ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г. Екатеринбург 14 апреля 2011 г. Александр Кондаков, д.п.н., член-корреспондент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Advertisements

1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
Организация российского образования. ОБРАЗОВАНИЕ важнейшая социальная деятельность общества системообразующий ресурс социально-экономического и политического.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 1 Новая цель образования С.Н.Махновец, февраль-март.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – идеологическая и методологическая основа ФГОС» 2010 г ГОУ ДПО «Калужский.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г. Екатеринбург 14 апреля 2011 г. Александр Кондаков, д.п.н., член-корреспондент РАО

22 Образование важнейшая социальная деятельность общества важнейшая социальная деятельность общества системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества 2

3 Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества консолидация общества в условиях роста его разнообразия консолидация общества в условиях роста его разнообразия социальное выравнивание общества социальное выравнивание общества формирование российской гражданской идентичности личности формирование российской гражданской идентичности личности взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур конкурентоспособность личности, общества и государства конкурентоспособность личности, общества и государства

4 Основная цель российского образования Новая цель образования Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Стратегия 2020 Наша новая школа Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

55 Социальные и моральные вызовы школьному образованию морально-нравственная дезинтеграция общества морально-нравственная дезинтеграция общества низкий уровень доверия и социальной солидарности низкий уровень доверия и социальной солидарности нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования усиление миграционных процессов усиление миграционных процессов недостаточный уровень воспроизводства населения недостаточный уровень воспроизводства населения снижение физического, социального и психического здоровья населения снижение физического, социального и психического здоровья населения 5

Требования к выпускнику «Новой школы» мотивированный к познанию мотивированный к познанию владеющий достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни владеющий достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни критически мыслящий критически мыслящий готовый к сотрудничеству и коммуникации готовый к сотрудничеству и коммуникации готовый отвечать за свои действия и их последствия, уважающий закон, справедливость, принимающий ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества готовый отвечать за свои действия и их последствия, уважающий закон, справедливость, принимающий ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества 6

Требования к выпускнику «Новой школы» любящий свою семью, свой народ, его культуру, открытый к ценностям и традициям других людей и народов, уважающий и принимающий разные мнения и точки зрения любящий свою семью, свой народ, его культуру, открытый к ценностям и традициям других людей и народов, уважающий и принимающий разные мнения и точки зрения социально-ответственный социально-ответственный мотивированный к смене социальных ролей, получению нового знания, новым видам деятельности, готовый отстаивать свою точку зрения мотивированный к смене социальных ролей, получению нового знания, новым видам деятельности, готовый отстаивать свою точку зрения понимающий важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития для себя и окружающих понимающий важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития для себя и окружающих обладающий навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего обладающий навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего 7

8 Главная цель Стратегия 2020 Главная цель Новое качество жизни Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан

9 Новые задачи образования Стратегия 2020 Новые задачи образования образование должно обеспечить образование должно обеспечить формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности Укрепление национальной безопасности 9

Исследования PISA Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных (в том числе, внеучебных) ситуациях = системно- деятельностный (компетентностный подход) Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных (в том числе, внеучебных) ситуациях = системно- деятельностный (компетентностный подход) По читательской, математической, естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран- участниц исследования По читательской, математической, естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран- участниц исследования Школьные реформы гг. не изменили результатов российских школьников по исследованиям PISA 10

Выводы по исследованиям PISA Россия уступает развитым странам по: Россия уступает развитым странам по: уровню функциональной грамотности уровню функциональной грамотности числу представителей элиты, имеющей высокий уровень подготовки числу представителей элиты, имеющей высокий уровень подготовки - РИСКИ: - НИЗКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 11

Читательская грамотность. PISA Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Пути совершенствования читательской грамотности российских школьников: Пути совершенствования читательской грамотности российских школьников: 1. анализ материалов для чтения (в особенности для 5-7 классов) 1. анализ материалов для чтения (в особенности для 5-7 классов) 2. обеспечение педагогических условий (на переходе из начальной в основную школу) для превращения готовности учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение за порогом школы 2. обеспечение педагогических условий (на переходе из начальной в основную школу) для превращения готовности учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение за порогом школы 3. формирование стратегий работы с текстами : 3. формирование стратегий работы с текстами : - стратегии, направленные на понимание и запоминание информации - стратегии, направленные на понимание и запоминание информации - стратегии краткого изложения основного содержания текста - стратегии краткого изложения основного содержания текста - стратегии самоконтроля - стратегии самоконтроля 12

