МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Л.М.Оганезова, методист отдела учебно-методической и организационной работы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Личностно-педагогическая саморегуляция учителя».
Advertisements

И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н. Новые модели оценки профессиональных компетенций учителя.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Экспертная оценка конспекта урока Маилян Н.Р., Аверьянова И.Ю.
Аттестация Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В.Ключевский.
Базовые компетентности педагогов (требования профессионального стандарта) МОУ «Лицей 50» по результатам исследования Педагог-психолог МОУ « Лицей 50» Горбунова.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Институт развития образования Ивановской области Афонина А. В., проректор 2011.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Методические материалы Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. Адресная направленность – руководители ОУ, эксперты аттестационных.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального.
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям к первой и высшей квалификационной категории.
Перспективы развития региональной модели аттестации педагогических кадров Отдел сопровождения аттестационных процессов Отдел сопровождения аттестационных.
определение квалификации, уровня знаний и умений чего-либо, а также соответствия требованиям (продукция, технические устройства, рабочие места); отзыв,
Предметно- методологическая компетентность. Методология Методология – 1. Учение о научном методе познания. 2. Совокупность методов, применяемых в отдельных.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Методика оценки уровня квалификации педагогических.
Новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Лысова Е.В., директор Центра аттестации педагогических.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010г. 209.
Выступление на IV Шамовских чтениях Клещевой Т.В.- заместителя директора по УВР ГБОУ СОШ 5 г. Москвы.
Транксрипт:

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Л.М.Оганезова, методист отдела учебно-методической и организационной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ :12:00 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ :12:00 О методике оценки уровня квалификации педагогических работников N от 29 ноября 2010 г. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования О методике оценки уровня квалификации педагогических работников Департамент общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации направляет для использования в работе материалы по оценке уровня квалификации педагогических работников в соответствии с порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г, регистрационный N 16999).

Квалификационные категории Квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер. Успешность решения Успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога, именно компетентность педагога является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации. Аттестация является одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников Соответствие занимаемой должности Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога.

Профессиональная квалификация, определяемая в ходе аттестации, является фактор интегрального образования Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет четкую деятельностно- ориентированную критериальную основу для проведения аттестации педагогических работников При выделении показателей и параметров оценки ключевых компетенций педагогической деятельности были учтены требования к педагогическим работникам, определенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Варианты проведения письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности 1) подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который учитель преподает в текущем году; 2) решение педагогических ситуаций.

Первый вариант. Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности. Задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

Общие требования к написанию конспекта: 1. Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа. 2. При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. 3. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 1,5 – 2 часа. 4. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала). 5. Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения. 6. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

В ходе написания письменной работы педагогу предлагается: раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок.

Схема конспекта урока 1. Организационный момент включает: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Схема конспекта урока 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Схема конспекта урока 3. Изучение нового учебного материала. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

Схема конспекта урока 4. Закрепление учебного материала постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Схема конспекта урока 5. Задание на дом постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Критерии оценки письменной работы педагога 1. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 2. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 3. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. 4. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 5. Компетентность в организации педагогической деятельности.

Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности Компетентность в организации педагогической деятельности Компетентность в области личностных качеств Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности Компетентность в разработке программы педагогической деятельности и принятии Компетентность в обеспечении информационной основы пед. деятельности Компетентность в мотивировании учебной (воспитательной) деятельности Успешность педагогической деятельности

Схема оценки письменной работы педагога Компетенци и/ Этапы урока В области личностных качеств В области постановки целей и задач П.д. В области мотивации У.д. В области обеспече- ния Информ. основы П.д. В области разработки программ пд и принятия п. решений В области организац. уд Σ+/ Колич. оценок 1.Орг. момент /6= опрос /6= Новый материал /6= закрепление /6= Дом.зад ание /4=0.75 Σ +/ Колич. оценок

Если итоговый балл 0,5, можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл < 0,5, уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным. Основными являются оценки, отражающие уровень развития базовых педагогических компетенций. На их основе подсчитывается итоговый балл, представляющий собой среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций. Он рассчитывается по следующей формуле: ПС = Σ БПК/6 Где: ПС – показатель соответствия занимаемой должности БПК – оценки по базовым педагогическим компетенциям. Итоговый показатель может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла. Он интерпретируется следующим образом: От 0,5 до 1 балла – соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями. От 0 до 0,49 балла – несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.

Подготовка экспертного заключения По результатам оценки письменной работы эксперт пишет заключение, в котором, на основе представленных критериев и итоговой таблицы оценок, он должен отразить: 1. Уровень владения учебным материалом: насколько полно раскрыта заданная тема урока. 2. Уровень развития базовых педагогических компетенций. 3. Эффективность работы педагога на отдельных этапах урока. По результатам экспертной оценки могут быть разработаны предложения по индивидуальной программе повышения квалификации, направленной на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций. Важно отметить, что принятие решения о несоответствии занимаемой должности не является для учителя необратимым. Работодатель в данном случае может обеспечить обучение, повышение квалификации такого учителя и повторное прохождение им процедуры аттестации.

