Жизнь и творчество М.А.Булгакова Добро и зло в художественном осмыслении М.А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Выполнил ученик 11 класса Гладков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1891 г. 3/15 мая* в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской)
Advertisements

Булгаков не менял своих взглядов по моде или по выгоде. Но он напряженно думал обо всем, что видел перед собой. И мысль его… была наклонна к анализу живого,
Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 1940) Родился 3(15) мая 1891 г. в Киеве.
Михаил Афанасьевич Булгаков ( г г)
Булгаков, Михаил Афанасьевич. Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя 10 марта 1940, Москва, СССР) советский писатель,
М. А. БУЛГАКОВ : ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Булгаков, Михаил Афанасьевич. Михаил Булгаков родился 3 15 мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года профессора) Киевской духовной академии Афанасия.
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ ( ). ДАТА РОЖДЕНИЯ : 15 МАЯ Г РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ РОДИТЕЛИ : АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ БУЛГАКОВ, ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА БРАТЬЯ.
Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию, прилагавшуюся.
Жизнь и творчество М. А. Булгакова Кирьянова Светлана РУС-РЛД-ОД II курс.
История создания романа «Мастер и Маргарита» От написания к первой публикации.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Михаил Булгаков Биография писателя Родился 15 мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии гг. годы учебы в.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Образовательный центр «Нива» Литература 9-11 классы.
Осипова Наталья Анатольевна. Будущий писатель родился в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича.
( ). Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова( )
История написания романаМастер и Маргарита. Вступление. Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков.
Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971 г.г.)
Михаил Булгаков ( ). Михаил Булгаков - русский писатель и драматург, автор множества произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой.
Транксрипт:

Жизнь и творчество М.А.Булгакова Добро и зло в художественном осмыслении М.А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Выполнил ученик 11 класса Гладков Евгений Евгеньевич

Булгаков не менял своих взглядов по моде или по выгоде. Но он напряженно думал обо всем, что видел перед собой. И мысль его… была наклонна к анализу живого, не заморочена догмами или предвзятостью и подкреплена ответственностью свидетеля и летописца великих и трагических событий в жизни родины. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства... В.Я. Лакшин

1891 г. 3/15 мая в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) в Киеве родился первый ребенок - сын, Михаил Афанасьевич Булгаков. Место рождения - дом священника о. Матвея Бутовского (Воздвиженская ул., 28) г. 3/15 мая в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) в Киеве родился первый ребенок - сын, Михаил Афанасьевич Булгаков. Место рождения - дом священника о. Матвея Бутовского (Воздвиженская ул., 28).

1891 г. 18 мая - крещен по православному обряду в Крестовоздвиженской церкви (на Подоле) священником о. М. Бутовским. Имя дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Крестными родителями стали ординарный профессор КДА Николай Иванович Петров и бабка Булгакова по отцовской линии Олимпиада Федоровна Булгакова. 18 мая - крещен по православному обряду в Крестовоздвиженской церкви (на Подоле) священником о. М. Бутовским. Имя дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Крестными родителями стали ординарный профессор КДА Николай Иванович Петров и бабка Булгакова по отцовской линии Олимпиада Федоровна Булгакова г. 22 августа - после окончания приготовительного о класса начинает учебу в первом классе Первой киевской мужской Александровской гимназии (Бибиковский бульвар,14).

Чувство самостоятельности У Михаила рано развилось чувство самостоятельности. В младших классах, как рассказывают его одноклассники, он был изрядным драчуном, в старших – пуще всего охранял свою независимость и достоинство. Панибратства и фамильярности не терпел с молодых лет. Примерным домашним юношей не был: однажды дурно отличился, истратив на кино деньги, выделенные матерью на учебник физики, а по весне, прогуливая уроки, бродил по киевским бульварам с барышнями под цветущими каштанами. Слишком рано, по мнению матери, он надумал жениться, увлёкшись девушкой из Саратова, и был самостоятелен в выборе своего будущего. У Михаила рано развилось чувство самостоятельности. В младших классах, как рассказывают его одноклассники, он был изрядным драчуном, в старших – пуще всего охранял свою независимость и достоинство. Панибратства и фамильярности не терпел с молодых лет. Примерным домашним юношей не был: однажды дурно отличился, истратив на кино деньги, выделенные матерью на учебник физики, а по весне, прогуливая уроки, бродил по киевским бульварам с барышнями под цветущими каштанами. Слишком рано, по мнению матери, он надумал жениться, увлёкшись девушкой из Саратова, и был самостоятелен в выборе своего будущего. Татьяна Лаппа, девушка из Саратова