Математическая грамотность. PISA (проблемы) Выпускники современной российской школы не подготовлены к свободному использованию математики в повседневной жизни ПРИЧИНЫ: недостаточное внимание в школьном курсе математики практической составляющей ПРИЧИНЫ: недостаточное внимание в школьном курсе математики практической составляющей 13

Математическая грамотность. PISA (пути совершенствования) Школа должна : Школа должна : 1. дать знания и умения необходимые для математически грамотного человека: 1. дать знания и умения необходимые для математически грамотного человека: пространственное воображение, некоторые свойства пространственных фигур; пространственное воображение, некоторые свойства пространственных фигур; использование масштаба; нахождение периметра и площадей нестандартных фигур использование масштаба; нахождение периметра и площадей нестандартных фигур умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблицы, диаграммы, графики реальных зависимостей) умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблицы, диаграммы, графики реальных зависимостей) умения работать с формулами, знаковыми и числовыми последовательностями умения работать с формулами, знаковыми и числовыми последовательностями умения выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и другие умения выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и другие 2. развивать важнейшие общеучебные умения, в том числе: 2. развивать важнейшие общеучебные умения, в том числе: внимательно читать связный текст внимательно читать связный текст выделять только те данные, которые необходимы для ответа на конкретный вопрос выделять только те данные, которые необходимы для ответа на конкретный вопрос 14

Естественнонаучная грамотность. PISA Естественнонаучная грамотность. PISA У российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений: У российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам осуществлять поиск информации по ключевым словам анализировать процессы проведения исследований анализировать процессы проведения исследований составлять прогнозы на основе имеющихся данных составлять прогнозы на основе имеющихся данных интерпретировать научные данные и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов интерпретировать научные данные и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов интерпретировать графическую информацию интерпретировать графическую информацию проводить оценочные расчеты и прикидки проводить оценочные расчеты и прикидки 15

Факторы, характеризующие наиболее эффективные школы в формировании читательской грамотности автономия школы и эффективная система отчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников автономия школы и эффективная система отчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов, а также определении системы оценивания достижения планируемых результатов автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов, а также определении системы оценивания достижения планируемых результатов Хорошая дисциплина в школе и доверительные отношения между учащимися и педагогами Хорошая дисциплина в школе и доверительные отношения между учащимися и педагогами 16

Факторы, характеризующие наиболее эффективные системы образования стран в формировании читательской грамотности обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения посещение в предшкольном возрасте учреждений системы дошкольного образования посещение в предшкольном возрасте учреждений системы дошкольного образования наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих реализацию требований образовательных стандартов наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих реализацию требований образовательных стандартов адекватное ресурсное обеспечение образовательного учреждения, независимо от его социально-экономического статуса адекватное ресурсное обеспечение образовательного учреждения, независимо от его социально-экономического статуса адекватная заработная плата учителей адекватная заработная плата учителей 17

Технологии открытого (сетевого) образования Возможности сетевого образования: образовательные сообщества становятся основным элементом образования на протяжении всей жизни образовательные сообщества становятся основным элементом образования на протяжении всей жизни обмен опытом участников образовательных сетей способствует их взаимному развитию обмен опытом участников образовательных сетей способствует их взаимному развитию образовательные возможности старших школьников приближаются к образовательным возможностям взрослых образовательные возможности старших школьников приближаются к образовательным возможностям взрослых лучший образовательный опыт общедоступен – выравнивание образовательного пространства лучший образовательный опыт общедоступен – выравнивание образовательного пространства от поддержки отдельных талантов к формированию креативного потенциала города, региона, страны от поддержки отдельных талантов к формированию креативного потенциала города, региона, страны 18