Второй вариант. Решение педагогических ситуаций как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя. За предложенный учителем вариант решения по каждой из ситуаций выставляется от «0» до «3» баллов: 0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др. 1 балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела безпроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается. 2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта. 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.

Подготовка экспертного заключения За выполнение трех заданий педагог может получить от 0 до 9 баллов. Для получения положительного заключения о соответствии занимаемой должности достаточно набрать 4 балла. Подсчет общего количества баллов осуществляется методом сложения количества баллов, полученных за решение каждой из трех ситуаций по формуле: ПС = А + В + С Где ПС – показатель соответствия занимаемой должности, А – оценка за решение первой ситуации, В – оценка за решение второй ситуации, С – оценка за решение третьей ситуации. Комиссия принимает одно из следующих решений: Соответствует занимаемой должности – в том случае, если педагог набрал 4 и более балла. Не соответствует занимаемой должности – если педагог набрал менее 4-х баллов. По тем моментам, которые вызвали затруднения у учителя при разрешении педагогических ситуаций (постановка педагогических целей и задач, построение взаимоотношений с обучающимися, выбор методов воздействия, оценка возможного эффекта и отдаленных последствий и др.), педагогическому работнику предлагается повысить квалификацию (самоподготовка, обучение на курсах, специальных семинарах и т.п.).

Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям категориям

Основными способами оценки уровня квалификации педагогических работников при установлении соответствия требованиям первой и высшей квалификационных категорий являются методы оценки и самооценки профессиональной деятельности педагога. Экспертная оценка и самооценка профессиональной деятельности учителя проводится по одинаковым показателям, отражающим способность успешно решать основные функциональные задачи педагогической деятельности

Для повышения надежности и достоверности экспертных оценок целесообразно учитывать ряд моментов: 1. Эксперты должны пройти специальную подготовку, включающую ознакомление с содержанием предстоящей оценки, способами осуществления экспертной оценки и подготовки экспертного заключения. 2. При проведении экспертной оценки участвует не менее двух независимых экспертов. В случае существенного несоответствия их оценок проводится дополнительное обсуждение с целью достижения необходимого консенсуса. 3. Экспертная оценка проводится на основе анализа 1-2 уроков (или других мероприятий, проводимых педагогом); изучения представленных материалов

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: 1. Компетентность в области личностных качеств. 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. 5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности Компетентность в организации педагогической деятельности Компетентность в области личностных качеств Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности Компетентность в разработке программы педагогической деятельности и принятии Компетентность в обеспечении информационной основы пед. деятельности Компетентность в мотивировании учебной (воспитательной) деятельности Успешность педагогической деятельности

в процессе анализа и самоанализа педагогической деятельности важно ответить на вопросы: как педагог осуществляет целеполагание, мотивирует учеников, разрабатывает программы и принимает педагогические решения, организует деятельность, обеспечивает ее информационное наполнение.

1. Компетентность в области личностных качеств 1.1. Эмпатийность и социорефлексия – прежде всего, этот параметр отражает такое базовое свойство личности педагога, как любовь к детям. Эмпатийным называют человека, способного поставить себя на место другого, способного к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимики, поступков, жестов и т. д. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого человека, понимать его и относиться к нему бережно. Для педагога развитость данной личностной характеристики означает, что он способен ощущать радость или боль ученика, понимать причины его переживаний, чувствовать, что происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса.

1. Компетентность в области личностных качеств Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны. Социорефлексия педагога - это стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений учащихся о том, как его (педагога) воспринимают, умение видеть себя «глазами учеников (воспитанников, других участников образовательного процесса)». Рефлексивная позиции учителя дает ему возможность отслеживать, анализировать поступки и действия других людей и свои собственные. Такая позиция является источником саморазвития педагога и позволяет ему понимать внутренний мир другого человека, разрешать различные затруднения в работе, мыслить с позиции обучающегося

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. 2. · Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания. 3. · Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе. 4. · Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося 5. · Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся.

1.2. Самоорганизованность предполагает, что педагог хорошо умеет планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне дисциплинирован, у него порядок в бумагах, на рабочем месте, в классе. Такой педагог – хороший организатор. Педагог с высокими показателями по самоорганизации хорошо ориентируется во времени, заранее предполагает временные затраты и выполняет работы в установленный срок. Данное личностное свойство предполагает, что педагог способен к самоконтролю

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока 2. · Рабочее пространство учителя хорошо организовано. 3. · Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности. 4. · Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации. 5. · Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.

1.3. Общая культура уровень его интеллигентности – это сочетание жизненных установок и ценностных ориентаций, культуры речи и культуры межличностных отношений, приверженность общечеловеческим ценностям: добру, красоте, свободе. Общая культура педагога проявляется в каждом поступке и в каждом слове. Одно из ведущих мест в общей оценке личности педагога занимает нравственность, проявляющаяся в гуманности и служении людям. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы. 2. · Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам. 3. · Осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни. 4. · Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении. 5. · Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи.

