Информатика в начальной школе Тема 2: «Новый стандарт и методика обучения информатике и ИКТ в начальной школе: 3 класс»: 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информатика в начальной школе Тема 3: «Методика обучения информатике и ИКТ в начальной школе: 4 класс»: 1.
Advertisements

Информатика в начальной школе Тема 2: «Новый стандарт и методика обучения информатике и ИКТ в начальной школе: 3 класс»: 1.
Информатика в начальной школе Информатика в начальной школе – первая ступень непрерывного курса информатики со второго по одиннадцатый класс 1.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
«Федеральный государственный стандарт начального общего образования»
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального.
LOGO МОУ гимназии год Программа формирования универсальных учебных действий Выполнила: И.Г. Ерхова.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Стандарты второго поколения Объединение трех систем требований: к структуре к структуре к условиям реализации к условиям реализации к результатам освоения.
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
1 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Транксрипт:

Информатика в начальной школе Тема 2: «Новый стандарт и методика обучения информатике и ИКТ в начальной школе: 3 класс»: 1

Содержание УМК (из презентации Бородина М.Н.) УМК Учитель Ученик Предметные знания и умения Метапредметные знания и умения Способы и условия деятельности, включая УУД Обобщения, формирующие мировоззрение

Ожидающие нас изменения при введении нового Стандарта Предполагается создание такого УМК для школы вообще и для начальной школы в частности, который формирует: Единую картину мира Единый понятийный ряд Системное мышление школьников Предполагается синхронизация тем занятий, при изучении различных учебных дисциплин – но в Стандарте нет описания конкретных дидактических единиц, как это было в предыдущем стандарте.

Новый стандарт образования 1. Не содержит описания содержания, перечисления требуемых для изучения дидактических единиц 2. Содержит систему требований, в том числе к результатам в их триединстве: личностным, метапредметным и предметным

Система требований нового Стандарта Требования к структуре основных образовательных программ (ООП), в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; Требования к результатам освоения основных образовательных программ

6 Концепция непрерывного курса обучения информатике со 2-го по 11 класс Наша задача: понять суть КОНЦЕПЦИИ*) НЕПРЕРЫВНОГО**) ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, разработанной в РАО в лаборатории теории и методики обучения информатике под руководством д.п.н., проф. Бешенкова Сергея Александровича, поскольку именно эта концепция лежит в основе нашего комплекта для начальной школы. *) Подробно концепция изложена в книге: «Непрерывный курс информатики» **) Непрерывного – то есть начинается обучение в начальной школе, продолжается в основной и заканчивается в старших классах – только тогда 5 НЕПРЕРЫВНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ

Реализации концепции обучения информатике в составе УМК естественнонаучного цикла (из презентации Бородина М.Н.)

Новый стандарт и наш УМК 2-4 Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования будет введен в действие с 1 января 2011 года – осталось менее года, поэтому мы должны быть готовы к нему не только морально. Поскольку стандарт готовится не день, и не месяц, а годы, то он не возник вдруг и ниоткуда и его основные положения и тенденции изменения были понятны давно и, в определенной мере, известны издательству и нашему авторскому коллективу. Поэтому нам (авторам и издательству БИНОМ под руководством его директора Бородина М.Н.) удалось в большой мере отразить требования нового стандарта в нашем УМК, который постоянно редактируется под постоянно изменяющиеся новые требования и переиздается. Это видно даже по обложке учебников.

Универсальные учебные действия УУД В новом стандарте описаны универсальные учебные действия, которыми должен овладеть ребенок в начальной школе. «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» «Фундаментальное ядро содержания общего образования»

Каковы должны быть результаты обучения в начальной школе? Ничего сверхъестественного в них нет, все старо, как мир. Это четыре основные давно известные категории результатов: Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Начнем с более понятных всем – познавательных результатов Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знака-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Все это реализовано в нашем УМК, о чем в понедельник 15 февраля мы подробно говорили. 11

Регулятивные и коммуникативные результаты Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества Все это тоже реализовано в нашем УМК! 12

Личностные результаты самоопределение - внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка смыслообразование - мотивация, границы собственного знания и «незнания» морально-этическая ориентация - то есть ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации (?), оценка своих поступков) Это очень важно! Поэтому остановимся чуть подробнее, поскольку именно в этом направлении сейчас идет доработка нашего УМК. 13

Ожидающие нас изменения в нашем УМК в связи с введением нового Стандарта Если не задумываться о своем внутреннем мире, ТОГДА КАК ЖЕ быть с личностными результатами начального образования? Личностные УДД – это: самоопределение - внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) «Само» – это кто или что??? – голова, рука, ноги, тело, мозг сам по себе?? Самоопределение, как мне думается, это не что иное, как способность заглянуть в свой внутренний мир, «увидеть» там свою позицию, определиться с ней, ответить себе на вопросы: кто я?, какой я?, что я делаю?, зачем я это делаю? и как я это делаю? 14

