1 Тема 2. Теории международной торговли. 2 1-е занятие Вопросы: 1.Классические теории международной торговли. 2.Современные теории международной торговли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тема 5. Международное движение факторов производства 2-е занятие Международная миграция рабочей силы Международная миграция рабочей силы Международный.
Advertisements

ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ 1.Теоретические основы международной торговли 2.Сущность, формы и показатели развития международной торговли.
Мировая экономика 11 класс. Обществознание. Мировая экономика 11 класс. Обществознание.
Мировая экономика 11 класс. Обществознание. Международное разделение труда Предпосылки Природные условия страны Уровень экономического и научно- технического.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. План 1. Основные понятия и общая характеристика 2. Факторы роста международной торговли 3. Географическая структура МТ 4. Товарная.
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа мирового хозяйства Учебные вопросы: 1.Сущность МРТ и факторы, влияющие на его формирование и развитие.
Мировая экономика. Что такое мировая экономика Совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.
«Мировое хозяйство и международная торговля.» «Основы экономики» Разработала преподаватель экономических дисциплин Гонская О.М.
Домашнее задание: § 10, составить развернутый план © Ковалькова Н.Н 1. Мировая экономика. 2. Мировая торговля. 3. Политика государства.
Структура и динамика внешней торговли Беларуси Подготовила: студентка 4 курса 5 группы Моняк Анна.
Шамшур А.В. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Соискатель кафедры экономической географии зарубежных стран.
Глава 5. Экономика мира 31. Международная торговля.
Мировая экономика. Мировая экономика- это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений:
Выполнила : Касымалиева Д. Т. ЭКО ( ФК )-1-15 Проверила : Асанова Н. Б.
Мировая экономика Основные задачи подтемы: раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
«Мировое хозяйство и международная торговля.» Обществознание 8 класс 26 Автор: Е.Г.Ритунская учитель истории и обществознания МБОУСОШ 11 с.Чернигоское,
Курихинская средняя общеобразовательная школа Курихинская средняя общеобразовательная школа Реферат По экономике.
Роль Беларуси в мировой Экономке. Содержание Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей : - роль Республики Беларусь в МРТ ; - открытость.
Структура и динамика внешней торговли Беларуси. Внешняя торговля – совокупность отношений между государствами в сфере купли-продажи товаров, услуг и иных.
Тема: ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
Транксрипт:

1 Тема 2. Теории международной торговли

2 1-е занятие Вопросы: 1. Классические теории международной торговли. 2. Современные теории международной торговли. 3. Динамика международной торговли и её особенности. 4. Географическая и товарная структура международной торговли товарами.

3 2-е занятие Вопросы: 5. Особенности международной торговли услугами. 6. Динамика и структура международной торговли услугами. 7. Мировой рынок технологий и международный научно-технический обмен. 8. Внешняя торговля РБ и тенденции её развития.

4 Вопрос 1. Классические теории международной торговли. Теория абсолютных преимуществ (А. Смит) Теория относительных (сравнительных) преимуществ (Д.Рикардо) Теория соотношения факторов производства (Э. Хекшер – Б. Олин)

5 Теория абсолютных преимуществ (А. Смит) Страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых абсолютное преимущество принадлежит торговым партнерам) Недостаток теории: она не отвечает на вопрос, что делать странам, не обладающим абсолютным преимуществом, и почему такие страны торгуют между собой

6 Теория сравнительных преимуществ (Д. Рикардо) Страны экспортируют те товары, которые они производят с относительно меньшими издержками (в производстве которых они имеют наибольшее абсолютное преимущество или наименьшее абсолютное не преимущество)

7 Если страны специализируются в производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой Альтернативная цена – рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара Недостаток теории: теория не отвечает на вопрос, откуда у страны возникают преимущества

8 Теория соотношения факторов производства (Э. Хекшер – Б. Олин) Фактороинтенсивность – показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание определенного товара Факторонасыщенность - показатель, определяющий относительную обеспеченность страны факторами производства

9 Теорема Хекшера-Олина: каждая страна экспортирует те факторов интенсивные товары, при производстве которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, при производстве которых она испытывает относительный недостаток факторов производства

10 Вопрос 2. Современные теории международной торговли.