Экспертный лист оценки уровня квалификации учителя 1. Компетентность в области личностных качеств Эмпатийность и социорефлексия 1. Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса + 2. Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания + 3. Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе + 4. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося + 5. Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся +

Итоговый экспертный лист оценки уровня квалификации учителя Наименование показателя Экспертная оценка 1. Компетентность в области личностных качеств 4 1.1Эмпатийность и социорефлексия 3 1.2Самоорганизованность 4 1.3Общая культура 5 Итак, по всем 6 БК, которые распадаются на з группы показателей, которые в свою очередь разбиваются на 5 параметров – всего 90 позиций ПК =Σ (Xi ЛК (э) + Xi ПЦ (э)+ Xi МД (э)+ Xi ИОД (э) + Xi ПД (э) +Xi ОУД (э)) / 6

Нормативная таблица для определения соответствия требованиям первой или высшей квалификационным категориям Уровень квалификации Значение показателя уровня квалификации Первая квалификационная категория От 3,3 до 4,29 Высшая квалификационная категория От 4,3-х баллов и выше

Анализ результатов экспертной оценки и самооценки представлены в форме сводной таблицы и объединенной лепестковой диаграммы

Итоговая оценка уровня квалификации педагогического работника, выставляемая на основе разработанной методики оценки, равномерно учитывает все компетенции педагогической деятельности. Наличие в представленной методике конкретных вопросов о степени сформированности всех компетенций педагогической деятельности позволяет эксперту оценить работу педагога с разных сторон, увидеть все ее грани. В целом, полученные данные дают всем нам возможность эффективно управлять качеством образования, составить более полную картину относительно уровня профессионализма педагогов в различных областях и направлениях деятельности. И как результат этого – запланированные нами семинары и курсы повышения квалификации, как для педагогов, так и для представителей экспертных групп.

Требования, предъявляемые к квалификационным категориям Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - имеют установленную первую квалификационную категорию; - владеют современными образовательными технологиями и методиками, и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания. В нормативном документе, регламентировавшем порядок аттестации педагогических работников до 2011 года, не указывались конкретные требования, предъявляемые к квалификационным категориям.

Портфолио учителя, аттестуемого на 1 и высшую категорию 1. Компетентность в области личностных качеств Эссе учителя «Моя педагогика», самоанализ Представление на учителя Анализ анкетирования, с целью выявления интересов учащихся к учебным предметам Отзывы учащихся Результаты анкетирования родителей Отзывы родителей Статьи и отзывы об учителе в СМИ, Интернет Отзывы коллег Отзывы и рецензии сотрудников органов управления образованием

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Конспект урока в рамках формирующих технологий (традиционных) Конспект урока в рамках развивающих или личностно-ориентированных технологий Видеоматериалы уроков

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности Динамика участия и побед учащихся в школьных и районных олимпиадах по предмету Динамика участия и побед учащихся в школьных и районных конкурсах Динамика участия учащихся в школьных, районных, областных научно-практических конференциях Наличие учащихся, поступивших в ВУЗы СУЗы по данной специальности Сборники творческих заданий Темы творческих, проектных, научно- исследовательских работ учащихся Задания олимпиад, интеллектуальных марафонов Сценарии внеклассных мероприятий Экскурсионная работа.

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Перечень оборудования учебного кабинета Наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники, список аудиозаписей, учебных фильмов, образовательных и развивающих компьютерных программ, наглядных пособий и т. п.); Наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.) Список словарей и другой справочной литературы по предмету Перечень справочной литературы и дидактических материалов Обоснование использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития Наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. П Измерители качества обученности учащихся Обоснование использования инновационных УМК Динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно– коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;

5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений Обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; Обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий; Рабочая программа Программа опытно-экспериментальной работы Программа авторских курсов Самостоятельно разработанные программы по предметам, спецкурсам, Факультативным курсам, коррекционные и т.д.; Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др. Материалы участия учителя в работе творческих групп (приказы) Публикации аттестуемого учителя (в СМИ, Интернете, научно- методических сборниках)

6. Компетентность в области организации учебной деятельности Конспект урока в рамках формирующих технологий (традиционных) Конспект урока в рамках развивающих или личностно-ориентированных технологий Видеоматериалы уроков Отзывы учащихся, родителей, коллег Обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; Тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ; Материалы по оценке результативности педагогической деятельности: систематизированные результаты выпускных экзаменов, итогов окончания года; карты диагностики развития обучающихся, результаты различных анкетирований (и сами анкеты), материалы по организации зачетной системы и т.д.); Итоговые результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету должны быть подтверждены результатами административных, окружных и городских контрольных работ, данными независимой аттестации, результатами сдачи выпускных экзаменов, наличием медалистов, поступлением учащихся в вузы по специальности.

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания: выбор и формулирование цели занятия (мероприятия); переформулирование цели занятия для учеников (воспитанников); формулирование и обоснование цели урока или задания; создание образа результата и объяснение системы требований к нему; описание способа достижения результата и объяснение требованийк нему; отслеживание и оценка деятельности целеобразования обучающихся

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: 2.1. умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников); 2.2. умение перевести тему урока в педагогическую задачу; 2.3. умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.

2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников). Данный показатель отражает, в какой мере педагог уделяет внимание особенностям ученика (воспитанника), формулируя цель, ставя перед обучающимся задачу, предлагая способы ее достижения. Если педагог стремится лучше узнать и понять каждого обучающегося (воспитанника) и обеспечить принятие и понимание им цели, то можно говорить о наличии компетентности в данной области. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог хорошо знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях. То есть, педагог умеет работать с обучающимися (воспитанниками) как с группой, включающей детей одного возраста, так и с каждым отдельным учеником (воспитанником).

