Поэты - шестидесятники Литература 11 класс МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского района Омской области Решетникова Татьяна Александровна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нравственные проблемы современности в творчестве Евгения Евтушенко. 11 класс Тема урока.
Advertisements

Евге́ний Алекса́ндрович Евтуше́нко
ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 11 КЛАССА КАРПИНА ТАТЬЯНА РУКОВОДИТЕЛЬ ОРЛОВА С.С. Великая Отечественная война в песнях В.С.Высоцкого.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был... А. Ахматова.
«НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА …» Посвящается Роберту Рождественскому поэту, публицисту, переводчику. Его творчество всегда актуально и современно.
Родилась 3 июля 1943 года в Москве. В Сыктывкаре живет с 1949 года. Закончила филологический факультет Коми педагогического института, после окончания.
( ). Ника Георгиевна Турбина.
Микалоюс Константинас Чюрленис. Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну.. М.-К. Чюрленис.
Заключительный этап работы над проектом: Поэты- « шестидесятники»
Юрий Адрианов. Эти строчки из стихотворения замечательного поэта, писателя, художника, краеведа, выпускника нашей школы 8 Юрия Адрианова. Эти строчки.
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
Роберт Рождественский ( ) Рождественские чтения на Алтае Библиотека имени Р. Рождественского Памяти поэта Мемориальная доска в Москве Роберт.
Анна Ахматова (урок – портрет). Анна Ахматова родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Отец – отставной инженер – механик флота. Годовалым ребенком была.
Глубина поэтического мира Есенина
Транксрипт:

Поэты - шестидесятники Литература 11 класс МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского района Омской области Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории, победитель НПО.

Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава…Они начали свой литературный путь в атмосфере хрущевской «оттепели» Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава…Они начали свой литературный путь в атмосфере хрущевской «оттепели» В этот период в русской поэзии уже звучали голоса крупнейший художников старшего поколения: А. Ахматова, А.Твардовский, Н. Заболоцкий, М.Светлов, Н.Асеев, В.Луговской, П.Антокольский. В этот период в русской поэзии уже звучали голоса крупнейший художников старшего поколения: А. Ахматова, А.Твардовский, Н. Заболоцкий, М.Светлов, Н.Асеев, В.Луговской, П.Антокольский.

Громко и уверенно заявили о себе молодые поэты в середине 50-х – первой половине 60-х годов. Громко и уверенно заявили о себе молодые поэты в середине 50-х – первой половине 60-х годов. В различных городах, во дворцах спорта, на стадионах, в концертных залах, домах культуры стали проводиться Дни поэзии, собиравшие тысячи любителей художественного слова. В Москве толпы людей, желавших слушать стихи, стекались к памятнику В.Маяковскому, олицетворявшему романтику переустройства жизни. Возродилась - после жарких диспутов 1920-х годов с участием « агитатора, горлана главаря», памятных выступлений А.Блока, С.Есенина, О.Мандельштама, Б.Пастернака – традиция поэтических вечеров в Большой аудитории Политехнического музея. Но звучали уже новые голоса и поднимались другие проблемы, хотя проблема гражданственности – активного отношения к жизни, ее совершенствования, ответственности перед временем, народом, человеком – по-прежнему оставалась основой. Литература становилась трибуной общественного сознания, общественного мнения. Евтушенко вспоминает: «Мы читали стихи на заводах, фабриках, в институтах, школах, выплескивали поэзию на площади. Мы создали День поэзии… Поэзию нашего поколения называли эстрадной, и про меня один из критиков, помню, написал: если Евтушенко выйдет и будет читать телефонную книгу, он и тогда доведет зал до экстаза. Считалось, что наши стихи - не для чтения глазами». В различных городах, во дворцах спорта, на стадионах, в концертных залах, домах культуры стали проводиться Дни поэзии, собиравшие тысячи любителей художественного слова. В Москве толпы людей, желавших слушать стихи, стекались к памятнику В.Маяковскому, олицетворявшему романтику переустройства жизни. Возродилась - после жарких диспутов 1920-х годов с участием « агитатора, горлана главаря», памятных выступлений А.Блока, С.Есенина, О.Мандельштама, Б.Пастернака – традиция поэтических вечеров в Большой аудитории Политехнического музея. Но звучали уже новые голоса и поднимались другие проблемы, хотя проблема гражданственности – активного отношения к жизни, ее совершенствования, ответственности перед временем, народом, человеком – по-прежнему оставалась основой. Литература становилась трибуной общественного сознания, общественного мнения. Евтушенко вспоминает: «Мы читали стихи на заводах, фабриках, в институтах, школах, выплескивали поэзию на площади. Мы создали День поэзии… Поэзию нашего поколения называли эстрадной, и про меня один из критиков, помню, написал: если Евтушенко выйдет и будет читать телефонную книгу, он и тогда доведет зал до экстаза. Считалось, что наши стихи - не для чтения глазами». Причина такого живого, массового интереса к стихам объясняется тем, что именно поэзия могла ответить на насущные, сложные духовные и эстетические запросы, вызванные начавшимися изменениями в стране в связи с решениями XX съезда компартии о «культе личности», переоценкой социальных процессов, преодолением догматизма, стремлением осмыслить обретения и потери на нашем историческом пути. Действительно, поэзия стала « кратчайшим путем от сердца к сердцу» ( Ю.Нагибин). Причина такого живого, массового интереса к стихам объясняется тем, что именно поэзия могла ответить на насущные, сложные духовные и эстетические запросы, вызванные начавшимися изменениями в стране в связи с решениями XX съезда компартии о «культе личности», переоценкой социальных процессов, преодолением догматизма, стремлением осмыслить обретения и потери на нашем историческом пути. Действительно, поэзия стала « кратчайшим путем от сердца к сердцу» ( Ю.Нагибин).