1909 г. Май - Булгаков оканчивает Первую Александровскую гимназию. 8 июня - получает аттестат зрелости г. Булгаков отозван с фронта и отправлен в сельскую больницу Смоленской губернии. Результатом данной врачебной практики становятся «Записки юного врача».

Студенчество Киевский университет Анатомический театр Киевского университета Диплом лекаря с отличием М.А. Булгакова 31 октября 1916 г. Вестибюль Киевского университета 21 августа 1909 года Михаил был принят в Университет св. Владимира на медицинский факультет.

Особенности личности Насмешливый юноша с острым складом ума, смущавший своими экспромтами, шутками и розыгрышами соседей и родственников, обладал тайным лиризмом души и острым любопытством к людям. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано и без особого расчёта стать известным начал печататься – небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические сценки. Уже в молодые годы, помимо иронического склада ума, в нём можно было отметить пристальность аналитика. Другой важной его чертой был художественный артистизм, интерес к перевоплощению, чуткость ко всякой театральности. Он тянулся к сцене, одно время мечтал стать оперным певцом, знал наизусть «Аиду» и «Фауста», реминисценции из которых возникали потом в его творчестве. Писал он и пьесы для домашнего театра, играл на подмостках дачного театра. Насмешливый юноша с острым складом ума, смущавший своими экспромтами, шутками и розыгрышами соседей и родственников, обладал тайным лиризмом души и острым любопытством к людям. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано и без особого расчёта стать известным начал печататься – небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические сценки. Уже в молодые годы, помимо иронического склада ума, в нём можно было отметить пристальность аналитика. Другой важной его чертой был художественный артистизм, интерес к перевоплощению, чуткость ко всякой театральности. Он тянулся к сцене, одно время мечтал стать оперным певцом, знал наизусть «Аиду» и «Фауста», реминисценции из которых возникали потом в его творчестве. Писал он и пьесы для домашнего театра, играл на подмостках дачного театра. Михаил Булгаков, студент Киев, 1909 год

1918 г. Булгаков возвращается в Киев, а через год он был призван в Добровольческую армию А. И. Деникина. Когда деникинцы отступали, больной Булгаков, в тифу, был оставлен во Владикавказе и начал сотрудничать с большевиками, чтобы не умереть с голоду.

На чьей он стороне? Первые впечатления революции в смоленской деревне, когда горели барские усадьбы, пожаром гулял мужицкий гнев, а ревкомы крутой поры военного коммунизма осуществляли в Вязьме бессудные расправы, произвели сильное впечатление на М.А. Булгакова и заметно качнули его в сторону старого режима, с которым связывалось в воспоминаниях «мирное время»: просторный уютный дом, любящие братья и сёстры, ноты «Фауста» на пюпитре рояля. Кровавую черту под прошлым для него, как и для многих людей его круга, подвело известие о расстреле царской семьи. Первые впечатления революции в смоленской деревне, когда горели барские усадьбы, пожаром гулял мужицкий гнев, а ревкомы крутой поры военного коммунизма осуществляли в Вязьме бессудные расправы, произвели сильное впечатление на М.А. Булгакова и заметно качнули его в сторону старого режима, с которым связывалось в воспоминаниях «мирное время»: просторный уютный дом, любящие братья и сёстры, ноты «Фауста» на пюпитре рояля. Кровавую черту под прошлым для него, как и для многих людей его круга, подвело известие о расстреле царской семьи. С белыми его связывало слишком многое. Как же тогда оказался он среди тех, кто стал сотрудничать с советской властью? С белыми его связывало слишком многое. Как же тогда оказался он среди тех, кто стал сотрудничать с советской властью? Во время отступления деникинцев под ударами Красной Армии он остался во Владикавказе. То, что его вчерашние товарищи по оружию бросили его, больного тифом, заставило М. Булгакова пережить личное потрясение. И когда бросили, он с приятелем Юрием Слёзкиным, известным беллетристом, пошёл сотрудничать в подотдел искусств, не ощущая это как гибельный компромисс или как предательство. Сотрудничество с новой властью было для него не только средством не погибнуть с голоду, но и неизбежным поворотом судьбы. Во время отступления деникинцев под ударами Красной Армии он остался во Владикавказе. То, что его вчерашние товарищи по оружию бросили его, больного тифом, заставило М. Булгакова пережить личное потрясение. И когда бросили, он с приятелем Юрием Слёзкиным, известным беллетристом, пошёл сотрудничать в подотдел искусств, не ощущая это как гибельный компромисс или как предательство. Сотрудничество с новой властью было для него не только средством не погибнуть с голоду, но и неизбежным поворотом судьбы.

