Логистика Сессия 2 Чебоксары 29-31 августа 2007 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логистика Логистика складирования, грузопереработка и упаковка.
Advertisements

Тема 5. Формирование политики распределения (сбытовой политики) Вопросы: 1.Сущность распределения (товародвижения). 2.Построение каналов распределения.
Роль и место склада в логистической системе. Выполнили студентки группы ТОР-245 Хиль Юлия и Хлестова Мария.
Логистика распределения Каналы сбыта и основные посредники.
Логистика Сбытовая логистика. Предмет и объект сбытовой логистики Предмет - организация и управление рациональным процессом продвижения продукции от продуцента.
1 Логистика Кафедра маркетинга и коммерции Пензина Т.Р. Тема 1 Вводная.
ЛОГИСТИКА Логистическая система в организационной структуре компании Логистика как фактор повышения конкурентного преимущества компании Логистика как фактор.
Транспортная логистика. 1. Сущность и задачи транспортной логистики Транспорт связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение.
Тема Логистика распределения. Формирующаяся система распределения товаров в России (на примере синтетических моющих средств)
Маркетинг – философия современного бизнеса. Основные вопросы Маркетинг: сущность и задачи. Принципы и базовые концепции маркетинга. Средства маркетинга.
Презентация на тему :Основы логистики организации(предприятия) Выполнили студентки: Миронова Т.И Комиссарова Е.Е Комиссарова Л.Е Бурцева Е.А Новикова А.С.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Потребительская концепция маркетинга. Потребительская концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации является изучение спроса.
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему "Закупочная логистика"
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Маркетинг 11 класс. Маркетинг от англ. marketing продажа, торговля на рынке процесс - выявления, предугадывания потребностей клиентов, - организации рекламы,
Тема 4. Выручка от реализации продукции предприятия.
ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ. 1. КЛАССИФИКАЦИЯ СКЛАДОВ Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения.
ТЕМА 1.13 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Лекция 10.
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Транксрипт:

Логистика Сессия 2 Чебоксары августа 2007 г.

План на Сессию 2 День 1. Маркетинг и логистика. Интеграция понятий Логистика распределения. День 2. Логистика складирования, грузопереработка и упаковка День 3. Логистическая схема предприятия на примере НТЗ. Логистика

Повторение – залог успеха 3 мини-группы. Каждая группа получает задание. В течение 30 мин. требуется подготовить презентацию, отвечающую на вопросы задания. Необходимо: -дать определения понятий; -проиллюстрировать ответ примерами (в качестве примера используйте Вашу компанию). Доклад – 5 минут. Логистика

Повторение – залог успеха Вопрос по «Логистике снабжения»: Некоторые специалисты по снабжению говорят, что они всегда сравнивают расценки даже для повторных заказов, поскольку это поощряет конкуренцию и снижает цены. Другие утверждают, что лучше создавать объединение с одним поставщиком, так как в этом случае они хорошо понимают запросы друг друга. Какая из этих точек зрения, по вашему мнению, более убедительна? Логистика

Повторение – залог успеха Вопрос по «Производственной логистике»: Перечислите виды движения материальных ресурсов и сформулируйте правило сочетания операций при параллельно-последовательном способе. Логистика

Повторение – залог успеха Вопросы по «Логистике распределения»: Какие виды распределительных каналов используются в Вашей компании? Выделите основные типы посредников, с которыми приходится работать Вашей компании. К какому типу посредников можно отнести Вашу компанию и можно ли? Логистика

Тема 4 Логистика распределения

«Соотношение взаимозависимости, взаимодействия, взаимопроникновения маркетинга и логистики.» Маркетинг и логистика: интеграция понятий Размышление:

Что хочет организация Организация Потребитель Что хочет потребитель Предмет маркетинга: обмен Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Поставщик МР Производитель и его логистические посредники (транспортные, складские и т.п.) Покупатель ГП Материальный поток Предмет логистики: процесс движения материального потока Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Определения: Маркетинг - Способ гармонизации потребностей и желаний внешнего мира с миссией, ресурсами и целями организации. Логистика - Наука об управлении потоковыми процессами в экономике Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Цели: Маркетинг Превращение принципа «ориентация на потребителя» в смысл деятельности организации. Логистика Обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Задачи: Налаживание контакта с покупателем и побуждение его к приобретению, использованию и повторному приобретению товара путем: Понимания потребности потребителей. Удовлетворения их потребности лучше, чем это делают конкуренты. Информирования об этом потребителей. Доставка Конкретному покупателю Необходимой продукции Соответствующего качества Соответствующего Количества В нужное место В нужное время С минимальными издержками Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Объекты маркетинга Организация, ее миссия и ценности Маркетинговая смесь Потребители Внешнее окружение организации Поставщики Маркетинг и логистика: интеграция понятий

ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ Логистика закупок Логистика производственных запасов Распределительная логистика ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ Сервисная логистика Финансовая логистика Информационная логистика Производственная логистика Логистика складирования Транспортная логистика ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЗЛС 1 Продавец ГП Производитель ЗЛС 2 Покупатель ЗЛС 3 Перевозчик Потребитель Посредник ГП Информационный и финансовый потоки Логистические звенья, цепи и системы Объекты логистики Логистические операции и функции Материальный поток Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Основной критерий маркетинга: Степень удовлетворенности потребителя -Кто такой потребитель? – Сегментирование рынка и стратегия нацеливания -Что хочет потребитель? – «4С» (нужды и запросы, ценность, доступность, информированность) -Что может организация? – «4Р» (продукт, цена, место продажи, продвижение) Или иначе - степень «попадания» Приемлемый Требуемый Уровень ожиданий от качества продукта Низкий Высокий Зона толерантности Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Основной критерий логистики: минимум издержек. -Как нам сделать продукт, удовлетворяющий потребителя? -Как нам сделать продукт физически доступным потребителю? -Сколько нам все это будет стоить? Цена организации Ценность для потребителя Соотношение Цена/Ценность Логистика Маркетинг Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Цепочка ценностей (по М. Портеру) Цепочка ценности – совокупность видов деятельности, в результате осуществления которых организации создают ценности для своих потребителей. Основные виды деятельности: входная логистика операции выходная логистика маркетинг и продажи послепродажное обслуживание Вспомогательные виды деятельности: инфраструктура управление человеческими ресурсами развитие технологий снабжение Варьирование различными способами соединения элементов (сцепления) в цепочке ценности может приводить к появлению конкурентных преимуществ Маркетинг и логистика: интеграция понятий Приемлемый Требуемый Уровень ожиданий от качества продукта Низкий Высокий Зона толерантности Логистика Обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке.

Стратегия Время Желаемый результат Текущая ситуация Цели Проблема Тактика Главный вопрос маркетинга: «Где проблема? И что делать, чтобы решить проблему?» Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Структуры Учет Финансы Бизнес-план Маркетинг Экономика ЛОГИСТИКА (кто, что, когда, кому) Закупки Производство Сбыт Заключение и контроль договоров Главный вопрос логистики: «Как делать то, что решит нашу проблему? Процессы Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Внутренний маркетинг, как основа взаимодействия функциональных подразделений компании. Внутренний маркетинг – это философия отношения к сотрудникам как к потребителям, которых «завоевывают»… и стратегия проектирования работы – «продукта», которая бы соответствовала потребностям человека. Элементы программы по внутреннему маркетингу: Маркетинг для своих сотрудников Передача общего видения Делать все хорошо с первого раза Управление ожиданиями потребителей Элементы программы по внутреннему маркетингу: Маркетинг для своих сотрудников Передача общего видения Делать все хорошо с первого раза Управление ожиданиями потребителей Что хочет поставщик Поставщик Потребитель Что хочет потребитель Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Маркетинг – Философия бизнеса организации Логистика – Выбор и реализация экономически целесообразных процессов в рамках Философии бизнеса Итог: Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Производитель Дистрибьютор 1 Дистрибьютор 2 Дистрибьютор 3 Розница Логистическая система 1 Маркетинговая задача 1 Маркетинг и логистика: интеграция понятий

Логистическая система 2 Маркетинговая задача 2 Маркетинг и логистика: интеграция понятий Производитель Дистрибьютор 1 Дистрибьютор 2 Дистрибьютор 3 Розница

Логистическая система 3 Маркетинговая задача 3 Маркетинг и логистика: интеграция понятий Производитель Дистрибьютор 1 Дистрибьютор 2 Дистрибьютор 3 Розница

Предмет и объект сбытовой логистики Предмет - организация и управление рациональным процессом продвижения продукции от продуцента (производителя) к конечному потребителю. Объект - материальный и сопутствующие ему (генерируемые им) информационный, финансовый и сервисный потоки.

«Изюминка» логистической концепции распределения 1. Процесс управления потоками подчинен целям и задачам логистики. 2. Существует системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и снабжения (цепочка ценности). 3. Все функции внутри самого распределения интегрированы.

Функции логистики распределения Основные: Сбыт Хранение Транспортировка Вспомогательные: Стандартизация Финансирование Страхование от рисков Информационное и научное обеспечение Логистический сервис.

Функции Описание Основные функции Сбыт Хранение Транспортировка На микроуровне: организация получения и обработки заказов; планирование процесса реализации; выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование; организация отгрузки продукции; контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю; организация послереализационного обслуживания. учет движения готовой продукции на складах На макроуровне: построение организационной структуры распределительных каналов и сети; дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической сети в распределительных каналах; транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отходов; складирование, хранение и грузопереработка готовой продукции в складской системе; управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров; передача прав собственности на готовую продукцию; обеспечение сохранности и защиты товаров, Функции логистики распределения

Функции Описание Обеспечивающие функции Стандартизация Финансирование Страхование от рисков Информационное и научное обеспечение Логистический сервис. На микроуровне: поддержание стандартов качества готовой продукции; расчет налоговых платежей и прибыли, бухгалтерский учет; мониторинг выполнения плана поставок продукции. На макроуровне: страхование рисков; ценообразование; информационно-компьютерная поддержка сбыта и специальных логистических функций Функции логистики распределения

Количественные характеристики распределительных каналов Мощность канала характеризуется количеством продукции (в стоимостном или натуральном выражении в случае ее однородности), продвигаемой через него: -руб./год -т/ месяц -л/сут. -палет/день

Виды распределительных каналов в зависимости от числа уровней Производитель Потребитель Производитель Потребитель Оптовый посредник Производитель Потребитель Оптовый посредник Розничный посредник Производитель Потребитель Оптовый посредник Мелко-оптовый посредник Розничный посредник Канал первого уровня Канал второго уровня Канал третьего уровня Канал нулевого уровня Уровень канала (количество посредников, приближающих продукт и права собственника на него)

Длина канала Ширина канала Производитель Оптовик 2 Оптовик 1 Сеть 2 Сеть 1 Розница Конечный потребитель Длина Ширина Количественные характеристики распределительных каналов

Типы посредников Классификацион- ный признак Типы посредников Вид собственности на товар, от чьего имени ведется торговля Дилеры (от своего имени, за свой счет) Дистрибуторы (от имени производителя и за свой счет) Комиссионеры (от своего имени, за счет производителя ) Брокеры (от имени производите ля и за его счет)

Логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) Логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) – это упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).

