Диагностика личности и коллектива в Детском оздоровительном лагере Методики диагностики личности и коллектива как показатель результативности воспитательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мониторинг воспитательной деятельности Методики диагностики развития личности и коллектива как показатель результативности воспитания По материалам работ.
Advertisements

Уважаемые коллеги, сегодня наукой еще не предложена нам система отслеживания результативности внедрения компетентностного подхода в воспитательную практику.
Диагностика личностного роста по материалам работ Степанова П.В., Григорьева Д.В., Кулешовой И.В.
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
«Планирование и организация воспитательной работы на основе результатов диагностики и мониторинга воспитательного процесса» муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Школьное ученическое самоуправление «ЧУЛМАН» МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Профессиональный стандарт педагога Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО.
Мониторинг воспитательного процесса. высоко развитые, образованные, творческие, здоровые дети, умеющие и желающие проявлять заботу друг о друге, коллективе,
Диагностическое обеспечение воспитательного процесса.
Входная диагностика Уважаемые коллеги! Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.
О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ Методист ЦВР В.А. Чивилихина Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Мониторинг реализации программы воспитания и социализации в ОУ Г.Н.Кучеренко, заместитель директора по УВР МОУ СОШ 59 О.А.Беляева, руководитель психологической.
Современные подходы к организации планирования воспитательной работы в соответствии с ФГОС.
Диагностика в работе классного руководителя. Диагностика - от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение.
«Резервы качественного улучшения УВП в детском доме на основе педагогической поддержки»
Система мониторинга в воспитательной работе Методист - психолог ГМЦ Адаменко О.Ю.
Структура плана ВР классного руководителя МКОУ СОШ 1 Барабинского района Новосибирской области.
L/O/G/O МОУ Новосергиевская средняя общеобразовательная школа 3 Старшая вожатая – Ивашкова Н.В. Программа деятельности детской общественной.
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Транксрипт:

Диагностика личности и коллектива в Детском оздоровительном лагере Методики диагностики личности и коллектива как показатель результативности воспитательной деятельности

Продолжите тезис Хороший детский лагерь – это … В лагерь я приехал, чтобы … Если бы я был начальником детского лагеря, то непременно … Самое главное в жизни нашего отряда – это … Мне кажется, что вожатые … Больше всего меня огорчает … В нашем лагере много внимания уделяют … Самым значимым в лагере для меня является... На следующий год я … Социальная ориентация или индивидуалистическая позиция Моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация Агрессивность или доброжелательность

Нужно ли это? (актуальность) В современном обществе никакая профессиональная деятельность не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности

Зачем это нужно? Цели диагностики: Своевременно решать поставленные задачи Предупреждать те или иные психолого- педагогические проблемы Контролировать социально- психологические изменения в отряде Корректировать свою профессиональную деятельность (программу отрядной работы или лагеря в целом)

Стереотипы показателем хорошей организации процесса воспитания в лагере является высокая активность детей в общественной жизни, их хорошие выступления на всевозможных творческих конкурсах, выставках, фестивалях, викторинах, олимпиадах, соревнованиях и т.п. Этот подход плох уже потому, что даже само участие детей в подобных конкурсах иногда может иметь весьма сомнительную воспитательную ценность

Стереотипы организация процесса воспитания в лагере оценивается хорошо, если: вожатый грамотно заполняет всю необходимую документацию: отрядный журнал, дневник, план воспитательной работы, анализ ее проведения за день и т.п. в отряде и лагере имеются органы ученического самоуправления; проводится определенное количество отрядных и дружинных дел по заранее определенным темам; четко и последовательно выполняется план воспитательной работы вожатых.

Может ли педантичное следование плану воспитательной работы и наличие нужных галочек напротив всех запланированных мероприятий свидетельствовать о качестве организации воспитательного процесса? Контроль выполнения плана позволяет узнать лишь число проведенных дел: отрядных дел, благотворительных акций, бесед, встреч с интересными людьми, походы, экскурсий и т.д., и т.п. Были ли все эти дела действительно воспитывающими – этого ни из планов, ни из прилагаемых к нему сценариев, увы, никак не узнать.

