ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Advertisements

Технология проектного обучения организация проектной деятельности обучающегося.
Методический совет по теме: «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Исток» г. Гусь - Хрустальный.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Педагогический проект «Проектная деятельность в методике преподавания художественной обработки пластичных материалов и компьютерного моделирования, с элементами.
План действий по реализации управленческого проекта « Проектная деятельность обучающихся – путь к качественному образованию » Протасова Наталья Александровна.
Проектная деятельность младших школьников в ГПД в рамках реализации ФГОС НОО.
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, РАБОТАЮЩЕЙ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Автор: учитель высшей квалификационной категории МКОУСОШ 5 Капустина.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
Метод проектов Отдел ресурсного обеспечения АРЦДО АО ИППК РО, 2011.
Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира. Анохина Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ Чертковская СОШ 1.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Игровые технологии на уроках математики Е.В. Бедарькова учитель математики МБОУ СОШ 19 г.Белово.
Современные формы контроля и их роль в повышении мотивации изучения иностранного языка Автор проекта: М.А. Борисенко, учитель английского языка.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» с. Монастырище Черниговский район.
Транксрипт:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» Учителя трудового обучения первой квалификационной категории Новожилова Евгения Леонидовича

Информация об опыте. 1. Тема опыта. Сведения об авторе. 2. Условия возникновения, становления опыта. 3. Актуальность и перспектива опыта. 4. Ведущая педагогическая идея. 5. Теоретическая база опыта. 6. Новизна опыта. 7. Технология опыта. 8.Результативность. 9. Адресная направленность. 10. Приложения.

1. Тема опыта: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности»

Обобщение педагогического опыта на базе МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» 5-8 классы

Столярно-слесарная мастерская

Новожилов Евгений Леонидович учитель трудового обучения с 1990 г. Первая квалификационная категория с 1999 Работаю по своей индивидуальной программе «Комплексное изучение дерево и металлообработки» с 2002 года

2. Условия возникновения, становления опыта. В первые годы уроки технологии в классах, где я преподавал, проводились в мастерской, которая специализировалась только на слесарных работах и по истечении двух четвертей ребята переходили к другому преподавателю в столярную мастерскую, тем самым были лишены возможности выполнить законченное изделие, состоящее из дерева и металла. Я старался расширить творческие возможности учащихся в выполнении заданий. И разработал свою индивидуальную программу по которой работаю 10 лет, направленную на развитие творчества-эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание занимает сегодня важное место в процессе создания личности, так как современные ученики стремятся к искусству, творчеству, эстетическим сторонам жизни

В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения Обдумывая новые формы работы, развивающие творческие способности учащихся, пришел к выводу, что метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся в течении различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий.

Работа над опытом продолжалась более 3 лет. Недостаточное использование возможностей применения системы проектного метода обучения на уроках технологии определили выбор моей темы : «Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности».

3. Актуальность и перспективность опыта. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, Во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационные функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста

Результатом обучения должна быть высокообразованная и эстетически развитая личность. Любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. Но в реальной жизни мы видим, что большинство выпускников поселковых школ плохо ориентируются в информационном пространстве. Им необходимы новые школьные технологии.

Для развития интеллектуального и творческого потен­циала каждого ученика нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные техноло­гии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относит­ся проектная технология.

Главное для современной школы состоит в том, чтобы система обучения смогла удовлетворять образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его интересами, возможностями и склонностями. Социуму нужны выпускники, владеющие ведущими компетентностями. Система проектного метода обучения по выполнению решения поставленных задач – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, а следовательно, и успешность обучения на уроках технологии.

Специфика моего предмета такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы, выставки, просмотры, а любое самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения и есть творческий проект.

Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1. направлены на достижение конкретных целей; 2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4. в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией.

Роль учителя в реализации проекта. В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции: помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников;

4. Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея опыта - «Эффективность развития творческих способностей учащихся на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента».

5. Теоретическая база опыта. Для осуществления поставленной задачи я применяю технологию проектной деятельности, которая подробно изложена в работах: Симоненко В. Д., Тихонова А. С. (Методика обучения учащихся Технологии), Тихонов А. С., Сидоров О. В. (Творческий потенциал учебного проектирования), Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г. – 96 с. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, 7. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004,1.

В этих работах приводятся конкретные примеры следующих технологий: Технология проектной деятельности. Личностно-ориентированный подход к обучению. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

6. Новизна опыта. Заключается в выборе и апробации технологии образовательного процесса при условии проектного метода в обучении в условиях нашей школы, выработки методических приемов, обеспечивающих оптимальное развитие самостоятельности, самодеятельности и условий для саморазвития. Окунаясь в проектную деятельность, мы провоцируем учащихся к развитию творческих способностей, в итоге мы имеем дело с творческой личностью.

7. Технология опыта. Одним из важных отличий учебного проектирования является комплексный характер данного процесса, предполагающий одновременную разработку учащимися функциональных вопросов, решение конструкторских, эстетических, технологических, экономических, организационно- практических и других задач.

Данный подход позволит добиться создания в ходе учебного проектирования, объекта, обладающего свойствами целостности и гармоничности. Кроме того, включение в образовательной процесс разносторонней деятельности открывает объективные возможности для проявления индивидуальности учащихся, их способностей, склонностей и интересов.