Тема 5 Логистический сервис Логистика

Предпосылки развития сервисной логистики Предмет Индустриальная экономика (ХХ век) Сервисная экономика (ХХI век) Продукт Максимизация выпуска товарной продукции. Полное удовлетворение специфических запросов клиентов Полезность Материальная продукция Совершенство системы (Материальный продукт + сопутствующие услуги) Качество Умение предприятия «хорошо делать свое дело». Построение и отслеживание отношений с потребителем в целях максимизации степени удовлетворенности его потребностей Управление«Механический» характер: иерархичность структур и их чрезмерная упорядоченность. Стиль менеджмента: - гибкость, - быстрота принятия решений, - сетевая организация, - свобода маневра и открытость Логистика

Эволюция понятия «товар» Теория маркетинг – менеджмент Ф. Котлер 3 уровня продукта Теория маркетинг – менеджмент Ф. Котлер 3 уровня продукта Распределительная концепция маркетинга У. Стэнтон Товар – комплекс осязаемых и неосязаемых свойств, которые покупатель может принять как обеспечивающие ему удовлетворение своих нужд и пожеланий Распределительная концепция маркетинга У. Стэнтон Товар – комплекс осязаемых и неосязаемых свойств, которые покупатель может принять как обеспечивающие ему удовлетворение своих нужд и пожеланий Классическая экономическая школа Д. Рикардо Товар - результат производственной деятельности, выставляемый на продажу Классическая экономическая школа Д. Рикардо Товар - результат производственной деятельности, выставляемый на продажу

3-х уровневый анализ товара (1) Сущность товара / услуги (2) Фактический товар / услуга (3) Добавленный товар / услуга Логистика

3-х уровневый анализ товара Примеры Логистика

Маркетинговая смесь Товар/Услуга (Product) марка, размеры, цвет, функции, персонал, процессы Цена (Price) сумма денег или других благ, получаемых за товар. Место (Place) система распределения для продвижения товаров к потребителям, способы распределения, поставщики, партнеры. Продвижение (Promotion) реклама, стимулирование продаж, PR и т.д. Customer needs and wants – полезность для потребителя Cost – ценность для потребителя Convenience – доступность для целевых групп потребителей Communication – информированность заинтересованных сторон Логистика

Цепочка ценности по М. Портеру Цепочка ценности – совокупность видов деятельности, в результате осуществления которых организации создают ценности для своих потребителей. Основные виды деятельности: входная логистика операции выходная логистика маркетинг и продажи послепродажное обслуживание Вспомогательные виды деятельности: инфраструктура управление человеческими ресурсами развитие технологий снабжение Варьирование различными способами соединения элементов (сцепления) в цепочке ценности может приводить к появлению конкурентных преимуществ

Определение Логистический сервис – это оказание определенной совокупности сопутствующих материальному потоку услуг в процессе подготовки поставки, вследствие факта поставки и эксплуатации физического товара потребителем, вплоть до экономически целесообразной его утилизации, наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей. Логистика

Цель Цель логистического сервиса: Удовлетворение нужд потребителей в отношении обслуживания физического продукта и минимизация затрат на логистические услуги для максимизации получаемой предприятием прибыли. Логистика

Принципы логистического сервиса Обязательность предложения Минимально допустимый уровень сервиса, определяемый интенсивностью конкуренции на рынке, является неотъемлемой составной частью политики предложения фирмы. Определение оптимального уровня пороговых величин логистического обслуживания представляет весьма трудоемкую задачу, решаемую субъектами логистики, исходя из принятой стратегии предприятия. Логистика

Принципы логистического сервиса Свободный выбор потребителем формы и уровня логистического обслуживания Обязательность предложения вовсе не предполагает обязательность потребления услуг. Потребитель всегда имеет право отказаться от предлагаемого сервиса. Стоимость поставки должна быть уменьшена. Логистика

Принципы логистического сервиса Эластичность, гибкость сервиса Пакет логистических услуг (их качество и количество) должен быть нацелен на определенного, конкретного потребителя. Способность организации индивидуализировать логистическое обслуживание определяет его приверженность конкретной фирме-производителю или торговому посреднику. Гибкость логистического обслуживания должна быть тем сильнее, чем выше неопределенность. Гибкость логистического сервиса по сути является компенсатором рисков. Логистика

Принципы логистического сервиса Удобство сервиса Пространственно-временные, а также иные параметры логистического обслуживания определяют потребители. Логистика

Принципы логистического сервиса Технико-технологическая адаптивность сервиса Параметры логистического сервиса в значительной степени производны от технических характеристик материального потока. Техническая адекватность сервиса означает соответствие технологии, методов, средств и инструментов логистического обслуживания, а также уровня соответствующей профессиональной подготовки персонала техническим требованиям перерабатываемых грузопотоков. Логистика

