Требования ФГОС ОО к управлению уроком И.Б.Быкова, учитель истории и обществознания МОУ «Каслинская СОШ 27» Каслинского муниципального района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования ФГОС к управлению уроком И.Б.Быкова, заместитель директора по УВР МВСОУ «Каслинская ВСОШ 31» Каслинского муниципального района.
Advertisements

«Требования к урокам по ФГОС» концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
И.Б.Быкова, учитель истории и обществознания МОУ «Каслинская СОШ 27» Каслинского муниципального района.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Анализ урока с позиций системно - деятельностного подхода.
Педагогический совет 08/11/ 2013г. Новые технологии системно- деятельностного подхода в рамках перехода на ФГОС.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Психологические особенности подросткового возраста.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению» В.Г. Белинский Гультяева Т.В. учитель начальных классов.
Основные вопросы: 1. Отличие современного урока от традиционного 2. Структура урока по ФГОС 3. Типология современного урока.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Транксрипт:

Требования ФГОС ОО к управлению уроком И.Б.Быкова, учитель истории и обществознания МОУ «Каслинская СОШ 27» Каслинского муниципального района

ФГОС ОО: суть изменений

ФГОС смена образовательной парадигмы Методика личностно-ориентированное взаимодействие учителя и учащихся деятельностный (компетентностный) подход Содержание образования личностная ориентация содержания образования формирование способов деятельности получение опыта деятельности: УУД получение планируемого результата

Деятельностный подход -проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования -активная учебно-познавательная деятельность обучающихся -построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и компетентностного подхода -совмещение тренинга с рефлексивным анализом учащимися собственной познавательной деятельности

Современный урок ведущая организационная форма образовательной деятельности новые требования к уроку + роли учителя и обучающихся Системно – деятельностный (компетентностный) подход основа образовательного процесса – формирование УУД в процессе активной образовательной деятельности обучающихся - активные и интерактивные образовательные технологии, методы обучения - субъект – субъектные отношения Концепция ФГОС новые образовательные результаты УУД = умение учиться

Урок современного типа -управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой

Урок управляемый процесс: организация взаимодействия учителя с обучающимися по достижению целей = планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных Роль учителя управление уроком конструирование образовательного процесса

Деятельность учителя -приводит к осознанию проблемы -показывает, напоминает -совещается, создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность -стимулирует, формирует мотивы учения - проявляет поощряющую требовательность -координирует - закрепляет авторитет ученика среди одноклассников учитель – педагог – менеджер - режиссёр обучения Деятельность учащихся -ставят и решают учебные задачи -контролируют и оценивают свою деятельность -сравнивают, анализируют, классифицируют, моделируют -общаются, отстаивают свою точку зрения, -слушают и слышат одноклассников –активно взаимодействуют, планируют и контролируют совместную деятельность ученик – субъект деятельности

-приоритет самостоятельной работы обучающихся (исследовательская, творческая, продуктивная) -учатся формулировать учебные цели и задачи, планировать Деятельность -приобретают навыки самоконтроля и самооценки -могут применять свои знания при решении практико ориентированных заданий, нестандартных ситуаций -возможность выбора заданий, способов их решения

-вместо конспекта учитель готовит сценарный план или технологическую карту урока -наряду с традиционными источниками информации (учебное пособие, методические рекомендации) учитель пользуется ресурсами Интернет -при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся являются ведущими -при планировании урока более 50 % учебного времени отводится для самостоятельной деятельности учащихся -учитель планирует урок как проблемный и развивающий -цель учителя на уроке – организация деятельности учащихся (учитель – менеджер) -формулировки заданий для обучающихся мотивируют на деятельность (проанализируйте, докажите, объясните, сравните, создайте модель, схему, обобщите, сделайте вывод, выберите решение, способ действия, исследуйте, оцените, измените) -образовательная среда создаётся учащимися

ФГОС Современные образовательные технологии: это инновационные технологии это изменение содержания и смысла в отношениях между учителем и учеником

Современные педагогические технологии легко вписываются в учебный процесс способствуют достижению современных образовательных целей обеспечивают внедрение основных педагогических стратегий обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся реализуют деятельностный подход привлекают внимание к индивидуальности человека ориентация на развитие творческой деятельности

Урок современного типа урок формирования универсальных учебных действий: познавательных личностных регулятивных коммуникативных

Виды универсальных учебных действий коммуникативные познавательные регулятивные личностные воспитание личности Я САМ самоорганизация Я МОГУ культура общения МЫ ВСМЕСТЕ исследовательская культура Я УЧУСЬ

Взаимосвязь универсальных учебных действий задание: высказать и аргументировать собственную точку зрения по вопросу… личностные УУД: ценностный ориентир регулятивные УУД: цель, план, прогноз, контроль, коррекция, оценка познавательные УУД: работа с информацией – поиск, анализ, гипотеза, доказательство коммуникативные УУД: монолог, диалог, точка зрения

