26.03.2015 Результат современного образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНСТРУКТ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. Типы задач на Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка.
Advertisements

Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы Выступление на семинаре учителя ГБОУ СШ 19 Смирновой Александры Михайловны 18 февраля.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование социальной компетентности учащихся на уроках обществознания Шлыкова О.Л., учитель истории и обществознания МОУ Школы 155 Октябрьского района.
Психологические особенности подросткового возраста.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Результат современного образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально- ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Цели школьного образования можно сформулировать следующим образом: 1. Научить учиться 2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины 3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современности 4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей отражающих разные культуры и мировоззрения 5. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности 6. Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей 7. Научить решать проблемы профессионального выбора 1. Научить учиться 2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины 3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современности 4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей отражающих разные культуры и мировоззрения 5. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности 6. Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей 7. Научить решать проблемы профессионального выбора В целом : овладеть социальными компетенциями

Социальная компетентность это наличие уверенного поведения, которое реализуется различными автоматизированными навыками, позволяющими человеку гибко менять свое поведение в зависимости от складывающейся ситуации.

Социальная компетентность в современном обществе помогает человеку выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Особенно важен «ментальный» аспект - осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми. Этим и определяется существенная роль школьного образования в формировании социальной компетентности. ___________________ Ментальный- относящийся к уму, к умственной деятельности ( Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка)

Тема педагогического совета Формирование социальной компетентности на уроках и во внеурочное время

Актуальность Содержание Федерального Государственного Образовательного стандарта определяют направленность педагогического воздействия, которая должна обеспечивать: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемой области; существенное повышение мотивации и интереса к учению; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешной усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование социальной картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Концепция Федеральных Государственных Образовательных Стандартов общего образования

Цель проведения педагогического совета: выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности учащихся на учебных занятиях и во внеурочное время Задачи: - изучить некоторые теоретические положения по данной теме; -подобрать средства обучения, необходимые для решения поставленной проблемы; - познакомиться с опытом работы и дидактическими приемами учителей МОБУ СОШ 3 по формированию социальной компетенции

Повестка педагогического совета 1. Понятие «социальная компетентность » 2. Формирование социальной компетентности на уроках и во внеурочное время Зам.дир.по УВР Омелаева Т.Ф. 3. Обмен опытом работы по формированию социальных компетентностей на уроках и во внеурочное время Лиховидова И.Я.,Головизина О.С., Ладанова А.А 4. Результаты успеваемости учащихся за III четверть Зам дир по УВР Мануйлова Е.М. 5. Разное

Социальная компетентность для учителя 1. Развитие способности ученика ориентироваться в окружающей действительности: "понимание той социальной среды, в которой ребенок развивается"; "умение разобраться в жизненной ситуации, найти способы решения любой жизненной проблемы". 2. Накопление собственного опыта, способность восприятия нового: "восприятие чего-то нового и обогащение собственного опыта с целью развития личности"; "...чтобы он сформировался как личность и чтобы он никого не боялся... Самостоятельное мышление - самое первое [необходимое условие]...". 3. Формирование способности выбирать: "сегодня нужно научить выбирать, так как выборов становится видимо-невидимо: в товарах, услугах, профессиях... но как сделать их осознанно"; "задача педагогов школы, чтобы ребёнок, общаясь в социуме, среди... неблагоприятных условий, смог сделать выбор в лучшую сторону, чтоб эта личность не потерялась в обществе, чтоб она могла самореализоваться".

Социальная компетенция -это система знаний человека об обществе и самом себе; система умений, навыков поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем

знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе; знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса; знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традицииий, нравов, законов, табу и т.п.) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.; знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т.д.;

Социальная компетенция включает в себя Знания Навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус; эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальногои и невербального общения, (язык жестов),механизмами взаимопонимания в процессе общения

. Личностный компонент. Личностный компонент: социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, социабельность, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивация достижения. социальная ответственность эмоциональная устойчивость социабельность личностная активность адекватная самооценка волевой контроль уверенность в себе толерантность мотивация достижения цели

Когнитивный (знаниевый) компонент : знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности и девиантного поведения, о сущности здорового образа жизни; знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличие и уровень развития их у себя; знания о способах взаимодействия людей в обществе

Нравственно-ценностный компонент наличие жизненных ориентаций и целей; принятие здорового образа жизни; осознание опасности употребления наркотических средств.