Принципы логистического сервиса Информативность сервиса Взаимодействие с потребителями, располагает возможностями по сбору и накоплению коммерческой информации. Создание банков данных, позволяют прогнозировать и моделировать поведение потребителей/покупателей, их реакцию на конкретные маркетинговые мероприятия предприятия. Эта информация является основой для определения конкурентоспособной стратегии развития предприятия. Логистика

Принципы логистического сервиса Адекватность ценовой политики Цена на товары/услуги определяется коммерческой стратегией и тактикой предприятия. Спрос на логистические услуги менее эластичен по цене, Ценовой монополизм может привести к негативным диспропорциям элементов рыночной инфраструктуры. Эффективным по взаимоотношениям между участниками логистического сервиса может стать открытая, «прозрачная» ценовая политика предприятия, предполагающая доступ потребителей к калькуляции стоимости обслуживания, их участие в процессе ценообразования. Логистика

Принципы логистического сервиса Соответствие продаваемых товаров сервису Многообразие форм логистического обслуживания допускает продажу/поставку товара без сопровождающего пакета логистического обслуживания. Вместе с тем, когда на рынок продвигается товар-новинка (особенно, если это технически сложный продукт) без соответствующего пакета услуг, реакция покупателей/потребителей скорее всего не будет положительной, даже, если продукт отвечает нуждам и потребностям потребителей. Логистика

Принципы логистического сервиса Оперативность логистического сервиса В отличие от товаров в материальном виде или других видов деятельности, где скорость оборота и быстрота выполнения работ не всегда являются положительными к конечному результату, логистические услуги, как правило, дают тем больший экономический эффект, чем быстрее происходит их реализация. Очень часто именно оперативность оказания логистических услуг привлекает потенциальных заказчиков. Логистика

Формы логистического обслуживания 1. Организация сервиса силами самого предприятия- изготовителя; 2. Делегирование функций сервиса филиалу предприятия-изготовителя; 3. Создание специализированной фирмы; 4. Выполнение силами привлекаемых агентов, дилеров, т.е. посредников, с закреплением за ними всей ответственности по качеству выполнения услуг; 5.Самообслуживание. Логистика

Формы логистического обслуживания 1 и 2 - прямые формы – используют в том случае, когда: сопровождаемый физический продукт технически сложен, большие объемы продаж продукта, большие объемы сервиса, небольшое количество потребителей, а также предприятие-производитель обладает крупной материальной базой. При этом сопровождаемый физический продукт, как правило, находится на фазе выведения Логистика

Формы логистического обслуживания 3,4,5 - косвенные формы организации логистического сервиса: относительно небольшие объемы продаж сопровождаемого физического продукта, небольшие объемы сервиса и значительная территориальная разобщенность потребителей сопровождаемого продукта. В качестве специфических условий применения этих форм организации сервиса, можно выделить следующие: функционирование в отрасли независимых специализированных сервисных предприятий, сопровождаемый физический продукт принадлежит к товарам массового спроса, высокая компетентность и квалификация потребителя (либо персонала предприятия-потребителя). Логистика

Классификация логистических услуг Классификационный признак Цель предложения сервиса Тип обслуживаемого потребителя Тип обслуживаемого материального потока Фазы жизненного цикла обслуживаемого материального потока Стадии жизненного цикла обслуживаемого материального потока Период (этап) выполнения работ по обслуживанию материального потока Метод селекции обслуживания (степень адаптивности к потребителю) Обязательность предложения Гарантийный период Характер воздействия на функции материального потока Услуги функциональных подсистем логистики Источник производства услуги По форме организации сервиса Логистика

Элементы логистической цепи промышленной организации ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС ИНФОРМАЦИОННОЕ, СКЛАДСКОЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ, ФИНАНСОВО- КРЕДИТНОЕ, ТРАНСПОРТНО- ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗАКУПКА СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ УТИЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Логистика

Подсистема логистического сервиса обеспечение оптимального и экономически эффективного использования потребителем физического продукта; формирование перспективного и достаточно стабильного рынка сбыта физического продукта; установление барьеров на пути проникновения в отрасль новых конкурентов; обеспечение долгосрочных партнерских отношений с потребителями; получение дополнительных доходов; участие в инновациях; содействие изучению рынков, товаров, конкурентов. Функции Логистика

Микроуровень логистического сервиса – это организация, структура и качество обслуживания конкретных потребителей, а также оперативное управление логистической деятельностью и необходимыми для этого инфраструктурными элементами Макроуровень логистического сервиса представляет собой распределение заказчиков по зонам их агрегирования, сегментам целевого рынка, а также определение уровня обслуживания, стратегическое планирование, инвестиции, реализацию общей политики деятельности на рынке логистических услуг. Уровни логистического сервиса Логистика

Целеполагание Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели в зависимости от потребностей рынка и желаний самого предприятия Маркетинговые исследования АВС анализ обслуживания, соотношение затраты/доходы, аудит обслуживания Формирование механизма принятия решений в отношении логистических услуг Матрица потенциала решений Определение параметров логистического сервиса. номенклатуры логистических услуг, параметры качества обслуживания, определение экономических показателей. Планирование логистического сервиса Логистика

Разработка стратегии сервиса АВС анализ обслуживания (по правилу Парето 80/20) АBC Сбыт/прибыль, % Товары/покупатели, % 80% 15% 5% 20%50% 30%