1920 г. Этот год стал переломным: врачебная практика была оставлена, а основной деятельностью становится литература.

1921 – 1922 гг. В 1921 году писатель попадает в Москву. В период с г., Булгаков не имел постоянной службы, голодал.

Московский журналист… Прежде чем стать московским журналистом, М.А. Булгакову пришлось поработать конферансье, редактором хроники в частной газете, занимать должность инженера в Научно-техническом комитете, сочинять проект световой рекламы. Однако уже с весны 1922 года М. Булгаков плотно входит в столичный журнальный мир – печатается в изданиях «Рабочий», «Рупор», «Железнодорожник», «Красный журнал для всех», «Красная нива» и т.п. Михаил Афанасьевич пишет репортажи, фельетоны и очерки. В апреле 1922 года поступает лит обработчиком в газету «Гудок». Посещает заседания литературных кружков и обществ («Зелёная лампа», «Никитинские субботники», «Узел»). Опубликованы первая часть «Записок на манжетах» и рассказы. Прежде чем стать московским журналистом, М.А. Булгакову пришлось поработать конферансье, редактором хроники в частной газете, занимать должность инженера в Научно-техническом комитете, сочинять проект световой рекламы. Однако уже с весны 1922 года М. Булгаков плотно входит в столичный журнальный мир – печатается в изданиях «Рабочий», «Рупор», «Железнодорожник», «Красный журнал для всех», «Красная нива» и т.п. Михаил Афанасьевич пишет репортажи, фельетоны и очерки. В апреле 1922 года поступает лит обработчиком в газету «Гудок». Посещает заседания литературных кружков и обществ («Зелёная лампа», «Никитинские субботники», «Узел»). Опубликованы первая часть «Записок на манжетах» и рассказы. М.А. Булгаков 1922 год

Был этот мир, и этот мир убит… гг. работает над романом «Белая гвардия», главы из которого при жизни писателя лишь единожды были опубликованы в журнале «Россия» в Германии.

1924 г. Знакомство с Любовью Евгеньевной Белозерской и женитьба на ней после расторжения первого брака.

гг. ознаменованы в творчестве Булгакова появлением сатирических повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».

1926 г. На сцене МХАТа ставится пьеса «Дни Турбиных», которая претерпела множество нападок и притеснений. Ни одна пьеса из созданных в это время не была поставлена: ни «Зойкина квартира», ни «Бег», ни «Кабала святош» и т.д.

4 октября зарегистрирован брак между Шиловской Еленой Сергеевной и Булгаковым. Сохранилась шутливая записка Михаила Афанасьевича, переданная в день бракосочетания на заседании в Художественном театре режиссеру В.Г.Сахновскому: «Секретно. Срочно. В 3 3/4 дня я венчаюсь в Загсе. Отпустите меня через 10 минут». Так они стали законными мужем и женой. Е.С. Шиловская

1930 г. 28 марта 1930 гг. Булгаков пишет обращение к правительству: « Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу. Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ,- нищета, улица и гибель ». После звонка Сталина писатель был принят во МХАТ, где проработал 6 лет режиссером-ассистентом.