Умения: -анализировать ситуации взаимодействия людей; -правильно оценивать вербальную и невербальную экспрессию во взаимодействии с другими людьми; -предвидеть последствия деятельности и поведения своего и других; -логика социального взаимодействия. Навыки: -конструктивного взаимодействия с окружающими; -коммуникативного контроля; -общительности; -организации продуктивной, социально- ориентированной деятельности

Учитель должен культивировать собственную позицию ребенка в различных ситуацию выбора; Обращаться к личностным смыслам подростков в социальной деятельности; активно использовать групповую работу, ориентироваться в процессе взаимодействия на задачи возрастного развития личности подростка

Низкий уровень социальной компетентности 1. Слабый интерес к учебным занятиям 2. Наличие тревожности, напряженности, эмоциональной скованности у детей в процессе учебных занятий; 3. Конфликтный характер взаимоотношений со сверстниками, неспособности радоваться успеху другого; 4. Преобладании невербальных форм общения между одноклассниками в ущерб вербальному общению; 5. Двигательная гиперактивность, либо пассивность. 6. Неумение использовать знания о нормах и правилах поведения в реальном общении. 7. Неумение планировать свое будущее

Структура социальной компетентности Знания Умения Социальные характеристики: креативность, адаптивность, толерантность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, ответственность

«Я-гражданин»-знания Социально-ролевая компетенция «Я- гражданин»: законы своей страны; права и обязанности; государственную символику; Государственные праздники и др

«Я-гражданин»-умения Социально-ролевая компетенция «Я-гражданин»: использование законов для защиты интересов; принимать участие в жизни государства;

«Я- будущий работник»знания : права и обязанности работника и работодателя; состав набора документов для трудоустройства; содержание труд договора и правила его оформления; составления резюме

«Я-будущий работник»- умения-умения Социально-ролевая компетенция «Я-буд.работник»: составлять профессиональное резюме; осуществлять поиск места работы; использовать возможности для повышения квалификации и профессиональной переподготовки

«Я-будущий муж/жена Социально-ролевая компетенция «Я- буд.муж\жена»: особенности характера; традиции. обязанности в семье; родственников и основные события в их жизни

«Я-будущий муж/жена»-умения Социально-ролевая компетенция «Я-будущиймуж\жена»: делить проблемы; планировать бюджет семьи; чувствовать настроение; Помогать в решении бытовых проблем

«Я-друг»-знания Социально-ролевая компетенция «Я-друг»: важные для друга события; родителей друга и ситуацию в его семье; особенности характера друга

«Я-друг»- умения Социально-ролевая компетенция «Я-друг»: принимать друга таким, какой он есть; выслушивать при необходимости; чувствовать настроение; оказывать моральную поддержку

Контроль над формированием компетентностей: краевые комплексные диагностические работы; международные исследования учебных достижений; краевые, муниципальные, школьные мониторинги

Урок Как строить уроки, формирующие социальную компетентность?

В процессе изучения учебных предметов учащиеся должны: овладеть навыком получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни общества; приобрести опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; уметь соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения, установленными законом; приобрести опыт совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата; уметь делать ответственный выбор на основе анализа ситуации; приобрести навыки осуществления рефлексивной, контрольно – оценочной деятельности, адекватной самооценки; закрепить умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности; быть готовыми к сотрудничеству с другими людьми, уметь разрешать конфликты, осуществлять стрессовый контроль; развивать навыки принятия самостоятельных, обоснованных и взвешенных решений в сложных профессиональных, межличностных, социальных ситуациях; уметь эффективно работать в составе групп, обладать способностью организовать работу группы, уметь управлять собой и другими; уметь адаптироваться к различным темпераментам и характерам, быть способным устанавливать горизонтальные и вертикальные контакты; самостоятельно ставить задачи и находить пути их решения, выявлять проблемы принятия рациональных решений в критической ситуации.

Показатели социальной компетенции Приемы педагогической техники 1. Сотрудничество (ученик-ученик; учитель-ученик) Работа в парах, работа в малой группе, ролевые игры, взаимопроверка, диалог, выступление учителя в роли консультанта, эксперта, проектная технология, решение ситуационных заданий 2. Работа в команде Групповая технология (группы получают одно и то же задание, группы получают разные задания, группы получают разные, но работающие на общий результата задания, прием «Лови ошибку», пресс-конференция и вопрос к тексту, своя опора), решение ситуационных заданий

3. Коммуникативн ые навыки Участие в диалоге, полилоге, формирование умения задавать вопросы (приемы: хочу спросить, тонкие и толстые вопросы, вопросительные слова, вопросы к тексту, ромашка Блума), организация работы с текстом, поиск и осмысление новой информации из различных источников, решение ситуационных заданий, мозговой штурм

4. Переживание чувства успеха Мотивация(удивляй, проблемная ситуация, создание ситуации нехватки знаний, связь с практикой и т.д.), решение ситуационных задач 5. Умение планировать и реализовывать свою деятельность, ставить цели Привлечение учащихся к целеполаганию(приемы целеполагания: тема-вопрос; работа над понятием, подводящий диалог, группировка, проблемная ситуация, практичность теории) и планированию учебной деятельности

6. Способность применять полученные знания и опыт для решения задач Выполнение и решение ситуационных заданий и задач, проблемный метод обучения, проектная технология

7. Самоконтроль Листы самоконтроля, диалог, тестовые вопросы и задания, портфолио личных достижений, самостоятельные творческие задания, ролевое участие школьников- ассистенты, консультанты, докладчики, удаление источников, дифференцированные задания, взаимопроверка. Но начать надо с признания учащимися контроля со стороны учителя.