Взаимосвязь ЗУН, компетентностей, УУД умение строить монологическую речь умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения умение участвовать в диалоге умения навыки личностное отношение к теме, содержанию монолога, диалога; к собеседнику умение строить монологическую речь умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения умение участвовать в диалоге компетент ностный подход коммуникативные универсальные учебные действия: монолог, диалог, высказывание и аргументация собственной точки зрения универсальные учебные действия -применение ЗУН -решение практических задач

Критерии оценивания универсальных учебных действий цель обучения критерий оценивания – качество образования ЗУН средства обучения «инструменты» учения критерии оценивания ? УУД

Критерии оценивания универсальных учебных действий цель обучения критерий оценивания – качество образования ЗУН средства обучения «инструменты» учения критерий оценивания – способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний УУД

Формирование системы универсальных учебных действий Системный подход Дифференциация универсальных учебных действий Учитывать возрастные и психологические особенности личности обучающихся: субъектность, личностная позиция, социальный опыт, гендер уровень образовательных потребностей, возможностей, особенностей

Этапы формирования универсальных учебных действий этап формирования универсальных учебных действий этап развития универсальных учебных действий цель: накопить знания о способах учебной деятельности средства: -система вопросов -система заданий -система учебных ситуаций -система проблемных ситуаций -моделирование ситуаций источники информации выступают в качестве: -средств формирования универсальных учебных действий -объектов универсальных учебных действий критерии сформированности универсальных учебных действий: -полнота освоения универсальных учебных действий -рациональная последовательность выполняемых универсальных учебных действий -осознанность выполняемых универсальных учебных действий -способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний и универсальных учебных действий

Уроки формирования универсальных учебных действий ученик: поиск и применение новых знаний, усвоение способов действий, приобретение опыта деятельности работа с информацией усвоение знания освоение опыта переход от самостоятельной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизни надпредметные, универсальные учебные действия

Приёмы формирования универсальных учебных действий -система вопросов: простые (назвать…) уточняющие (я правильно поняла…) объяснительные (почему…) оценочные (чем… отличается от…) практические (взаимосвязь между… и …) творческие (что было бы, если…) -проблемные вопрос, задача, ситуация -выдвижение гипотезы -работа с понятийным аппаратом: корень, однокоренные слова ассоциации синонимы -построение модели -проект -исследование

Приёмы формирования универсальных учебных действий -работа с разнообразными источниками информации: первоисточник текст источника видеофильм статистические данные иллюстрация фоторяд видеоряд схема таблица историческая карта поиск отбор анализ последовательность сравнение причинно-следственные связи план обобщение схема, интеллект-карта, кластер тезисы вывод комментирование новое личностно-значимое знание

Задачи учителя определение планируемых результатов подбор содержания урока разработка набора компетентностных заданий выбор методов и форм учебной деятельности выбор диагностического инструментария успешности формирования УУД Система работы педагога и образовательной организации

Компетентностно – ориентированные задания деятельностное задание: предметные умения, умения работать с информацией, исследовательские умения, коммуникация, применение знаний на практике моделирование реальной или учебной ситуации, поиск путей решения проблемы актуальность учебного материала для учащихся, поиск информации в дополнительных источниках

Структура компетентностно – ориентированного задания информация критерии оценивания алгоритм деятельности мотивация стимул задача источник информации инструмент проверки

Пример компетентностно – ориентированного задания -Интернет монография документ бланк ответов модельный ответ ключ Используя различные источники информации, ознакомьтесь с идеями реформирования вооружённых сил (Ордин-Нащёкин, Голицин, Кижанич). XVII век. Россия. Преобразования и перемены. Реформа вооружённых сил. Разные авторы – разные проекты. стимул задача источник информации инструмент проверки

Достоинства компетентностно- ориентированных заданий -стимулирование мотивации и познавательной активности учащихся -заинтересованность в самостоятельной работе -возможность индивидуализации образовательной траектории учащихся -развитие самостоятельности, ответственности, высокого уровня самоорганизации обучающихся -максимальное использование знаний и компетенций -решение учебных задач и проблем -реализация деятельностного подхода -формирование универсальных учебный действий -приобретение опыта деятельности

Система оценки качества общего образования в соответствии с ФГОС ОО система ценностных отношений, интересы, мотивация учащихся, толерантность Личностные результаты способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Метапредметные результаты знания и умения, опыт творческой деятельности Предметные результаты

Личностные результаты -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению -сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -способность ставить цели и строить жизненные планы -сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Метапредметные результаты освоенные обучающимися межпредметные понятия освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике умение самостоятельно ставить задачи - целеполагание умение самостоятельно планировать пути достижения целей умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность умение построить индивидуальную образовательную траекторию умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Предметные результаты освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета преобразование и применение нового знания в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях

Результаты, не подлежащие оценке ценностные ориентации обучающихся характеристика социальных чувств индивидуальные психологические характеристики личности Критерии результативности : положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, деятельности учащихся, их отношении к школе, образовательному процессу; комфортное состояние в образовательном пространстве

Результаты, подлежащие оценке Способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности коммуникативных и информационных умений

