Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе» Скрипкина Елена Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
Advertisements

« Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность : учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к.
Перепечко Наталья Сергеевна Специальность Учитель начальных классов Пед. стаж 18 лет Образованиевысшее Методическая тема Проектная деятельность в начальной.
«Система работы по формированию навыков табличного умножения у учащихся начальных классов» Автор: Эльсон Е.Р., учитель начальных классов МОУ нач.школа-д/с.
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Ребёнок будет тянуться к урокам, если он найдёт в них условие.
образование: средне-специальное: Светлоградское педагогическое училище Ставропольского края, окончила Специальность: «Преподавание в начальных.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Учимся играя. Задача школы Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Григорьева Екатерина Владимировна учитель математики МОУ СОШ 3 г. Луги Ленинградской области Обучение и развитие как форма и содержание единого процесса.
Роль УМК «Математика. Психология. Интеллект» в реализации Концепции развития школьного математического образования России 1 Гельфман Эмануила Григорьевна,
Формы и организация познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
Целеполагание на примере коррекционной направленности урока математики Из опыта работы С(к)ОУ школа-интернат VIII вида г.Нягань.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Педагогический портрет Учителя математики муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы д. Бурга Маловишерского района Демиденко Александры.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Тема выступления : «Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании русского языка и литературы» Презентацию подготовила учитель.
Обобщение педагогического опыта учителя истории, МХК и обществознания Одинцовской гимназии 11 Елены Леонидовны Бессараб.
Занимательная математика. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими.
* «Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным». Блез Паскаль.
«Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Транксрипт:

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе» Скрипкина Елена Михайловна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 14» Сергиев Посад Московской области

"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"- сказал Л.Н.Толстой. Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование- взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира. Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование- взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Самыми значимыми мыслительными операциями являются: Самыми значимыми мыслительными операциями являются: Анализ – это мысленное разделение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Анализ – это мысленное разделение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример. Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, полезно разнообразить воздействие на различные органы чувств обучающихся. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, полезно разнообразить воздействие на различные органы чувств обучающихся.

Активизация органов зрения: карточки с цепочками примеров, которые демонстрирует учитель или ребята определённое время (мелькающие карточки) карточки с цепочками примеров, которые демонстрирует учитель или ребята определённое время (мелькающие карточки) 67 + = 90 х : 6 = – – 40 = использование ИКТ; использование ИКТ; демонстрация ярких таблиц, графиков, чертежей. демонстрация ярких таблиц, графиков, чертежей.

Активизация органов слуха: выполнение заданий на слух (математические диктанты, блицтурниры); выполнение заданий на слух (математические диктанты, блицтурниры); учитель даёт задания по вариантам разным голосом (тихим и громким, высоким и низким); учитель даёт задания по вариантам разным голосом (тихим и громким, высоким и низким); задания с дисков; задания с дисков; высказывания ответов на ушко. высказывания ответов на ушко.

Активизация моторики и двигательной активности: выполнение чертежей, схем, таблиц; выполнение чертежей, схем, таблиц; моделирование из бумаги; моделирование из бумаги; лепка из пластичных материалов. лепка из пластичных материалов. Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления. Сначала учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку палочек мысленно. Постепенно количество палочек и перестановок увеличивается. Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления. Сначала учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку палочек мысленно. Постепенно количество палочек и перестановок увеличивается. Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону: Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону:

Особо интересны детям игры, связанные с двигательной активностью: «Лови мяч», «Живые цифры», «Решето». Игра "Решето" Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в "решете"

Активизации мыслительной деятельности обучающихся способствует применение учителем на уроках и во внеурочной деятельности различных технологий. Активизации мыслительной деятельности обучающихся способствует применение учителем на уроках и во внеурочной деятельности различных технологий.

Использование технологии проблемного обучения. На этапе самоопределения к деятельности учащиеся при решении предложенных заданий подходят к проблеме урока и пытаются найти возможные пути решения на основе уже имеющихся знаний, умений и универсальных учебных действий. На этапе самоопределения к деятельности учащиеся при решении предложенных заданий подходят к проблеме урока и пытаются найти возможные пути решения на основе уже имеющихся знаний, умений и универсальных учебных действий.