Андрей Вознесенский (родился 12 мая 1933 года в г.Москве.) Кумиром молодежи середины х годов, одним из символов поколения эпохи «оттепели» был Андрей Андреевич Вознесенский Он вошел, точнее, ворвался в литературу ярко, стремительно. Как и Евтушенко, Вознесенский стал вождем поэтического авангарда нового времени. Вышедшие в начале 60-х годов сборники « Парабола», « Мозаика», « Треугольная груша», « Антимиры» позволили говорить о том, что появился новый поэт. Своим миром, системой образов, новым видением проблем. Произведения Вознесенского сразу же обратили на себя внимание свежестью звучания, энергией ритма, особым метафорически насыщенным языком, неожиданными ассоциациями, богатством стиховых средств, жанровым разнообразием ( элегия, баллада, лирический монолог, драматическая поэма, любовная исповедь, диалог, пейзажная картина, сатирический портрет, репортаж) Кумиром молодежи середины х годов, одним из символов поколения эпохи «оттепели» был Андрей Андреевич Вознесенский Он вошел, точнее, ворвался в литературу ярко, стремительно. Как и Евтушенко, Вознесенский стал вождем поэтического авангарда нового времени. Вышедшие в начале 60-х годов сборники « Парабола», « Мозаика», « Треугольная груша», « Антимиры» позволили говорить о том, что появился новый поэт. Своим миром, системой образов, новым видением проблем. Произведения Вознесенского сразу же обратили на себя внимание свежестью звучания, энергией ритма, особым метафорически насыщенным языком, неожиданными ассоциациями, богатством стиховых средств, жанровым разнообразием ( элегия, баллада, лирический монолог, драматическая поэма, любовная исповедь, диалог, пейзажная картина, сатирический портрет, репортаж) По признанию Вознесенского, неотъемлемой составляющей, сильным стимулом его творческой фантазии были живопись и архитектура ( он окончил Московский архитектурный институт), поэтому в поэзии лирик мыслит линиями, объемами, плоскостями, геометрическими категориями, что отразилось на стройной архитектонике стихотворений. Своими учителями поэт считал Андрея Рублева, Корбюзье, Маяковского, Хлебникова, Пастернака, Лорку. По признанию Вознесенского, неотъемлемой составляющей, сильным стимулом его творческой фантазии были живопись и архитектура ( он окончил Московский архитектурный институт), поэтому в поэзии лирик мыслит линиями, объемами, плоскостями, геометрическими категориями, что отразилось на стройной архитектонике стихотворений. Своими учителями поэт считал Андрея Рублева, Корбюзье, Маяковского, Хлебникова, Пастернака, Лорку. Главное место в творчестве поэта занимала тема искусства. Как объяснял сам Вознесенский, искусство вечно, в нем живет характер народа, его идеалы. В поэме «Мастера» (1959) автор делит мир на «художников» (творцов) и «варваров» (разрушителей) Главное место в творчестве поэта занимала тема искусства. Как объяснял сам Вознесенский, искусство вечно, в нем живет характер народа, его идеалы. В поэме «Мастера» (1959) автор делит мир на «художников» (творцов) и «варваров» (разрушителей) Вознесенский тему искусства тесно связывает с темой труда. Только творчество и труд способны спасти человека, вдохновить его. В « Балладе работы» (1959) исторически осмысливается творческий процесс. Поэт обращается к фигуре Петра Великого, к тому периоду, когда русский царь жил в Голландии учился корабельному делу. Созидательный труд возвышает Петра, дает ему радость: Вознесенский тему искусства тесно связывает с темой труда. Только творчество и труд способны спасти человека, вдохновить его. В « Балладе работы» (1959) исторически осмысливается творческий процесс. Поэт обращается к фигуре Петра Великого, к тому периоду, когда русский царь жил в Голландии учился корабельному делу. Созидательный труд возвышает Петра, дает ему радость: Бьет пот, Бьет пот, превращающий на века превращающий на века Художника – в бога, царя – в мужика! Художника – в бога, царя – в мужика! Темы искусства, труда, в свою очередь, органически связываются с темой России, ее историей. Темы искусства, труда, в свою очередь, органически связываются с темой России, ее историей.