11 Вопрос 3. Динамика м/н торговли и её особенности. М/н торговля – это трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. М/н торговля включает: экспорт реэкспорт импорт реимпорт Номинальный объём м/н торговли – т.е. стоимость в текущих ценах Реальный объём м/н торговли – т.е. номинальный объём, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора Внешнеторговый оборот – сумма по стоимости экспорта и импорта Внешнеторговое сальдо – стоимость разницы между экспортом и импортом

12 Основные тенденции современного этапа развития м/н торговли: 1. Ускоренный рост м/н торговли после 2-й мировой войны 2. Преимущественный рост м/н торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран 3. Рост экспортных, импортных и внешнеторговых квот 4. Решающее значение в развитии м/н торговли играют факторы, действующие в сфере производства 5. Преобладание развитых стран в экспорте и импорте товаров 6. Увеличение в 90-е гг. удельного веса развивающихся стран в м/н торговле 7. Активное расширение внешней торговли государств, входящих в интеграционные объединения 8. Рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров, в том числе продовольствия 9. ТНК становятся основным субъектом м/н торговли 10. Значительное расширение номенклатуры товаров, предлагаемых на мировом рынке

13 Вопрос 4. Географическая и товарная структура международной торговли товарами.

14 Страны ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле товарами в 2009 г. Доля в мировом экспорте, % Стоимость экспорта, млрд. долл. Мировой товарный экспорт Китай Германия США Япония Нидерлан ды Доля в мировом импорте, % Стоимость импорта, млрд. долл. Мировой товарный импорт США Китай Германия Франция Япония

15 Товарная структура м/н торговли товарами (2009 г.) Товарная группа доля Ст-ть С/х продукция 9, Топливо и продукция добывающей промышленности 18, в том числе топливо 14, Продукция обрабатывающей пром-сти 68, Чёрные и цветные металлы 2,7326 Химические товары 11, Офисное и телекоммуникационное оборуд-ние 10, Машины и оборудование 31, Автомобили 7,0847 Текстильные изделия 1,7211 Одежда 2,6316

16 Вопрос 5. Особенности м/н торговли услугами. Проблемы международной торговли услугами: Использование различных подходов при классификации Сложности при учете различных видов услуг Особенности международной торговли услугами: Более широкое распространение протекционизма по сравнению с торговлей товарами Значительная роль ТНК на мировом рынке услуг Постепенная либерализация в оказании услуг на мировом рынке Усиление регулирующих начал в международной торговле услугами

17 Вопрос 6. Динамика и структура м/н торговли услугами.

18 Страны ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле услугами в 2009 г. Доля в мировом экспорте, % Стоимость экспорта, млрд. долл. Мировой экспорт услуг США Великобр итания Германия Франция Китай Доля в мировом импорте, % Стоимость импорта, млрд. долл. Мировой импорт услуг США Германия Великобр итания Китай Япония

19 Вопрос 7. Мировой рынок технологий и м/н научно- технический обмен. Определение. Международный научно- технический обмен (МНТО) – это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно- технической деятельности, имеющих научную и практическую значимость

20 Объекты международного научно- технического обмена – результаты интеллектуальной деятельности в овеществлённой и неовеществлённой форме

21 Этапы международного научно- технического обмена Выбор и приобретение технологий (научно-технических знаний) Адаптация и освоение технологий (научно-технических знаний) Совершенствование с учётом национальных особенностей

22 Последствия международного научно-технического обмена

23 Для страны-экспортёра Доходы Борьба за товарный рынок Обход барьеров Контроль над зарубежной фирмой «Перекрёстное лицензирование»

24 Для стран-импортёров Доступ к новинкам Экономия затрат Экономия валюты на импорт товара Расширение экспорта

25 Структура рынка научно- технических знаний Рынок патентов и лицензий Рынок наука- и технологически ёмкой продукции Рынок высокотехнологичного капитала Рынок научно-технических специалистов

26 Каналы передачи научно-технических знаний межгосударственный межфирменный внутрифирменный

27 Основные формы передачи научно-технических знаний Некоммерческий обмен Коммерческий обмен