1. Прочтите высказывание Ч. Дарвина. 2. Обсудите в парах, осмыслите и оцените его, выскажите свое отношение к нему. 3. Проверьте ответ по приблизительному.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Биосфера 1.Учение о биосфере создал русский ученый – Владимир Иванович Вернадский ( ) 2.Начав свою научную деятельность(как геолог) с изучения.
Advertisements

Биосфера, её структура и функции Презентация для урока в 9 классе Автор: Панюшкина Елена Геннадьевна, учитель биологии МОУ «Карагайлинская сош»
Урок биологии 11 класс Тема : « Биосфера - живая оболочка планеты. Структура и компоненты биосферы » Разработала учитель биологии МБОУ Угловская сош Козлитина.
- глобальная экосистема Автор Белоусова М.И., г.Туринск.
Презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме: Структура биосферы презентация
Тест: Учение о биосфере I курс Предмет – экология Преподаватель: Коновалова Л. В.
Биосфера и её устойчивость Кускеев Назир Кадастр
рассмотреть структуру биосферы, выделить границы биосферы познакомиться с различными формами воздействия живых организмов на среду обитания.
ПОДУМАЙ 1. Какие геологические оболочки существуют у нашей планеты? 2. Вспомните о времени возникновения жизни на Земле. Где и почему возникла жизнь?
Биосфера «Живая» оболочка или «пленка жизни» - так называют биосферу. Объединяет гидросферу, верхнюю литосферу, нижнюю атмосферу. Это оболочка, заселенная.
Биосфера – глобальная экосистема Земли. 10 – 11 классы общеобразовательная школа.
Что такое Биосфера? Живые организмы населяют и литосферу, и гидросферу и атмосферу Живые организмы населяют и литосферу, и гидросферу и атмосферу Все.
Экологические системы. Экология рассматривает наиболее крупные уровни организации живого: популяции, сообщества и экосистемы. Напомним, что популяцией.
Жизнь в сообществах. Основы экологии. òВòВезде, вплоть до покрытых льдами полюсов, воздух звенит от пения птиц и жужжания кружащих насекомых. Не только.
Биосфера Термин впервые ввел в науку французский натуралист Ж.-Б. Ламарк в 1803 году, понимая под биосферой всю совокупность живых организмов планеты.
Биосфера В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере Более 70 лет назад академик В. И. Вернадский разработал учение о биосфере - оболочке Земли,
Биосфера План урока Историческая справка Структура биосферы a)границы биосферы b)косное вещество c)живое вещество Круговорот веществ в природе Влияние.
Подготовила: Байметова З Проверила: Мусина А. В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка – биосфера (греч. bios «жизнь»). Термин первым.
– наука о живой природе. Любой, выглянув в окно, сразу увидит множество самых разных живых организмов: деревья, растущие возле дома, птицу, парящую в.
Сообщества. Экосистемы. Биогеоценоз.
Транксрипт:

1. Прочтите высказывание Ч. Дарвина. 2. Обсудите в парах, осмыслите и оцените его, выскажите свое отношение к нему. 3. Проверьте ответ по приблизительному эталону и поставьте балл в лист самооценки.

То, что сам пропускаешь через свое сознание и понимаешь важность или необходимость знания этой информации, запоминается лучше, способствует саморазвитию, успешности в обществе и дает возможность применить эти знания в какой либо жизненной ситуации. (5 б)

1. Все экосистемы Земли являются только подразделениями, составными частями единой гигантской экосистемы, охватывающей всю поверхность планеты. Эту глобальную экосистему называют …?

Везде, вплоть до покрытых льдами полюсов, воздух звенит от пения птиц и жужжания кружащих насекомых. Не только в густых парах нижних слоев атмосферы, но и в чистом эфире верхних слоев все полно жизни. (А. Гумбольдт)

Принимаются и другие варианты: Глобальная экосистема Земли Высший уровень организации живой природы. Вся совокупность биогеоценозов земного шара Это особая оболочка Земли, состав, структура, энергетика которой определяется совокупной деятельностью всех живых организмов.

3. Кто является основоположником учения о биосфере и автором этих слов?

4. Какие виды веществ входят в состав биосферы?