Страшное давление Страшное давление бесчеловечной «системы» Булгаков ощущал постоянно, и в 1936 году один из его «друзей дома» передал в НКВД горькие слова опального драматурга: «Я похож на человека, который лезет по намыленному столбу только для того, чтобы его стаскивали за штаны вниз для потехи почтеннейшей публики. Меня травят так, как никого и никогда не травили: и сверху, и снизу, и с боков… Я поднадзорный, у которого нет только конвойных». В пьесе «Александр Пушкин» для официально - «придворной» сцены драматургом объяснена и предсказана собственная судьба: «Гибель великого гражданина совершилась потому, что в стране неограниченная власть вручена недостойным лицам, кои обращаются с народом, как с невольниками!..» Страшное давление бесчеловечной «системы» Булгаков ощущал постоянно, и в 1936 году один из его «друзей дома» передал в НКВД горькие слова опального драматурга: «Я похож на человека, который лезет по намыленному столбу только для того, чтобы его стаскивали за штаны вниз для потехи почтеннейшей публики. Меня травят так, как никого и никогда не травили: и сверху, и снизу, и с боков… Я поднадзорный, у которого нет только конвойных». В пьесе «Александр Пушкин» для официально - «придворной» сцены драматургом объяснена и предсказана собственная судьба: «Гибель великого гражданина совершилась потому, что в стране неограниченная власть вручена недостойным лицам, кои обращаются с народом, как с невольниками!..» Работник ЧК НКВД

Сила духа Сила духа и жизни Булгакова была такова, что смогла создать и защитить от беспощадного давления бесчеловечной власти свой добрый, светлый, весёлый, умный и талантливый мир, куда стремились усталые, отчаявшиеся, изолгавшиеся, даже заведомые негодяи и предатели. «Люди приходили к Булгакову отдохнуть, повеселиться», - говорил друг писателя Ермолинский на допросах в НКВД. Сила духа и жизни Булгакова была такова, что смогла создать и защитить от беспощадного давления бесчеловечной власти свой добрый, светлый, весёлый, умный и талантливый мир, куда стремились усталые, отчаявшиеся, изолгавшиеся, даже заведомые негодяи и предатели. «Люди приходили к Булгакову отдохнуть, повеселиться», - говорил друг писателя Ермолинский на допросах в НКВД. Этот мягкий и интеллигентный потомок орловских священников всё видел, всё понимал, был человеком мужественным и целеустремлённым, находил в себе силы для того, чтобы преодолевать многочисленные препятствия, встречавшиеся на его писательском пути. Этот мягкий и интеллигентный потомок орловских священников всё видел, всё понимал, был человеком мужественным и целеустремлённым, находил в себе силы для того, чтобы преодолевать многочисленные препятствия, встречавшиеся на его писательском пути. М.А. Булгаков середина 30-ых годов

Предчувствие смерти Елена Сергеевна вспоминала, что Булгаков давно томился предчувствием смерти. В 1932 году, сразу после того, как они решили соединиться, он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Он сказал: «Я говорю очень серьёзно, поклянись». А когда наступил 39-й год, он стал говорить: «Ну, вот пришёл мой последний год». Булгаков действительно заболел в 39-м году. И когда выяснилось, что он заболел нефросклерозом, то он это принял как нечто неизбежное. Как врач он знал ход болезни и предупреждал жену о нём. Он ни в чём не ошибался. Нефросклероз – болезнь наследственная и смертельная год он встретил в том же возрасте, в котором погиб его отец, и оттого, наверное, мысли о близкой смерти стали у Булгакова особенно навязчивыми. Ещё летом 1938 года он впервые перевёл в машинопись роман «Мастер и Маргарита», уничтоженный в 1930-м, но заново начатый в 1931-м. Елена Сергеевна вспоминала, что Булгаков давно томился предчувствием смерти. В 1932 году, сразу после того, как они решили соединиться, он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Он сказал: «Я говорю очень серьёзно, поклянись». А когда наступил 39-й год, он стал говорить: «Ну, вот пришёл мой последний год». Булгаков действительно заболел в 39-м году. И когда выяснилось, что он заболел нефросклерозом, то он это принял как нечто неизбежное. Как врач он знал ход болезни и предупреждал жену о нём. Он ни в чём не ошибался. Нефросклероз – болезнь наследственная и смертельная год он встретил в том же возрасте, в котором погиб его отец, и оттого, наверное, мысли о близкой смерти стали у Булгакова особенно навязчивыми. Ещё летом 1938 года он впервые перевёл в машинопись роман «Мастер и Маргарита», уничтоженный в 1930-м, но заново начатый в 1931-м. Булгаков с женой 1939 год