Аудит обслуживания позволяет определить на каком этапе ориентации на клиента в области логистического обслуживание находится предприятие, а также оценить уровень логистического сервиса. Процедура аудита включает следующие этапы: внешний аудит обслуживания покупателя, внутренний аудит обслуживания покупателя, определение потенциала решений. Логистика

Мероприятия: исследование рынка логистических услуг; сегментация потребительского рынка; определение элементов обслуживания потребителя, которые он считает важными при принятии решения покупки; разработка системы оценок логистического сервиса потребителем, предлагаемого основными продавцами на рынке. Внешний аудит Цель - определить выгоды для клиента от внедрения тех или иных логистических услуг. Логистика

Внутренний аудит Цель - определить рассогласование между действиями организации и ожиданиями потребителей Инструменты: -опросы менеджеров, ответственных за обработку заказов, складские запасы, транспортировку, послепродажное обслуживание, финансовый учет, производство, реализацию и маркетинг. Логистика

Потенциал решений Низкая важность/ высокая отдача Сохранить на прежнем уровне или снизить инвестиции либо изменить целевую ориентацию на рынке Высокая важность/ низкая отдача Необходимы улучшения, конкурентная позиция уязвима Низкая важность/ низкая отдача Ситуация нелогичная, практически безнадежная, ресурсы расходовать не следует Высокая важность/ высокая отдача Сохранить на прежнем уровне или повысить отдачу, возможно увеличение конкурентных преимуществ Важность логистической услуги Удовлетворенность потребителя Логистика

Проектирование подсистемы логистического сервиса Этапы развития компании: Этап 1. Функция сервиса переводится в ранг центра затрат и присоединяется к функции сбыта. Этап 2. Функция сервиса становится источником прибыли, признается ее роль в создании постоянной клиентуры, она получает директивы от функции маркетинга и стремится проявить больше независимости от функции сбыта. Этап 3. Функция сервиса становится одним из центральных источников прибыли, координация которой переводится на уровень общего руководства. Логистика

Проектирование подсистемы логистического сервиса Параметры Этап 1Этап 2Этап 3 Характеристика производителя Новичок на рынке или в отрасли Очень быстрый рост Нехватка ресурсов Постоянный рост сбыта Развитие производственной базы Географическая экспансия Рост контролируемого сбыта Развитая производственная база В службе сервиса занято значительное число работников Служба сервиса требует значительной части ресурсов Логистика

Параметры Этап 1Этап 2Этап 3 Основные потребности сервиса Выделение ресурсов Приведение оказываемых услуг к единообразию и их интенсификации Контроль за трансформацией потребностей клиентов Координация деятельности служб сервиса (сбытовых и послепродажных) Индивидуализация сервиса Создание системы контроля за затратами на сервис Проектирование подсистемы логистического сервиса Логистика

Организация службы сервиса структура соподчинение система финансовой оценки Децентрализованна я часть функций сбыта Централизованная часть функций маркетинга Централизованная часть общего руководства предприятием Сервисный персонал подчинен руководителю службы сбыта Персонал по обслуживанию потребителей подчинен заместителю руководителя предприятия по маркетингу Персонал подчинен руководителю подразделения логистики или директору предприятия Обслуживанию содействуют: производство, сбыт, финансовое подразделение, маркетинг Центр прибыли или центр затрат Прибыль не рассматривается как приоритетная задача Центр затрат и центр прибыли параллельно Прибыльность Центр инвестиций Стабильный источник прибыли для предприятия Логистика Проектирование подсистемы логистического сервиса Параметры Этап 1Этап 2Этап 3

Оценка качества сервиса Критерии качества сервиса: надежность осязаемость доступность быстродействие безопасность гибкость уровень квалификации обслуживающего персонала Ожидания потребителя Восприятие потребителя Совпадение ? Продолжаем! Да Нет Определяем разрыв (GAP) Логистика

Оценка уровня сервиса Количественное сопоставление объема логистического сервиса: где: η - уровень сервиса; М – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса; m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса. Логистика

Оценка уровня сервиса Сопоставление временных факторов: где: N - количество услуг, которое теоретически может быть оказано; n - фактическое количество оказываемых услуг; ti - время на выполнение i-той услуги; - суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг; - суммарное время, которое может быть затрачено теоретически на оказание всего комплекса услуг; Логистика

Эффективность сервиса Эффективность сервиса – компромисс экономических полезностей производителя и потребителя логистических услуг где: С пр – себестоимость логистического сервиса для производителя; С потр - себестоимость сервиса для потребителя, если бы он выполнял услуги самостоятельно; С у – стоимость логистического сервиса (цена). Логистика

Выделите группы логистических услуг, оказывающих Вашей организацией, и распределите их в классификационной матрице в соответствии с известными Вам критериями классификации. Время – 15 мин. Доклад – 3 мин. Повторение – залог успеха Логистика

Тема 7 Логистика складировния, грузопереработка и упаковка

Основные термины и понятия Склад = Распределительный центр = Логистический центр = Терминал РЦ - место хранения товаров в период их движения от места производства до оптовой или розничной торговой точки. ЛЦ - место хранения более широкого ассортимента продукции, которое может находиться на разных стадиях движения материального потока от поставщика до конечного потребителя. Терминал - складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующий мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, автомобильного морского транспорта.