Проектный метод обучения включает в себя все лучшее, что накоплено педагогической теорией и практикой: это теория поэтапного формирования умственных действий, развитие познавательного интереса, рефлексивный метод.

Учащийся выполняет задание на своем уровне развития, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями. Начиная работать по этой технологии, ставил перед собой такие цели, как развитие внимания, творческого воображения, логического мышления учащихся, что является необходимым условием успешности обучения.

Основные задачи развития учащихся: Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Расширение кругозора учащихся. Развитие общеучебных умений и навыков. Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления. Развитие личной целеустремленности, самоконтроля и др.

Обучение эффективно только при такой его организации, когда учащиеся усваивают учебное содержание в деятельности. В этом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика.

Согласно теории деятельности ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением. Перевод обучения на субъект - субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила развитие его мотивационной сферы интеллекта, склонности, самостоятельности, коллективизма, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Проектное обучение позволяет решить эту задачу.

В зависимости от метода, доминирующего в проекте, можно выделить следующие виды проектов: Исследовательские проекты Творческие проекты Информационные проекты Практико – ориентированные проекты.

Проект на тему « Изготовление изделий из тонколистового металла» 5 класс

Проект на тему « Модель транспортного средства» 6 класс

Проект на тему « Кухонные принадлежности» 7 класс

Проект на тему « Изготовление мебели» 10 класс

Проект на тему «Русское оружие» 11 класс

Школьное научное общество ПРОЕКТЫ Защита на муниципальн ом уровне Защита проектов

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Эмблема школьного научного общества». 28 февраля 2012 г. Сивяков А. на заседании ШНО «Парус» представил эмблему, выполненную в технике плоскорельефной резьбы и защитил проектную работу по теме: «Эмблема школьного научного общества», за что был награжден дипломом победителя конкурса исследовательских и проектных работ, заняв первое место.

Проект на тему: «Художественное оформление интерьера школы» (вывески на кабинеты) ученик 11 класса Саламатов Максим

Проект на тему: «Булава – оружие русских воинов» Саламатов Максим Ученик 8 «А» класса – 2 место на муниципальном этапе олимпиады по технологии 2010 г.

Проект на тему: «Шашки – настольная игра» Марков Валерий Ученик 8 «Б» класса – 3 место на муниципальном этапе олимпиады по технологии 2009 г.

8. Результативность работы. Таблица 1. Учебный год Кол-во обучающихся детей Успеваемос ть по предмету Кол-во успевающ их на «4» и «5» Качество знаний % % % %

Таблица 2 Уровень обученности уч.год уч.год уч.год. 0,660,680,53 Высокий

Таблица 3 коэффициент качества обучения уч.год уч.год уч.год. 0,9 > 0,6 Результат выше нормы

Таблица 4 Мониторинг успешности образования Учебный год, класс Кол-во обучающихс я детей Успеваемос ть по предмету (в %) Кол-во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5» А % А % А %

Таблица 5 Результаты районной олимпиады п/п ФИОГод Кл.Назван ие олимпи ад Занято е место Уровень олимпиа ды 1. Марков В.20098Техно- логия 3 Призо- вое Муници- пальный 2. Саламатов М Техно- логия 2 Призо- вое Муници- пальный

Таблица 6 п/п Название творческого объединения Год Название конкурса, смотра, соревнования и т.п. Уровень конкурса, смотра, соревнова ния Занятое место 1«Умелые руки» г. Выставка Изобретателей и рационализаторов Муницип альный 1 место 2«Умелые руки» Выставка технического творчества «Дети, техника, творчество» Муницип альный Призовое место 3«Умелые руки» Выставка технического творчества «Дети, техника, творчество» Муницип альный Призовое место

Таблица 7 п/п Название творческого объединения Год Название конкурса, смотра, соревнования и т.п. Уровень конкурса, смотра, соревнова ния Занятое место 1 «Планета технического творчества» г. Выставка технического творчества «Дети, техника, творчество» Муницип альный Призовое место 2 «Планета технического творчества» Выставка технического творчества «Дети, техника, творчество» Муницип альный Призовое место 3«Планета технического творчества» Выставка технического творчества «Дети, техника, творчество» Муницип альный Призовое место

Таблица 8 п/п Название творческого объединения Год Название конкурса, смотра, соревнования и т.п. Уровень конкурса, смотра, соревнова ния Занятое место 1 «Планета технического творчества» г. Районный конкурс по противопожарной тематике Муницип альный 1 место 2 «Планета технического творчества» Выставка «Зеркало природы» Регионал ьный Призовое место 3«Планета технического творчества» «Изобретателей и рационализаторов» Муницип альный 3 место

Ежегодное участие в акции «На крыльях весну принесли»

Районная выставка изобретателей и рационализаторов 2012 г. Ермолаев Семён – 1 место «Катюша» – 3 место «Телега»

Выставка «Зеркало природы»

Творческие проекты Новожилова Е.Л. Выставка «Мстерские кудесники» в Мстерском музее

В оформление интерьера школы мы внесли нотку своего творчества

9. Адресная направленность. Опыт данной работы может быть использован: Учителями технологии ОУ. Педагогами дополнительного образования по предмету «Технология». Студентами педагогических учебных заведений для написания курсовых и дипломных работ, при прохождении педагогических практик.