Круглый стол «Проектирование урока математики в соответствии с элементами ФГОС» Учитель математики: Дергачёва Татьяна Васильевна МОУ «СОШ с. Елшанка Новобурасского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок как основная форма организации учебной деятельности.
Advertisements

Организация урока (учебного занятия) в системно-деятельностном подходе.
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ) – ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
ФГОС : ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут : анализировать свои.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Основы конструирования и методика проведения уроков деятельностной направленности. Крайнова Елена Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 198»,
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
У РОК В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Жукова Н.П. МОУ Гимназия 4.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ или что необходимо уметь ребенку в современном обществе?
«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района»
Транксрипт:

Круглый стол «Проектирование урока математики в соответствии с элементами ФГОС» Учитель математики: Дергачёва Татьяна Васильевна МОУ «СОШ с. Елшанка Новобурасского района Саратовской области

Вопросы для обсуждения: 1. Накопленный опыт 2. Проблемы 3. Пути решения

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее добывать» А. Дистервег Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

В основе стандартов нового поколения лежит системно - деятельностный подход. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности, и требования к этим результатам. Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Дать способы культурного мышления вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен. Системно - деятельностный подход сегодня реально приходит в образование, но пока дается с трудом. Но именно через него можно дать ребенку "перпетуум- мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах.

Алексей Николаевич Леонтьев говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Кризис образования это обнищание души при обогащении информацией.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно - деятельностный подход, который определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Необходимо знать принципы построения урока по ФГОС, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы: Уроки «открытия» нового знания Уроки рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля

Структура урока «открытия» нового знания: Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; Этап актуализации пробного действия; Этап выявления места и причины затруднения; Этап построения проекта выхода из затруднения; Этап реализации построенного проекта; Этап первичного закрепления с проговариванием в речи; Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону; Этап включения в систему знаний и повторения; Этап рефлексии учебной деятельности.

Структура урока рефлексии: Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; Этап актуализации и пробного учебного действия; Этап локализации индивидуальных затруднений; Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; Этап реализации построенного проекта; Этап обобщения затруднений во внешней речи; Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; Этап включения в систему знаний и повторения; Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Структура урока общеметодологической направленности: Этап мотивации; Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии; Этап закрепления с проговариванием во внешней речи; Этап включения изученного в систему знаний; Этап рефлексии учебной деятельности на уроке;

Структура урока развивающего контроля: урок: I.Этап проведения контрольной работы; II.Этап мотивации (самоопределения); III.Этап актуализации и самоконтроля; урок: I.Этап анализа контрольной работы; II.Этап локализация индивидуальных затруднений; III.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; IV.Этап реализации построенного проекта; V.Этап обобщения затруднений во внешней речи; VI.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; VII.Этап повторения и решения заданий творческого уровня; VIII.Этап рефлексии учебной деятельности.

Один из способов построения современного урока – это технологическая карта. В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса: блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный блок (какими средствами это достижимо); блок организационно - деятельностный (структуризация на действия и операции).

Блок целеполагания (тема урока и цель урока) На современном уроке цель определяется: планируемым результатом урока; путями реализации этого плана. Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов, цель ставится перед каждым этапом учебной деятельности. Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.

Инструментальный блок Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели. Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество "ученик – учитель" придёт к достижению генеральной цели.

Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?" Соответственно, начало выглядит следующим образом: объяснить… повторить… научить… продемонстрировать… побудить к самостоятельному… и т.п. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока. Организационно - деятельностный блок Описание системы учебных занятий; Структура технологической карты.

Традиционный урок Урок по ФГОС Объявление темы урока Преподаватель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей Табл.1 Отличия традиционного урока от урока по ФГОС Требования к уроку

Накопленный опыт По ФГОС работать начала с 1 сентября 2014 года. За это время у меня накоплен небольшой опыт работы. Технологические карты (в электронном приложении и распечатанные), презентации к урокам. Сайты: Министерство образования РФ: ; Тестирование online: 5-11 классы: Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: Новые технологии в образовании: Путеводитель «В мире науки» для школьников: nauka/ и др.multiurok.ru

II Проблемы 1. При составлении технологической карты Наибольшие затруднения у меня вызывает формулировка целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе. В помощь использую данную таблицу с формулировками деятельности:

Для проектирования современного урока в свете ФГОС нужно усвоить основные правила: Учитель ПРОВОДНИК ребёнка в мире знаний; Приоритет самостоятельности учащихся; Приоритет формирования УУД (универсальных учебных действий) ; Организация деятельности учащихся на уроке; Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; Смена видов деятельности учащихся, оптимальное сочетание методов и приёмов обучения; Оптимальный темп и ритм урока.(сотрудничество учителя и ученика)

Идеальный урок по ФГОС – учитель зашёл в класс, попросил детей начать работу и дети весь урок работают самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя или одноклассников 50% работы – на самостоятельное изучение Главное научить ребёнка КАК делать, т.е. вооружить его способом действия, а это и есть УУД. Знаньевой компонент отходит на второй план. Если я знаю как это сделать и где взять нужную информацию, то я это сделаю САМ.

4. Основа стандарта – системно - деятельностный подход. Это целенаправленный процесс имеющий результативность. То есть если я не достигаю никакого результата, то и процесс нельзя назвать деятельностью. 5. Непременное условие современного урока – обучение как активный труд, а не тяжёлое бремя. 6. Смена видов деятельности – основа здоровьесберегающие технологии. 7. Оптимальный ритм урока – правило о котором не должен забывать учитель. Часто дети не успевают за темпом учителя. Проследим цепочку. Отстал – не услышал – не нашёл следующее задание – не сделал – получил отрицательный результат – снижение мотивации и интереса.

Процесс перестройки образовательного процесса в образовательном учреждении подчиняется следующим принципам. Это: Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

2. В подведении учащихся к формулированию новой темы урока Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Как же определяется цель урока в логике системно - деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет.

III Пути решения На мой взгляд следующие пути: активизировать работу по самообразовательной деятельности учителя; посещение уроков коллег с целью изучения опыта реализации системно- деятельностного подхода; изучение опыта работы учителей района и региона.

Практическая работа «Составление технологической карты урока в 5 классе по теме: «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ. СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА » Тип урока: урок открытия детьми новых знаний.

Своё выступление хочу закончить словами Председателя правительства РФ Д.Медведева: