Руководитель: Клементьевская Елена Александровна, учитель биологии МОУ СОШ 19 Научный консультант: Шутова Елена Васильевна, старший научный сотрудник КГПЗ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Bombus jonellus Растение - шиповник. ВИДОВОЙ СОСТАВ, ЧИСЛЕННОСТЬ, ПИТАНИЕ, СУТОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ ШМЕЛЕЙ НА НЕКОТОРЫХ ТЕРРИТОРИЯХ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ АВТОР:
Advertisements

Значение домашних животных для человека. Собаки в жизни людей Автор : Болденков Сергей, ученик 6 класса МОУ СОШ 19 Руководитель: Клементьевская Елена Александровна,
ОГОРОДЫ ЗАПОЛЯРЬЯ И СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ Автор: Некрасова Яна ученица 11 «А» класса Руководитель:Клементьевская Елена Александровна.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРОТА ОБЫКНОВЕННОГО В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРОТА ОБЫКНОВЕННОГО В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА.
Биоразнообразие Чешуекрылых окрестностей города Кургана ЧЕРЕПАНОВА ЕЛЕНА ученица 7а класса, МОУ «Гимназия 57», города Кургана Руководители: Широченкова.
Автор: Вилиткевич Евгения, ученица 9 А класса МОУ СОШ 19 Руководитель: Клементьевская Елена Александровна, учитель биологии МОУ СОШ 19 С ТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ.
РОЛЬ ГОРОДА В ЖИЗНИ ПТИЦ НА СЕВЕРЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД АВТОР: Конечный Алексей, ученик 8 «А» класса МОУ СОШ 19 города Кандалакши РУКОВОДИТЕЛЬ: Клементьевская.
ПРОЕКТ практико-ориентированный «Изучение фитоценозов пойменного луга» Автор: Лабазанова Диана, 8 «Б» класс Руководитель: Чистякова Тамара Ильинична, учитель.
Учение о центрах происхождения культурных растений по Н. В. Вавилову.
Изучение видового состава птиц в моем селе Работу выполнил Ученик 7 класса МКОУ СОШ 5 С.Новоромановского Тихенко Егор Руководитель: Булавина С.В., Учитель.
Некоторые экологические особенности произрастания на березах древоразрушающих грибов Автор: Ермолина Арина, учащаяся 8 класса МОУ Зарубинской ООШ Городецкого.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2» Научный руководитель: учитель биологии Щербакова Н.В. Научный.
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» «Создание экспертной системы распознавания минеральных удобрений» Автор: Автор: Мелентий.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов 3 г.Яранска Кировской области.
ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ (видовое разнообразие, обилие, питание и охрана) АВТОРЫ: Вайнштейн Юлия, Фомина Екатерина, ученицы 9 «В» класса МОУ.
Автор : ученица 10 класса Алексенцева Алина Научный руководитель : учитель биологии Афанасьева Галина Николаевна.
Царьков Дмитрий ученик 6 класса МОУ « Пеневичская основная школа » Руководитель : Панова М. П. учитель биологии.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Сорные растения моего огорода»
Изучение видового состава и экологической роли жуков садового участка (в районе г. Лермонтова) Автор: Домнышева Ксения ученица 10 класса Б МОУ СОШ2 г.Лермонтова.
Баранова Гульшат, ученица 9 класса, МОБУ Краснохолмская СОШ2, МР Калтасинский район.
Транксрипт:

Руководитель: Клементьевская Елена Александровна, учитель биологии МОУ СОШ 19 Научный консультант: Шутова Елена Васильевна, старший научный сотрудник КГПЗ

1. Шмели – очень интересные объекты для исследования, а известно о них еще далеко не все. 2. Б ольшой интерес шмели вызывают у людей в связи с их значимостью: шмели – прекрасные опылители цветковых растений. 3. Ш мели важны для сохранения биологического разнообразия в дикой природе и повышения урожайности сельскохозяйственных растений в жизни человека. 4. В связи с активным продвижением земледелия на Север в перспективе шмелей можно использовать для повышения урожайности сельскохозяйственных растений в Заполярье, благодаря устойчивости этих насекомых к неблагоприятным климатическим факторам.

Цель работы: продолжить изучение видового состава, численности шмелей и особенностей экологии шмелей, связанных с их питанием, суточной активностью и зависимостью активности от погодных условий. Задачи: 1. Дополнить список видового состава шмелей на изучаемых территориях (Череповецкий и Вожегодский районы Вологодской области, г. Кандалакша Мурманской области). 2. Определить доминирующие виды шмелей в разных биотопах. 3. Определить характер суточной активности шмелей, а также активности от погодных условий. 4. Изучить особенности питания шмелей, установив их связи как с дикими, так и с культурными растениями. 5. Создать краткий определитель наиболее распространенных и хорошо различимых морфологически видов шмелей для школьников, желающих заниматься их изучением. 6. Составить коллекцию видов шмелей, собранных на территории Вологодской области

1. Методы полевых исследований Метод наблюдения и регистрации данных Выборочный вылов видов шмелей 2. Методы обработки полученных данных Метод сравнительного анализа Математические и статистические методы

ДИАГРАММА 3

Процент встречаемости Балл обилия Характеристика вида 0 0 Вид не обнаружен 0,1 1 Встречается локально, везде очень редок 0,1 - 1,0 2 Встречается повсеместно, везде редок 1,1 - 5,0 3 Встречается повсеместно, редок и обычен 5,1 - 10,0 4 Встречается повсеместно, везде обычен 10,1 - 20,0 5 Встречается повсеместно, локально многочислен 20, Встречается повсеместно, везде многочислен

Название растения Количество цветков (соцветий) Среднее время (сек.) Одуванчик 937,5 Шиповник 377,1 Кабачок 277,0 Пикульник 1584,9 Фасоль 964,9 Космея 1355,0 Клевер белый 723,6 Чина луговая 1953,0 Физалис 373,0 Анютины глазки 672,1 Погремок 971,8 Среднее значение 3,0

1. На различных территориях нашей страны шмели активно изучаются учеными. 2. В районах средней полосы насчитывается около 30 видов шмелей. 3. В ходе изучения видового состава шмелей в этом году удалось пополнить список видов в Вологодской области на 7 видов, в Мурманской области на 2 вида. Итого в Вологодской области в ходе полевых исследований зарегистрировано 14 видов, в г. Кандалакша – 7 видов. 4. На территории России можно выделить в числе доминирующих видов виды B. lucorum, B. agrorum. 5. В ходе полевых исследований к доминирующим видам агроценозов (огорода) можно отнести в Вологодской области B. agrorum, B. lapidarius, B. distinguendus, к обычным – В. lucorum, в г. Кандалакше - B. lucorum и B. hypnorum. Популяции данных видов являются стабильными и это подтверждают литературные данные. 6. Шмели обладают политрофностью, опыляя огромное количество культурных и дикорастущих растений (69 видов из 25 семейств), участвуя в сохранении биологического разнообразия и помогая человеку повышать урожайность культурных растений. 7. Шмели меняют свою активность в течение суток. Во многих случаях можно выделить два пика активности. На активность шмелей в течение суток оказывает значительное воздействие совокупность факторов: активность солнца, перепады давления, осадки, влажность воздуха, видовой состав растений и, возможно, межвидовая конкуренция. 8. Несмотря на большую выносливость, многие виды шмелей являются уязвимыми, т. к. численность их популяции не стабильна, следовательно, шмели нуждаются в серьезной охране.