– Из примеров на умножение составьте все возможные примеры на деление. 4 7 = = = 8 – Какие примеры вы составили к первому выражению? ( 28 : 7 = 4, 28 : 4 = 7 ) – Какие примеры вы составили ко второму выражению? ( 6 : 1 = 6, 6 : 6 = 1 ) – Какие примеры вы составили к третьему выражению? ( 0 : 8 ) – Почему вы составили только один пример? ( На ноль делить нельзя) – Почему вы не смогли вычислить ответ в примере 0 : 8 ? (Не изучали правила деления нуля на число.) – Сформулируйте тему и задачи урока. ( Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число. Научиться решить примеры и задачи по теме урока.)

Использование поискового метода. Найти несколько решений одной задачи. Найти несколько решений одной задачи. – Брат и сестра хотят купить несколько карандашей по цене 3 р. за карандаш. У брата есть 6 р., а у сестры – 9 р. Сколько карандашей они могут купить на все деньги? ( (6 : 3) + ( 9 : 3 ) и (6 + 9) : 3 ) ( (6 : 3) + ( 9 : 3 ) и (6 + 9) : 3 ) Найти периметр прямоугольника разными способами. Найти периметр прямоугольника разными способами. Найти сторону прямоугольника, зная периметр и длину второй стороны. Найти сторону прямоугольника, зная периметр и длину второй стороны.

Использование метода сотрудничества. Работа в парах; Работа в парах; Работа в группах; Работа в группах; Работа в коллективно. Работа в коллективно.

Использование метода проектов. Проект: «Числа в загадках, стихах, пословицах и поговорках» Проект: «Числа в загадках, стихах, пословицах и поговорках» Проект: « Весёлый счёт. Число и цифра 9» Проект: « Весёлый счёт. Число и цифра 9» Проект: «Узоры и орнаменты на посуде» Проект: «Узоры и орнаменты на посуде» Проект: «Математическая сказка», «Меры длины» Проект: «Математическая сказка», «Меры длины» Проект «Мир в движении» Проект «Мир в движении»

Использование игровых методов Разнообразные игровые приёмы, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира, активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Разнообразные игровые приёмы, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира, активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Игры при закреплении приемов сложения и вычитания. Игры при закреплении приемов сложения и вычитания. В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший лётчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие. лётчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие. При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета". При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета". При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам". При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам". Исследовательские задания в игровой форме: фокусы с разгадыванием задуманных чисел; задания с занимательными рамками и магическими квадратами; игры типа: "Кто первым получит 10; Исследовательские задания в игровой форме: фокусы с разгадыванием задуманных чисел; задания с занимательными рамками и магическими квадратами; игры типа: "Кто первым получит 10;

Использование нетрадиционных уроков Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала. Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.

Урок-путешествие Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10» (по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского) Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10» (по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского)

Урок-сказка Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас). В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой победой добра над злом. Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас). В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой победой добра над злом.

Урок-игра Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды. Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды.

В процессе обучения математике перед нами состоит задача не только обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. В процессе обучения математике перед нами состоит задача не только обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.

Литература. 1. «Современные образовательные технологии» Учебное пособие. Селевко Г.К. - М.: 1. «Современные образовательные технологии» Учебное пособие. Селевко Г.К. - М.: 1998 г г. 2. «Веселые задачи», Перельман Я.И., М., АСТ*Астрель, «Веселые задачи», Перельман Я.И., М., АСТ*Астрель, Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В., В., Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В., В., «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», 4. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В.,М.,2002. Волина В.,М., Безручко, Л. В. Развитие и изучение мыслительной деятельности на уроках математики 5. Безручко, Л. В. Развитие и изучение мыслительной деятельности на уроках математики [Текст] / Л.В. Безручко. // Начальная школа, 8, С [Текст] / Л.В. Безручко. // Начальная школа, 8, С