Последние месяцы 10 сентября 1939 года Булгаковы поехали отдохнуть в Ленинград. Здесь писатель почувствовал внезапную потерю зрения. Вернулись в Москву, врачи установили острый нефросклероз. Булгаков сразу осознал безнадёжность своего положения. Власти проявили к больному определённое внимание. 11 ноября 1939 года больного посетил (явно после указания свыше) глава советских писателей А.А. Фадеев. С 18 ноября месяц Булгаков находился в правительственном санатории в Барвихе, его состояние временно улучшилось. Драматург даже попытался вернуться к задуманной ещё в мае 39-го года пьесе «Ласточкино гнездо», главными героями которой должны были стать затравленный опальный писатель и всесильный чин НКВД Ричард, за которым прослеживался прототип – казнённый в марте 1939 года бывший шеф НКВД Генрих Ягода. 6 января Булгаков попробовал сделать первые наброски пьесы, но скоро оставил работу, записав: «Ничего не пишется, голова как котёл!.. Болею, болею». 10 сентября 1939 года Булгаковы поехали отдохнуть в Ленинград. Здесь писатель почувствовал внезапную потерю зрения. Вернулись в Москву, врачи установили острый нефросклероз. Булгаков сразу осознал безнадёжность своего положения. Власти проявили к больному определённое внимание. 11 ноября 1939 года больного посетил (явно после указания свыше) глава советских писателей А.А. Фадеев. С 18 ноября месяц Булгаков находился в правительственном санатории в Барвихе, его состояние временно улучшилось. Драматург даже попытался вернуться к задуманной ещё в мае 39-го года пьесе «Ласточкино гнездо», главными героями которой должны были стать затравленный опальный писатель и всесильный чин НКВД Ричард, за которым прослеживался прототип – казнённый в марте 1939 года бывший шеф НКВД Генрих Ягода. 6 января Булгаков попробовал сделать первые наброски пьесы, но скоро оставил работу, записав: «Ничего не пишется, голова как котёл!.. Болею, болею». М.А. Булгаков 1939 год

гг. работа над романом «Мастер и Маргарита».

Некролог 15 марта в «Литературной газете» появились фотография и некролог: «Умер Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель очень большого таланта и блестящего мастерства…» Подпись одна, коллективная – «Президиум Союза советских писателей». Некролог как некролог, вполне официален, написан Александром Фадеевым сердечно, не казённо. Но в тогдашней литературе давно уже не существовало писателя Булгакова. Он молчаливо считался явлением «незаконным». Высокопоставленные чиновники из секретариата СП старались его не замечать, избегали встреч. И вдруг такая храбрость… Непонятно… 15 марта в «Литературной газете» появились фотография и некролог: «Умер Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель очень большого таланта и блестящего мастерства…» Подпись одна, коллективная – «Президиум Союза советских писателей». Некролог как некролог, вполне официален, написан Александром Фадеевым сердечно, не казённо. Но в тогдашней литературе давно уже не существовало писателя Булгакова. Он молчаливо считался явлением «незаконным». Высокопоставленные чиновники из секретариата СП старались его не замечать, избегали встреч. И вдруг такая храбрость… Непонятно… А. Фадеев

На Новодевичьем кладбище Могила А.П. Чехова Могила М.А. Булгакова Эта таинственная история завершала долгую, сложную и жестокую игру вокруг писателя и его произведений. Булгаков об этой игре знал, постоянно видел в своём доме явных и тайных соглядатаев, глубоко переживал невозможность высвободиться из невидимых пут тягостного и опасного внимания.

1987 г. Начало широкой публикации произведений Булгакова массовыми тиражами. Начало широкой публикации произведений Булгакова массовыми тиражами.

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени, его пороках, его людях, и поэтому роман стал уникальным для той примечательной эпохи. В романе царят свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиции.