Гойя. Выдающийся испанский живописец, творчество которого развивалось в сложных условиях, связанных с бурными событиями истории: Великой французской революцией,национально-освободительными войнами с Наполеоном, народными восстаниями. И художник выразил все это в своем искусстве, создав произведения, проникнутые подлинно национальным духом. Развитие его творчества шло по пути наполнения художественных образов социальным пафосом, к правдивому отображению сцен народной жизни, к острой критике современного ему общества. Выдающийся испанский живописец, творчество которого развивалось в сложных условиях, связанных с бурными событиями истории: Великой французской революцией,национально-освободительными войнами с Наполеоном, народными восстаниями. И художник выразил все это в своем искусстве, создав произведения, проникнутые подлинно национальным духом. Развитие его творчества шло по пути наполнения художественных образов социальным пафосом, к правдивому отображению сцен народной жизни, к острой критике современного ему общества. Эмоциональный драматический язык Гойи ощутим и графической серии «Бедствия войны» (1810 – 1820), отразившей события периода героической борьбы народа с французскими интервентами и первой испанской революции У художника появляется эпический размах, он углубляет свое мастерство обобщения. Выразителен каждый жест, движение, мимика. Тема серии – судьба народа, его борьба за свою жизнь, за справедливость. Гойя пишет картины « Восстание» мая 1808 года» и « Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», посвященные тем же событиям. Эмоциональный драматический язык Гойи ощутим и графической серии «Бедствия войны» (1810 – 1820), отразившей события периода героической борьбы народа с французскими интервентами и первой испанской революции У художника появляется эпический размах, он углубляет свое мастерство обобщения. Выразителен каждый жест, движение, мимика. Тема серии – судьба народа, его борьба за свою жизнь, за справедливость. Гойя пишет картины « Восстание» мая 1808 года» и « Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», посвященные тем же событиям. Как Стендаль и Л.Толстой в литературе, так Ф. Гойя в живописи одним из первых выразил свое неприятие войны. Как Стендаль и Л.Толстой в литературе, так Ф. Гойя в живописи одним из первых выразил свое неприятие войны.

Водоноска.

«Гойя» Я – Гойя! Я – Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворог, Глазницы воронок мне выклевал ворог, слетая на поле нагое. слетая на поле нагое. Я – Горе. Я – Горе. Я – голос Я – голос войны, городов головни войны, городов головни на снегу сорок первого года, на снегу сорок первого года, Я – голод. Я – голод. Я – горло Я – горло повешенной бабы, чье тело, как колокол, повешенной бабы, чье тело, как колокол, било над площадью голой… било над площадью голой… Я – Гойя! Я – Гойя! О, гроздья О, гроздья возмездья! Взвил залпом на Запад – возмездья! Взвил залпом на Запад – я пепел незваного гостя! я пепел незваного гостя! И в мемориальное небо вбил крепкие звезды – И в мемориальное небо вбил крепкие звезды – Как гвозди. Как гвозди. Я – Гойя! Я – Гойя! Стихотворение « Я – Гойя » ( 1959) передает трагедию Второй мировой войны, которая воспринимается глазами художника Гойи, автора офортов «Ужасы войны». Стихотворение « Я – Гойя » ( 1959) передает трагедию Второй мировой войны, которая воспринимается глазами художника Гойи, автора офортов «Ужасы войны».

Художественные параллели Этот последний графический цикл Гойи, в котором война предстает в гротесковых, фантасмогорических, наводящих ужас формах, стал отправной точкой для создания стихотворения « Гойя». Бедствия Великой Отечественной войны даются через призму восприятия войны испанским художником. Лирический герой стихотворения, в чьем сознании творчество Гойи накладывается на впечатления от Великой Отечественной войны, можно сказать, сам ощущает себя испанским живописцем. Таким образом, выстраивается сложная цепочка метонимических замещений и уподоблений: Гойя – «Бедствия войны» - Великая Отечественная война – лирический герой Вознесенского. Звуковое родство образует внутреннее созвучие ( Гойя – Горе – Голос войны – Голод – Горло повешенной бабы – Гроздья возмездья, вороГ оставил за собой воро Нки – вороН выклевал Глазницы; Голос – Городов Головни). Вознесенский использует здесь открытый футуристами ( Хлебниковым) прием. Настойчиво (трижды) повторяя «я» ( «Я – Гойя»), поэт не только смело осовременил великого испанского живописца, но самовольно зачислил и себя в цех художников. Этот последний графический цикл Гойи, в котором война предстает в гротесковых, фантасмогорических, наводящих ужас формах, стал отправной точкой для создания стихотворения « Гойя». Бедствия Великой Отечественной войны даются через призму восприятия войны испанским художником. Лирический герой стихотворения, в чьем сознании творчество Гойи накладывается на впечатления от Великой Отечественной войны, можно сказать, сам ощущает себя испанским живописцем. Таким образом, выстраивается сложная цепочка метонимических замещений и уподоблений: Гойя – «Бедствия войны» - Великая Отечественная война – лирический герой Вознесенского. Звуковое родство образует внутреннее созвучие ( Гойя – Горе – Голос войны – Голод – Горло повешенной бабы – Гроздья возмездья, вороГ оставил за собой воро Нки – вороН выклевал Глазницы; Голос – Городов Головни). Вознесенский использует здесь открытый футуристами ( Хлебниковым) прием. Настойчиво (трижды) повторяя «я» ( «Я – Гойя»), поэт не только смело осовременил великого испанского живописца, но самовольно зачислил и себя в цех художников.