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету. 2. · Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. 3. · Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока. 4. · Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. 5. · Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока.

2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу. Любая цель «распадается» на систему задач, понимаемых как реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Учебная (воспитательная) задача, таким образом, – это умение ставить цель в конкретных условиях. Тема занятия определяет содержание материала, включенного в него, а цель занятия определяет результат и характер деятельности по его достижению. Педагог в своей практике оперирует преимущественно темами занятий. Однако педагог должен ясно представлять, чем отличается тема занятия от цели занятия, не отождествляя их между собой. Цель занятия определяется не только содержанием темы, но и характером той образовательной программы, которая выбрана педагогом. Умение различать тему и цели занятия является одной из важнейших проблем целеполагания

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока. 2. · Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач. 3. · Может сформулировать критерии достижения целей урока. 4. · Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока. 5. · Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями.

2.3. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач. Данный показатель отражает то, насколько педагог умеет сделать цель урока (другого занятия) целью для ученика (воспитанника), насколько ребенок принимает поставленную перед ним цель как свою и стремится к ее достижению. Для того, чтобы вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс постановки цели, педагог сам должен хорошо ориентироваться в нем. Педагог, который может вовлекать обучающихся в процесс постановки цели, использует в практике такие приемы, как демонстрация способа достижения цели, описание программы действий и признаков, на которые можно ориентироваться при контроле, оценивании и прогнозировании изменений и др. Тогда деятельность по постановке цели превращается в совместную, а у обучающихся (воспитанников) формируется умение самостоятельно ставить цель деятельности.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока. 2. · Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения. 3. · Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой. 4. · Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока. 5. · Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока.

3. Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет эту задачу как одну из важнейших для педагога. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация - это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить активность. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога.

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: 3.1. умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности, 3.2. умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников), 3.3. умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).

3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности В реальной практике это может заключаться в использовании принципа «маленькой и быстрой победы». В реальной практике это может заключаться в использовании принципа «маленькой и быстрой победы». Успех, пришедший в начале выполнения какого-либо дела, несет в себе мотивационный заряд. Если педагог стремится показать ученику, что он уже имеет определенные достижения, пусть и небольшие, это будет свидетельством компетентности педагога в данной области. Педагогу важно уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху. В реальной практике это выражается в том, что педагог, общаясь с обучающимся(воспитанниками), использует позитивные утверждения, отказывается от использования слов с частицей «не» или с любой другой формой отрицания. Педагогу важно уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху. В реальной практике это выражается в том, что педагог, общаясь с обучающимся(воспитанниками), использует позитивные утверждения, отказывается от использования слов с частицей «не» или с любой другой формой отрицания.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету. 2. · Отмечает даже самый маленький успех обучающихся. 3. · Демонстрирует успехи обучающихся родителям. 4. · Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам. 5. · Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся Педагог умеет выявлять ведущие мотивы конкретного ученика (воспитанника) и организовать учебный (воспитательный) процесс с их учетом. Важно, чтобы педагог умел соотнести предлагаемый материал с личным опытом ученика. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные и обогащающие знания, то она сама начинает обладать мотивирующим потенциалом. Педагог позволяет ученикам (воспитанникам) самостоятельно формулировать личные цели, связанные с усвоением материала, ставит творческие задачи, требующие применения полученных знаний, формулирует проблемные задания, которые могут быть решены только тогда, когда ребенок освоил определенные знания и умения. Педагог дает возможность обучающимся (воспитанникам) использовать самоконтроль и самооценку при проведении занятия. Компетентный педагог осознает, что ученик (воспитанник) может быть совсем не настроен на то, чтобы делать все, что скажет педагог. Поэтому вместо априорного порицания такого ребенка педагог будет направлен на выявление его мотивационного ресурса, того, что ученику по настоящему интересно и что может его заинтересовать в постановке и достижении образовательных задач.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим показателям: 1. · Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации. 2. · Владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам предмета. 3. · Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности. 4. · Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке. 5. Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др.

3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся Педагог, который умеет добиваться самомотивирования учеников (воспитанников), делает это, используя такие приемы, как уважительное отношение к ребенку, подчеркивание его самоценности, поощрение интеллектуальной любознательности и готовности к исследовательскому риску, формирование у ученика (воспитанника) положительного отношения к окружающему миру, формирование привычки Педагог, который умеет добиваться самомотивирования учеников (воспитанников), делает это, используя такие приемы, как уважительное отношение к ребенку, подчеркивание его самоценности, поощрение интеллектуальной любознательности и готовности к исследовательскому риску, формирование у ученика (воспитанника) положительного отношения к окружающему миру, формирование привычки опираться на собственные силы, готовности нести ответственность за свои поступки; развитие навыков общения в различных условиях и с разными людьми. опираться на собственные силы, готовности нести ответственность за свои поступки; развитие навыков общения в различных условиях и с разными людьми. Совокупность этих приемов, примененная к конкретному ученику (воспитаннику), обеспечивает создание у него ощущения личностной значимости и собственного позитивного социального статуса. Совокупность этих приемов, примененная к конкретному ученику (воспитаннику), обеспечивает создание у него ощущения личностной значимости и собственного позитивного социального статуса.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим показателям: 1. · Умеет активизировать творческие возможности обучающихся. 2. · Демонстрирует практическое применение изучаемого материала. 3. · Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий. 4. · Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности. 5. · Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты.