Ожидающие нас изменения в нашем УМК в связи с введением нового Стандарта Единый понятийный ряд – это вполне возможно на уроках информатики в начальной школе как в рамках понимания и описания объектов внешнего мира, так и в рамках описания и понимания объектов внутреннего мира. Коль скоро детей следует учить анализу, синтезу, классификации, аналогии и пр., то не вредно будет разделить все существующие объекты по мирам: относящиеся к внешнему относящиеся к внутреннему Относящиеся к миру виртуальному. Это очень интересно и легко делать в начальной школе: выделять общие существенные свойства объектов того или иного мира, и их отличительные свойства. Дети любят обсуждать людей и косвенно самих себя. Люди имеют общие и отличительные ВНЕШНИЕ черты и характеристики, и ВНУТРЕННИЕ или их еще называют ЛИЧНОСТНЫЕ. Наш УМК всему этому уже сейчас содействует, способствует, на то и направлен. Наша задача ввести в активный словарный запас младшего школьника современные термины из предметной области информатики (например, термины «объект», «система», «отношение», «связь», «канал связи» и пр.) с пониманием значения слов, которые они употребляют иногда без осознания смысла, просто по контексту. 15

Ожидающие нас изменения при введении нового Стандарта Современные студенты ни первого, ни последнего курса не знают и даже не задумываются о том, что такое система! Многие специалисты с высшим образованием тоже не знают этого. Это я говорю на основании собственного опыта общения со студентами. Они очень удивляются и радуются, что оказывается система – это нечто целое, состоящее из взаимосвязанных элементов (объектов), обладающих некой функцией, которой не обладает ни один из составляющих ее элементов и что любую сколь угодно сложную систему можно рассматривать как элемент другой системы, более высокого иерархического уровня. Системное мышление – это не только способность понимать и видеть естественные природные и искусственные технические, социальные и информационные системы во ВНЕШНЕМ МИРЕ. 16

Ожидающие нас изменения при введении нового Стандарта Системное мышление – это способность видеть мир в виде взаимосвязанных и взаимодействующих между собой явлений ВНЕШНЕГО и ВНУТРЕННЕГО МИРА! Дети должны знать, что их отношения на улице, в классе и дома зависят не столько от машины, в какой папа ездит, сколько от внутренних характеристик каждого человека: дружелюбия, доброжелательности, незлобивости, правдивости, уважения к окружающим и пр. Понимание взаимодействия ВНУТРЕННЕГО и ВНЕШНЕГО мира – это и есть НАСТОЯЩЕЕ СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ!!! Думаю, что пришло время, когда не только философы (они говорят об этом не первое тысячелетие!), все должны знать, что если хочешь быть счастливым, «не ищи внешних врагов – загляни в свой внутренний мир!». 17

Ожидающие нас изменения при введении нового Стандарта Наш комплект изначально был направлен на формирование системного мышления школьников. Если учесть, что система – это нечто целое, состоящее из взаимосвязанных элементов (объектов), обладающее некой функцией, которой не обладает ни один из составляющих ее элементов, а системное мышление – это способность ребенка видеть мир в виде взаимосвязанных и взаимодействующих между собой объектов, то, естественно было бы сначала объяснить ребенку, что такое объект, какими свойствами обладает, как классифицировать объекты, что любой объект всегда находится в определенных отношениях с другими, какие отношения бывают, что связывает объекты между собой и каким образом, кроме физического воздействия (привязать, потянуть, толкнуть и пр.) объекты «связаны» между собой и влияют друг на друга. Главный способ воздействия – это с помощью информации (СМИ, например), которая «поселяется» во внутреннем мире, влияет на самоопределение, на самоидентификацию, на смысл жизни, на систему ценностей и, соответственно, на поведение человека во внешнем мире. 18

Ожидающие нас изменения в нашем УМК в связи с введением нового Стандарта Системное мышление, это значит, что школьники должны понимать не только взаимодействие между ВНУТРЕННИМ и ВНЕШНИМ миром. Человек не унимается, ТВОРИТ, благо у многих развито и системное мышление и ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ! И создал человек компьютер с его виртуальным пространством и всемирной паутиной, которая доступна теперь любому и каждому. Немало людей уже повредились в уме, променяв жизнь в реальной действительности, во ВНЕШНЕМ мире на «имитацию жизни» в ВИТРУАЛЬНОМ мире, в виртуальном пространстве, заменив реальные связи и отношения на «виртуальные», «мнимые». У одного автомобилиста спросили (Андрей Кураев спросил у своего брата), помогли ли ему компьютерные игры с гонками водить автомобиль? Брат ответил, что из-за этих игр в детстве, он уже дважды попадал в аварию, так как потерял чувство ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, многократно пережив «виртуальные» аварии, но ВСЕГДА выходя из них без боли и потерь! 19

20 Информатика – естественнонаучная дисциплина Мы уже обсудили с вами в понедельник, что: информатика в школе – естественнонаучная дисциплина, изучая которую дети познают информационное взаимодействие объектов окружающего мира. Как у каждой естественнонаучной дисциплины, информатика имеет в своей основе : уникальный феномен наш феномен информационный процесс свой инструмент познания наша инструмент модель свою область применения наша область применения управление