Технологии открытого (сетевого) образования Ключевые компетенции участников сетевого интеллектуального сообщества: Ключевые компетенции участников сетевого интеллектуального сообщества: умение определять свою роль в команде (лидера, модератора, участника, фасилитатора) умение определять свою роль в команде (лидера, модератора, участника, фасилитатора) умение подбирать под конкретную задачу конфигурацию интеллектуальной сети и состав участников умение подбирать под конкретную задачу конфигурацию интеллектуальной сети и состав участников умение принимать разнообразие точек зрения, преодолевать групповые, в т.ч. межкультурные различия умение принимать разнообразие точек зрения, преодолевать групповые, в т.ч. межкультурные различия способность оценивать и принимать коллективный опыт, прогнозировать развитие событий и явлений, опираясь на опыт участников интеллектуальной сети способность оценивать и принимать коллективный опыт, прогнозировать развитие событий и явлений, опираясь на опыт участников интеллектуальной сети умение презентовать свои результаты умение презентовать свои результаты 19

20 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Общественный договор (запрос семьи, общества и государства)

21 Социокультурная модернизация Целенаправленная государственно-общественная политика по формированию инновационной активности граждан во всех видах социально- экономической деятельности, их способностей к духовно-нравственному, гражданско- патриотическому, эстетическому, интеллектуальному, социальному развитию в течение всей жизни, совершенствованию социальных отношений и окружающего мира, духовной консолидации общества на основе общенациональных приоритетов, нравственных ценностей и традиционных моральных норм многонационального народа России Целенаправленная государственно-общественная политика по формированию инновационной активности граждан во всех видах социально- экономической деятельности, их способностей к духовно-нравственному, гражданско- патриотическому, эстетическому, интеллектуальному, социальному развитию в течение всей жизни, совершенствованию социальных отношений и окружающего мира, духовной консолидации общества на основе общенациональных приоритетов, нравственных ценностей и традиционных моральных норм многонационального народа России 21

Концепция социокультурной модернизации Образование – системообразующий ресурс развития российского гражданского общества Образование – системообразующий ресурс развития российского гражданского общества ФГОС – общественный договор, конвенциональная норма ФГОС – общественный договор, конвенциональная норма Образование рассматривается как целостная система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены Образование рассматривается как целостная система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены Системность, сложность и вариативность образовательных процессов и явлений Системность, сложность и вариативность образовательных процессов и явлений Самоорганизация и саморазвитие образовательных сообществ, школ Самоорганизация и саморазвитие образовательных сообществ, школ Системные изменения на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях Системные изменения на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях Социокультурные характеристики не дополнительные, а основные, фундаментальные характеристики образовательного процесса Социокультурные характеристики не дополнительные, а основные, фундаментальные характеристики образовательного процесса 22

Концепция социокультурной модернизации Главная задача ФГОС : создание условий, способствующих формированию социально-педагогической среды развития человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно- образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей 23

24 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет : систему базовых национальных ценностей современный национальный воспитательный идеал цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности

25 Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Патриотизм Патриотизм Социальная солидарность Социальная солидарность Социальная солидарность Социальная солидарность Гражданственность Гражданственность Гражданственность Семья Семья Семья Здоровье Здоровье Здоровье Труд и творчество Труд и творчество Труд и творчество Труд и творчество Наука Наука Наука Традиционные религии России Традиционные религии России Традиционные религии России Традиционные религии России Искусство и литература Искусство и литература Искусство и литература Искусство и литература Природа Природа Природа Человечество Человечество Человечество

26 Патриотизм любовь к России любовь к России к своему народу к своему народу к своей малой родине к своей малой родине служение Отечеству служение Отечеству

27 Социальная солидарность Социальная солидарность свобода личная и национальная свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества доверие к людям, институтам государства и гражданского общества справедливость, милосердие, честь, достоинство справедливость, милосердие, честь, достоинство

28 Гражданственность служение Отечеству служение Отечеству правовое государство правовое государство гражданское общество гражданское общество закон и правопорядок закон и правопорядок поликультурный мир поликультурный мир свобода совести и вероисповедания свобода совести и вероисповедания

29 Семья любовь и верность любовь и верность здоровье здоровье достаток достаток почитание родителей почитание родителей забота о старших и младших забота о старших и младших забота о продолжении семьи забота о продолжении семьи

30 Здоровье духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье физическое здоровье человека физическое здоровье человека здоровый образ жизни здоровый образ жизни

31 Труд и творчество Труд и творчество любовь к труду любовь к труду творчество и созидание творчество и созидание целеустремленность и настойчивость целеустремленность и настойчивость

32 Наука ценность знания ценность знания стремление к истине стремление к истине научная картина мира научная картина мира