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности отражает теоретическую и методическую грамотность педагога, свободное владение предметом, объем знаний о профессиональной деятельности, которым он владеет, умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся, особенностей взаимоотношения педагога и учеников (воспитанников). Информация является обязательным компонентом педагогической деятельности как системы. Чем адекватнее, точнее и полнее будет информационная основа деятельности, тем эффективнее будет осуществляться профессиональная педагогическая деятельность. Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: 4.1. компетентность в методах преподавания, 4.2. компетентность в предмете преподавания, 4.3. компетентность в субъективных условиях деятельности.

4.1. Компетентность в методах преподавания. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания к возрастным особенностям обучающихся. Знание предмета является необходимым, но недостаточным условием хорошего преподавания. Реально проблема заключается в том, что порой педагог, хорошо зная свой предмет, не способен эффективно организовать процесс обучения. Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных научных концепций, принципов, связей, методов исследования и нерешенных проблем. Педагоги, которые хорошо владеют свом предметом, знают, какие вопросы могут заинтересовать обучающихся (воспитанников), стремятся добиться глубокого понимания, информируют обучающихся о«черных дырах» в данной области познания. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания к возрастным особенностям обучающихся. Знание предмета является необходимым, но недостаточным условием хорошего преподавания. Реально проблема заключается в том, что порой педагог, хорошо зная свой предмет, не способен эффективно организовать процесс обучения. Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных научных концепций, принципов, связей, методов исследования и нерешенных проблем. Педагоги, которые хорошо владеют свом предметом, знают, какие вопросы могут заинтересовать обучающихся (воспитанников), стремятся добиться глубокого понимания, информируют обучающихся о«черных дырах» в данной области познания. Дети видят в таком преподавателе богатый источник информации по данному предмету. Также педагог может иногда «скрыть» информацию, чтобы заинтриговать детей и стимулировать их самостоятельный поиск. Когда ученики вовлечены в «научный спор», педагог демонстрирует им важность восприятия предмета как целостного образования с внутренней структурой и связями. Дети видят в таком преподавателе богатый источник информации по данному предмету. Также педагог может иногда «скрыть» информацию, чтобы заинтриговать детей и стимулировать их самостоятельный поиск. Когда ученики вовлечены в «научный спор», педагог демонстрирует им важность восприятия предмета как целостного образования с внутренней структурой и связями.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Учитель хорошо знает преподаваемый предмет. 2. · Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей. 3. · При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.). 4. · В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов. 5. · Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету.

4.2. Компетентность в предмете преподавания. Реально проблема заключается в том, что порой педагог, хорошо зная свой предмет, не способен эффективно организовать процесс обучения. Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных научных концепций, принципов, связей, методов исследования и нерешенных проблем. Педагоги, которые хорошо владеют свом предметом, знают, какие вопросы могут заинтересовать обучающихся (воспитанников), стремятся добиться глубокого понимания, информируют обучающихся о «черных дырах» в данной области познания. Реально проблема заключается в том, что порой педагог, хорошо зная свой предмет, не способен эффективно организовать процесс обучения. Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных научных концепций, принципов, связей, методов исследования и нерешенных проблем. Педагоги, которые хорошо владеют свом предметом, знают, какие вопросы могут заинтересовать обучающихся (воспитанников), стремятся добиться глубокого понимания, информируют обучающихся о «черных дырах» в данной области познания. Дети видят в таком преподавателе богатый источник информации по данному предмету. Также педагог может иногда «скрыть» информацию, чтобы заинтриговать детей и стимулировать их самостоятельный поиск. Дети видят в таком преподавателе богатый источник информации по данному предмету. Также педагог может иногда «скрыть» информацию, чтобы заинтриговать детей и стимулировать их самостоятельный поиск. Когда ученики вовлечены в «научный спор», педагог демонстрирует им важность восприятия предмета как целостного образования с внутренней структурой и связями. Когда ученики вовлечены в «научный спор», педагог демонстрирует им важность восприятия предмета как целостного образования с внутренней структурой и связями.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: Учитель хорошо знает преподаваемый предмет. Учитель хорошо знает преподаваемый предмет. Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей. Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей. При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.). При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.). В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов. В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов. Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету. Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету.

