Русская литература 20-х годов двадцатого века. Сложные общественные условия Октябрьская революция. Гражданская война. Первая мировая война НЭП. Политика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обзор русской литературы 20-х гг ХХ века.. Общественно-политические события, повлиявшие на развитие литературы : Октябрьская революция; гражданская война;
Advertisements

Русская литература 20-х гг. Эмигрантская литература «Потаенная» литература Советская литература.
ЛИТЕРАТУРА 20 ГОДОВ.. СЛОЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ: Октябрьская революция; гражданская война; I мировая война; НЭП; политика военного коммунизма.
ПОЛИТИКА И ЛИТЕРАТУРА Х ГОДОВ 20 ВЕКА АВТОР РАБОТЫ: ЗВЕРЕВА Т.Г., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ БГОУ ГИМНАЗИЯ 148 ИМЕНИ СЕРВАНТЕСА. Г. САНКТ-
ЛИТЕРАТУРА 2 0 – х ГОДОВ ХХ века Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Халяпина МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской.
Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла … А. Блок А. Блок.
Русская литература после Октября. Лекция.. Две точки зрения: Литература должна отражать новую жизнь, новую деятельность, революционные перемены. Литература.
Литературный процесс 20-х гг Литературные группировки.
Литературный процесс 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе и в поэзии 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская.
1. Эмигрантское ( создали литературу диаспоры ). 2. « Потаённая » литература ( писатели не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать.
Мы проиграли ту войну, Мы проиграли ту войну, Но слава русских моряков С «Варягом» не ушли ко дну. «Погибнуть с честью» - был девиз таков. Русско-японская.
Литературная борьба 20-х годов Даль рухнула, и пошатнулось время, Бес скорости стал пяткою на темя Великих гор и повредил поток, Отравленным в земле лежало.
Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX века.
Береснева Надежда Михайловна, учитель МОУ Белышевская СОШ Ветлужского района Нижегородской области.
НЭП. СУТЬ. ОПЫТ. УРОКИ. ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ. 1. Причины введения НЭПА и его суть. 2. Отражение исторических событий в художественной литературе. 3.
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 -Х ГОДОВ Русская литература этого периода полнее и глубже других форм общественного сознания выразила мироощущение нашего соотечественника-
«Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах» Н. Бердяев «Россия гибнет. Гибнет великая русская.
«Искусство должно служить народу и революции…» А. В. Луначарский, нарком просвещения.
Советская литература 20-х годов. 3 периода советской довоенной литературы Хаотичность состояния действительнос ти, отражающаяся в сознании писателей.
Транксрипт:

Русская литература 20-х годов двадцатого века

Сложные общественные условия Октябрьская революция. Гражданская война. Первая мировая война НЭП. Политика военного коммунизма.

О первой мировой войне. ВОЙНА МНЕ ВСЮ ДУШУ ИЗЪЕЛА. ЗА ЧЕЙ-ТО ЧУЖОЙ ИНТЕРЕС СТРЕЛЯЛ Я В МНЕ БЛИЗКОЕ ТЕЛО… РЕШИЛ ЛИШЬ В СТИХАХ ВОЕВАТЬ. Я БРОСИЛ МОЮ ВИНТОВКУ… ДРУГУЮ ЯВИЛ Я ОТВАГУ- БЫЛ ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ ДЕЗЕРТИР. С.А. ЕСЕНИН «АННА СНЕГИНА».

Об Октябрьской революции В ТУ НОЧЬ ДО РАССВЕТА МЕЛЬКАЛА ИГОЛКА: СШИВАЛИ МЫ ПОЛОСЫ КРАСНОГО ШЁЛКА ПОЛОТНИЩЕМ ДЛИННЫМ, ПРЯМЫМ… МЫ СШИЛИ КРОВАВОЕ ЗНАМЯ СВОБОДЫ, МЫ БУДЕМ ХРАНИТЬ ЕГО ДОЛГИЕ ГОДЫ, НО МЫ НЕ РАССТАНЕМСЯ С НИМ! НАДЕЖДА ТЕФФИ, «ПЧЁЛКИ»

О Гражданской войне ВСЕ ОБЩЕСТВО НА КРАСНЫХ–БЕЛЫХ ПОДЕЛИВ, В НАДЕЖДЕ ОТСТОЯТЬ СВОЮ РОССИЮ – ВСЕ НАХОДИЛИ СИЛ ПРИЛИВ. СЫН НА ОТЦА ПОШЕЛ, ЗАБЫВ СВОИ ИСТОКИ, МЫ СТЕРЖЕНЬ ПОТЕРЯЛИ – ТАКОВЫ ЕЁ ИТОГИ.

Политика военного коммунизма В ПОПЫТКАХ ЧАСТНУЮ ТОРГОВЛЮ ЗАПРЕТИТЬ ПРО ПРОДРАЗВЕРСТКУ ВЛАСТЬ НОВАЯ ЗАГОВОРИЛА. В РАСПРЕДЕЛЕНИИ, ОПЛАТЕ УРАВНИЛОВКУ ВМЕНИТЬ, ВОЙНУ ЗАКОНЧИТЬ ПОСКОРЕЙ СПЕШИЛА.

Особенности литературы 20-х гг В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.

Эмигрантская литература В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали в изгнании, в чужой языковой и культурной среде литературу диаспоры, русского рассеяния.

Советская литература Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.

Литературные направления Реализм. Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

Литературные группировки РАПП ЛЕФ Имажинисты «Перевал» ОБЕРИУ Конструктивисты «Серапионовы братья» ОПОЯЗ

РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей гг. Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту». Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев. Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».

ЛЕФ - левый фронт искусств гг. Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ». Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик. Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности. литературное течение

Имажинизм литературное течение гг. Печатный орган – «Советская страна». Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич. Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл С. Есенин, Н. Клюев

«Перевал» литературное объединение Кон.1923-нач – 1932 гг. Печатный орган – журнал «Красная новь». Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов. Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма.

ОБЕРИУ – объединение реального искусства литературно – театральная группа гг. Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский. Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.

Конструктивизм литературное течение гг. Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской. Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.

«Серапионовы братья» литературная группа г. представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский. Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства

ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка русская литературоведческая школа гг. Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.

Расцвет русской драматургии М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»; Н. Эрдман «Мандат», «Самоубийца»; Е. Замятин «Блоха»; В. Маяковский «Клоп».

Время поиска и эксперимента в литературе Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны: М. Булгаков «Белая гвардия» Фурманов «Чапаев» Б. Пильняк «Голый год» А. Серафимович «Железный поток» М. Шолохов «Донские рассказы» А. Малышкин «Падение Дайра» И. Бабель«Конармия» А. Веселый «Россия, кровью умытая».

Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру: М. Зощенко Рассказы А. Платонов «Город Градов» М. Булгаков «Собачье сердце» Е. Замятин «Мы» И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»

1929 год Все изменилось. Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.

Вопросы для проверки 1. Назовите основные события, оказавшие влияние на литературу 20-х годов. 2. О каком историческом событии писал С.Есенин в «Анне Снегиной»? 3. О каком историческом событии пишет Н. Теффи в стихотворении «Пчелка»? 4. Основное литературное направление в 20-е годы? 5. Перечислите литературные течения 20-х годов. 6. Каковы главные темы в литературе 20-х годов. 7. Какие приемы часто использовали в своих произведениях писатели в 20-е годы?