагола, описывающих действия по теме. 4 строка – одна небольшая фраза, в которой заключено отношение к теме. 5 строка – одно заключающее слово, вывод. Язык Популярный и интересный. Одухотворяет, возвеличивает и развивает. Должен знать каждый русский. Жизнь.

Лингвистическая сказка Заспорили вопросительный и восклицательный знаки препинания, кто важнее. - Скучно жить на этом свете без меня! – громко заявил восклицательный знак. Именно я могу ярко, эмоционально, восторженно передать главную мысль текста, выразить чувства человека. - Не согласен с тобой! – с уверенностью вступил в разговор вопросительный знак. Не всё держится на чувствах. Считаю, что без вопросов – нет ответов, трудно и диалог вести. Я очень любопытный. Хочу знать, что? где? когда? происходит; с кем? о чём? кто? как? говорил. Мне до всего есть дело. Без меня не обойтись на письме. За разрешением спора обратились к госпоже Точке. Выслушала она обе стороны и попросила расставить знаки препинания в двух предложениях и прочитать их выразительно: «Помните описание степи у Гоголя? Какая роскошь и простота в этом описании!» - Вот видите, вы оба нужны в тексте. Чтобы ответить на вопрос эмоционально, надо выражать различные чувства: восторг, возмущение, восклицание и т. д. Согласились вопросительный и восклицательный знаки с весомыми аргументами и больше не спорили.

Проект – рекомендация на тему: «Изучайте русский язык!» Р азвивайся фантазир у й С очиняй у дивляй С я расс К азывай твор И дума Й размышл я й З адай вопрос В ы ражай свою мысль с к ажи

Рефлексия Какой бы знак (вопросительный, восклицательный, многоточие) вы поставили себе сегодня на уроке? Позиционная дискуссия: 1. Проектное обучение способствует Тем не менее Проектное обучение целесообразно применять на уроках Однако...

Вывод Таким образом, внедрение проектных технологий в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика. Таким образом, внедрение проектных технологий в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика. Ученик самостоятельно воздаёт проект, выполняя его от идеи до воплощения в жизнь Ученик самостоятельно воздаёт проект, выполняя его от идеи до воплощения в жизнь В процессе работы учащиеся опираются на знания, умения, полученные от других школьных дисциплин. В процессе работы учащиеся опираются на знания, умения, полученные от других школьных дисциплин. Метод проектной деятельности, требующий поиска нужной информации, развивает умения общаться, трудиться, познавать. Метод проектной деятельности, требующий поиска нужной информации, развивает умения общаться, трудиться, познавать.