Информатика в начальной школе Информатика в начальной школе – первая ступень непрерывного курса информатики со второго по одиннадцатый класс 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьная информатика – что это за дисциплина? Существуют разные суждения об информатике в общеобразовательной школе: Это теоретическая дисциплина Это.
Advertisements

Новые учебно-методические комплекты по информатике А.А. Кузнецова для 8 – 9 классов.
Образовательные результаты ФГОС. Виды результатов Виды образовательных результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные.
Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике.
Информатика в начальной школе Тема 3: «Методика обучения информатике и ИКТ в начальной школе: 4 класс»: 1.
1 ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Объективность. 1. Объективность. 2. Основная задача образования – постижение реальности. Наука – способ структурирования реальности,
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Лекция 2 Специфика учебного предмета « информатика ». Цели и задачи обучения информатике. Особенности содержания обучения.
« ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ » Программа по курсу.
« Основы компьютерной грамотности » Основное направление - общеинтеллектуальное.
Цели информатизации начального обучения Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной.
Информатика в начальной школе Подведение итогов. Итоги видеоконференции Мы выяснили, почему информатика в начальной школе есть первая ступень непрерывного.
Горячев А.В. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. 4-й класс. - М.: «Баласс», 2006.«Баласс» Учебник предназначен для школ, имеющих.
Информационные технологии 1. Понятия: информатика и информационные технологии 2. Важнейшие понятия информатики 3. Основные информационные и коммуникационные.
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять являются одними из важных.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Выполнила студентка 2 курса Группы СКП-ЛПБ-21 Фролова Анна.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
Транксрипт:

Информатика в начальной школе Информатика в начальной школе – первая ступень непрерывного курса информатики со второго по одиннадцатый класс 1

2 Концепция непрерывного курса обучения информатике со 2-го по 11 класс Наша задача: понять суть КОНЦЕПЦИИ*) НЕПРЕРЫВНОГО**) ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, разработанной в РАО в лаборатории теории и методики обучения информатике под руководством д.п.н., проф. Бешенкова Сергея Александровича, поскольку именно эта концепция лежит в основе нашего комплекта для начальной школы. *) Подробно концепция изложена в книге: «Непрерывный курс информатики» **) Непрерывного – то есть начинается обучение в начальной школе, продолжается в основной и заканчивается в старших классах – только тогда 5 НЕПРЕРЫВНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ

3 Концепция определяет, что такое информатика и ее цель в школе В основе любого проекта всегда лежит концепция – свод важных положений, включающих в себя главную идею о том, что такое информатика, каковы ее цель, средства достижения цели, способы деятельности, ожидаемые результаты деятельности и пр.концепция В концепции непрерывного курса обучения информатике со второго по одиннадцатый класс говорится о том, что: Информатика – это фундаментальная наука: изучающая закономерности протекания информационных процессов разрабатывающая методы, средства и технологии их автоматизации исследующая закономерности создания и функционирования автоматизированных информационных систем Цель информатики в школе – формирование научной системно-информационной картины мира

4 Концепция определяет, что за дисциплина – ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА ? Существуют разные суждения о школьной информатике: Информатика – теоретическая дисциплина Информатика – технологическая дисциплина Информатика – гуманитарная дисциплина Информатика – естественнонаучная дисциплина В концепции сказано, что информатика и теоретическая, и технологическая, и гуманитарная, и естественнонаучная дисциплина, НО – естественнонаучный мотив является ведущим в школьной информатике. Можно спорить, опровергать или доказывать справедливость этого суждения, но наша задача – иная: понять, что заложено в содержательную и методическую основу обучения непрерывному курсу обучения информатике и информатике в начальной школе (по нашему УМК), если информатика в школе – естественнонаучная дисциплина, изучая которую дети познают информационное взаимодействие объектов окружающего мира

5 Концепция, информатика в школе и и образовательный стандарт В основе содержания каждого УМК, в том числе и нашего лежит Стандарт! Стандарт – закон для всех!Стандарт Основополагающей идеей КОНЦЕПЦИИ непрерывного курса обучения информатике является положение о том, что Стандарт любой естественнонаучной дисциплины строится на триаде (по Бешенкову) : ФЕНОМЕН – ИНСТРУМЕНТ – ПРИМЕНЕНИЕ То есть, каждая естественнонаучная дисциплина, в том числе и информатика, имеет в своей основе : уникальный феномен наш феномен информационный процесс свой инструмент познания наша инструмент модель свою область применения наша область применения управление

6 Концепция определяет, что есть феномен школьной информатики Феномен Феномен – это физическое явление, факт, подтвержденное событие. Наш феномен – информационный процесс. Информационные процессы Информационные процессы являются неотъемлемой частью окружающего мира. Информация Информация проявляет себя в информационных процессах Наиболее значимыми для нас являются информационные процессы, которые происходят в школе с участием самого ученика: Познавательный процесс Процесс общения*) (коммуникации), Процессы поиска, хранения и обработки информации (в том числе с помощью компьютера) *) в котором проявляет себя социальный интеллект ребенка социальный интеллект По сути в центре внимания информатики – сам ребенок и процессы, происходящие с ним во внешнем мире и в нем, в его внутреннем мире

