Особенности программы Климановой Л.Ф. «Литературное чтение» для 1 класса УМК«Перспектива» и учебника «Литературное чтение» 1 класс Выполнила: Учитель начальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смирнова И.С. Воспитатель МДОУ 31 г.Апатиты. Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать.
Advertisements

КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Разработал: Дашдиев В.А.. Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее.
(собрание для родителей будущих первоклассников) 26 сентября 2013 года «Готовимся к школе»
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
ТРАДИЦИОННАЯ ПРОГРАММА (под ред. А.Плешакова) «ШКОЛА РОССИИ»
«Детская книга в речевом развитии ребёнка-дошкольника» МБДОУ ЦРР – ДС 51 «Росинка» г. Смоленск Селютина Наталья Юрьевна учитель-логопед.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребёнка – детский сад 13» городского округа – город Галич Костромской области Презентация.
Создание единого образовательного пространства, путем интеграции программы «Истоки» и парциальных, региональных программ и технологий, обеспечивающих:
МДОУ д/с 1 комбинированного вида Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей (В соответствии с ФГТ) подготовила: ст. воспитатель.
Классическая начальная школа Джежелей О. В. «Чтение и литература» 1-4 классы.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
УМК «РО система Л.В.Занкова» Учебно-методический комплект для начального звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского.
Проект внеурочного занятия «Ритмика» Автор: учитель ритмики Торжу Евгения Ахмедовна С. Хову-Аксы 2012год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
8 марта. Подготовила воспитатель: Обухова И.Н. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №118"
Презентация к занятию (старшая группа) по теме: Презентация книжного уголка в старшей-подготовительной группе "Книжкин дом"
Транксрипт:

Особенности программы Климановой Л.Ф. «Литературное чтение» для 1 класса УМК«Перспектива» и учебника «Литературное чтение» 1 класс Выполнила: Учитель начальных классов МОУ СОШ 10 Зарицкая Елена Викторовна

Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления: - формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Еще одной из основных задач курса является преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру, чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяет кругозор и формирует познавательные интересы детей.

При анализе произведений прежде всего выбираются те средства художественной выразительности, которые помогают учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно воспринять его. Это дает возможность ввести в обучение элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения (на доступном детям уровне), его нравственно- эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

При анализе текста важно сохранить у детей целостный взгляд на произведение, не потерять основную линию анализа, которая помогла бы учителю сформировать вдумчивого читателя. Эта линия достаточно проста: движение от событийной стороны произведения к пониманию его смысла. Основные вехи на этом пути разные уровни погружения в текст: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, смысл прочитанного). По этим вехам возможно воссоздать весь ход реализации замысла автора. В этом состоит творчество читателя, которое сродни творчеству писателя.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программ и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению для 1 класса включает в себя круг детского чтения, тематику. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов). Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения Развитие навыка чтения. Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов. Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе слов в минуту.

Формирование речевых умений при работе с текстом произведения. Полные ответы на вопросы по содержанию текста. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка. Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста. Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы. Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

Воспитание культуры речи и чтения. Формирование умения слушать собеседника. Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпический правильно произносить слова в устной речи и при чтении. Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения. Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности. Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику сверстнику и взрослому. Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.

Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки. - Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов. - Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.

Слушание художественных произведений. Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного. Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.

Перечитывание художественного произведения и его анализ. Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему. Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям. Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте. Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу. Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов. Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.

Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений. Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом. Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).

Актуальность и значимость УМК «Литературное чтение» для 1 класса Л.Ф. Климановой, Л.А.Виноградской и В.Г.Горецкого обусловлены тем, что это один из первых учебников нового поколения, учитывающий изменения в общественно-политической жизни и духовно-нравственной атмосфере, произошедшие в начале XXI века. В соответствие с этим в учебнике усилено внимание к повышению мотивации к учебе и чтению книг, к патриотическому воспитанию, культуре общения, к повышению творческого потенциала первоклассников.

Он направлен также на преодоление тех негативных явлений, которые накопились в обществе за предшествующие годы. Одним из таких явлений стал почти повсеместный отказ большей части взрослого населения от чтения вместе со своими детьми-школьниками художественной литературы. Если в дошкольном возрасте книги детям еще читаются, особенно если ребенок посещает детский сад, то, начиная с начальной школы, взрослые самоустраняются под предлогом занятости или усталости от чтения и обсуждения с детьми художественной литературы, перекладывая решение этой проблемы на школу.