33 Традиционные религии России Традиционные религии России представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога

34 Искусство и литература Искусство и литература красота красота гармония гармония духовный мир человека духовный мир человека нравственный выбор нравственный выбор смысл жизни смысл жизни эстетическое развитие эстетическое развитие этическое развитие этическое развитие

35 Природа эволюция эволюция родная земля родная земля заповедная природа заповедная природа планета Земля планета Земля экологическое сознание экологическое сознание

36 Человечество мир во всем мире мир во всем мире многообразие культур и народов многообразие культур и народов прогресс человечества прогресс человечества международное сотрудничество международное сотрудничество

37 Базовые национальные ценности российского общества : определяют: идеологию отбора содержания образования основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации 37

38 Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России

39 Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников : формирование у обучающихся : Личностной культуры Личностной культуры Личностной культуры Личностной культуры Семейной культуры Семейной культуры Семейной культуры Семейной культуры Социальной культуры Социальной культуры Социальной культуры Социальной культуры

40 Личностная культура готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности

41 Семейная культура осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода

42 Социальная культура осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей. осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей. вера в Россию; забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия. вера в Россию; забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия. готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи. готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию. способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию.

Содержание среднего (полного) общего образования Направлено на обеспечение гражданского становления, социальной зрелости и функциональной грамотности обучающихся с учетом их потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов, ориентирует на дальнейшее обучение в учреждениях профессионального образования и (или) профессиональную деятельность, обеспечивает преемственность программ общего и профессионального образования 43

среднее (полное) общее образование Предметные результаты среднее (полное) общее образование устанавливаются для устанавливаются для интегрированных курсов интегрированных курсов базовых курсов базовых курсов профильных курсов, профильных курсов, ориентированных на приоритетное решение соответствующих комплексов задач ориентированных на приоритетное решение соответствующих комплексов задач 44

Интегрированные курсы обеспечивают освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области, и реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний обеспечивают освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области, и реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний 45

Базовые курсы обеспечивают систематические знания по отдельному учебному предмету, которые позволяют продолжить профессиональное образование по непрофильному предмету. Базовый курс в основном соответствует современному уровню изучения предметов в старшей школе обеспечивают систематические знания по отдельному учебному предмету, которые позволяют продолжить профессиональное образование по непрофильному предмету. Базовый курс в основном соответствует современному уровню изучения предметов в старшей школе 46

Профильные курсы обеспечивают углубленные знания, позволяют подготовиться к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности обеспечивают углубленные знания, позволяют подготовиться к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности 47

48 Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы среднее (полное) общее образование Система условий реализации ООП Учебный план Целевой раздел Организационный раздел Содержательный раздел Пояснительная записка Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности Планируемые результаты Система оценки Программа учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность,, профориентацию, формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры Программа работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами

ФГОС старшей школы (преемственность и развитие) Из Концепции профильного обучения (2002 г): « На старшей ступени школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда……» « На старшей ступени школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда……» 49

ФГОС старшей школы (преемственность и развитие) Из Концепции профильного обучения (2002 год): Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования 50

Профильное обучение (основные цели) Из концепции профильного обучения (2002 год): обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных учебных планов создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных учебных планов расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования 51

