Тема исследования: «Сопоставительный анализ «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина и «Легенды об арабском звездочете» В. Ирвинга»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сказки А.С.Пушкина. Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834 г. (напечатана в 1835 г.). Пушкин положил в основу литературный источник: шутливую.
Advertisements

Сказки А.С. Пушкина МДОУ «Надежда» детский сад комбинированного вида 551 Ст. воспитатель Орлова Л.Н. г. Екатеринбург.
К 180-летию сказки. Романтики В творчестве А. С. Пушкина сказки являются одной из ярких и любимых всеми страниц. Анна Ахматова - поклонница и знаток творчества.
Литературная викторина «Сказки А.С. Пушкина». 4 класс.
Александр Сергеевич Пушкин Литературная викторина.
Что з а п релесть э ти с казки ! Путешествие по сказкам А.С.Пушкина.
Вставьте имя собственное к данным словам: 1. Королевич ……. 2. Работник …….. 3. Сватья баба …… 4. Колдунья ……… 5. Остров ………… 6. Волшебник …….
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
Действия с обыкновенными дробями. Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в.
« Что за прелесть эти сказки ! Каждая есть поэма !» А. С. Пушкин.
Викторина «Литературная математика»
Сказки Пушкина. Пушкин один из величайших поэтов нашей страны. Уже несколько поколений родители и бабушки читают его сказки своим детям и именно о них.
Размышление над страницами рассказа «Лев старца Герасима» Лескова Н. С.
Выполнил: Учащийся 10 «а» класса МОУ «СОШ 2» Никитин Евгений Руководитель: Ковалева Л.А.
МБОУ СОШ 119 Каримова Лилия Шамилевна Игра-викторина по сказкам Александра Сергеевича Пушкина 2011 г. Что за прелесть эти сказки!
«Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкин. Краткая информация Сказка о золотом петушке Александра Сергеевича Пушкина Библиотека для чтения «Сказка о золотом.
Образец выполнения домашнего задания. Белоснежка и семь гномов Братья Гримм …Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева.
Русская литературная сказка. Содержание Викторина по сказкам А.С.Пушкина Викторина по сказкам В.А.Жуковского Ответы на викторину.
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Цыремпилова Галина Александровна МБОУ Бичурская СОШ 4 Учитель начальных классов Литературное чтение 3 класс.
Транксрипт:

Тема исследования: «Сопоставительный анализ «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина и «Легенды об арабском звездочете» В. Ирвинга»

Работу выполнила ученица 8 класса Стан- Бехтемирской средней школы Мамутова Карина Научный руководитель: Шептицкая Татьяна Ивановна

Цель исследования: провести сопоставительный анализ этих произведений, найти их сходства и различия. Задачи исследования: познакомиться с жизнью и творчеством американского писателя В. Ирвинга в творчестве Пушкина исследовать период написания сказок внимательно изучить тексты обоих произведений, сравнить сюжеты, героев, и художественные особенности.

Актуальность: В различных источниках даются лишь фрагментарные сведения по данной проблеме, специальных работ нет или их очень мало. Именно поэтому, исходя из потребностей современного общества, мы решили исследовать эту проблему. Практическая значимость: возможность использования данных материалов при изучении сказок Пушкина, на факультативных занятиях.

Вашингтон Ирвинг Американский прозаик, новеллист, очеркист, его называют отцом короткого американского рассказа. Происходил из семьи купца, получил юридическое образование. Литературные способности проявились рано. До глубокой старости оставался неутомимым путешественником. После посещения Испании создал « Альгамбру»- цикл новелл о Гранаде и «Хроникой завоевания Гранады»

Впервые изданная в 1832 году, эта книга сразу же была переведена на многие языки. Ирвинг, прожив некоторое время в Альгамбре, был покорен и красотой, и богатством истории этих мест.

Александр Сергеевич Пушкин Громаден, мудр и неповторим художественный мир, созданный поэтом. Он отдает читателю все богатство своего щедрого сердца, весь опыт души, горевшей высокой страстью. Открывая тайну своего поэтического дара, он увлекает нас к добру и всему прекрасному на земле.

Сказки А. С. Пушкина Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение. «Сказка о золотом петушке» - последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества.

Художественное пространство сказок

Главные герои В «Сказке о золотом петушке»: царь Дадон Звездочет Шамаханская царица.