Лирика Вознесенского Первый лед. Свет твой. Первый лед. Свет твой. Мерзнет девочка в автомате, Если б тебя не было Мерзнет девочка в автомате, Если б тебя не было прячет в зябкое пальтецо рядом с моей судьбою - прячет в зябкое пальтецо рядом с моей судьбою - вся в слезах и губной помаде то для какого неба вся в слезах и губной помаде то для какого неба перепачканное лицо. я б возводил соборы? перепачканное лицо. я б возводил соборы? Дышит в худенькие ладошки. Дети умчались радостно. Дышит в худенькие ладошки. Дети умчались радостно. Пальцы – льдышки. В ушах – сережки. Вот мы одни с тобою, Пальцы – льдышки. В ушах – сережки. Вот мы одни с тобою, Как две половинки раковины, Как две половинки раковины, Ей обратно одной, одной выброшенные прибоем. Ей обратно одной, одной выброшенные прибоем. Вдоль по улочке ледяной. Вдоль по улочке ледяной. Годы идут. Все пристальней Годы идут. Все пристальней Первый лед. Это в первый раз. вижу с тоскою острой - Первый лед. Это в первый раз. вижу с тоскою острой - Первый лед телефонных фраз. Ты – моя божья пристань, Первый лед телефонных фраз. Ты – моя божья пристань, Мой единственный остров. Мой единственный остров. Мерзлый лед на щеках блестит – Мерзлый лед на щеках блестит – первый лед от людских обид. Вера моя алмазная! первый лед от людских обид. Вера моя алмазная! Даже уйдя в могилу, Даже уйдя в могилу, Поскользнешься. Ведь в первый раз. ставши душою и разумом, Поскользнешься. Ведь в первый раз. ставши душою и разумом, Бьет по радио поздний час. буду тебе молиться. Бьет по радио поздний час. буду тебе молиться. Эх, раз, Я потому пугаюсь Эх, раз, Я потому пугаюсь еще раз, той, незнакомой субстанции,- еще раз, той, незнакомой субстанции,- еще много, много раз. вдруг там твой свет погаснет?, еще много, много раз. вдруг там твой свет погаснет?, Вдруг мы с тобой расстанемся? Вдруг мы с тобой расстанемся?

Сага. Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь. Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: «Боже всевышний! я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу» Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и Биржу я уже никогда не забуду я уже никогда не увижу. Не мигают, слезятся от ветра Безнадежные карие вишни. Возвращаться плохая примета. Я тебя никогда не увижу. Даже если на землю вернемся мы вторично, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу. И окажется так минимальным наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою. И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда: « Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не забуду»

«Юнона» и «Авось» на сцене Омского музыкального театра.

Сцена из спектакля «Юнона и Авось» Газета «Рекламное обозрение» 1988 год

Евгений Евтушенко (родился 18 июля 1933 г. в г. Зима Иркутской области)

Самым «громким» лириком, поэтическим лидером периода «оттепели» стал Евгений Александрович Евтушенко. « Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, умение расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант» ( А. Межиров). Самым «громким» лириком, поэтическим лидером периода «оттепели» стал Евгений Александрович Евтушенко. « Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, умение расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант» ( А. Межиров). Перемены в жизни обусловили разнообразие тематики творчества Евтушенко. Поэт стремился откликнуться на все происходящее в обществе, отозваться на волнующие людей животрепещущие вопросы. Внимание читателей и слушателей Евтушенко привлек своей откровенностью, остротой, лиризмом, гражданским темпераментом, мастерством и артистичностью чтения стихов. При этом прямота соединялась с самоанализом, самооценкой, превращаясь в исповедь, в разговор с собой и одновременно - со всеми слушателями. Перемены в жизни обусловили разнообразие тематики творчества Евтушенко. Поэт стремился откликнуться на все происходящее в обществе, отозваться на волнующие людей животрепещущие вопросы. Внимание читателей и слушателей Евтушенко привлек своей откровенностью, остротой, лиризмом, гражданским темпераментом, мастерством и артистичностью чтения стихов. При этом прямота соединялась с самоанализом, самооценкой, превращаясь в исповедь, в разговор с собой и одновременно - со всеми слушателями. Евтушенко одним из первых осознал себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения. Лирический герой его ранней поэзии – типичный герой эпохи 60-х годов, максималист- романтик (« Нет, мне ни в чем не надо половины…»,1963) с обостренно тревожным отношением к действительности, человек, пристально вглядывающийся в жизнь, пытающийся разобраться в ней и себе. Характер лирического героя многосложный, противоречивый. В «Прологе»(1955) герой исповедуется: Евтушенко одним из первых осознал себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения. Лирический герой его ранней поэзии – типичный герой эпохи 60-х годов, максималист- романтик (« Нет, мне ни в чем не надо половины…»,1963) с обостренно тревожным отношением к действительности, человек, пристально вглядывающийся в жизнь, пытающийся разобраться в ней и себе. Характер лирического героя многосложный, противоречивый. В «Прологе»(1955) герой исповедуется: Я разный – Я разный – я натруженный и праздный. я натруженный и праздный. Я целе- Я целе- и нецелесообразный. и нецелесообразный. Я весь несовместимый, Я весь несовместимый, неудобный, неудобный, застенчивый и наглый, застенчивый и наглый, злой и добрый. злой и добрый.

