§16. Планирование В этом параграфе вы узнаете: какую роль играет планирование в организации; как осуществляется процесс планирования; какие виды планов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Планирование и прогнозирование в системе менеджмента.
Advertisements

Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
1 Сетевое планирование на предприятии.. 2 Назначение Сетевое планирование – это одна из форм графического отражения содержания работ и продолжительности.
Менеджмент и менеджер
Тема: Функции внутрифирменного управления План: 1. Содержание функций управления; 2.Назначение основных функций внутрифирменного управления; 3.Содержание.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
МЕНЕДЖМЕНТ. Методы планирования
Этапы планирования потребности в персонале
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Тема 2.3. Планирование как функция менеджмента 1. Сущность функции планирования 2. Виды планирования 3. Процесс планирования.
ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ © Башун Елена, менеджер тренинговых центров Программы «Библиомост», кандидат педагогических.
Стратегическое маркетинговое планирование
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Тема 1. Понятие бюджета и бюджетирования. Бюджетирование как механизм реализации стратегии организации. Бюджет – финансовый план, охватывающий все стороны.
Информационный менеджмент. Основные понятия. 1) управление; 2) умение владеть (инструментом), справляться (с работой); 3) бережное, чуткое отношение (к.
Характеристика методов налогового планирования.. В налоговом планировании как целостной системе необходимо проверять использование всей совокупности имеющихся.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Транксрипт:

§16. Планирование В этом параграфе вы узнаете: какую роль играет планирование в организации; как осуществляется процесс планирования; какие виды планов существуют; что такое стратегическое планирование; какова роль прогнозирования Основные понятия: планирование; бизнес-планирование; система планирования; прогнозирование; программа

1. Планирование как функция управления Основная часть менеджеров убеждена: руководитель, пренебрегающий планированием, подобен велосипедисту, смотрящему только под колеса своего велосипеда.

Функция планирования предполагает решение следующих проблем: каким образом руководство обеспечивает единство усилий всех членов организации по реализации стратегии и что должен делать коллектив, чтобы достичь по­ставленных целей. С данной функции начинается процесс управления, от качества ее реализации зависит успех организации.

Конечная цель планирования состоит в том, чтобы ответить на следующие главные вопросы: когда необходимо начать и закончить выполнение работ, чтобы использовать благоприятные возможности, например сезонные колебания цен на сырье и материалы, кратковременный рост спроса и цен на продук­цию и т. д.; какова относительная обеспеченность ресурсами (отношение реального объема соответствующих ресурсов денег, времени, материалов, рабочей силы и т. д. к минимально необходимому по нормам для реализа­ции соответствующей программы создания товара, развития производства и т. д.);

какие ресурсы необходимы для каждого из этапов работ и как они будут распределены в пространстве и во времени; какие результаты должны быть получены на каждом из этапов, кто за это отвечает и в какой форме должен быть представлен отчет о проделанной работе.

Обычно выделяют пять этапов в процессе планирования. Этап 1. Определение текущей ситуации и ее анализ. Этап 2. Прогнозирование, оценка и оптимизация альтерна­тивных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии разработки стратегии. Этап 3. Разработка плана, т. е. составление программы работ (плана мероприятий). Этап 4. Подготовка детального плана действий. Этап 5. Реализация плана, контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений.

Планирование это функция управления, включающая комплекс работ по анализу ситуации, прогнозированию вариантов ее развития, выбору одного из альтернативных вариантов достижения целей, разработке и реализации плана.

2. Виды планов По содержанию планирования различают следующие его виды. Стратегическое планирование это определение стратегий, обеспечивающих выживаемость и конкурентоспособность фирмы в долгосрочной перспективе. Тактическое планирование это определение мероприятий, преследующих цель лучшего использования ресурсов организации. Оперативное планирование это определение взаимоувязанных действий для достижения текущих целей.

По срокам различают планы: краткосрочные (полугодовые, квартальные, месячные, недельные, суточные); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); долгосрочные (на срок более 5 лет).

Выделяют также перспективное и текущее планирование. В первом случае работа ведется по направлению «прогноз программа план», во втором определяют последовательность частных мероприятий по реализации данного плана.

Особое место в развитии коммерческих организаций занимает бизнес- планирование. Бизнес-планирование представляет собой комплексную оценку экономической и финансовой целесообразности осуществления конкретного проекта с выделением внутри него функциональных планов, служащих достижению финансового результата бизнеса.

3. Методы планирования Сам ход планирования может осуществляться по- разному. Планирование снизу вверх от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем письменных согласований и объединений. Планирование сверху вниз по иерархии предприятия, исходя из общего плана предприятия, двигаясь к участкам и рабочим местам. Встречное планирование оба метода объединены в процессе, текущем сверху вниз.

Чтобы обеспечить согласованную работу всех служб и подразделений предприятия по достижению общих целей и что­бы частные планы не противоречили друг другу, используется метод, называемый целевым управлением (Management by Objectives МВО).

Процесс МВО состоит из 4 этапов: выработка четких, кратких формулировок целей; разработка реалистичных планов их достижения; систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов; корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

Цели устанавливаются, как правило, исходя из рыночных перспектив предприятия, и поэтому исходным пунктом планирования является маркетинг, а именно прогнозирование продаж и выручки.

На практике в процессе планирования невозможно заранее учесть все обстоятельства будущего. В условиях неопределенности используют метод оценки и пересмотра планов метод ПЕРТ (Project Evaluation and Review Technique PERT).

В том случае, когда организация желает получить объективную и вместе с тем высокопрофессиональную программу действий, применяется метод экспертных оценок дельфийский метод. Он представляет собой технологию совместного и вместе с тем автономного труда независимых экспертов. Полезными оказываются математические методы планирования. Современным предприятиям абсолютно необходимо применять бюджетирование (финансовое планирование).

4. Стратегическое планирование

5. Прогнозирование Прогнозирование это изучение будущего состояния организации, научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.

Основой прогнозирования является теория вероятности, поисками закономерностей в случайных явлениях занимается статистика. Наука о законах и способах прогнозирования называется прогностикой.

Если необходимо рассмотреть ситуацию, в которой события могут развиваться по нескольким принципиально различным вариантам, то применяют метод сценариев. Это метод упрощения задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные вари­анты развития.

Операционное управление В зависимости от стратегии адаптации фирмы к меняющимся условиям применяют четыре типа реализации стратегии: целевое управление; программное управление; ситуационное управление; смешанное (программно-целевое) управление. В целевом управлении при реализации стратегий глав­ными являются цели.

Программное управление используется при реализации стратегий, где главным является тщательная разработка конкретных заданий. Программа это совокупность конкретных заданий по реализации целей, отличающаяся от плана возможностью управления заданием «на ходу», выявляя узкие места и перераспределяя ресурсы.

Ситуационное управление применяется при реализации стратегий, где главным является правильная реакция на меняющиеся, в том числе неблагоприятные, ситуации.

Смешанное (программно-целевое) управление это применение всех трех типов как самостоятельно, так и в определенных сочетаниях.

Итак, в процессе планирования прогноз является основой программы, а последняя разворачивается в конкретный план. Схема «прогноз план»

Вопросы и задания Что такое планирование и какие его виды существуют? Какие виды и методы планирования вы знаете? В чем заключается особенность стратегического планирования? Как взаимосвязаны понятия «план», «прогноз», «программа»?