В «Легенде об арабском звездочете»: Мавританский султан Абен Абус Христианская принцесса Звездочет Абу Аюб

Сюжет «Легенды об арабском звездочете» Престарелый Абен Абус, «воитель в отставке», всеми силами старается отбиваться от молодых соседей-принцев. На помощь к Абен Абусу приходит старец-знахарь Абу Аюб, становится ближайшим советником. По приказу Абу Аюба строится сторожевая башня с бронзовым мавританским всадником на шпиле, предупреждающим об опасности. Всадник указал на перевал Лопе. Звездочет показал чудесную башню с шахматами. Старец, ни в чем не отказывая себе, пользуется казной. Звездочет обустраивает себе пещеру со всей роскошью. Пока султан занят своей новой забавой, звездочет запирается в пещере. Воин указывает на то место, где никого не было, кроме христианской принцессы. Султан обворожен ею, но звездочет просит красавицу себе. Происходит ссора. В государстве бунт. Звездочет помогает Абен Абусу, рассказывает о чудесном невидимом городе. Идет строительство города. Звездочет просит себе первую вьючную скотину, которая въедет в город. Ею оказывается иноходец, везущий принцессу. После спора между султаном и звездочетом астролог и принцесса проваливаются сквозь землю. Напрасны поиски султана, город исчез. Вскоре Абен Абус умирает.

Сюжет «Сказки…» Царь Дадон постарел, не замечает вовремя опасности для государства, этим пользуются его враги. В поисках выхода Дадон обращается к волшебнику-звездочёту. Звездочёт даёт царю Золотого Петушка, который будет предупреждать о врагах, взамен требует исполнения желания, Петушок в очередной раз предупреждает о враге, царь дважды посылает войско под началом царевичей. Войска не возвращаются, Дадон едет сам и находит побитую рать, двух сыновей, убивших друг друга, и никакого противника; Царь так влюбляется в вышедшую там же, на поле боя, из шатра шамаханскую царицу, что над трупами сыновей забывает и своё горе, и царство, и всё на свете. Царь возвращается в свою столицу вместе с царицей, но тут их встречает звездочёт и требует обещанной награды: он хочет получить царицу, то есть то, ради чего Дадон забыл своё царство. Дадон в гневе. Звездочёт настаивает, рассерженный царь убивает его. Слетевший с шеста Петушок убивает царя. А царица вдруг пропала, Будто вовсе не бывало.

Внешность героев Мавританский султан Царь Дадон Абен Абус «Старый царь». Облик пушкинского царя читатель домысливает сам. Султан предстает одряхлевшим старцем: «Престарелый Абен Абус кое-как осилил башенную лестницу…» « Тряся седою бородой», «не слишком подвижный».

Арабский звездочет Звездочет Абу Аюб «В сарачинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый», «старичок». (Пушкинский Звездочет принадлежал к скопцам, к одной из самых страшных сект, существовавших на Руси. На нем была сорочинская шапка, а сарацины – это арабы- мусульмане, следовательно, советником и помощником царя был иноверец (нехристь). Автор называет Абу Аюба «необычайным на вид» Звездочет крайне преклонного возраста: «Седая борода достигала ему до пояса, и был он самого древнего вида, ему уже больше двухсот лет, «сед и морщинист», «тело, иссушенное науками» «из-под косматых бровей», но в то же время он физически силен, крепок: «проделал путь из Египта пешком, пользуясь только посохом».

Христианская Шамаханская принцесса царица «вся сияя, как заря, тихо встретила царя», «девица молодая» Обе героини были дивной красоты: «Одета она была со всею той роскошью, какой отличалось платье готской знати во времена нашествия арабов. Ее иссиня- черные пряди были перевиты жемчужными нитями ярчайшей белизны; на челе ее сияли каменья, под стать сияющему взору. Через плечо на золотой цепочке висела серебряная лира. Искристый блеск ее темных глаз словно огнем осыпал иссохшее, но тем более пылкое сердце Абен Абуза; … плавная поступь», «алые губы».

Психологический портрет героев Абен Абус Автор при помощи психологических деталей показывает тончайшие движения души своих героев, их эмоции и порывы. «воитель на покое» Очень жестокий, «и действительно, разве не замечательное занятие для престарелого старца, и при том миролюбца, вести войны с такой поразительной легкостью не выходя из собственной комнаты, и шутя рассеивать целые армии, точно дело шло о каких-нибудь шуточных вещах» Царь Дадон Как и Абен-Абус, Дадон в под старость захотел покоя: «Жил-был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел »

Мудрец, философ «великий путешественник, повидал много чудес» Обожающий роскошь, красоту. «Премудрый Ибрагим стал царским наперсником Дрожащей рукою схватил книгу, пристально поглядел: – К чему мне твои богатства? – свысока вопросил звездочет. Его Пушкин как и Царя Дадона, описывает с иронией: «Старичок хотел заспорить, Но с иным накладно вздорить» Психологизм в описании Звездочета отсутствует. Звездочет Абу Аюб

Христианская принцесса Гордая, «привыкшая к великолепию» «Глаза у нее колдовские, и я чую чародейство в каждом ее движенье. Она и есть тот неприятель, на которого указал талисман». «Она, правда, никогда не хмурилась, но зато и не улыбалась». А готская царевна ничему не дивилась… Шамаханская царица Властолюбивая, она серьезно не относилась к Царю. «Вся столица Содрогнулась, а девица- Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха.» Ее забавляет эта «война» за нее, и даже смерть Звездочета не затронула ее сердце.

Особенности языка произведения. Морфологическая организация текста У обоих писателей явно преобладают существительные. На 100 слов у Пушкина их 30, у Ирвинга – 26. Это говорит о предметности, вещности изображаемого. Прилагательных у Пушкина – 9, а у Ирвинга – 14, причем половина из них употреблена в превосходной степени: «благоразумнейший», «миролюбивейший». Можно сделать вывод о большей красочности повествования американского писателя. Пушкин скуп на эпитеты, выражается более лаконично. Соотношение глаголов таково: у Пушкина 16, большая часть в прошедшем времени, несколько инфинитивов рисуют общую картину. У Ирвинга глаголов гораздо меньше – 10, что говорит о меньшей динамике происходящих действий.

Синтаксическая организация текста 100 слов у Пушкина составляют 8 предложений: 5 простых, 1 сложноподчиненное, 2 бессоюзных, 1 сложное с разными видами связей. Есть и повествовательные, и вопросительные, и восклицательные конструкции. У Ирвинга всего 4 предложения: 1 простое, 2 сложносочиненных, 1 сложноподчиненное, и все – повествовательные.

Символика в произведениях Петух- символ бдительности, храбрости. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества. Колесница - динамичный символ власти, могущества и быстроты передвижения богов и героев. На колеснице в город въезжает Дадон с Шамаханской царицей.

«И забыл он пред ней смерть обоих сыновей.» Число два – конфликт, зависимость, двойственность. Все имеет свою пару, и царь думает, что тоже нашел свою половину. 2 7 «И потом, неделю ровно, пировал у ней Дадон.» Число семь означает совершенство (Шамаханская царица), безопасность (И в шатер свой увела), обилие (Всяким яством угощала), покой (Уложила отдыхать на парчовую кровать). Числовая символика в сказке 3 Троекратный повтор числа восемь еще более его усиливает. Человек обладает тройной организацией: тело, душа, дух. Дадон полностью во власти царицы (Покорясь ей безусловно, околдован, восхищен.) «Негде, в тридевятом царстве(3 х 9), В тридесятом государстве(3 х 10).»

8 По Пифагору, восемь – символ гармонии, священное число божественного правосудия. По другим источникам: любовь, расположение, закон. Одна петля числа символизирует перевороты и своенравие (Я, конечно обещал, но всему же есть граница. И зачем тебе девица?), другая - усердие в деле и фатальный взгляд на мир. В христианстве восьмерка означает восстановление и возрождение. 9 Девять означает всемогущество и представляет собой тройную триаду. Это полнота, достижение, число небесное и ангельское, рай на земле. Но с другой стороны – это символ железа, металла, из которого делается оружие. (Должен был он содержать многочисленную рать). Десять – символ красоты, Высшей гармонии, совершенное число Космоса. 10

Посох Абу Аюба. «Шел Звездочет со своим колдовским посохом». Посох символизирует знание, которое является единственной опорой человека. «Наружный вход во дворец перемыкала высокая арка…» Арка- символ небесного свода, распространенный элемент в культуре ислама. Часто мечети имеют арочные входы. Это означает, что человек, входящий в мечеть, будет защищен высшими силами.

«Дворца не увидать, пока не пройдешь зачарованные врата». Ворота – символ перехода из одного мира в другой. «А на горе стоит баран, на нем петух, скрепленные осью» Баран символизирует солнечную энергию, мужество, упрямство. Символ стихии - как созидательной, так и разрушительной, требующей жертв. «Видит, бьется петушок, Обратившись на восток». Восток – символизирует свет, источник жизни, юность, новую жизнь, это ключевое направление для большинства религий, куда обращаются лицом молящиеся. В сказке с восточной стороны появляется Шамаханская царица, косвенно ставшая причиной смерти Дадона.

Выводы по работе