4.3. Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов. Компетентный педагог осуществляет индивидуальный подход к организации образовательного процесса,. Такой педагог считает важным больше знать о психологических и физиологических особенностях и возможностях ученика. Он знает, какие личностные или интеллектуальные ограничения существуют у ученика (воспитанника) и, в то же время, осознает возможности, потенциал обучающегося (воспитанника), и опирается на них, в процессе педагогического воздействия. При постановке целей и задач, выборе содержания и методических приемов, используемых на уроке, педагог ориентирован на особенности процесса освоения учебного материала обучающимися (или решение воспитательных задач), распределяет задания индивидуализировано, потому что осведомлен об уровне возможностей, знаний и умений каждого ученика (воспитанника). Педагог ориентирован на оказание индивидуальной помощи и психологической поддержки ученикам (воспитанникам). Педагог создает в классе (группе) позитивную атмосферу, способствует формированию дружеских взаимоотношений

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся. 2. · Хорошо знает Конвенцию о правах ребенка и действует в соответствии с этим документом. 3. · Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей. 4. · Имеет «банк» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями. 5. · Подготовленные учителем характеристики обучающихся, отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений.

5. Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений Компетентность в разработке и реализации образовательных программ позволяет осуществлять преподавание с учетом уровня подготовленности и мотивированности обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов, разработка собственных дидактических и методических материалов являются составной частью педагогической деятельности. Компетентность в разработке и реализации образовательных программ позволяет осуществлять преподавание с учетом уровня подготовленности и мотивированности обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов, разработка собственных дидактических и методических материалов являются составной частью педагогической деятельности. Решение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные решения. Решение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные решения. Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: 5.1. умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, 5.2. умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, 5.3. умение принимать решения в педагогических ситуациях

5.1. Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу Дифференцированный подход в обучении позволяет в рамках единого образовательного стандарта варьировать программы, отличающиеся уровнем сложности содержания («разноуровневые»), объемом и профессиональной направленностью (программы для лицейских классов, гимназических и классов с углубленным изучением отдельных учебных предметов). При всем разнообразии программ принцип их построения традиционен. Они реализуют основное условие - добиться образовательных результатов в соответствии с заданными требованиями. Достижение образовательных результатов - овладение обучающимися (воспитанниками) определенными знаниями, навыками, развитие способностей, личностных качеств и др. в процессе реализации программы педагогической деятельности – это основной показатель эффективности, то есть критерий, на основе которого оценивают профессионализм педагога ученики, родители, коллеги, администрация. Компетентный педагог выбирает программы, учебники и учебно-методические комплекты обоснованно, может сравнивать программы, учебники и учебно- методические комплекты между собой, видит их сильные стороны и ограничения. Дифференцированный подход в обучении позволяет в рамках единого образовательного стандарта варьировать программы, отличающиеся уровнем сложности содержания («разноуровневые»), объемом и профессиональной направленностью (программы для лицейских классов, гимназических и классов с углубленным изучением отдельных учебных предметов). При всем разнообразии программ принцип их построения традиционен. Они реализуют основное условие - добиться образовательных результатов в соответствии с заданными требованиями. Достижение образовательных результатов - овладение обучающимися (воспитанниками) определенными знаниями, навыками, развитие способностей, личностных качеств и др. в процессе реализации программы педагогической деятельности – это основной показатель эффективности, то есть критерий, на основе которого оценивают профессионализм педагога ученики, родители, коллеги, администрация. Компетентный педагог выбирает программы, учебники и учебно-методические комплекты обоснованно, может сравнивать программы, учебники и учебно- методические комплекты между собой, видит их сильные стороны и ограничения.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно- методические комплексы по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ. 2. · Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки. 3. · Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету. 4. · Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач. 5. · Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность.

5.2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы. Педагог осознает важность принципов дифференциации и индивидуализации обучения, поэтому разрабатывает собственные материалы, позволяющие реализовать эти принципы. Педагоги с высоким уровнем развития педагогической компетентности используют разнообразные методические приемы. Дидактические средства учителя разнообразны, он обращает специальное внимание на то, с помощью каких дидактических приемов и методических средств можно достичь запланированных образовательных результатов. Для оценки компетентности по данному показателю необходимо учитывать насколько программа, реализуемая учителем, позволяет достигать высоких результативных показателей у разных по успеваемости и уровню развития обучающихся (воспитанников). Эксперту важно помнить, что деятельность никогда не осуществляется нормативно-одобренным способом. Нормативный способ выполнения деятельности всегда индивидуализируется под влиянием внешних условий деятельности и специфики субъекта деятельности, поэтому, так или иначе, но каждый педагог вносит что-то свое в типовую программу при ее реализации. Важно оценить, насколько это «свое» позволяет достигать учебных и воспитательных целей.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов. 2. · Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество. 3. · Продуктивно работает в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы. 4. · Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства. 5. · Проводит исследования, направленные на доказательство эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов.

