СЕЛЬСКАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА: ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ВНУТРИКЛАССНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Из опыта работы МОУ «Петровская СОШ», Гурьевский район, Калининградская область В.А.Орлюк,заместитель директора по УВР
«В настоящее время сельская школа является единственным интеллектуальным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов на селе». М.П.Гурьянова « Как только исчезнет школа, исчезнет и деревня».
Академик А.Б.Вифлеемский в статье «Деятельность сельской школы как социокультурного центра села» пишет «...село следует считать перспективным при одновременном выполнении следующих двух условий: в селе должна быть школа; в селе должно быть работающее сельскохозяйственное предприятие ( обеспечена занятость жителей)».
Четыре основные модели профильного обучения в сельских школах: две межшкольные (сетевые) две внутришкольные. Главная проблема профилизации в сельских школах состоит в их малочисленности.
Можно ли организовывать профильное обучение в школе, где не более двух параллельных классов? Разработанная нами методика может быть применена при наличии в школе, как нескольких параллельных классов, так и в однокомплектной.
Петровская средняя общеобразовательная школа – сельская. А ведь сельские школы достаточно разные. И для того, чтобы в каждой из них было интересно учиться, необходимо разное содержание образования.
Для нашей школы более близкой является модель школы с профильным обучением на основе внутриклассной дифференциации – меж классное распределение профилей внутри одной школы. Такая школа называется многопрофильной. При этом возможен вариант и непрофильных (универсальных) классов,не предполагающих углубленного (или расширенного) обучения.
Модель школы с профильным обучением на основе внутриклассной дифференциации. Отличительные характеристики: -совместно – раздельное обучение профильных групп учащихся одного класса; - совместное изучение общеобразовательных предметов, а также инвариантов профильных предметов; - раздельное изучение вариативной части профильной подготовки Достоинства: - сохраняется статус общеобразовательной школы; - сохраняется школьный класс; -обеспечивается преемственность в изучении профильных предметов; - отпадает необходимость подвозить детей Недостатки: - ресурсов одной школы недостаточно; - необходимы существенные технологические и методические изменения.
Необходимость создания профильных классов в школе была обусловлена четырьмя основными факторами: во-первых, впервые за многие годы все учащиеся 9-х классов выразили желание продолжить обучение в нашей школе; во-вторых, желанием родителей и, конечно, самих учащихся изучать углубленно ряд предметов в обычной общеобразовательной школе; в-третьих, среди учащихся 10-х классов появились первые ученики, претендующие на медали; в-четвертых, потребностью в более основательной подготовке наших учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, так как прослеживался разрыв между уровнем подготовки учащихся общеобразовательных школ и уровнем вступительных экзаменов в ВУЗ.
Главными задачами являются: всесторонняя подготовка учеников, способных к активной преобразующей деятельности в сельском социуме; развитие личности в единстве таких составляющих, как здоровье, нравственность, интеллект и любовь к крестьянской жизни; работа с одаренными детьми.
Организация учебного процесса в двухпрофильных классах отвечают общим принципам, не зависящим от типа профиля: в учебном плане каждого профиля присутствует обязательный набор базовых общеобразовательных предметов; в каждом профиле выделяются профильные общеобразовательные предметы, которые изучаются на повышенном уровне; содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования; в учебный план каждого профиля входят практикумы по отдельным профильным предметам. Практикумы являются обязательными для каждого учащегося.
Выделим главные проблемы и трудности в реализации профильного обучения в сельской школе: 1. Проблема профессиональной готовности учителей, их подбора, обучения. 2. Проблема программного обеспечения учебного плана. 3. Обеспечение учебной литературой профильных дисциплин и элективных курсов.
Результаты профильного обучения РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Результативность профильного обучения (работа с одаренными детьми) 2000 год Орлюк Светлана, золотая медаль, окончила в 2005 году юридический факультет КГУ. Яковлев Никита, серебряная медаль, окончил в 2005 году АСУ КГТУ год Парфенюк Елена, серебряная медаль, окончила в 2006 году экономический факультет КГТУ 2005 год. Зайцева Татьяна, золотая медаль, учится в КГТУ Ефимов Александр, серебряная медаль, учится в КГТУ 2006 год Калашник Виктория, золотая медаль, учится на юридическом факультете РГУ им. Канта год Карпова Ольга, золотая медаль, студентка КГТУ Яцеленко Надежда, золотая медаль, студентка КГТУ Ефимов Михаил, серебряная медаль, студент КГТУ (АСУ) 2008 год Стародубова Евгения, золотая медаль,студентка КГТУ
Результативность профильного обучения (получение рабочих специальностей в УПК Центрального района города Калининграда) Год выпуска Кол-во ученик ов СПЕЦИАЛЬНОСТИ Водитель категории В, С Младшая медицинская сестра Визажист- парикмахер Продавец- кассир Повар- бармен Секретарь- референт **** * * * * * - количество учеников, обучающихся данной профессии, ** - количество учеников, получивших диплом по данной специальности
Модель школы с профильным обучением на основе внутриклассной дифференциации позволяет: обеспечить образовательный выбор каждому сельскому школьнику, организовав учебный процесс наиболее оптимально и сократив до минимума финансовые затраты на обучение; максимально сохранить сеть средних образовательных учебных учреждений в сельской местности, придав им новый статус, повысить их общественную значимость; сохранить педагогические кадры в сельской школе и повысить учебно – методический уровень сельского учителя – предметника.
Выводы: за семь лет работы в данном направлении выявлена устойчивая тенденция роста обученности и качества знаний учащихся по базовым и профильным предметам в классах старшей ступени; учащиеся профильных групп одиннадцатых классов успешно сдают выпускные экзамены, как по профильным предметам в школе, так и по специальным предметам в УПК Калининграда при получении рабочих специальностей; по результатам мониторинга наблюдается стабильное повышение уровня адаптации учащихся профильных групп и положительная динамика адаптации педагогических работников к работе и обучению в новых условиях.