1. живое в-во - совокупность живых организмов; 2. биогенное в-во - создается живыми организмами: атмосфера, уголь, газ, известняк; 3. косное в-во – образуется с участием неживой природы; 4. биокосное – совместный результат живой и неживой природы: почва, ил.

Верхние границы – 20 км, озоновый слой; В литосфере – 3,5-7,5 км (температура недр, проникновение воды в жидком состоянии); В гидросфере – пределов нет, на всей глубине есть жизнь (Мариинская впадина) 6. Чем объяснить стабильность, устойчивость биосферы?

8. Из предложенного списка найдите деструкторов. - лютик едкий, бабочка, гусеница, черви, бактерии, лишайники.

9. Что объединяет продуценты, консументы и редуценты?

10. Что такое биомасса?

11. Как изменяется биомасса в цепях питания от звена к звену? Как называют эту закономерность?

12. Решите задачу: Масса тела дельфина 50 кг. Определите массу съеденной дельфином рыбы, зоопланктона и фитопланктона, участвующих в данной пищевой цепи?

13. В 1866 г. немецкий зоолог Эрнст Геккель ввел название, образованное сочетанием двух греческих слов: «ойкос» и «логос», что сейчас Вам это известно как - …. ?

14. Она изучает ………….

15. В экологии выделяют … группы факторов: …, …, ….

16. Мы подробно остановились на изучении …, …… факторов.

17. К абиотическим факторам относят: ….., ……, ……

18. Экосистемы, созданные человеком, называют …..

Вам предстояло доказать влияние абиотических факторов на продуктивность агроценоза с/х предприятия на территории муниципального образования «Кировский сельсовет». Представьте результаты своей работы.

19. Какие виды взаимоотношений складываются между организмами?

20. Какие формы позитивных отношений вы знаете?

21. Назовите формы антибиотических отношений?

1. Сосед-консумент – это тоже опасно. Он рядом живет, все как будто прекрасно, Но где только можно, он вас потеснит, Участок отнимет и свет заслонит, Умело обставит он вас на охоте – Вы даже не сразу все это поймете. Сумеет он дом и невесту отнять, Останется вам только горько рыдать. А все почему? Потому что крупнее, Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее, А может быть, просто, он вас поумнее. Бывает и так иногда у зверей. О каком виде взаимоотношений между организмами написано стихотворение ? Выскажете свое предположение, какие виды таких взаимоотношений вы можете назвать.? Какое эволюционное значение они имеют для организмов?

Рассмотрим ещё пример отношений. Это – первичное сотрудничество, при котором совместное проживание необязательно. Примером этих отношений может служить распространение семян некоторых растений муравьями. Копытень европейский - распространенное растение. Увидеть цветущим его сложно т.к. цветки мелкие, бурого цвета, невзрачные, находятся близко к земле, но богаты нектаром, который и привлекает муравьев и они их опыляют. Когда семена созреют, муравьи их собирают и несут в муравейник. Сами семена их не интересуют, покров семени прочный и до содержимого они не достают. Платой за распространение служит ариллус – сочное образование семени, богатое углеводами, маслами и др. питательными веществами. Привлеченные этой приманкой, муравьи растаскивают семена копытня. Съедая ариллус, они бросают семена, которые на следующий год прорастают. Подобный способ распространения и у тимьяна (чабреца, «богородской травки».) Принесенные семена прорастают прямо на муравейнике

КОПЫТЕНЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ И МУРАВЬИ - ПЕРЕНОСЧИКИ Съедая ариллус, они бросают семена, которые на следующий год прорастают.

Россия славилась издавна собственным жемчугом, который добывали в северных реках из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков – европейской жемчужницы. Они живут крупными скоплениями и эффективно очищают воду. Каждый моллюск пропускает через себя более 50 л. воды в сутки. Весной самка выбрасывает в воду до 3,5 млн. крохотных личинок. Они могут прожить лишь 2-3 дня, если не успеют прикрепиться к жабрам мальков лососевых рыб - семги, форели, хариуса, которые появляются в это же время. Чистота воды имеет большое значение для развития лососей, в мутных реках икра погибает. Около месяца личинки жемчужницы паразитируют на жабрах рыб, затем освобождаются, падают на дно и начинают самостоятельную жизнь. Сейчас жемчужницы почти исчезли

КЛАСС ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИГОЛОВКА ШИРОКОГО ЛЕНТЕЦА Широкий лентец - плоский червь, паразитирующий в организме человека. Достигает длины 10 м., обладает высокой плодовитостью. Если яйца смываются в водоемы, они могут быть проглочены рачками –циклопами и начинают в них свое развитие. Если этот циклоп будет проглочен рыбой, зародыш лентеца пробирается из желудка рыб в мышцы и печень, где продолжает свое развитие. Человек заражается, если съест не прожаренную рыбу или не просоленную. Широкий лентец чаще встречается там, где есть обычай есть строганину – мелко наструганную сырую мороженую рыбу

Ответ: паразитизм, развитие со сменой хозяев: человек – основной, а циклопы и рыбы – промежуточные хозяева. (4 б)

Желобчатый червец – малоподвижное насекомое, сосущее цитрусы, в 1872 году случайно был завезен в Калифорнию, где у него не было природных врагов. Он быстро размножился и стал опасным вредителем. Для борьбы с ним из Австралии завезли мелкую божью коровку – родолию. В 1889 г. 10 тыс. жуков расселили на юге Калифорнии. Уже через несколько месяцев зараженность деревьев червецом резко упала. Коровка прижилась, и массового размножения червецов больше не было. Этот успех повторили в 50 странах так же успешно. Но против других вредителей приходилось пользоваться ядохимикатами. И вскоре численность червецов вновь достигла гигантских масштабов

Жуки – короеды, как, например, большой лиственничный короед, издают запах, привлекающий других особей на ослабленное дерево. Совместное нападение жуков на дерево облегчает им его освоение. Дерево ослабевает и перестает выделять губительную для жуков смолу. Однако слишком сильного запаха своего вида жуки не выносят, и, когда плотность популяции оказывается высокой, часть короедов начинает покидать дерево. Личинки короеда поселяются в лубе, питаются и развиваются.

Выполним ЗаданияЕГЭ

Задания А: 1 вариант Задания А: 2 вариант 1 а, 3 в, 5 а, 7 в (4 б)2 а, 4 б, 6 б, 8 в (4 б) Задания В1 1 – 4; 3 – 24; 5 – 7; 7 – 25, 9 – 1,9. ( 6 б) 2 -5,12; 4 – 3, 11; 6 – 8; 8 – 6; 10 – 2,10,13. (9 б) Задание С : - Неправильно. Комары занимают определённое место в цепи питания, сообществах организмов. - Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров – водные животные. -Полное уничтожение комаров повлечёт за собой необратимое нарушение цепей питания. ( 4 б) Задание С: Разное питание личинок и взрослых майских жуков уменьшает их конкуренцию за пищу, помогает выживанию вида. (1 б)

. Задание на самоанализ: дополни предложения. Но XX век войдет в историю не только своими выдающимися открытиями, не только социальными потрясениями или беспримерной интеграцией всего мирового сообщества, но и крупномасштабным воздействием …… ? на биосферу, не имеющим аналогов в прошлом

Все виды деятельности человека, кроме природоохранительной, вызывают в природе множество отрицательных последствий. Наиболее же опасными для биосферы являются следующие: - разрушение земной коры; - загрязнение; - вырубка лесов; - истребление растений и животных. Человек вне биосферы бессмыслица. Человек не только должен приспосабливать природу к своим потребностям, но и свои потребности, свою социальную организацию адаптировать к возможностям (и потребностям) природы. В современную эпоху биосфера приобретает определенную цель обеспечить сохранение разума и его носителя … ?

В. И. Вернадский биосферу, преобразованную трудом человека и измененную научной мыслью называет - …….?.

Подводим итог: «Человечество, взятое в целом, становиться мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становиться вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера.» В.И. Вернадский Это и будет нашей новой темой на последующих уроках. Мы начнем изучать 3 й экологический фактор: …. ?

1. Сегодня на уроке я смог(а) … 2. У меня хорошо получилось … 3. Мне это необходимо для… 4. Я встретился (лась) с трудностью … 5. Мне пришлось обратиться к помощи…и она оказалась … 6. Это задание меня застало врасплох, потому что… III Подведение итогов урока: подсчет баллов, перевод в оценку, сопоставление оценок: предполагаемой и получившейся.

1. Творческое задание : «Перепишу параграф по-своему».