Стереотипы Критерием результативности организуемого процесса воспитания считается уровень воспитанности детей, а его показателем,– демонстрируемый большинством учащихся высокий уровень воспитанности. А что, если ребенок никогда не сможет достичь того уровня воспитанности, который устанавливается как стандартный и желательный для всех? Не сможет не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств или особенностей своего физического и интеллектуального развития? Имеет ли кто-либо моральное право оценивать детей с совершенно разной личной судьбой и разной социальной ситуацией развития в соответствии с единым стандартом, сравнивая их с этим стандартом, сравнивая их друг с другом?

Быть может… лучше показателем результативности воспитания рассматривать не степень приближения ребенка к единому для всех стандарту, а степень его изменения по сравнению с самим собой – каким был, каким стал?

Проблемный вопрос Чем отличаются группы профессий: 1) Продавец, лесник, инженер 2) Художник, священник, педагог 1 группу можно заставить работать 2 группу заставить работать нельзя

Причина: как мы понимаем «воспитание», учитываем ли специфику данного процесса. Воспитание – это не работа, а деятельность. Это не выполнение обязанностей, а реализация моей позиции (сознание + деятельность), которая выбирается нами самими.

Более важными критериями оценки процесса воспитания являются: личностный рост подростка уровень развития коллектива положение каждого ребенка в этом коллективе сформированность позиции воспитателя у педагогов, вожатых использование воспитательного потенциала различных видов совместной деятельности

Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания Развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к себе (опросник, наблюдение в обычной жизни, в критической ситуации).

Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), (уровни развития коллектива, социометрия, собеседование).

Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Профессиональную позицию педагога Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания

Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания? Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания: материально-техническое оснащение; педагогический состав; предметно-эстетическая среда; деятельность детских объединений и органов самоуправления; программное обеспечение процесса воспитания.

Диагностические методы Наблюдение Анкетирование Беседа Социометрия Игра

Требования к методикам: Простота и доступность для воспитателей и вожатых Непродолжительность процедуры по времени Наличие элементов занимательности (игровые формы)

Соблюдение этических норм Защита интересов и благополучия подростков: принцип добровольности, сообщение целей изучения Меры предосторожности в исследованиях: принцип «не навреди» Ставить психологический диагноз подростку, навешивать ярлыки Разглашать результаты диагностики

Ситуации для наблюдения: организация жизни в отряде, отрядные и дружинные дела и подготовка к ним, обобщение детьми приобретенного опыта, у столовой и т.д. ПЛЮСЫМИНУСЫ Богатство собираемых сведений (анализ разнообразной информации). Естественность условий. Допустимо использование технических средств. Проводится без согласия. Субъективно (результаты зависят от опыта, квалификации). Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений. Процесс занимает много времени

Анкетирование ПЛЮСЫМИНУСЫ Высокая оперативность получения информации. Возможность массовости обследования. Сравнительно малая трудоемкость процедур подготовки, проведения и обработки. Отсутствие влияния на опрашиваемых. Невыраженность субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих. Отсутствие возможности изменять порядок и формулировку вопросов в зависимости от поведения опрашиваемых. Достоверность зависит от уровня доверия и мотивов опрашиваемых (приукрашивание, сознательное занижение)

