Осетинское прикладное искусство Орнамент Женское художественное шитьё Плетение ТКО 8 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Advertisements

Головной убор женщины был символом хозяйки. Люди верили, что если не носить головной убор можно вызвать гнев покровителя дома. Это приводило к болезням,
Возрождение народного декоративно- прикладного искусства. Орнамент.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Одним из ярких элементов этнического своеобразия народов является традиционная одежда. Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. Вся одежда.
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.. Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами. Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Подготовила: Пряхова И.Г,. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.
Раздел: Моделирование фартука 5 класс. История фартука начинается с Древнего Египта. Египтяне пользовались примитивной драпировкой. Это был кусок ткани,
Украшение одежды Краеведение 2 класс. Коми-пермяцкая одежда Какие детали одежды украшались орнаментом?
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ПО ИСТРИИ. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА В ДРЕВНЕЙ РУСИ. РИСУНОК И ОРНАМЕНТ КАК УКРАШЕНИЕ ОДЕЖДЫ. Звягинцева Владислава 6 «В» класс.
Проект Содиковой Камолы по биологии 6 класса «Г».
Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора,
Древние корни народного искусства Выполнил Рыжова Н.П, преподаватель ИЗО МБОУ СОШ с УИОП 183 имени Р.Алексеева.
Цель: различными методами изучить особенности мордовского национального костюма Кочкуровского района Задачи: * изучить культуру мордовского народа, традиций.
Транксрипт:

Осетинское прикладное искусство Орнамент Женское художественное шитьё Плетение ТКО 8 класс

Три вещи имеют значимость: твоя земля, твой народ и твое сердце (народная мудрость)

Тест 1. Согласно преданиям, нарты принадлежали к трем родам. Каждый род в эпосе наделен особыми, характеризующими его чертами. Какой род славился умом? А)Бората Б) Алагата В) Ахсартаггата

2. Этот нарт носил шубу из волчьих шкур. А) Ахсар Б) Сослан В) Ацамаз

3. Во многих сказаниях он предстает полным чувства собственного достоинства, сдержанным и рассудительным седобородым старцем. А) Сослан Б) Урызмаг В) Батрадз

4. Он родился из нарыва на спине своего отца Хамыца, куда его перенесла мать, женщина из рода волшебников-бценов. А) Батрадз Б) Сослан В) Сырдон

5. Волшебница, которая может принять иной облик, и вещунья, которая способна увидеть все, что происходит на свете. Она первая сварила любимый напиток нартов – ранг, она же дала им пиво. А) Бедоху Б)Дзерасса В)Сатана

6. Герой-богатырь, появившийся на свет из камня. А) Ацамаз Б) Батрадз В) Сослан

7. Нарт-музыкант, под звуки свирели которого начинают таять ледники, выходят из укрытий животные, расцветают цветы. А)Ацамаз Б) Сырдон В)Хамыц

8. Скорбя по сыновьям, он из кисти старшего сына, на которую натянуты жилы его других шести сыновей, изготавливает арфу (фандыр). Игра тандыра так понравилась нартам, что они разрешили ему стать нортом. А) Хамыц Б) Ацамаз В)Сырдон

9. Под какой инструмент исполняли нартские сказания? А) Осетинскую гармонь Б) Свирель В) Фандыр

10. Кто мог исполнять нартские сказания? А) мужчина Б) женщина В) и мужчина, и женщина, а иногда даже хор

Проверим? 1. Б 2. Б 3. Б 4. А 5. В 6. В 7. А 8. В 9. В 10. В Поставь оценку! Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-5 ошибок – «3» От 6 ошибок – «2»

Орнамент - основа декоративно- прикладного искусства осетин. Заложенная в него древняя скифо-сарматская система знаков и символов до сих пор остается не до конца разгаданной.

Осетинский орнамент В основе осетинского орнамента лежали растительные, геометрические или зоологические мотивы.

Орнаментом осетины украшали всё.

Функции орнамента

Орнамент был не просто украшением, а своего рода оберегом. Его наносили на оружие, предметы домашней утвари, вышивали на одежде.

В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. При этом сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как проходила сквозь ткацкую магию. Именно поэтому охранительным орнаментом защищались те места на одежде, где оканчивалась защита ткани и начиналось тело человека.

Магические символы орнамента Образ Богини Матери Образ мирового древа

Что означают элементы осетинского орнамента? Круг с точкой в центре известен как очень древний общемировой символ, священный знак, обозначающий Единого бога, вмещающего в себя все творение. Точка означает начало будущего Мироздания. Круг - это Космос в Вечности, перед новым пробуждением. символ зарождения мира в древности был обозначен как круг с точкой в центре.

Резьба по дереву Святилище Реком

Резьба по дереву Резные чаши для пива передавались из поколения в поколение. А в богато украшенных резьбой креслах сидели главы семейств.

Орнамент использовался в ювелирном, кузнечном и оружейном деле, а также в резьбе по камню

Женское художественное шитьё Осетинские женщины не имели себе равных в искусстве золотого шитья, которым украшались как праздничные платья, так и мелкие вещи – кисеты, коробочки, мешочки для рукоделия, футляры, кошельки, плетенные из золотых ниток шнуры для часов и т.п.

Главным знатоком орнамента всегда была женщина. Искусные рукодельницы тысячелетиями хранили и передавали национальные узоры со сложной символикой. Современное художественное шитье - это наследие аланских мастериц. «Девочек начинали учить этому с самого раннего возраста. Девушка, в совершенстве владеющая техникой рукоделия, славилась далеко за пределами своего села. К ней специально приезжали, чтобы заказать вышивку, платье, осетинский платок»,

Плетение Осетинки плели тесьму и шнур, которые служили для отделки одежды: бурок, башлыков, обуви, из них же делали пуговки и петельки для черкески, бешмета и верхних мужских рубашек.

В случае необходимости вышивальщица из золотых, серебряных и разноцветных шелковых ниток сама, вручную, плела тесьму или шнур (быт), которые в зависимости от способа плетения были плоскими или круглыми, вернее – четырехгранными. Из плоского шнура делали пуговки, а из круглого – петли для черкески, бешмета и верхних мужских рубашек. Галунами ( алдымбыт) украшались как женские, так и мужские головные уборы и одежда. Из галуна делались также портупеи, шнуры для пистолетов, ими украшались ноговицы, чувяки, мягкие сапоги.

Алдымбыт Часто шнурки эти были пестрые при сочетании красного, белого и черного цветов, рисунок был в полоску или же в клетку, а также крестиками. Алдымбыт плели из 4, 5 и 7 нитей. Немаловажную роль в этом плетении имела цветовая гамма. Осетинки за плетением алдымбыт

Белый цвет считался цветом жрецов, красный - воинов, желтый - указывал на тех, кто занят хозяйственной деятельностью. Желтый цвет - цвет зерна, жира и меда считался символом плодородия. Помимо своего первого значения красный нить красного цвета, повязанная на тело человека играла роль оберёга от несчастий и болезни.

Попробуем и мы сплести алдымбыт