Склад - сложное техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию материального потока в целом. Логистика складирования это управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства Основные термины и понятия

Предметом логистики складирования является комплекс операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве. Целью логистики складирования является организация эффективной системы складирования. Основные термины и понятия

Классификация складов 1. По отношению к базисным функциональны м областям логистики Склад логистики снабжения Склад логистики производства Склад логистики распределения 2. По виду продукции Склад материальных ресурсов Склад незавершенного производства Склад готовой продукции Склад тары Склад возвратных отходов Склад инструмента

Классификация складов 3. По зоне обслуживания Общезаводской склад (центральный) Участковый склад (для снабжения группы цехов однородными материалами и изделиями) Прицеховой склад (обслуживает один цех) 4. По форме собственности Собственный склад организации Арендуемый склад Коммерческий склад Склады государственных и муниципальных предприятий Склады общественных и некоммерческих организаций, ассоциаций

Классификация складов 5. По функциональному назначению Склад буферных запасов (для снабжения производственных процессов) Транзитно-перевалочный склад (грузовые терминалы) Склад комиссионирования (формирование ассортимента и комплектация партий груза в соответствии с заказами клиентов) Склад сохранения (прием товаров на временное хранение) Специальный склад (таможенные склады, склады остат­ков и отходов и т. п.) 6. По отношению к участникам логистической системы Склад производителя Склад торговых компаний Склад торгово-посреднической компании Склад транспортной компании Склад экспедиторской компании Склад предприятия по грузопереработке Склады прочих логистических посредников

Классификация складов 7. По уровню специализации Узкоспециализированный склад Склад ограниченного ассортимента Склад широкого ассортимента 8. По степени механизации складских операций Немеханизированный склад Механизированный склад Автоматизированный склад 9. По виду конструкции складских зданий (сооружений) Закрытый склад (отдельное сооружение) Полузакрытые площади (имеют только навес или крышу и одну, две или три стены) Открытые площади (специально оборудованные площади 10. По этажности здания Многоэтажный склад Одноэтажный склад с высотой до 6 м Высотный склад Высотно-стеллажный склад с высотой более 10 м

Классификация складов 11. По проектным решениям Склад класса А (современное одноэтажное здание с высокими потолками, построенное с применением современных материалов и технологий и расположенное вблизи центральных магистралей) Склад класса В (одно- или двухэтажное складское здание доперестроечного периода, требующее незначительных вложений и изменений для оптимизации складкой деятельности, например, смена полового покрытия, установка современных охранных систем) Склад класса С (бывшие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные под складскую обработку и требующие значительные строительные и технические изменении) Склад класса D (неприспособленные под складские нужды гаражи, подвалы, неотапливаемые ангары, пригодные лишь для хранения низкооборачиваемых грузов, которые не требовательны к условиям хранения, например, сырья для промышленного производства, металлических, резиновых, пластиковых изделий.

Основные понятия Складирование - совокупность следующих операций: размещение товаров; количественная и качественная сохранность запасов; учет запасов; обновление запасов.

Основные функции складов концентрация и хранение запасов консолидация грузов разукрупнение грузов управление ассортиментным составом комплектация партии груза предоставление услуг

Организация эффективного функционирования логистики складирования выбор типа, количества и мощности складов; эффективное использование складского помещения; увеличение оперативной эффективности (уменьшение числа операций с товаром); создание условий для эффективной работы; улучшение логистического обслуживания; снижение издержек

Свой или чужой? Тип склада ПреимуществаНедостатки Собственный складвысокая степень контроля над операциями; гибкость по отношению к общей политике организации; нематериальные выгоды, такие как имидж, впечатление надежности и стабильности. высокие инвестиции в капитальное строительство и поддержание; отсутствие гибкости, позволяющей учитывать изменяющийся спрос, в том числе сезонный; Склад общего пользования ответственность за потерю или порчу товара несет склад; намного гибче, предлагая как пространство, так и расположение; не требуют инвестиций; профессионализм специалистов, предоставляющих различные складские услуги; наличие самого современного оборудования и использование передовых методов при проведении складских операций. Низкая степень контроля над операциями

Зависимость логистических издержек от количества складов Логистические издержки Число складов Упущенная выгода Транспортные расходы Затраты на управление системой распределения Эксплуатационные затраты Затраты на содержание запасов Общие логистические издержки min

Принципиальная схема склада Зона приемки Зона отгрузки Система складирования Зона упаковки и консолидации отправок Зона основного хранения Зона комплектации заказа Планировка склада должна обеспечивать беспрепятственное движение грузов независимо от того подлежат они хранению или нет

а) зоны приемки и отправки груза совмещены б) зоны приемки и отправки груза пространственно разъединены Разделение потоков на складе на основании метода Парето (80/20). Распределение потоков на складе «Горячая линия» «Холодная линия»

Система складирования Система складирования это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Структура системы складирования: Технико-экономическая подсистема, Функциональная подсистема, Поддерживающая подсистема.

Технико-экономическая подсистема Совокупность элементов, характеризующих технические и технологические параметры складского помещения и оборудования, виды товароносителей (упаковка). 1) складируемые грузовые единицы - груз, скомпонованный и сформированный на внешних товароносителях, таких как плоские, ящичные, стоечные, сетчатые поддоны и полуподдоны, кассеты и т. д.; 2) здания и сооружения, которые предназначены для складирования и различаются по конструкции и этажности (закрытые, полузакрытые площадки, открытые площадки, многоэтажные, одноэтажные с высотой до 6 м, высотные, высотно-стеллажные, с перепадом высот и т. п.); 3) подъемно-транспортное оборудование - технические средства, предназначенные для перемещения груза на территории склада.

Функциональная подсистема Процесс грузопереработки на складе: а) вид складирования - единство технологического оборудования, предназначенного для складирования груза, со способом размещения товаров на складе и их хранением; б) система комиссионирования - комплекс операцией по подготовке, отбору и сортировки товаров и их доставке в соответствии с требованиями клиента; в) управление перемещением грузов, обусловленное возможностями технологического и обслуживающего оборудования.

Поддерживающая подсистема информационно-компьютерная поддержка, правовое, организационно-экономическое, экологическое эргономическое обеспечение эффективности функционирования склада

Логистический процесс на складе Снабжение запасами Контроль за поставками Грузопереработка Контроль за выполнением заказов Информационное обслуживание склада Обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг) Служба закупок Служба продаж

Грузопереработка: цели 1) Эффективное использование складской мощности; 2) Улучшение операционной эффективности (минимизация видов перерабатываемых грузовых единиц); 3) Улучшение условий труда персонала (повышение безопасности операций грузопереработки, эргономических и экологических характеристик рабочих мест, механизация и автоматизация складских работ и т. д.); 4) Обеспечение должного уровня логистического сервиса (повышение качества обслуживания потребителей за счет более быстрой реакции на их запросы); 5) Минимизация логистических издержек

Основные принципы рациональной организации процесса грузопереработки: механизация и автоматизация технологических операций; оптимальное использование площади и емкости помещений; организация сквозного товарного потока; планомерность и ритмичность складских работ; полная сохранность товаров. Грузопереработка: принципы

Операции грузопереработки 1. Подготовка склада к приемке продукции; 2. Разгрузка транспорта; 3. Приемка продукции по количеству и качеству; 4. Размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели); 5. Отборка товаров из мест хранения; 6. Комплектование заказов и упаковка; 7. Отпуск товаров; 8. Погрузка в транспортное средство.

Организация размещения, укладки и хранения 1. Напольный способ. 2. Стеллажный способ. Преимущества и недостатки?

Выбор подъемно-транспортного оборудования Немеханизированный склад: товары хранятся на полках или в емкостях, а общая высота мест хранения не превышает 2 м перемещения контролируются работниками в качестве вспомогательного оборудования могут использоваться ручная тележка для перемещения паллет или карусель, доставляющая товары к комплектовщикам. Немеханизированные склады используются для хранения только легкой продукции и небольшого размера.

Выбор подъемно-транспортного оборудования Механизированный склад: могут быть более крупными, на них можно хранить более тяжелые грузы. некоторые виды оборудования требуют широких проходов для маневра, но при этом высота стеллажей может достигать 12 м (при обслуживании электроштабелерами) или быть еще выше (при обслуживании кранами). для перемещения грузов используют, как правило, автопогрузчики ( 94% компаний), различные ручные тележки (55%), конвейеры (40%), различные грузовики (33%), горизонтальные карусели (26%), краны- штабелеры (23%) и вертикальные карусели (9%). Механизированными системами управляет оператор. Традиционные склады, в том числе механизированные, как правило, имеют высокие операционные издержки.

Выбор подъемно-транспортного оборудования Автоматизированные склады: в зоне хранения используются узкие проходы высотой до 40 м для обеспечения высокой плотности хранения материалов и минимизации перемещения оборудования; в качестве оборудования для перемещения грузов по складу используются дистанционно управляемые кары, которые получают сигналы управления по проводам, расположенным в полу; кроме того, могут использовать конвейеры, тягачи и другое специализированное оборудование для перемещения грузов; используется оборудование для автоматизированного отбора материалов и их размещения на хранение, в том числе высокоскоростные краны-штабелеры, которые могут достичь любой точки в узких проходах за короткое время; устанавливается система управления складом для учета мест расположения материалов на складе и контроля над всеми их перемещениями. Требуют очень высоких инвестиций в оборудование.

Факторы: объем грузов; физические характеристики грузов: размер, вес и т.д.; число перемещаемых грузов: поступающих на склад, перемещаемых внутри склада для сортировки, проверки и т.д.; расстояний перемещения, зависящих от размера склада; требуемой скорости перемещения: насколько оперативно склад должен реагировать на поступающие запросы и т.д. Выбор подъемно-транспортного оборудования

Организационная структура управления складским хозяйством 3 группы: управление складским технологическим процессом; управление эксплуатацией складского хозяйства; управление персоналом.

Управление складским хозяйством Управление технологическим процессом Управление персоналом Управление эксплуатацией Управление поступлением грузов и их размещение Контроль за поставками Разгрузка и приемка Учет и возврат тары Размещение на хранение Управление внутрискладскими операциями Складирование и хранение Внутрискладские перемещения Сортировка Контроль наличия и сохранности Управление отгрузками Комплектация заказов Оформление и экспедирование Отгрузка Контроль выполнения заказа Эксплуатация зданий и сооружений Эксплуатация ПТО Эксплуатация компьютерного оборудования Обеспечение сохранности Организационная структура управления складским хозяйством

Информационное обслуживание обработка входящей документации; предложение по заказам поставщиков; оформление заказов поставщиков; управление приемом и отправкой; контроль наличия товаров; прием заказов потребителей; оформление заказов потребителей; диспетчерская помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки; обработка отчетов клиентов; обмен информацией с оперативным персоналом и верхним по иерархии уровнем управления; различная статистическая информация.

Упаковка: функции идентификация товара и предоставление о нем основной информации (информация о товаре может передаваться с помощью надписей на упаковке, этикеток, штрих-кодов, маркировок и т.п.); защита от повреждений (препятствует воздействию агрессивных химических сред, физических воздействий, защищает от порчи, возможных хищений и т.п.); повышение эффективности грузопереработки (унификация упаковки позволяет проектировать и применять стандартные ряды складского и грузоперерабатывающего оборудования, унифицировать характеристики транспортных средств); оказание помощи маркетинговой службе по продвижению и рекламе продукции, а также для предоставления информации потребителям.

Упаковка: свойства Надежность: каким воздействиям внешней среды упаковка подвергается в процессе хранения и транспортировки. Полезность: влияниее на эффективность и производительность всех логистических операций – от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.

Упаковка: типы внутренняя, или потребительская упаковка, разрабатываемая для пользователей и включающая материалы маркетингового и стимулирующего характера. внешняя, или промышленная упаковка, разработанная для защиты продукции и более удобной его грузопереработки.

Упаковка: стандартизация Концепция стандартной укрупненной грузовой единицы (стандартизированная грузовая единица): -физическое объединение (консолидация) отдельных промышленных упаковок в один стандартизированный «пакет», удобный для транспортировки и грузопереработки. Контейнеризация - форма создания укрупненных грузовых единиц – от простой связки двух промышленных упаковок до консолидации грузов посредством специализированного транспортного оборудования. Все виды контейнеризации имеют одну цель – повышение эффективности грузопереработки.

Упаковка: стандартизация Жесткий контейнер – устройство, в которое помещаются промышленные упаковки или разрозненные изделия для складирования или транспортировки для облегчения операций грузопереработки и повышения защищенности продукции. Основные преимущества: уменьшение повреждений продукции в ходе грузопереработке и транспортировке; сокращение возможностей для воровства; уменьшение потребности в защитной упаковке; повышение уровня защищенности грузов от агрессивных воздействий внешней среды; представляет собой грузовую единицу многоразового применения, что устраняет проблему утилизации использованной тары.

Нежесткие контейнеры - нет замкнутой защищающей оболочки для складируемой и транспортируемой продукции. Например – паллета (поддон) Основной недостаток - его недостаточная устойчивость. Обычно для повышения устойчивости штабелей на поддонах применяются следующие стандартные способы: перевязка веревкой или стальной проволокой, скрепление угловыми стойками, обматывание клейкой лентой, пленкой или прокладочными материалами, другие препятствующие скольжению средства (растяжки, стяжки). Упаковка: стандартизация

Палетом (поддоном) называется горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки или вилочного погрузчика и других технических средств, используемая в качестве основания для сбора, складирования, перегрузки, транспортировки грузов. Основными преимущества: сохранность продукции на всем протяжении логистического канала; повышение эффективности и снижение стоимости логистических операций транспортировки, складирования, грузопереработки; возможность наиболее полного использования производительности транспортно-складских механизмов, грузоподъемности и грузовместимости транспортных средств; повышение уровня механизации и автоматизации транспортно- складских операций; возможность перегрузки (перевалки) на другой вид транспорта без переформирования.

Оценка рентабельности системы складирования Показатели объема работы склада: Складской грузооборот (количество отпущенной продукции в течение определенного период времени); Грузопоток (количество грузов, проходящих через производственный участок склада в единицу времени); Грузопереработка (количество перегрузок и перевалок по ходу перемещения груза в объеме грузопотока); Коэффициент оборачиваемости (отношение годового или квартального оборота товаров к их среднему остатку на складе за тот же период времени).

Показатели эффективности использования складских площадей и объемов: Использование площади складских помещений (отношение полезной площади, занятой под складирование, к общей площади склада); Средняя нагрузка, приходящаяся на 1 м 2 складской площади (отношение объема хранимого на складе груза в тоннах к общей площади склада); Коэффициент использования объема склада (отношение полезного объема, занятого под складирование, к общему объему склада); Грузонапряженность (произведение показателя использования площади складских помещений и коэффициента оборачиваемости груза). Оценка рентабельности системы складирования

Показатели использования подъемно-транспортного оборудования: Коэффициент использования по грузоподъемности (отношение веса поднимаемого и перемещаемого груза к номинальной грузоподъемности механизма); Коэффициент использования по времени (отношение времени нахождения механизма в работе к общему времени работы склада); Фактическое время простоя подвижного состава под грузовыми операциями (отношение количеств груза в одной подаче, подлежащего переработке, погрузке или выгрузке, к часовой производительности механизма) Оценка рентабельности системы складирования

величина приведенных общих логистических издержек, которая определяется по формуле:,где З n - величина приведенных общих логистических издержек; n число принимаемых во внимание статей издержек; С i логистические издержки, включающие эксплуатационные расходы, транспортные расходы, расходы на управление складской системой, расходы на содержание запасов и прочие расходы и потери, связанные с функционированием логистической системы и учитываемые при принятии решения по созданию системы складирования; К приведенные полные капитальные вложения в строительство и оборудование склада с учетом ставки дисконтирования; Т срок окупаемости варианта Оценка рентабельности системы складирования