Учебные предметы (курсы) по выбору обучающихся Учебные предметы (курсы) по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением: «Астрономия», «Искусство», «Технология», «Дизайн», «Краеведение», а также иные учебные предметы (курсы) в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения Индивидуальный проект Выполняется каждым обучающимся в 11 классе в рамках урочной деятельности по теме, утвержденной образовательным учреждением; может быть выполнен в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов и охватывать познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и иную деятельность Учебный план среднего (полного) общего образования Учебный план должен содержать 9 (10) учебных предметов (курсов), из них 3 (4) профильных курса Учебные предметы, которые выбирают обучающиеся из предметных областей не менее одного предмета Иностранный язык не менее двух предметов при обязательном выборе интегрированного курса «История: Россия в мире» Общественные науки не менее одного предмета при обязательном выборе базового или профильного курса «Математика» или интегрированного курса «Математика и информатика» Математика и информатика Не менее двух предметов Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности не менее двух предметов или интегрированный курс «Естествознание» Естественные науки не менее одного предмета при обязательном выборе базового или профильного курса «Русский язык и литература» Филология Русский язык и литература (базовый курс – не менее 3 ч в неделю, профильный курс – не менее 5 ч) Родной язык и литература (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Иностранный язык (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Второй иностранный язык ( базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) История: Россия в мире (интегрированный курс – не менее 3 ч) Обществознание (базовый курс – не менее 3 ч) История (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) География (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Экономика (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Право (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Математика и информатика (интегрированный курс – не менее 3 ч) Математика (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Информатика (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Естествознание (интегрированный курс – не менее 3 ч) Физика (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Химия (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Биология (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Экология (базовый курс – не менее 3 ч) Физическая культура (базовый курс – не менее 3 ч в неделю) Основы безопасности жизнедеятельности (базовый курс – не менее 1 ч в неделю) Интегрированный курс – освоение ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий, относящихся к единой предметной области Базовый курс – освоение основ базовых наук, систематических знаний и способов действий, присущих определенному учебному предмету Профильный курс – более глубокое освоение систематических знаний и способов действий, присущих определенному учебному предмету, подготовка к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности

Примеры выбора предметов для учебных планов различных профилей Естественнонаучный профиль Естественнонаучный профиль Русский язык и литература – Б Русский язык и литература – Б Иностранный язык – П Иностранный язык – П Математика – Б Математика – Б Обществознание – Б Обществознание – Б Физика – П Физика – П Химия – П Химия – П Биология – П Биология – П 53

Гуманитарный профиль Лингвистический Русский язык и литература- П Иностранный язык- П Математика и информатика- И История- П Естествознание- И Второй иностранный язык –Б(П) Исторический Русский язык и литература- П Иностранный язык- П Математика и информатика- И История- П Естествознание - И Обществознание - Б Второй иностранный язык –Б 54

Экономический профиль Русский язык и литература – Б Русский язык и литература – Б Иностранный язык – П Иностранный язык – П Математика – П Математика – П Экономика – П Экономика – П Естествознание – И Естествознание – И Информатика – Б Информатика – Б История (или география) – Б (П) История (или география) – Б (П) 55

Технологический профиль Русский язык и литература – Б Русский язык и литература – Б Иностранный язык – Б Иностранный язык – Б Математика – П Математика – П Обществознание – Б Обществознание – Б Физика –П Физика –П Технология – Б Технология – Б Информатика – П Информатика – П 56

Примеры выбора предметов для индивидуальных учебных планов Абитуриент медицинского факультета Абитуриент медицинского факультета Русский язык и литература – Б Русский язык и литература – Б Иностранный язык – П Иностранный язык – П Математика и информатика - И Математика и информатика - И Обществознание – И Обществознание – И Биология – П Биология – П Физика – П Физика – П Химия – П Химия – П 57

Абитуриент факультета журналистики Абитуриент факультета журналистики Русский язык и литература – П Русский язык и литература – П Иностранный язык – П Иностранный язык – П Математика и информатика – И Математика и информатика – И Обществознание – И Обществознание – И Естествознание – И Естествознание – И История – П История – П В качестве 7 предмета можно выбрать : или Экономику (Б), или Географию (Б), или Право (Б) В качестве 7 предмета можно выбрать : или Экономику (Б), или Географию (Б), или Право (Б) 58

Абитуриент физико-математического факультета Абитуриент физико-математического факультета Русский язык и литература – Б Русский язык и литература – Б Иностранный язык – П Иностранный язык – П Математика – П Математика – П Обществознание – Б Обществознание – Б Физика – П Физика – П Информатика – П Информатика – П 59

Абитуриент биологического факультета Абитуриент биологического факультета Русский язык и литература – И Русский язык и литература – И Иностранный язык – П Иностранный язык – П Математика и информатика – И Математика и информатика – И Обществознание – Б Обществознание – Б Биология – П Биология – П Химия – П Химия – П В качестве 7 предмета: Экология (Б) В качестве 7 предмета: Экология (Б) 60

61 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования

62 Новое содержание образования : Современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все основные компоненты социализации: Систему духовно-нравственных ценностей Систему духовно-нравственных ценностей Систему научных представлений о природе, обществе и человеке Систему научных представлений о природе, обществе и человеке Систему универсальных учебных действий Систему универсальных учебных действий

63 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Информация о ФГОС на сайте 64

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 65