8. Способность к творческой деятельности Совместная проектная деятельность, индивидуальные творческие задания 9. Навыки самоорганизац ии Выполнение и решение ситуационных заданий и задач, целеполагание, планирование деятельности, самоконтроль и самоценка

10. Ориентация в мире ценностей и проблем, способность делать осознанный выбор Личностная значимость учебного материала, выполнение и решение ситуационных заданий и задач 11. Приемы интеллектуаль ной деятельности Системно-деятельностный подход к уроку, использование учебных задач и ситуаций, проблемный метод обучения

12. Рефлексия 1. Рефлексия деятельности на уроке (лестница успеха, выбор) 2. Рефлексия содержания учебного материала (синквейн, незаконченное предложение…) 3. Рефлексия эмоционального состояния (прием «одним словом», разноцветные карточки)

Учебная (ситуационная) задача Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Учебная задача Носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Задача имеет не традицииионный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Модель учебной задачи Название задания Личностно-значимый познавательный вопрос Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде Задания на работу с данной информацией

Результа т Решение учебных задач способствует: развитию навыков самоорганизации деятельности; формированию умения объяснять явления действительности; развитию способности ориентироваться в мире ценностей; повышению уровня функциональной грамотности; формированию ключевых компетенций; подготовке к профессиональному выбору; ориентации в ключевых проблемах современной жизни.

Результат Использование учебных задач в образовательном процессе позволяет: развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе; вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами.

Ознакомление ПониманиеПрименение АнализСинтез Оценка Назовите основные части … 8. Объясните причины того, что … 15. Изобразите информацию о … графически 22. Раскройте особенности … 29. Предложите новый (иной) вариант … 36. Ранжируйте … и обоснуйте … 2. Сгруппируйте вместе все … 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы … 16. Предложите способ, позволяющий … 23. Проанализируйте структуру … с точки зрения … 30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) … 37. Определите, какое из решений является оптимальным для … (ваш взгляд), существуют между … 3. Составьте список понятий, касающихся … 10. Покажите связи, которые направлены на … 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает … 24. Составьте перечень основных свойств …, характеризующих … с точки зрения … 31. Найдите необычный способ, позволяющий … 38. Оцените значимость … для … 4. Расположите в определенном порядке … 11. Постройте прогноз развития … 18. Сравните … и …, а затем обоснуйте … 25. Постройте классификацию … на основании … 32. Придумайте игру, которая … 39. Определите возможные критерии оценки … 5. Изложите в форме текста … 12. Прокомментируйте положение о том, что … 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что … 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что … 33. Предложите новую (свою) классификацию … 40. Выскажите критические суждения о … 6. Вспомните и напишите … 13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что … 20. Проведите презентацию … 27. Сравните точки зрения … и … на … 34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития … 41. Оцените возможности … для … 7. Прочитайте самостоятельно … 14. Приведите пример того, что (как, где) … 21. Рассчитайте на основании данных о … 28. Выявите принципы, лежащие в основе … 35. Изложите в форме … свое мнение (понимание) … 42. Проведите экспертизу состояния … КОНСТРУКТОР Л.С. ИЛЮШИНА

Нарушение зрения Зрение людей меняется с возрастом, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. В этом случае изображение близко расположенных предметов расплывается-развивается дальнозоркость. Другой деффект зрения-близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы; она развивается после длительного напряжения, неправильного освещения. Близорукость часто возникает у детей школьного возраста из-за неправильного режима труда, плохо освещенного рабочего места. При близорукости изображение предмета фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. Причиной этих дефектов зрения могут быть и врожденные изменения глазного яблока.

Близорукость (миопия)

Дальнозоркость (гиперметропия)

Решение педагогического совета 4 от г. 1. Одобрить опыт работы педагогов школы Головизиной О.С., Лиховидовой И.Я.,Ладановой А.А. по формированию социальной компетентности учащихся на учебных занятиях. 2. Провести мониторинг 5-6 классов школы по по уровню развития социальной компентности учащихся школы. 3. Рекомендовать педагогам школы активно использовать дидактические и методические приемы(Ромашка Блума, конструктор Илюшина) для формирования и развития социальной компетентности.