Организация работы по формированию УУД как способ повышения качества образования ГИМЦ РО 21.12.2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Advertisements

Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Проектирование программы развития УУД Заместитель директора Мирзаянова Надежда Борисовна МБОУ « Очерская СОШ 3»
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Семинар – практикум «Средства формирования УУД у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Универсальные учебные действия Программа формирования универсальных учебных действий.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ Ы РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе» РОМАНОВА Л.С. РОМАНОВА Л.С.
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
«Требования к рабочим программам учителей начальных классов»
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Транксрипт:

Организация работы по формированию УУД как способ повышения качества образования ГИМЦ РО

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ГОТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ ТРАНСЛИРУЕТ ИНФОРМАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ: ПОИСК, ВЫБОР, АНАЛИЗ, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА ПО РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОЙ ИМ МОДЕЛИ УРОКА НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Характеристика уровня сформированности общеучебных умений и навыков (по итогам ГИА и ЕГЭ) Причины снижения качественных показателей подготовки обучающихся: недостаточный уровень сформированности отдельных общеучебных умений и навыков: умение работать с текстом, адекватно воспринимать и интерпретировать предложенную информацию. использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать, отстаивать свою позицию. Не в полной мере сформированы аналитические умения. Наибольшие затруднения у экзаменуемых основной и средней полной школы вызывают вопросы, проверяющие умение объяснять, обобщать, сравнивать. Анализ общеучебных (компетентностных) результатов позволяет сделать вывод о том, что не всегда успешно выполняют задания, частично отличающиеся от типовых, где необходимо применить свои знания в новой ситуации. Особого внимания требует и развитие навыков самоконтроля.

НЕ УМЕЮТ распознавать практические проблемы в повседневной жизни; формулировать выявленные проблемы; переводить эти проблемы в формат задачи; соотносить проблемы с ранее полученными знаниями; выбирать способы решения поставленных задач; анализировать и оценивать результаты решения проблем. воспроизводить заученное по образцу; решать готовые задачи на репродуктивном уровне, по образцу; решать готовые задачи в частично-измененной ситуации. По результатам международных исследований наши школьники УМЕЮТ

в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Универсальные учебные действия в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Умение – это освоенный способ выполнения действия на основе определенных знаний и под контролем сознания

Виды универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Личностные Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира Регулятивные Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения Познавательные Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания Коммуникативные Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками Характеристика универсальных учебных действий

Организация мониторинга уровня сформированности УУД (общеучебных умений и навыков) Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные (включающие также действия саморегуляции) Познавательные Коммуникативные Виды общеучебных умений и навыков Учебно-организационные Учебно-информационные Учебно-интеллектуальные Учебно-коммуникативные

Отдельные параметры общеучебных умений в динамике

В начале определенного периода учитель оценивает уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого ученика и класса в целом, данные диагностики целесообразно заносить в таблицу

Работа по отбору и составлению подобных заданий была проведена методистами ГИМЦ РО Представляемая система заданий может быть использована для развития ОУУН, часть из них – для проведения диагностических работ, позволяющих выявить уровень сформированности ОУУН. Задания систематизированы по предметам и параллелями разделены на 4 группы в зависимости от группы умений. Работая с заданиями, необходимо учитывать, что некоторые из них направлены на оценку ряда познавательных умений и могут быть одновременно отнесены к нескольким группам. Структура заданий позволяет варьировать их содержание в зависимости от реализуемой программы.

Для начальных классов Интегрированные проверочные работы 1. Бунеев Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс. -М. : Баласс, с. (Образовательная система "Школа 2100"). 2.Е.В.Бунеева Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс. / Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, А.А. Козлова, О.В.Чиндина. - М. : Баласс, с. ( Образовательная система "Школа 2100"). 3. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы классы. / Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячёв, Д.Д.Данилов, С.А.Козлова, Л.А.Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В.Чиндинова. - М. : Баласс, с. (Образовательная система "Школа 3100").

Разработка программы формирования универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении Реализовать развивающий потенциал общего образования, развить систему универсальных учебных действий позволит программа формирования универсальных учебных действий.

1. Начальное общее образование В свете введения новых стандартов начального образовании разработаны и утверждены требования к программе формирования УУД как части образовательной программы на ступени НОО. Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Программа включена в структуру примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа) См. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].2 е изд., перераб. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). Имеется в электронном виде.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др./ под редакцией А.Г.Асмолова - 2 е изд. - М.:Просвещение – 152 с.

2. Основное общее образование Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования также включена в структуру примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа) См. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). Имеется в электронном виде.

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно- воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе определяет: цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД; планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования; ценностные ориентиры развития универсальных учебный действий, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся; условия развития УУД; преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

"Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др./ под редакцией А.Г.Асмолова. - М.:Просвещение – 159 с. В пособии представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку УУД, даны описания основных видов УУД и путей их формирования с учётом возрастных особенностей.

3. Среднее (полное) общее образование В проекте стандарта среднего (полного) общего образования также обозначены требования к программе развития у обучающихся УУД. Программа развития у обучающихся универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на: реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, а также усвоения знаний и учебных действий; формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Программа должна обеспечивать: развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной образовательной траектории; решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Программа должна обеспечивать: создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов; формирование навыков участия в различных формах организации учебно- исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.), возможность получения практико-ориентированного результата; практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов; возможность практического использования приобретённых обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля; подготовку к осознанному выбору дальнейшего, послешкольного, образования и профессиональной деятельности.

Программа должна содержать: 1. цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средства совершенствования их универсальных учебных действий; описание места Программы и её роли в реализации требований Стандарта; 2. описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса; 3. типовые задачи по формированию универсальных учебных действий; 4. описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; 5. описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; 6. планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; 7. описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе системы организационно- методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; 8. методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

Организация работы по формированию УУД как способ повышения качества образования