Материал к уроку истории Храмовая архитектура русских земель в XII – XIII веках 6 класс Автор: Кузнецова Людмила Николаевна - учитель истории МОУ СОШ 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Искусство Древней Руси Церковь Покрова на Нерли Работу выполнила ученица 9 класса б ученица 9 класса б Маскальчук Валентина.
Advertisements

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля собирательное название, под которым с 1992 в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО фигурируют восемь памятников.
Архитектура Владимиро- Суздальского княжества Автор: О.Р.Солодова МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Суздаль-Владимир- Боголюбово Фотоотчет подготовил 8 б класс Осень 2011 г.
1.Архитектура. -Отличия архитектуры XII – начала XIII в. от архитектуры Киевской Руси. -Храмы Юга Руси. -Храмы Новгорода. -Зодчество Владимиро-Суздальской.
Культура древней Руси Храмовое строительство во Владимиро-Суздальском княжестве.
Памятники русского зодчества МАОУ Краснопутьская СОШ городской округ Домодедово Московской области городской округ Домодедово Московской области Учитель.
( X - XIII века ). Софийский собор в Киеве 1017 – 1037 гг. Современный вид Собор перестроен в конце XVII века. Он приобрёл черты, характерные для архитектуры.
Зодчество Зодчество это отрасль строительного искусства, занимающаяся художественной отделкой и возведением зданий в соответствии с законами красоты.
1 «Золотое» сечение в архитектуре русских храмов.
Борисов Павел, Золотов Алексей 10 класс. Деревянная архитектура, которая восходит к Руси языческой Каменная архитектура, которая связана с Русью христианской.
Архитектура Руси (средние века) Автор: преподаватель МХК М.В. Хлебникова МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Лебедёвка»
Византийские образы и каноны. С принятием христианства в храмовой архитектуре была принята художественная система, разработанная Византией. Основу крестовокупольного.
Презентация к уроку русского языка (8 класс) по теме: Изложение. Описание архитектурного памятника. Церковь Покрова на Нерли"
Сжатое изложение. Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро- Суздальского.
Презентацию выполняли ученицы 9 « б » класса Зайцева Екатерина Храмова Анастасия.
Архитектурный облик Древней Руси План 1. Особенности новгородского зодчества 2. Особенности владимиро- судальской архитектуры 3. Шедевры московской архитектуры.
Храм Покрова на Нерли. 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы "Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со.
Византийские образы и каноны. С принятием христианства в храмовой архитектуре была принята художественная система, разработанная Византией. Основу крестовокупольного.
В дохристианской Руси, в отличие от Европы, еще не существовало ни каменных храмов, ни жилищ - все делалось из дерева. Русские зодчие имели огромный опыт.
Транксрипт:

Материал к уроку истории Храмовая архитектура русских земель в XII – XIII веках 6 класс Автор: Кузнецова Людмила Николаевна - учитель истории МОУ СОШ 2 с.Верхнепашино, Енисейского района

Храмовая архитектура русских земель в XII – XIII веках

Спас на Нередице Спаса на Нередице церковь близ Новгорода Вид с юго- восточной стороны. Спаса на Нередице церковь близ Новгорода План.

Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода Введение во храм, Сретение.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге Общий вид. Спаса на Нередице церковь близ Новгорода Вид с северо-западной стороны.

Дмитриевский собор Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени. В 1992 г. Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения - сам храм - образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство - более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи- закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние.

Посредине храм охвачен Народным поясом-колоннадой. Верхний ярус весь одет резьбой, как драгоценной ризой. "Одеяйся светом, яко ризою, простирай небо, яко кожу" – поет о Творце в одном из псалмов библейский Давид - пастух, псалмопевец, царь и пророк. Рельеф Давида возвышается в средних закомарах всех трёх фасадов. К трону его собирается вся тварь небесная и земная: ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы...

Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельное строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нем угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения.

В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась). В 1919 г. после закрытия стал принадлежать Владимирскому музею. В последние полвека здание неоднократно реставрировалось. Окончательный этап работ проведен в гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, Создание микроклимата. В 2005 году в Дмитриевском соборе открыта необычная экспозиция Владимиро -Суздальского музея- заповедника. Ее главный экспонат – само древнее здание, его замечательные архитектурные формы.

Успенский собор города Владимира В настоящее время Успенский кафедральный собор совместно используется Владимиро- Суздальским музеем-заповедником и РПЦ. Внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Успенский собор - уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. Архитектурные формы собора раскрыты и восстановлены реставраторами XIХ и XX вв. Архитектурное совершенство, древность и ценность здания, его историческая значимость - всё в нем живо. Здесь всегда, за исключением периода с 1927 по 1944 гг., велось богослужение.

В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. "Да будет сей град великое княжение и глава всем" - таков замысел князя - "самовластца". Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно- колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции "Вознесение Александра Македонского", "Три отрока в пещи огненной", "Сорок мучеников Севастийских", полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами...

Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: "владычных сенях", "тереме", "столпе", уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией - величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг Андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. На галереях появились 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавые, на многие века определившее образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.

Покрова на Нерли Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем- заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы - и на взгорке, на берегу тихой старицы - нежный силуэт древней церкви. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.

Во времена князя Андрея Боголюбского, строителя этой церкви, на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября - "Влахернское чудо". Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем "Похвалой кресту", стоявший в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования - "Влахернского чуда", Спаса и Богородицы, Животворящего креста - объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.

"Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви еще с одним событием - гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.

Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь - один из первых храмов владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров- зодчих, и за короткое время - к 1152 году - эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. "Каменка" - это и есть перевод с угро- финского "Кидекша". Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму. По преданию, в этом месте случилась встреча двух святых братьев - князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба они были убиты другим братом - Святополком Окаянным.

Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. Поступок Юрия Долгорукого - строительство княжеского двора вдали от столичного города, на стратегически важном месте речного пути повторил его сын - Андрей Боголюбский - в строительстве загородного Боголюбовского замка. Но в отличие от Боголюбова, в Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер.

Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырек, а с XVIII в. - сельский приход, и в пару к древнему холодному храму поставлена теплая "клетская" Стефаниевская церковь 1780 г. А перед ними - шатровая колокольня с арочным пролетом святых ворот, вокруг - каменная оградка с другими воротцами. В настоящее время памятник принадлежит Владимиро- Суздальскому музею-заповеднику. Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Кубический объем с массивными выступами абсид сложен из отлично тесанных квадров белого камня, ясная конструкция почти лишена резного декора. Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов - только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного портала.

Бориса и Глеба церковь в Гродно е гг. Общий вид

Бориса и Глеба церковь в Гродно е гг. Вид с западной стороны Особенностью храма, которая больше нигде не встречается, является необычный декор стен. Возведенные из плинфы, они украшены сложным орнаментом из разноцветных гранитных камней, цветной майоликовой плитки и даже зеленоватых поливных блюд и чаш. Для особого акустического эффекта в стены вмурованы так называемые «голосники» глиняные сосуды наподобие кувшинов.

Бориса и Глеба церковь в Гродно е гг. Северный фасад

План церкви Бориса и Глеба в Гродно Воронин Н.Н. Древнее Гродно (По материалам археологических раскопок гг.).

Церковь Параскевы пятницы в Чернигове (рисунок). Конец XII - начало XIII в. (восстановлена после разрушения в 1941 г.) Георгиевский собор Юрьева монастыря,1119 г.

Литература и ресурсы Интернет Искусство. Ч. 1. Аванта +, 2001 Культура Древней Руси. Просвещение История России 862 – 1917 гг. (СD) История Отечества 882 – 1917 гг. (СD) html