КОПИЯ РУКОПИСИ Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» принес писателю заслуженную популярность и любовь читателей. Этот роман с самого момента своего создания вызывает огромное количество споров и нерешенных вопросов. Он окутан тайной, как и то что предшествовало его написанию. Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» принес писателю заслуженную популярность и любовь читателей. Этот роман с самого момента своего создания вызывает огромное количество споров и нерешенных вопросов. Он окутан тайной, как и то что предшествовало его написанию. Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

Воплощением доброго в романе является Иешуа Га-Ноцри. Он верит в изначальную доброту мира, не допуская даже мысли о зле. Иешуа – это воплощение чистой идеи. Он – философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». «Добрый человек», - обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра. Иешуа Га-Ноцри

В самом начале романа читатель, кажется отлично представляет себе, что есть добро, а что зло. Воланд, который вместе со своей свитой переселяется в Москву, творя беспорядки и странные вещи – это зло, а жители Москвы, вроде бы ставшие жертвами зла – добро. Но, по мере того как развивается повествование, добро и зло получают все новую и новую окраску. Читатель недоумевает, как же добрые люди, населяющие Москву, могут быть столь завистливыми, жадными и глупыми. И как дьявол, который во все времена олицетворял силы зла, может помогать влюбленным, соединяя их и отправляя в вечность.

Воланд, предстающий в романе как Князь Тьмы, объективно не творит зла. Напротив, изобличает людские пороки: корысть, жадность, хамство. Рассуждая о современном человеке, он приходит к выводу о том, что люди почти не изменились с древних времен: «…они – люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны…ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних». По сути, Воланд – «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эти строки Гёте приведены в эпиграфе к роману не случайно: Воланд пытается очистить мир, открывая и разоблачая его пороки. Другое дело, что ему не предписано это высшим промыслом, то есть он берет на себя эту миссию самовольно. При этом Воланд действует масштабно, не снисходя до жалости к тем, кого он жестоко наказывает. Впрочем, странно было бы требовать от дьявола сочувствия. Достаточно того, что он помог мастеру и Маргарите. Воланд в окружении Мастера и Маргариты. Воланд в окружении Мастера и Маргариты.

Представление в Варьете Воланд в художественном мире романа – не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в жизни удивительно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда – не цель, а средство справиться с людскими пороками. Воланд в художественном мире романа – не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в жизни удивительно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда – не цель, а средство справиться с людскими пороками.

На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят Иешуа, сожжен роман. Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит: «Все будет правильно. На этом построен мир». Это значит, что действительность существует все-таки ради добра. Мировое зло и страдание – нечто переходящее, они закончатся вместе со всей драмой события.

Добро и зло в романе Булгакова настолько относительны, что подчас незаметна граница, их разделяющая, делающая зло добром, а добро – злом. Герои, кажется, сами путаются в этом, они не знают, к кому себя отнести, в какой лагерь записать. Как-то заведено, что в романе речь должна идти о силе добра, добро должно в конечном итоге побеждать зло, повергая его. Но эта концепция не имеет никакого отношения к роману Булгакова. Здесь все наоборот, на его страницах мы видим много качеств и свойств зла: зависть, ненависть,месть, заговоры, глупость, подлость, - в то время как только одна тема действительно отвечает требованиям добра – это любовь, настоящая, чистая и светлая любовь.

Таким образом, извечный вопрос о добре и зле предстает в романе Булгакова в несколько непривычном ракурсе, что лишний раз свидетельствует о сложности этой проблемы. Зло многолико и не всегда распознаваемо с первого взгляда. Не всегда хорошие манеры и медоточивые речи говорят о добрых намерениях. С другой стороны, нечто, что вызывает в нас обиду и внутреннее сопротивление, со временем может обернуться благом для нас. И всё-таки остаются незыблемые общечеловеческие ценности, которые, на мой взгляд, являются верным ориентиром в распознавании добра и зла.

Библиография Интернет сайты : Интернет сайты : Агеносов В. В.и др. Русская литература. ХХ век. Ч. 1,2. 11 класс.- М.: Дрофа, Агеносов В. В.и др. Русская литература. ХХ век. Ч. 1,2. 11 класс.- М.: Дрофа, Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков.: Книга для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков.: Книга для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1991.