Немало проникновенных стихов мы находим в интимной лирике Евтушенко. Любовь осознается поэтом прежде всего как светлое чувство (« Моя любимая приедет..», 1956;» Заклинание» 1960; « Любимая, спи…»,1964) Немало проникновенных стихов мы находим в интимной лирике Евтушенко. Любовь осознается поэтом прежде всего как светлое чувство (« Моя любимая приедет..», 1956;» Заклинание» 1960; « Любимая, спи…»,1964) Любима, спи… Любима, спи… мы на шаре земном, мы на шаре земном, свирепо летящем, свирепо летящем, грозящем взорваться,- грозящем взорваться,- и надо обняться, и надо обняться, чтоб вниз не сорваться, чтоб вниз не сорваться, а если сорваться – а если сорваться – сорваться вдвоем. сорваться вдвоем. Щемящей нотой от «разобщенности близких душ» пронизано стихотворение « Со мною вот что происходит…» (1957) Тревога за любовь, страх обидеть, потерять любимую женщину, прощание, разлука, одиночество, измены эти мотивы составляют содержание таких произведений, как « Когда взошло твое лицо…» (1960), « Всегда найдется женская рука…»( 1961), « Я разлюбил тебя…» (1966) и др. Щемящей нотой от «разобщенности близких душ» пронизано стихотворение « Со мною вот что происходит…» (1957) Тревога за любовь, страх обидеть, потерять любимую женщину, прощание, разлука, одиночество, измены эти мотивы составляют содержание таких произведений, как « Когда взошло твое лицо…» (1960), « Всегда найдется женская рука…»( 1961), « Я разлюбил тебя…» (1966) и др.

Лирика Заклинание Б.Ахмадулиной. Заклинание Б.Ахмадулиной. Весенней ночью думай обо мне Со мною вот что происходит: чужих людей соединенность и летней ночью думай обо мне, ко мне мой старый друг не ходит, и разобщенность осенней ночью думай обо мне а ходят в праздной суете близких душ! и зимней ночью думай обо мне. разнообразные не те. Пусть я не там с тобой, а где-то вне, И он такой далекий, как в другой стране,- не с теми ходит где-то на длинной и прохладной простыне и тоже понимает это, покойся, словно в море на спине, и наш раздор необъясним, отдавшись мягкой медленной волне, и оба мучаемся с ним. со мной, как с морем, вся наедине. Со мною вот что происходит: совсем не та ко мне приходит, совсем не та ко мне приходит, Я не хочу, чтоб думала ты днем. мне руки на плечи кладет Пусть день перевернет все кверху дном, и у другой меня крадет. Окурит дымом и зальет вином, А той - заставит думать о совсем ином. скажите, бога ради, О чем захочешь, можешь думать днем, кому на плечи руки класть? а ночью – только обо мне одном.

Услышь сквозь паровозные свистки, Та, сквозь ветер, тучи рвущий на куски, у которой я украден, как надо мне, попавшему в тиски, в отместку тоже станет красть. чтоб в комнате, где стены так узки, Не сразу этим же ответит, ты жмурилась от счастья и тоски, а будет жить с собой в борьбе до боли сжав ладонями виски. И неосознанно наметит кого-то дальнего себе. кого-то дальнего себе. Молю тебя в тишайшей тишине, О, сколько или под дождь, шумящий в вышине, нервных или под снег, мерцающий в окне, и недужных, уже во сне и все же не во сне – ненужных связей, весенней ночью думай обо мне дружб ненужных! и летней ночью думай обо мне, Во мне уже осотаненность 1 осенней ночью думай обо мне О, кто-нибудь, и зимней ночью думай обо мне. приди, нарушь нарушь Чужих людей соединенность Чужих людей соединенность И разобщенность близких душ! И разобщенность близких душ! Евтушенко не только был на всех континентах земли, но написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал. Его имя известно во всем мире. Популярности поэта способствовала и его манера чтения стихов с эстрады. Евтушенко не только был на всех континентах земли, но написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал. Его имя известно во всем мире. Популярности поэта способствовала и его манера чтения стихов с эстрады. Многие стихотворения Е. Евтушенко стали популярными песнями, особенно прозвучавшая на весь мир « Хотят ли русские войны?» На стихи поэта Д. Шостакович создал Тринадцатую симфонию и симфоническую поэму « Казнь Степана Разина» Наиболее известные поэмы « Братская ГЭС» (1965), « Под кожей статуи Свободы»,(1968), « Казанский университет» ( 1970), « Мама и нейтронная бомба» ( 1982). Все эти произведения посвящены насущным проблемам современности. Многие стихотворения Е. Евтушенко стали популярными песнями, особенно прозвучавшая на весь мир « Хотят ли русские войны?» На стихи поэта Д. Шостакович создал Тринадцатую симфонию и симфоническую поэму « Казнь Степана Разина» Наиболее известные поэмы « Братская ГЭС» (1965), « Под кожей статуи Свободы»,(1968), « Казанский университет» ( 1970), « Мама и нейтронная бомба» ( 1982). Все эти произведения посвящены насущным проблемам современности. Живет и работает в Москве. Преподает в американских университетах русскую поэзию по собственному учебнику ( « Антология русской поэзии»). Живет и работает в Москве. Преподает в американских университетах русскую поэзию по собственному учебнику ( « Антология русской поэзии»).

