Муниципальное бюджетное учреждение средняя школа 25 г.Воронеж Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«…молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою,
Advertisements

Тема: Ф.М. Достоевский Этапы биографии и творчества ( ).
Тема: Ф.М. Достоевский Этапы биографии и творчества ( ). Цель : познакомиться с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием.
Своеобразие главного героя романа Ф.М. Достоевского «Идиотъ»
Литературный вечер «Тургеневские девушки»... Эпиграф: Носитель жизни, женщина, глубже всего воплощает в себе высоконравственное отношение к будущему человечества.
"Прикосновение к Вечному…" Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент"
Фёдор Михайлович Достоевский Вы увидели четыре портрета Ф.М.Достоевского… В чём особенности каждого портрета? Какой из них, на ваш взгляд,
Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и начало творческого пути.
Выполнила - ученица 10 «А» класса Лебедева Марина Проверила- Кравченко Алла Евгеньевна Школа 683 Приморского района Итоговая работа по литературе Тема:
Подготовка к сочинению Подготовка к сочинению цитатный план цитатный план Петербург Достоевского Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание».
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть.
Презентация Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
ПОРТРЕТ МИЛЫ В.ХАБАРОВ Описание внешности человека.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
Семья Мармеладовых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Моделирование и формализация * Информационное моделирование на компьютере на основе технологии снежный ком Вторая Всероссийская научно-методическая конференция,
Федор Михайлович Достоевский Основные этапы жизни и творчества 9 класс Учитель: Медведко Л. В. Кабинетная основная школа.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное учреждение средняя школа 25 г.Воронеж Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна

Познакомиться с историей создания, основным замыслом великого романа. Дать характеристику главным героям, которые отражают мировоззрение самого автора. Выявить своеобразие сюжета, финала произведения. Подвести итог, обозначив культурное наследие значимого классического произведения.

После выхода в свет романа «Преступление и наказание» (1866 г.), который имел большой успех, материальное положение Достоевского остается тяжелым, он по-прежнему продолжает работать на износ – взяв деньги вперед под замысел будущего произведения, спешить потом в срок закончить его. После женитьбы на стенографистке А. Г. Сниткиной, Ф. М. Достоевский уезжает с женой за границу, главным образом, чтобы написать большой роман. В музее швейцарского города Базеля писатель видит картину немецкого художника Г.Гольбейна Младшего «Мертвый Христос», где изображен Иисус, снятый с креста. На его лице и теле следы страшных смертных мук, и ничего, кроме названия картины, не говорит о том, что это Бог, а не просто казненный человек. Полотно Гольбейна потрясло Достоевского и стало поводом для новых размышлений – воплощение Бога в человеке, совмещения Божественной и человеческой природы. Именно этому посвящен роман «Идиот» (1868 г.), в котором присутствует и аналогичная картина художника.

Задача перед Достоевским стояла огромная – показать, по его собственным словам, «положительно прекрасного», «вполне прекрасного человека», в котором выразились черты нравственного идеала. …молодой человек лет 26-27, роста немного чуть повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное….

Сравните изображения главного героя романа Достоевского «Идиот».

«Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по- видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по- домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерно. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…»

Князь Мышкин говорит об Аглае, что она "чрезвычайная красавица <..> почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое!.." А ее мать, Елизавета Прокофьевна, характеризуя младшую дочь :"Совершенно, совершенно как я, мой портрет во всех отношениях <...> самовольный, скверный бесенок! Нигилистка, чудачка, безумная, злая, злая, злая! О, господи, как она будет несчастна!.." Сам Достоевский в подготовительных материалах отмечал-подчеркивал в Аглае сочетание "ребенка" и "бешеной женщины".

Один из главных героев романа, купец; С ним первым познакомился князь Мышкин в вагоне поезда. Он «был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами. Нос его был широко сплюснут, лицо скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую улыбку; но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал неблагородно развитую нижнюю часть лица. Особенно приметна была в этом лице его мёртвая бледность, придававшая всей физиономии молодого человека изможденный вид…»

На страницах романа показан отрезок жизненного пути князя, жизнь среди мечущихся, страдающих, запутавшихся людей, в судьбах которых он принимает участие. Но он бессилен помочь связанным с ним людям, терпит поражение и даже запутался в отношениях с двумя женщинами. Лев Николаевич не всесилен, но тем не менее след, оставленный им в душах окружающих людей, неизгладим. Достоевский сосредоточился на необходимом – на нравственном образце, на задаче духовного совершенствования человека. Судьбу и миссию Мышкина объясняет понятие христианской трагедии.

Финал романа «Идиот» - размышление писателя о Добре и Красоте в страшном мире наживы, безбожия, разгула эгоистических страстей. Мышкин и Рогожин вновь встречаются. Рогожин подводит князя к смертному ложу Настасьи Филипповны. Над телом убитой эти герои подобны сообщникам: оба убили её своей любовью. Божественное и человеческое в Мышкине постепенно гаснет, болезнь прогрессирует.

Можно сказать, что в финале торжествует безумие эгоистического мира. Темное, демоническое начало вытесняет свет из жизни. Мышкин, «Князь Христос», Добро и Красота гибнут в этом страшном мире, оставив семена добра.

Поразмышляйте над великим романом. Напишите эссе, выбрав одну из предложенных тем: 1. Князь Мышкин в современном мире… 2. Символический смысл названия произведения «Идиот». 3. Пророческие слова князя «красота спасет мир» от романа до наших дней.

Шаблон сайта Материалы для создания презентации: Картинка 1 слайд: y/0-264 Картинка 2 слайд: html Картинка 3 слайд: htm Использованы иллюстрации сайтов: rutv.ru rutv.ru; e-mironov.com e-mironov.com; sar-rodgor.ru sar-rodgor.ru; bibliorelax.blogspot.com; Yatagan Caron; Igorkomeluk.info; Loreread.ws; Cwer.ws; Kinofilms.tv; novoe-kino.com novoe-kino.com Nnm.me; videoefir.ru videoefir.ru Yablor.ru; uakino.net uakino.net Tv-22.ru; Russian-classic.diary.ru; Ivchangela.ru. Список использованной литературы: 1. Русская литературная классика XIX века: учебное пособие / под ред. А.А. Слинько и В.А.Свительского. – Воронеж: Родная речь, – 426 с. 2. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века /гл. ред. М.Д.Аксёнова. – М.:Аванта+, – 672 с. 3.