Компоненты системы контроля и оценки образовательных достижений обучающихся Внутренний контроль и оценка Внешний контроль и оценка контрольно- оценочная деятельность педагога (педагогическая диагностика, текущий и итоговый контроль) контрольно- оценочная деятельность учащихся (контроль и оценка, самоконтроль, самооценка) внешний итоговый контроль как независимая оценка качества (аккредитация, государственная (итоговая) аттестация), мониторинговые исследования разных уровней

Содержательная и критериальная основа оценки качества образования Оценка индивидуальных достижений обучающихся планируемые результаты освоения образовательной программы НОО, ООО, СОО (раздел «Выпускник научится» - базовый уровень) Оценка состояния системы общего образования планируемые результаты освоения образовательной программы НОО, ООО, СОО (разделы «Выпускник научится – базовый уровень» и «Выпускник получит возможность научиться»); требования ФГОС к условиях реализации основной образовательной программы НОО, ООО, СОО

Предметные результаты: -стандартизированные работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся -стандартизированные работы для оценки качества образования Метапредметные результаты: -компетентностные задания -комплексные работы на межпредметной основе -групповые проекты Личностные результаты: -самооценка, самоанализ -анкетирование Инновационный инструментарий

Оценивание индивидуальных достижений обучающихся Уровень индивидуальных достижений обучающихся % выполнения работы повышенный уровень 75 % % уровень выше базового 51 % - 74 % базовый уровень 50 % уровень ниже базового 26 % - 49 % критический уровень 0 – 25 %

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока учитель сообщает учащимсяформулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока учитель выясняет у учащихся, что они запомнили проводится рефлексия Домашнее задание учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС

Требования ФГОС ОО к современному уроку Целеполагание-конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели -целеполагание осуществляется совместно с учащимися исходя из сформулированной учебной проблемы -учащиеся должны знать: -какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке -план (способы) достижения поставленных задач -цели урока: воспитывающие = личностные результаты развивающие = метапредметные результаты обучающие = предметные результаты Мотивацияучитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата (эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая, личностно-значимая направленность содержания)

Требования ФГОС ОО к современному уроку Практическая значимость знаний и способов деятельности учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности, личностно-значимую составляющую Отбор содержания-качественно отрабатываются планируемые результаты урока, определенные программой -остальная информация носит вспомогательный характер, не должна создавать перегрузок -содержание – средство получения новых знаний + средство организации деятельности, формирования системы УУД, получения опыта деятельности -результат урока – объект контроля, что требует обеспечения систематической диагностики планируемых результатов как целевых установок урока Интегративность знаний отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности

Требования ФГОС ОО к современному уроку Построение каждого этапа урока по схеме - постановка учебного задания (сценарий) – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий компоненты учебного задания: -характеристика задания -мотивационная часть -содержание: условия, вопрос -инструкция по выполнению -время выполнения -образец или описание ответа -критерии оценки -методический комментарий

Требования ФГОС ОО к современному уроку Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика Наличие блоков самостоятельного получения знаний работа с различными источниками информации Организация парной или групповой работы развитие коммуникативной компетенции и освоение норм работы в коллективе Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности Рефлексияосознание себя в процессе деятельности Качественная положительная оценка деятельности обучающихся формирование положительной учебной мотивации

Требования ФГОС ОО к современному уроку Минимализация и вариативность домашнего задания домашнее задание должно: -охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определённых образовательной программой -содержать возможность выбора заданий по форме и по содержанию с учётом индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей обучающихся

Методика современного урока Образовательные технологии Формы урока Методы обучения -технологии развивающего обучения -личностно – ориентированное обучение -технология проблемного обучения -технология развития критического мышления -технология проектного обучения -технология Дебады -Кейс – технология -технология модульного обучения -технология деятельностного метода обучения -игровая технология -информационно – коммуникационные технологии -урок - беседа -урок - диалог -урок - игра -урок - экскурсия -урок - семинар -урок - практикум -урок - лабораторная работа -урок - конференция -урок - круглый стол -репродуктивный -поисковый -проблемный -исследовательский -эвристический -решения практических задач

Виды учебной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий игровая деятельность, моделиро- вание ситуации проектная, исследовательская деятельность решение проблемной задачи, ситуации самостоя- тельная работа с источниками информации поиск усвоение анализ аргументация общение апробация адаптация мышление самостоятельность ответственность применение опыт

ученик вопрос задача проблема гипотеза цель работа с информацией знания умения навыки компетенции универсальные учебные действия

Технологическая карта урока Урок Класс Тема Цели Средства обучения Планируемые результаты: -личностные УУД: -у учеников будут формироваться… -ученики получат возможность для формирования… -познавательные УУД: -ученики будут учиться… -ученики получат возможность научиться… -регулятивные УУД: -ученики будут учиться… -ученики получат возможность научиться… -коммуникативные УУД: -ученики будут учиться… -ученики получат возможность научиться…

Технологическая карта урока Ход урока: Этап урока Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

-поставить цель и определить образовательные результаты -построить последовательность работы по освоению темы от цели до результата -определить: - формирование каких УУД возможно в процессе изучения темы - межпредметные связи - формы проведения диагностики -осмыслить воспитательные возможности темы -выстроить модель эффективного взаимодействия ученика и учителя Технологическая карта позволяет:

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. ФГОС