Роберт Рождественский. ( 1932 – 1994 г.г.)

Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Троицкого района Алтайского края, в семье военного. В девять лет, когда родители ушли на фронт, около двух лет воспитывался в детском доме. После окончания средней школы поступил в Петрозаводский университет, где начал писать стихи. Оставил университет ради Литературного института им. Горького ( окончил в 1956). Печатается с 1950 года. Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Троицкого района Алтайского края, в семье военного. В девять лет, когда родители ушли на фронт, около двух лет воспитывался в детском доме. После окончания средней школы поступил в Петрозаводский университет, где начал писать стихи. Оставил университет ради Литературного института им. Горького ( окончил в 1956). Печатается с 1950 года. Константин Симонов, указывая на истоки популярности поэта, писал: « Я особенно ценю в Роберте Рождественском завидную способность ставить трудные вопросы и размышлять над ними на глазах у читателя и публично, не робея гласности, искать и находить на них ответы, пусть не для всякого из нас обязательные, но неизменно вызывающие уважение чистотою, честностью, убежденностью поисков. Конечно, не единою проблемою жива поэзия, я это хорошо понимаю 4 но и поэзия без поблеем – мертва, в этом я тоже глубоко уверен». Константин Симонов, указывая на истоки популярности поэта, писал: « Я особенно ценю в Роберте Рождественском завидную способность ставить трудные вопросы и размышлять над ними на глазах у читателя и публично, не робея гласности, искать и находить на них ответы, пусть не для всякого из нас обязательные, но неизменно вызывающие уважение чистотою, честностью, убежденностью поисков. Конечно, не единою проблемою жива поэзия, я это хорошо понимаю 4 но и поэзия без поблеем – мертва, в этом я тоже глубоко уверен». Высокая гражданственность поэзии Рождественского привлекла внимание различных изданий и издательств. На его стихи написаны популярные песни: « Стань таким», «Песня неуловимых мстителей», « Огромное небо» и многие другие. Высокая гражданственность поэзии Рождественского привлекла внимание различных изданий и издательств. На его стихи написаны популярные песни: « Стань таким», «Песня неуловимых мстителей», « Огромное небо» и многие другие. За стихи о молодом современнике Роберт Рождественский удостоен премии Ленинского комсомола ( ); за книгу стихов « Голос города» и поэму « Двести десять шагов» - Государственной премии СССР ( 1979). За стихи о молодом современнике Роберт Рождественский удостоен премии Ленинского комсомола ( ); за книгу стихов « Голос города» и поэму « Двести десять шагов» - Государственной премии СССР ( 1979). Поэма « Двести десять шагов» - это память о пережитом, неразрывная связь Вчера и Завтра через Сегодня, верность идеалам отцов, поиски смысла жизни, взаимосвязанность и взаимообусловленность отдельной личности и Отчизны, - все это остро и масштабно раскрыты поэтом в произведении Поэма « Двести десять шагов» - это память о пережитом, неразрывная связь Вчера и Завтра через Сегодня, верность идеалам отцов, поиски смысла жизни, взаимосвязанность и взаимообусловленность отдельной личности и Отчизны, - все это остро и масштабно раскрыты поэтом в произведении

Р. Рождественский «Двести десять шагов» Историческое отступление о крыльях. Р. Рождественский «Двести десять шагов» Историческое отступление о крыльях. Мужичонка-лиходей – Мужичонка-лиходей – рожа варежкой – рожа варежкой – дня двадцатого апреля дня двадцатого апреля года давнего года давнего закричал вовсю закричал вовсю в Кремле в Кремле на Ивановской, на Ивановской, дескать дескать « дело у него « дело у него государево!» государево!» Кто таков? Кто таков? Почто вопит? Почто вопит? Во что верует? Во что верует? Отчего в глаза стрельцам Отчего в глаза стрельцам глядит без робости? глядит без робости? Вор - не вор, Вор - не вор, однако кто его ведает… однако кто его ведает… А за крик А за крик держи ответ держи ответ по всей строгости!.. по всей строгости!.. Мужичка того Мужичка того недремлющая стража взяла. недремлющая стража взяла. На рассвете На рассвете объявил этот странный, объявил этот странный, что клянется смастерить что клянется смастерить два великих крыла два великих крыла и на них, и на них, аки птица, аки птица, будет в небе летать… будет в небе летать… Подземелье, Подземелье, стол дубовый стол дубовый и стена и стена на три крюка. на три крюка. По стене плывут, качаясь, По стене плывут, качаясь, тени страшные. тени страшные. Сам боярин Троекуров Сам боярин Троекуров у смутьяна-мужика, у смутьяна-мужика, бородою тряся бородою тряся грозно спрашивали: грозно спрашивали:

- Что творишь холоп? - Что творишь холоп? - Не худое творю… - Не худое творю… - Значит хочешь взлететь? - Значит хочешь взлететь? - Даже очень хочу - Даже очень хочу - Аки птица говоришь? - Аки птица говоришь? - Аки птица говорю… - Аки птица говорю… - Ну, а как не взлетишь? - Ну, а как не взлетишь? - Непременно взлечу. - Непременно взлечу. Был, расспрашивал бахвал строгим способом, Был, расспрашивал бахвал строгим способом, Шли от засветло расспросы Шли от засветло расспросы и до затемно и до затемно Дыбой гнули мужика, Дыбой гнули мужика, а он упорствовал: а он упорствовал: « Обязательно взлечу! « Обязательно взлечу! Обязательно!» Обязательно!» Вдруг и вправду полетит Вдруг и вправду полетит мозгля кромольная?! мозгля кромольная?! Вдруг понравится царю Вдруг понравится царю потеха знатная?! потеха знатная?! Призадумались боярин Призадумались боярин и промолвили: и промолвили: - ладно!.. - ладно!.. Что тебе, холоп, Что тебе, холоп, к работе к работе надобно?.. надобно?.. Дали все, что просил Дали все, что просил для крылатых дел: для крылатых дел: два куска холста, драгоценной слюды, два куска холста, драгоценной слюды, прутьев ивовых, прутьев ивовых, на неделю еды на неделю еды ( и подьячего, ( и подьячего, чтоб смотрел-глядел) чтоб смотрел-глядел) Необычайное Необычайное мужичок мастерил: мужичок мастерил: вострым ножиком вострым ножиком он холсты кромсал, он холсты кромсал, из белужьих жабр из белужьих жабр хитрый клей варил, хитрый клей варил, прутья ивовые прутья ивовые в три ряда вязал. в три ряда вязал. От рассветной зари От рассветной зари до темных небес до темных небес он работал и он работал и не печалился. не печалился. Он старался – черт Он старался – черт он смеялся – бес: он смеялся – бес: « Получается! « Получается! Ой, получается!!» Ой, получается!!»

Слух пошел по Москве: Слух пошел по Москве: « Лихие дела!.. « Лихие дела!.. Мужичонка… Мужичонка… да чтоб мне с места не встать!.. да чтоб мне с места не встать!.. Завтра в полдень, слышь?- Завтра в полдень, слышь?- два великих крыла… два великих крыла… На Ивановской… На Ивановской… аки птица летать.» аки птица летать.» - Что творишь, холоп? - Что творишь, холоп? - Не худое творю… - Не худое творю… - Значит, хочешь взлететь? - Значит, хочешь взлететь? - Даже очень хочу… - Даже очень хочу… - Аки птица говоришь?.. - Аки птица говоришь?.. - Аки птица говорю… - Аки птица говорю… - Ну а как не взлетишь? - Ну а как не взлетишь? - Непременно взлечу!.. - Непременно взлечу!.. Мужичонка-лиходей - Мужичонка-лиходей - рожа варежкой – рожа варежкой – появившись у ворот появившись у ворот скособоченных, скособоченных, дня тридцатого апреля дня тридцатого апреля на Ивановскую на Ивановскую вышел-вынес вышел-вынес два крыла перепончатых! два крыла перепончатых! Были крылья угловатыми Были крылья угловатыми и мощными, и мощными, распахнулись – распахнулись – всех зажмуриться заставили! всех зажмуриться заставили! Были тоненькими очень – Были тоненькими очень – да не морщили, да не морщили, были словно ледяными – были словно ледяными – да не таяли. да не таяли. Отливали эти крылья Отливали эти крылья сверкающие сверкающие то ли кровушкою, то ли кровушкою, то ли пожарами… то ли пожарами… Сам боярин Троекуров Сам боярин Троекуров со товарищами со товарищами поглядеть на это чудо поглядеть на это чудо пожаловали… пожаловали… Крыльев радужных таких Крыльев радужных таких земля не видела… земля не видела… и надел их мужик, и надел их мужик, слегка важничая. слегка важничая. Вся Ивановская площадь Вся Ивановская площадь шеи вытянула шеи вытянула приготовилась ахнуть приготовилась ахнуть вся Ивановская!.. вся Ивановская!..