5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях. Компетентный учитель обязательно анализирует учебно- воспитательные ситуации, понимает причины поступков обучающихся (воспитанников), предлагает творческие решения, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Он одновременно обладает терпением, выдержкой и пониманием того, какое решение в какой ситуации наиболее адекватно поставленным целям. Компетентный учитель обязательно анализирует учебно- воспитательные ситуации, понимает причины поступков обучающихся (воспитанников), предлагает творческие решения, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Он одновременно обладает терпением, выдержкой и пониманием того, какое решение в какой ситуации наиболее адекватно поставленным целям. Опытный педагог понимает, какие решения принимает только он сам, а какие надо принимать вместе с коллегами, учениками (воспитанниками) и их родителями, он понимает, насколько велика его личная ответственность за принятые решения, не избегает ее, не ждет указаний сверху, а оперативно реагирует на возникшую ситуацию. Педагог учитывает разные мнения при принятии решений, умеет обосновать свой выбор, готов к пересмотру решений под воздействием фактов или новой информации. Опытный педагог понимает, какие решения принимает только он сам, а какие надо принимать вместе с коллегами, учениками (воспитанниками) и их родителями, он понимает, насколько велика его личная ответственность за принятые решения, не избегает ее, не ждет указаний сверху, а оперативно реагирует на возникшую ситуацию. Педагог учитывает разные мнения при принятии решений, умеет обосновать свой выбор, готов к пересмотру решений под воздействием фактов или новой информации.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения. 2. · Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни. 3. · Умеет аргументировать предлагаемые им решения. 4. · Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов. 5. · Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений.

6. Компетентность в области организации педагогической деятельности Данная компетентность проявляется в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. На занятиях педагог сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы, организует самостоятельную работу учащихся (воспитанников), сокращает однотипные упражнения. Создает ситуацию активного общения - не только монолога, но и диалога, полилога - позволяющих ученику (воспитаннику) выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов учебных заданий, вида и форм дидактического материала. Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: 6.1. умение устанавливать субъект-субъектные отношения, 6.2. умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников), 6.3. умение реализовать педагогическое оценивание.

6.1. Умение устанавливать субъект- субъектные отношения. Субъект-субъектные отношения педагога с учеником (воспитанником) проявляются во взаимопонимании, установлении отношений сотрудничества, в способности ценить ученика (воспитанника), готовности помогать ему, в позитивном настрое по отношению к нему. Компетентный педагог чутко относится к проблемам обучающихся (воспитанников). В целом, такое отношение педагога к ученику (воспитаннику) можно назвать бережным, но не потворствующим. Педагог осознает важность и эффективность всех форм воздействия, поэтому при необходимости бывает требовательным и настойчивым, но всегда он выбирает адекватные способы и реализует их в процессе взаимодействия. Субъект-субъектные отношения педагога с учеником (воспитанником) проявляются во взаимопонимании, установлении отношений сотрудничества, в способности ценить ученика (воспитанника), готовности помогать ему, в позитивном настрое по отношению к нему. Компетентный педагог чутко относится к проблемам обучающихся (воспитанников). В целом, такое отношение педагога к ученику (воспитаннику) можно назвать бережным, но не потворствующим. Педагог осознает важность и эффективность всех форм воздействия, поэтому при необходимости бывает требовательным и настойчивым, но всегда он выбирает адекватные способы и реализует их в процессе взаимодействия. Педагог стремится разобраться в психологических особенностях собеседника (ребенка, родителя, коллеги), умеет слушать, умеет задавать вопросы так, чтобы быть услышанным и получить содержательный ответ, умеет передать информацию на доступном для собеседника языке, умеет регулировать свои эмоции в процессе коммуникации. Педагог стремится разобраться в психологических особенностях собеседника (ребенка, родителя, коллеги), умеет слушать, умеет задавать вопросы так, чтобы быть услышанным и получить содержательный ответ, умеет передать информацию на доступном для собеседника языке, умеет регулировать свои эмоции в процессе коммуникации.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог. 2. · Умеет разрешать конфликты оптимальным способом. 3. · Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами. 4. · Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. 5. · Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину.

6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся Педагог умеет организовывать деятельность обучающихся (воспитанников) по добыванию и применению знаний, формированию способностей, социально значимых качеств, способствует развитию у них навыков, необходимых для учебной деятельности и дальнейшего самообразования. Такая задача гораздо сложнее для педагога, чем простая передача информации на занятии. Для того, чтобы решить такую задачу, компетентный педагог дозирует помощь, в которой нуждается учащийся (воспитанник), может использовать подсказку или наводящий вопрос для активизации самостоятельной активности учащегося Педагог умеет организовывать деятельность обучающихся (воспитанников) по добыванию и применению знаний, формированию способностей, социально значимых качеств, способствует развитию у них навыков, необходимых для учебной деятельности и дальнейшего самообразования. Такая задача гораздо сложнее для педагога, чем простая передача информации на занятии. Для того, чтобы решить такую задачу, компетентный педагог дозирует помощь, в которой нуждается учащийся (воспитанник), может использовать подсказку или наводящий вопрос для активизации самостоятельной активности учащегося (воспитанника). У такого педагога не возникает ситуаций, когда явно видно, что ученик (воспитанник) не в состоянии справиться с предложенным ему заданием, молчит и при этом думает только о том, когда же от него «отстанут». Например, педагог умеет подвести ученика (воспитанника) к «открытию», задает вопросы так, что ученик начинает сравнивать, анализировать, систематизировать информацию. Педагог использует примеры и аналогии для того, чтобы ученик (воспитанник) мог перенести ранее усвоенные знания или способы действия на другие ситуации. Педагог объясняет ученикам (воспитанникам), как лучше организовать выполнение задания, с каких заданий начать, на что обратить особое внимание, - так он помогает учащимися (воспитанникам) сформировать приемы самостоятельного поиска знаний и стремление к самообразованию (самовоспитанию).