7 Концепция определяет, что есть инструмент познания Инструмент познания вообще – модель. Модель является неотъемлемой составляющей школьной жизни и жизни вообще. Модель, это:модель И инструмент познания И способ представления информации И цель учебной деятельности И средство учебной деятельности И средство человеческой деятельности вообще Наиболее значимыми для информатики в школе являются всякие модели, которые используются в учебном процессе вообще, но главное – это компьютерные модели. На уроках информатики школьники учатся создавать и использовать именно компьютерные модели! ПОЭТОМУ, ИЗУЧЕНИЕ МОДЕДЕЙ и процесса МОДЕЛИРОВАНИЯ существенно влияет на развитие ОБЩЕГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ!!!

8 Концепция определяет область применения знаний и умений по информатике Область применения знаний, полученных при изучении школьной информатики – управление Управление является неотъемлемой частью школьной жизни, жизни вообще и жизни всего человечества. Наиболее важными для информатики в школе являются процессы управления, которые связаны с: возможностями автоматизации информационных процессов, технологий, систем условиями автоматизации информационных процессов, технологий, систем методами автоматизации информационных процессов, технологий, систем средствами автоматизации информационных процессов, технологий, систем Управление является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, в которой решающее значение играют его приоритетные ценности, системное видение ситуации и умение принимать решение !

Содержание УМК и СТАНДАРТ Содержание курса информатики в начальной школе опирается на Стандарт базового курса информатики для основной школы и Стандарт начального образования! Содержание может быть «описано» (представлено): Содержательными линиями (основными темами) Списком информационных объектов Набором визуальных образов – плакатами И пр. Третий слайд ! Содержание определено стандартом, но «развернуть» его можно по разному ! Стандарт Стандарт – контролируемое государством поле !!! 9

Содержание школьной информатики коротко можно обозначить тремя крупными разделами (содержательными линиями), в соответствии с разработками РАО (д.п.н., проф. Ракитиной Е.А.): 1. Информационные процессы и их автоматизация средствами ИКТ 2. Основы информационного моделирования 3. Основы информационного управления Логика следования разделов определяет последовательность изучения тем в нашем УМК Содержание школьной информатики, описанное содержательными линиями 10

Графическое представление содержания школьной информатики СИСТЕМА ПОНЯТИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ МОДУЛИ, ТЕМЫ, ПОНЯТИЯ 11

12 Содержание информатики, представленное списком ее объектов*) Объекты информатики (выделены цветом): информационные процессы и особенности их протекания информационные процессы способы представления информации – это ВСЕГДА моделирование; процессы получения, хранения, передачи и преобразования информации – различные аспекты закономерности управления информационными процессами; информационные технологии информационные объекты (тексты, изображения, базы данных, презентации и др.) и приемы их создания информационных ресурсы – правила использования, способы защиты информационных ресурсов, накопленных в обществе информационные системы – закономерности создания, защиты и функционирования методы и средства автоматизации информационных процессов, технологий, систем. *) Здесь под объектом информатики понимается то, на что направлено ее внимание, изучение, исследование

13 Распределение содержания информатики по ступеням обучения На каждой ступени – все три содержательные линии, но всякий раз на своем уровне восприятия и подготовки! Информационные и коммуникационные технологии и компьютер – ВЕЗДЕ, в каждой из трёх содержательных линий, но на каждой ступени на своем уровне! Информационные процессы Информационное моделирование Информационное управление Информационные процессы Информационное моделирование Информационное управление Информационные процессы Информационное моделирование Информационное управление I ступень II ступень III ступень и

Чем принципиально отличается информатика на разных ступенях? 1. Первая ступень образования – все три основные раздела информатики на уровне формирования первичных представлений об объектах информатики и освоение языка и элементарных действий с компьютером и на компьютере 2. Вторая ступень образования – все три раздела информатики на уровне освоения базовых знаний (см. Стандарт) 3. Третья ступень образования – все три раздела курса школьной информатики на уровне обучения применению базовых знаний и умений, полученных в основной в том направлении, которое выбрал старшеклассник или в соответствии с профилем школы 14

Обучение информатике в начальной школе – первая ступень непрерывного курса Таким образом, обучение информатике в начальной школе – это первая ступень обучения непрерывному курсу информатики и ее желательно вводить во втором или, в крайнем случае, в третьем классе. Во-первых, во втором классе школьники уже готовы воспринимать учебный материал по информатике: поскольку содержание информатики во многом носит характер обобщения опыта восприятия информации, ее хранения в своей памяти и передачи другим разными способами. Во-вторых, второклассник уже умеет читать и писать, то есть имеет опыт представления информации на бумаге и пора обобщать этот опыт, называя вещи своими именами В третьих, осваивая язык информатик и значения ее терминов, выполняя задания в рабочей тетради, работая со словарем и электронным пособием – активно развивается интеллект школьника, то есть (в терминах нового стандарта) – универсальные учебные действия, что поднимает общий уровень развития ребенка и его способность воспринимать новую информацию!интеллект 15