Вот он крыльями взмахнул, Вот он крыльями взмахнул, сделал первый шаг, сделал первый шаг, Вот он чаще замахал, Вот он чаще замахал, от усердья взмок, от усердья взмок, Вот на цыпочки встал,- Вот на цыпочки встал,- да не взлеталось никак, да не взлеталось никак, Вот он щеки надул – Вот он щеки надул – а взлететь не мог. а взлететь не мог. Он и плакал, Он и плакал, и молился, и молился, и два раза отдыхал, и два раза отдыхал, закатив глаза закатив глаза подпрыгивал по-заячьи. подпрыгивал по-заячьи. Он поохивал, Он поохивал, присвистывал, присвистывал, он крыльями махал он крыльями махал и ногами семенил, и ногами семенил, как в присядочке. как в присядочке. По земле стучали крылья, По земле стучали крылья, крест мотался на груди, крест мотался на груди, обдавала пыль обдавала пыль вельможного боярина, вельможного боярина, Мужику кричали: Мужику кричали: « Ну, чего же ты? « Ну, чего же ты? Лети! Лети! Обещался, так взлетай, Обещался, так взлетай, окаянина!..» окаянина!..» А когда он завопил: А когда он завопил: « Да где же ты, господи?!» - « Да где же ты, господи?!» - и купца задел крылом, и купца задел крылом, пробегаючи, пробегаючи, Вся Ивановская площадь Вся Ивановская площадь взвыла взвыла в хохоте в хохоте так, что брызнули с крестов так, что брызнули с крестов стаи галочьи! стаи галочьи! А мужик упал на землю, А мужик упал на землю, как подрезали как подрезали и не слышал он и не слышал он ни хохота ни хохота ни карканья… ни карканья… Сам Сам Боярин Троекуров Боярин Троекуров не побрезговали не побрезговали подошли к мужичку подошли к мужичку и в личность харкнули и в личность харкнули и сказали так боярин: и сказали так боярин: « Будя! « Будя! Досыта посмеялись. Досыта посмеялись. А теперь давай похмуримся… А теперь давай похмуримся… Батогами его! Батогами его! Но чтоб – Но чтоб – Не до смерти… Не до смерти… Чтоб денечка два пожил Чтоб денечка два пожил да помучился… да помучился…

Ой, взлетели батоги Ой, взлетели батоги посреди весны! посреди весны! Вился каждый батожок Вился каждый батожок в небе в небе пташкою… пташкою… И оттудова – И оттудова – да поперек спины – да поперек спины – поперек спины – поперек спины – да все с оттяжкою! да все с оттяжкою! Чтобы думал – Чтобы думал – знал! знал! Чтобы впрок – Чтобы впрок – для всех! для всех! Чтоб вокруг тебя Чтоб вокруг тебя стало красненько! стало красненько! Да с размахом – Да с размахом – а - ах! а - ах! Чтоб до сердца – Чтоб до сердца – э – эх! э – эх! И еще раз – И еще раз – о – ох! о – ох! И – И – полразика!.. полразика!.. - В землю смотришь, холоп? - В землю смотришь, холоп? - В землю смотрю… - В землю смотрю… - Полетать хотел? - Полетать хотел? - И теперь хочу… - И теперь хочу… - Аки птица говоришь? - Аки птица говоришь? - Аки птица говорю! - Аки птица говорю! - Ну, а дальше как? - Ну, а дальше как? - Непременно взлечу! - Непременно взлечу! Мужичонка-лиходей – Мужичонка-лиходей – рожа варежкой,- рожа варежкой,- одичалых собак одичалых собак пугая стонами, пугая стонами, в ночь промозглую в ночь промозглую лежал на Ивановской лежал на Ивановской будто черный крест – будто черный крест – руки в стороны руки в стороны Посреди государства Посреди государства затаенного во мгле, затаенного во мгле, посреди берез посреди берез и зарослей смородинных, и зарослей смородинных, на заплаканной, на заплаканной, залатанной залатанной загадочной земле загадочной земле хлеборобов, хлеборобов, храбрецов храбрецов и юродивых. и юродивых. Посреди иконных ликов Посреди иконных ликов и немыслимых личин, и немыслимых личин, бормотанья бормотанья и тоски неосознанной и тоски неосознанной посреди пиров и пыток, посреди пиров и пыток, пьяных песен и лучин пьяных песен и лучин человек лежал ничком человек лежал ничком в крови в крови собственной. собственной. Он лежал один Он лежал один и не было и не было ни звезд, ни облаков. ни звезд, ни облаков. Он лежал, Он лежал, широко глаза открывши, широко глаза открывши, и спина его горела и спина его горела не от царских батогов – не от царских батогов – прорастали крылья в ней, прорастали крылья в ней, крылья, крылышки. крылья, крылышки.

Р.Рождественский в Омске. В годы войны Р.Рождественский вместе с матерью был эвакуирован в город Омск. Наш город поэт увековечил в стихотворении «Город детства»

Литература 1. Вознесенский А. Ампир –ямб Москвы //Уроки литературы. – Русова Н. Читаем русскую лирику. – Нижний Новгород, Озеров Ю.А. Поэты- «шестидесятники» //Уроки литературы. – Платонова Н.И Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983