Технология уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы (по технологии Ж.А.Караева).
Уровни. 1 уровень - ученический. Задания ученического уровня формируют репродуктивные умения в стандартной ситуации. 2 уровень – алгоритмический. Задания формируют репродуктивные умения в изменённой ситуации. 3 уровень – эвристический. Задания формируют исследовательские умения в нестандартной ситуации. 4 уровень – творческий. Задания рассчитаны на формирование творческих умений.
Прозрачный журнал Ф.И. учеников Тема урока «…………………………» 1 уровень 2 уровень 3 уровень Оценка 4 уровень 1Каиржанова А Кулибабин О Мажитов А
1 уровень. 1. Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы. Укажите грамматическую основу. Определите, чем выражено сказуемое. Найдите двусоставные и односоставные предложения. Поз…ний вечер. ( ) Уже т…мнело.( ) Степь кл…нило ко сну.( ) Пр…мая д…рога занесена снегом.( ) Со стороны моря дул сильный ветер.( ) Ноч… спускалась на землю.( ) 2 уровень. 1. Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы. Определите тип односоставных предложений. Подберите к ним синонимичные двусоставные. Образец. Сегодня ночью в доме не спали. (Одн. н/л). Взрослые сегодня ночью в доме не спали. На пл…так ставили шатры. Рас…тупитесь, л…са тёмные, раз…йдитесь, реки быстрые. В дож…ь не хочет…ся работать. Поз…ний вечер.
3 уровень.1. Найти неопределённо-личное предложение. Выписать. Доказать. A. Апрель двадцать второго года. B. В углу комнаты темно. C. Идёмте верхней тропой. D. На берегу громко пели. 2. Укажите вид предложения. Красивая картина. Докажите. A. Назывное. B. Определённо-личное. C. Безличное. D. Неопределённо-личное.
4 уровень. 1. Написать мини-сочинение о здоровом образе жизни, используя односоставные предложения. (Вспомните 2 – 3 пословицы). Использование данной технологии приводит к устойчивым положительным результатам в обучении русскому языку: появляется возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех, продвигаться к более высоким достижениям; главное, повышается качество знаний.
Разноуровневая работа на уроках литературы. Этапы работы. 1 этап – диагностический. Проводится диагностика обученности школьников. 2 этап – создание групп. 3 этап – реализация уровневого обучения. 1 уровень – репродуктивный. 2 уровень – алгоритмический. 3 уровень – эвристический. 4 уровень – творческий (сочинение).
2 этап.Экскурсия по пушкинским местам города Уральска. В классе – 3 группы. 1 группа – «А.С.Пушкин в Уральске». 2 группа – «Восстание под предводительством Е.Пугачёва». 3 группа – «Работа Пушкина над повестью «Капитанская дочка». 1 группа. Пётр Андреевич Гринёв. Задания Ι уровня.(Репродуктивного) Рассказать о жизни Петра Андреевича Гринёва, опираясь на текст. Родители Петруши: Андрей Петрович, Авдотья Васильевна. Детские и юношеские годы Петруши. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва: а) в Симбирске; б) в Белогорской крепости до штурма (отношения с обитателями) Гринёв П.А. во время восстания.
Задания ΙΙ уровня. (Алгоритмического) Что повлияло на формирование духовного мира рассказчика? Составить синквейн: П.А.Гринёв. 1.Пётр Андреевич Гринёв. 2.Честный, искренний. 3.Любит, борется, побеждает. 4. Доказал верность заветам отца. 5.Победитель. Задания ΙΙΙ уровня.(Эвристического) С каким литературным героем можно сравнить Петрушу в детстве? Составить диаграмму Венна.
Уровневое обучение представляет возможность каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего учебные. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей, что ведёт к повышению качества знаний.