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать. 2. · Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности. 3. · Излагает материал в доступной форме, в соответствии с дидактическими принципами. 4. · Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности. 5. · Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).

6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося (воспитанника) от внешней оценки к самооценке. Педагогическая оценка фиксирует уровень образованности ученика, степень соответствия данного уровня нормативно одобренным требованиям, является основой для контроля и регуляции педагогической деятельности, так как отражает степень достижения ее целей. Компетентный педагог хорошо понимает критерии оценивания, объясняет критерии оценивания еще до выполнения учениками (воспитанниками) задания, всегда может обосновать, почему он поставил ту или иную оценку. Педагог умеет показать ребенку, насколько их самооценка Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося (воспитанника) от внешней оценки к самооценке. Педагогическая оценка фиксирует уровень образованности ученика, степень соответствия данного уровня нормативно одобренным требованиям, является основой для контроля и регуляции педагогической деятельности, так как отражает степень достижения ее целей. Компетентный педагог хорошо понимает критерии оценивания, объясняет критерии оценивания еще до выполнения учениками (воспитанниками) задания, всегда может обосновать, почему он поставил ту или иную оценку. Педагог умеет показать ребенку, насколько их самооценка соответствует требованиям к выполнению заданий. Все это позволяет педагогу устранить возможное непонимание, обиду или агрессию ученика (воспитанника). При этом педагог не умаляет значимости творческих, нестандартных решений ученика (воспитанника). Действия педагога, связанные с разъяснением критериев оценки и правил ее выставления, важны для учеников (воспитанников), так как внешнее оценивание сопровождает человека не только в школе или в вузе, но и в других сферах жизни. Если педагог стремится к тому, чтобы ученик (воспитанник) понимал, почему ему выставлена определенная оценка и что Действия педагога, связанные с разъяснением критериев оценки и правил ее выставления, важны для учеников (воспитанников), так как внешнее оценивание сопровождает человека не только в школе или в вузе, но и в других сферах жизни. Если педагог стремится к тому, чтобы ученик (воспитанник) понимал, почему ему выставлена определенная оценка и что надо сделать, чтобы она стала выше, он, по сути, способствует тому, что ученик усваивает позитивные социальные нормы и правила поведения, являющиеся залогом успешного включения молодого человека в социальные отношения. надо сделать, чтобы она стала выше, он, по сути, способствует тому, что ученик усваивает позитивные социальные нормы и правила поведения, являющиеся залогом успешного включения молодого человека в социальные отношения.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 1. · Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании. 2. · Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки. 3. · Применяет различные методы оценивания обучающихся. 4. · Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. 5. · Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.

Экспертная оценка Экспертная оценка проводится на основе анализа 1-2 уроков (или других мероприятий, проводимых педагогом); Экспертная оценка проводится на основе анализа 1-2 уроков (или других мероприятий, проводимых педагогом); изучения представленных материалов: рабочие программы по предмету, классный журнал, результаты внутришкольного контроля (или других форм контроля) уровня учебных достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные педагогом, дневники и тетради обучающихся, материалы родительских собраний и др., беседы с руководителем (заместителем) и аттестующимся педагогом. изучения представленных материалов: рабочие программы по предмету, классный журнал, результаты внутришкольного контроля (или других форм контроля) уровня учебных достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные педагогом, дневники и тетради обучающихся, материалы родительских собраний и др., беседы с руководителем (заместителем) и аттестующимся педагогом.

дополнительные формы оценки уровня компетентности педагога самоанализ педагогической деятельности, самоанализ педагогической деятельности, анализ результатов мониторинга качества образования, анализ результатов мониторинга качества образования, тестирование, тестирование, выполнение творческого проекта, методической разработки и др. выполнение творческого проекта, методической разработки и др.

1. Анализ урока Данная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; Данная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др. организация педагогической деятельности и др.

2. Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки Это дополнительный независимый источник оценки

3. Собеседование с аттестуемым педагогом В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д. В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д. 4. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим информационным источником для оценки деятельности педагога. Эксперт может использовать ее результаты для построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту и др Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей. Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим информационным источником для оценки деятельности педагога. Эксперт может использовать ее результаты для построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту и др Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей. 5. Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью аттестуемого педагога Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций. Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций.

6. Результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика) Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетентности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, результаты ЕГЭ (если преподавание велось в выпускном классе), уровень социализации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др. Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетентности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, результаты ЕГЭ (если преподавание велось в выпускном классе), уровень социализации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др. 7. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении повысить мотивацию обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образование, ориентированное на результат. 8. Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства Победители конкурсов могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестационных процедур. Победители конкурсов могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестационных процедур. 9. Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности 9. Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности. Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности.

10. Собеседование с руководителем (заместителем руководителя)образовательного учреждения Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетентностям педагога. Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетентностям педагога. 11. Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога. В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога. 12. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности – постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности. Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности – постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности. 13. Анализ рабочих программ и материалов к урокам Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности. Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности.

14. Результаты опросов и диагностики обучающихся В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности. В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности. 15. Анализ результатов мониторинга качества образования Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетентности, отражая ее результативность. Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетентности, отражая ее результативность.