Анкетирование Анкета 1 Дорогие ребята! Просим вас ответить на предложенные вопросы нашей анкеты. Меня зовут (Ф. И. О.)_________________________________ Мне нравится, когда меня называют (указать)____________________ Какой Я (написать прилагательные, которые меня характеризуют) _________________________ Дома в свободное время я увлекаюсь: танцами, литературой, прикладным творчеством, музыкой, пением, спортом, театром, туризмом, рисованием, журналистикой, свой вариант________________ Мои ожидания от смены (отметить выбранные варианты). а) получить новые знания о б) лучше понять и узнать себя; в) познакомиться с новыми людьми; г) беспечно провести время; д) попробовать себя в самостоятельной жизни; е) что-то ещё (указать) Я приехал в лагерь, чтобы (продолжи фразу) __________________ В своих сверстниках я ценю больше всего (отметь 3 наиболее важных для тебя качества). Честность, взаимоуважение, решительность, взаимопомощь, чувство юмора, общительность, интеллект, внешние данные, сильный характер, аккуратность, достоинство, благородство поступков, инициативность, целеустремленность, ответственность.

Анкетирование Анкета 2 Хотел ли ты поехать в лагерь? Ты когда-нибудь отдыхал в лагере? Легко ли ты находишь друзей? Ты общительный человек? Легко ли ты переносишь суету, шум, детский гам? Ты человек организованный? Можешь ли ты попросить о помощи в сложной ситуации? Умеешь ли ты подчиниться решению коллектива, вожатого? Можешь ли ты сам, без посторонней помощи найти себе дело по душе? У тебя чаще бывает хорошее настроение? Любишь ли ты придумывать дела, праздники, принимать в них участие? Любишь ли ты спорт? Уверен ли ты, что твоя жизнь в лагере пройдет весело и интересно?

Анкета для вожатых Особенности протекания адаптационного периода Удалось ли заинтересовать ребят, сплотить отряд, создать чувство «МЫ»? Сложились ли в отряде взаимоотношения между мальчиками и девочками? Какие дела вызывают у ребят наибольший интерес? Какие дела вызывают наибольшее сопротивление? Самая большая проблема первой недели? Чему вы научились за время работы в лагере? Чему научили ребят? Какую помощь, и по какой проблеме хотели бы получить? Оцените по десятибалльной системе свою работу за первые 10 дней. Какие предложения вы бы внесли по организации работы с педсоставом?

Уровень психологической комфортности пребывания ребёнка в отряде 10 - высокий уровень, максимум комфортности 7 - легкий дискомфорт / весьма ощутимый дискомфорт О - низкий уровень, максимум дискомфорта

Социометрия Опросный лист Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения в вашем отряде, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три. 1.Представь, что ваш отряд отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? Если бы вашему отряду пришлось участвовать в дружинном деле, кого бы ты хотел видеть координатором этой подготовки? Кого из отряда ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости? После каждого вопроса напиши по три фамилии тех ребят в отряде, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов (социоматрица) Кого выбирают Кто выбирает А.....Б.....В.....Г.....Д.....Е.....Ж....З..... А Х1,1,11,1 11 Б ,1,1Х11,11 В ,1Х1,1,1 1 Г ,11,1,1Х111,1 Д ,1,11,1Х11 Е ,11,1,1 Х1 Ж ,1,1 1,1Х З ,1,1 Х Общее число выборов (рейтинг)

Интерпретация полученных результатов Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем: лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г); рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж); одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З); отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла. Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.

Цветопись (А.Н. Лутошкин) Мое настроение ЦветНастроение отряда дата / причинадата

Методика отслеживания эмоционального состояния ребёнка Пожалуйста, не спеши, остановись, подумай, ответь, как прожит день. Что повлияло на твоё настроение сегодня: 1. состояние здоровья, 2. отношения с вожатым, 3. отношение с ребятами в отряде, 4. погода, 5. скука в отряде, 6. усталость, 7. слухи, конфликты, сплетни в отряде, 8. тоска по дому, 9. очень личное. Цветопись (А.Н. Лутошкин)

Диагностические игры и упражнения «Цветик-семицветик» (направленность желаний, единство ценностей) «Забор мнений» (эмоциональное состояние в отряде) «Копилка хороших поступков» (три хороших поступка) «Корабль среди скал» (корабль, капитан, скалы) «Хвасталки» (преодоление застенчивости, радость успехам других)