Авторами учебника «Литературное чтение» для 1 класса, входящего в комплект «Перспектива», во все разделы введена рубрика «Семейное чтение», в которую помещены более объемные тексты, чем те, которые может осилить первоклассник. Предполагается, что подобные произведения будут читать и обсуждать с детьми родители. Если учителю удастся наладить в классе эту работу, то значительно укрепятся семейные связи, возрастет роль родителей в воспитании детей. Для того чтобы учитель не забыл об этой работе, в примерном планировании указаны этапы уроков, на которых должно быть проверено задание для семейного чтения.

Кроме рубрики «Семейное чтение» в учебник введена также рубрика «Самостоятельное чтение», а в примерном планировании специально указываются этапы уроков, на которых учитель должен проверять задания из этих рубрик.

Другой особенностью учебника по сравнению с аналогичными учебниками для 1 класса является то, что принципы интегрированного обучения не просто продекларированы в программе и методическом пособии, а реализованы в соответствующих заданиях учебника, что придает всей линии УМК «Перспектива» необходимую целостность и доказывает, что «Перспектива» – не простой набор учебников по соответствующим предметам, а целостный комплект взаимосвязанных компонентов. Так, например, при изучении стилистических различий художественных и познавательных (научно-популярных) текстов в разделе «Люблю всё живое» дается задание сопоставить рассказы о животных, которые имеются не только в данном учебнике, но и в «Азбуке», и в учебнике «Окружающий мир».

Литературоведческий материал дается авторами учебника в доступной для первоклассников форме, но на высоком научном уровне. Дети получают сведения о жанрах (без термина) детской литературы, авторе произведения и читателе, способах передачи информации, о видах письменности, библиотеке, указателях, каталогах, оформлении книг, принципах составления загадок, народных и авторских сказках, о героях, персонажах произведения, энциклопедиях, диалоге, художественных и познавательных текстах, рассказе, стихотворении, ритме стихотворений, рифме. Это намного больше, чем в других аналогичных учебниках, и тем не менее не затрудняет детей, не «пересушивает» восприятие. Умение просто изложить сложный материал и уместно расположить его – большое достоинство этого учебника.

Значимость появления данного учебника повышается в связи с тем, что он создавался одновременно с разработкой Государственного стандарта общего (среднего) образования второго поколения, является реализацией основных его положений и требований и полностью соответствует как его Концепции, так и примерной программе, входящей в комплект Госстандарта. Задачи курса соответствуют основному требованию Госстандарта – воспитание всесторонне развитого, образованно и конкурентно успешного гражданина России. А это невозможно без преодоления тенденции последних лет – уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы. Данная задача реализуется подбором текстов и введением специального раздела «Книги – мои друзья».

Общеизвестно, что современные дети не умеют общаться, не толерантны к мнению собеседника. Их речь лексически бедна и зачастую агрессивна, что может помешать в дальнейшем их социализации. Эта задача решается в разделе «Хорошие соседи, счастливые друзья», а также диалогичностью и полилогичностью построения уроков. Вторым важным направлением курса «Литературное чтение» для 1 класса является формирование коммуникативно-речевых умений.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами литературы Это третье направление, реализуемое в учебнике подбором текстов и введением разделов «Радуга-дуга» (произведения малых фольклорных жанров), «Здравствуй, сказка!» (народные и авторские сказки), «Край родной, навек любимый», «Люблю все живое».

В разделах «Радуга-дуга» и «Здравствуй, сказка!» даны образцы не только русского фольклора, но и фольклора других народов России, СНГ и мира (удмуртская, мордовская, чувашская, украинская, английская, шведская, голландская, французская песенки; татарская, чечено-ингушская, калмыцкая, мордовская пословицы; татарская, ингушская народные сказки). Этим реализуются не только требования Госстандарта, но и Положения Концепции национальной образовательной политики. Это весьма отрадный факт, если учесть, что не многие современные учебники литературного чтения соответствуют данной Концепции.

Данный учебник соответствует и основному педагогическому назначению, и возрастным возможностям первоклассников.

Источники ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Л. Ф. Климанова. Комплект «Перспектива». Программы для начальной школы. М. «Просвещение», Литературное чтение. Белянкова Н.М., доцент, методист по сопровождению апробации комплекта«Перспектива» в гор. Арзамасе