Фразеологизмы, их роль в речи. Касимова Гульнара Рамилевна Преподаватель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фразеология Фразис – Логос – «выражение» «учение» Фразис – Логос – «выражение» «учение» Фразеология - состав фразеологических сочетаний в языке Фразеология.
Advertisements

Русская фразеология 11 класс. Какие из этих терминов относятся к фразеологии? Устойчивое словосочетание Постоянный эпитет Фразеологический оборот Контекстный.
Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений В.В. Виноградов.
Работа в группах Ответственный в группе оценивает участие в работе.
Тема урока: «Фразеологизмы в языке, тексте, речи».
Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно.
Фразеологизмы Учительская презентация Давлятовой Г.К.
Русский Язык Выполнил студент группы 29 Веретин Олег.
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Фразеологизмы Презентация ученицы 6 «В» класса СГОУН Окорочковой Анастасии.
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Кружок русского языка в 6 классе. "Фразеология - волшебная страна". Автор: Грунина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Ростовская.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Ума палата, или Путешествие в страну Фразеологию.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Учитель: Серова Т.Н.МБОУ СОШ 98.
Фразеологизмы Раздел «Лексика и фразеология» 6 класс МОУ Морткинская средняя школа г. Русский язык.
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
Найди правильный ответ: 1. Гордиев узел А: заговор. Б: система оборонительных укреплений. В: кабальный договор. Г: трудная задача. 2. Сады Семирамиды А:
АВТОР:Головко Т.К.,учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Фразеологизмы, их роль в речи. Касимова Гульнара Рамилевна Преподаватель русского языка и литературы

Задание 1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, 1) в аудитории началась дискуссия. 2) у меня возник интерес к этой проблеме. 3) требуются конкретные примеры. 4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.

Задание 2 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) лягте (на пол) 2) их работа 3) горячие супы 4) шестистами учениками

Задание 3 Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, незаметный» 1) волк в овечьей шкуре 2) тише воды, ниже травы 3) вольная птица 4) заячья душа

Задание 4 В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны 2) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку 3) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы 4) прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар

Задание 5 Какая пара фразеологизмов не является антонимами? 1) капля в море, хоть пруд пруди 2) воспрянуть духом, повесить голову 3) за тридевять земель, рукой подать 4) бить баклуши, лодыря гонять

Задание 6 В каком ряду во всех словах пропущуена одна и та же буква? 1) по..кладка, о..бойный, на..строчный 2) привстать, приклеить, пришкольный 3) отб..ракет, орнам…нт, прогр..суммировать 4) бар..черный, с..язвить, обез..яна

Задание 7 Определить тип подчинительной связи в словосочетании. Заснувший ребенок – согласование Выглядеть по-новому – примыкание Поделиться с другом – управление

Задание 8 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Седой старик (1) в годы войны (2) которому (3) было (4) только девятнадцать лет (5) рассказывал подробности этого сражения. 1) 2,4,5 2) 1,5 3) 1,2,4,5 4) 1,3

Правила работы в группах 1. Критикуй идеи, но не человека. 2. Поощряй участие каждого в обсуждении 3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним. 4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии. 5. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай. 6. Ищи рациональное в высказываниях других.

Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов Любое слово можно заменить другими словами. В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова по своему желанию. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. Не создаются в процессе речи, а используются готовыми, требуют запоминания.

Ошибки в употреблении фразеологизмов 1. Искажение смысла На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню. 2. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых) Идти в одну ногу со временем, успехи желают много лучшего (пропущу. оставляют) 3. Смешение двух фразеологизмов У них всё было шито- крыто белыми нитками 4. Искажение лексического состава (замена слов) Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")

Нейтральные - употребляются во всех стилях речи ( время от времени, от мала до велика ) Книжные - употребляются в книжных стилях ( зондировать почву, камень преткновения ) Разговорные - в устной форме ( глаз радует, сквозь зубы ) Просторечные - сниженные, грубые ( дурить голову, клёвое дело )

Определить автора крылатого выражения 1) Принцесса на горошине. 2) Мертвые души. 3) Рожденный ползать – летать не может. 4) А судьи кто? 5) С чувством, с толком, с расстановкой. 6) Счастливые часов не наблюдают. 7) У сильного всегда бессильный виноват. 8) Герой нашего времени. 9) Любви все возрасты покорны. 10) Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь. 11) Не хочу учиться, а хочу жениться. 12) Нет повести печальнее на свете

Список литературы 1. Антонова Е.С. Русский язык, учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. –М. :издательский центр «Академия», Войтелева Т.М. Сборник упражнений, 2013.