21 Наш феномен Феномен Феномен – это физическое явление, факт, подтвержденное событие. Наш феномен – информационный процесс. Информационные процессы Информационные процессы являются неотъемлемой частью окружающего мира, а информация проявляет себя в информационных процессахнформация Наиболее значимыми для информатики являются информационные процессы, которые происходят в школе с участием самого ученика: Познавательный процесс Процесс общения (коммуникации), Процессы поиска, хранения и обработки информации (в том числе с помощью компьютера) По сути, в центре внимания информатики – сам ребенок и процессы, происходящие с ним во внешнем мире и в нем, то есть в его внутреннем мире. Знание, как и информация – это объекты ВНУТРЕННЕГО мира ребенка!

22 Наш инструмент Инструмент познания вообще – модель. Модель является неотъемлемой составляющей школьной жизни и жизни вообще. Модель, это:модель И инструмент познания И способ представления информации И цель учебной деятельности И средство учебной деятельности И средство человеческой деятельности вообще Наиболее значимыми для информатики в школе являются всякие модели, которые используются в учебном процессе вообще, но главное – это компьютерные модели. На уроках информатики школьники учатся создавать и использовать именно компьютерные модели, но начинать работу над этим понятием следует в начальной школе! ПОЭТОМУ, ИЗУЧЕНИЕ МОДЕДЕЙ и процесса МОДЕЛИРОВАНИЯ существенно влияет на развитие ОБЩЕГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ!!!

23 Наша область применения Область применения знаний, полученных при изучении школьной информатики – управление Управление является неотъемлемой частью школьной жизни, жизни вообще и жизни всего человечества. Наиболее важными для информатики в школе являются процессы управления, которые связаны с: возможностями автоматизации информационных процессов, технологий, систем условиями автоматизации информационных процессов, технологий, систем методами автоматизации информационных процессов, технологий, систем средствами автоматизации информационных процессов, технологий, систем Управление является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, в которой решающее значение играют его приоритетные ценности, системное видение ситуации и умение принимать решение !

Какие универсальные общеучебные действия формируются при обучении по нашему комплекту и нашей методике выделение и формулирование познавательной цели извлечение необходимой информации из текстов, определение основной и второстепенной информации применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств знакаво-символические действия – моделирование; умение структурировать знания (объекты, данные) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий рефлексия способов и условий действия (ответы на вопросы: что я делаю?, зачем? и как?), подведение итогов своей деятельности, оценка процесса и результатов своей деятельности

Какие универсальные логические действия формируются при обучении по нашему комплекту и нашей методике анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признакав; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов ее решения; выдвижение гипотез и их обоснование

Информатика как инструмент формирования УУД Наш УМК направлен на развитие системного мышления младших школьников на основе информационного моделирования, как современного средства познания природы, становления исследовательской деятельности школьников в системе естественнонаучного образования и формирования единой картины внешнего мира. Схемы и таблицы (информационные структуры) Множества и отношения (видовое разнообразие) Логические и алгоритмические инструменты исследования Освоение понятия системы Изучение моделей на основе синтеза и анализа Возможна организация обучения в открытой информационной среде и организация познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ, ресурсов локальной сети школы, образовательных сетей региона, ресурсов Федеральных образовательных порталов, сетевых социальных сервисов, а так же использование разнообразных технических ресурсов и цифрового оборудования.

Общая характеристика нашего УМК: Системное представление учебной информации – объекты информатики рассматриваются как элементы целостной системы сведений о внешнем и виртуальном мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительности с информационной точки зрения Представление информации в УМК опирается на общие категории, универсальные методы познания и формализации знаний, межпредметные связи, практическую направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребенка Реализуется целенаправленное обучение моделированию как универсальному методу познавательной деятельности Представление информации в УМК осуществляется в сочетании индукции и дедукции, операционно-деятельностный компонент УМК включает в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения: умение наблюдать и анализировать объекты, процессы и явления, обобщать необходимые данные, формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу, синтезировать получаемые знания в форме информационных моделей, самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий Общая характеристика нашего УМК

1. Гарантированное усвоение материала учащимися в объёмах, предусмотренных стандартом начального образования 2. Формирование у учащихся целостной системно- информационной картины мира и целостного естественнонаучного мировоззрения 3. Развитие потребности к познанию и формирование системного опыта познавательной деятельности 4. Практическое применение знаний и умений 5. Повышение успешности обучения учащихся при изучении других учебных дисциплин, интеллектуальных способностей и вообще познавательной деятельности Ожидаемые системные эффекты обучения информатике в начальной школе по нашему УМК

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» Адрес издательства: , Москва, проезд Аэропорта, дом 3 Телефоны: (499) ; (499) ; (499) По вопросам оптовых поставок литературы: «Торговый Дом «БИНОМ» , Москва, Перовское ш., 10/1, тел. (499)