Морфемика. Словообразование. Если мы о чём-нибудь не знаем, как оно образовано, то и не понимаем его. А. Шлейхер А. Шлейхер.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема презентации : Морфемика.. Что такое Морфемика и морфемы ? Морфемика - это раздел лингвистики, который изучает морфемы. Что такое морфема ? Морфема.
Advertisements

Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Из чего строятся слова?. Меня зовут МОРФЕМА Слова сделаны из своего строительного материала «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре:
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Морфемы словообразующие и формообразующие. Морфемные модели.
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
История фамилий Выполнила: Краева Анастасия, 5 класс Руководитель: Жабунина Н.В.
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
Номинация «Словесный портрет» Тема Слово «протокол» в контексте языка, культуры и права Автор презентации студентка 1 курса, 11 группы Быковская Дарья.
МОУ- средняя общеобразовательная школа С. Гаровка-2.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Табунникова Е.Е.. Что такое словообразовательная модель? Словообразовательная модель – это схематически выраженный образец построения слов, имеющих сходство.
Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики. Презентация к учебному проекту 5 класс.
Выполнили учащиеся 6 «б» класса школы 1 г. Галича Смирнова Ксения и Елшина Виктория.
Разделы науки о языке Повторение и систематизация изученного 5 класс Презентация Погребняк Н.М.
Морфемика и словообразование Урок русского языка в 6 классе. Автор: Зайцева М.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Нехаевской СОШ Волгоградской.
Тест по русскому языку по теме: презентация "Выполнение задания B 1 ЕГЭ"
Урок на тему Морфемика Цель урока: повторить изученный материал по морфемике в виде соревнования двух команд.
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Транксрипт:

Морфемика. Словообразование. Если мы о чём-нибудь не знаем, как оно образовано, то и не понимаем его. А. Шлейхер А. Шлейхер

Цель: Раскрыть некоторые загадки русского словообразования и морфемики. Раскрыть некоторые загадки русского словообразования и морфемики.

Морфемика – раздел лингвистики. морфемы корень приставка суффикс окончание

Словообразующие морфемы. Словообразующие морфемы. Приставки: Приставки: читать - перечитать. читать - перечитать. Суффиксы: Суффиксы: розовый – розоватый. розовый – розоватый.

Формообразующие морфемы. Окончание – это морфема, с помощью которой образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова: Окончание – это морфема, с помощью которой образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова: Роза ( ед. ч.) – розы (мн. ч.) Роза ( ед. ч.) – розы (мн. ч.) Бабочка(ед. ч. Им. п) – бабочкой(ед.ч.Т.п.) Бабочка(ед. ч. Им. п) – бабочкой(ед.ч.Т.п.)

Приставки Приставки, служащие для образования имён существительных. Приставки, служащие для образования имён существительных. Приставки, с помощью которых образуются существительные с оценочным значением: частица – античастица, экспресс – суперэкспресс и т. п. Приставки, с помощью которых образуются существительные с оценочным значением: частица – античастица, экспресс – суперэкспресс и т. п. Приставки, указывающие на меру, степень: плут- архиплут, кубок – суперкубок и т. п. Приставки, указывающие на меру, степень: плут- архиплут, кубок – суперкубок и т. п. Приставки, со значением времени: язык – праязык, история – предыстория и т. п. Приставки, со значением времени: язык – праязык, история – предыстория и т. п. Приставки со значением совместимости: опекун- соопекун, руководитель – соруководитель и т. п. Приставки со значением совместимости: опекун- соопекун, руководитель – соруководитель и т. п.

Суффиксы Суффиксы, служащие для образования названий предметов. Суффиксы, служащие для образования названий предметов. -еельник, -лк-а, при помощи которых образуются существительные( чаще всего наименования приборов: будиеельник, холодиеельник, веялка, грелка, молотилка ит.п.) -еельник, -лк-а, при помощи которых образуются существительные( чаще всего наименования приборов: будиеельник, холодиеельник, веялка, грелка, молотилка ит.п.) -чик,-щик, при помощи которых образуются существительные(счётчик, подписчик, наборщик и т.п.) -чик,-щик, при помощи которых образуются существительные(счётчик, подписчик, наборщик и т.п.) -ант,янт.-нет, при помощи которых образуются существительные по отношению к роду занятий(курсант, эмигрант, музыкант и т.п.) -ант,янт.-нет, при помощи которых образуются существительные по отношению к роду занятий(курсант, эмигрант, музыкант и т.п.) -ттанец, -янец. -ин, -анин, янин, -санин, при помощи которых образуются существительные по отношению к стране, нации, личному имени(татарин, болгарин, итальянец и т.п.) -ттанец, -янец. -ин, -анин, янин, -санин, при помощи которых образуются существительные по отношению к стране, нации, личному имени(татарин, болгарин, итальянец и т.п.) -ич, -ович, используемые для названий лиц по отчеству(Кузмич, Павлович, и т. п.) -ич, -ович, используемые для названий лиц по отчеству(Кузмич, Павлович, и т. п.)

Суффиксальный способ Суффиксальный способ Среди имён прилагательных, образованных по модели ск\ий немало таких, которые используются в устойчифых сочетаниях. Вот некоторые из них. Среди имён прилагательных, образованных по модели ск\ий немало таких, которые используются в устойчифых сочетаниях. Вот некоторые из них. Иерихонская труба (значение: «громкий, трубный голос»). Библия рассказывает, что евреи, выходя из египетского плена, на пути своём в Палестину хотели взять город Иерихон. Стены его были так прочны, что разрушить их не представлялось возможным. Но от звука священных труб иерихонские стены пали сами собой. Иерихонская труба (значение: «громкий, трубный голос»). Библия рассказывает, что евреи, выходя из египетского плена, на пути своём в Палестину хотели взять город Иерихон. Стены его были так прочны, что разрушить их не представлялось возможным. Но от звука священных труб иерихонские стены пали сами собой. Силоамская купель (значение: «что-либо исцеляющее, обновляющее»). В Евангелии рассказывается об иерусалимском городе Силоаме, где находилась купель (купальня), воды которой обладали чудесным свойством исцелять больных. Силоамская купель (значение: «что-либо исцеляющее, обновляющее»). В Евангелии рассказывается об иерусалимском городе Силоаме, где находилась купель (купальня), воды которой обладали чудесным свойством исцелять больных. Вавилонское столпотворение (значение: «беспорядок, шум, суматоха»). Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть неба. Но Бог «смешал языки их», люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжить столпотворение (то есть строение столпа, башни). Вавилонское столпотворение (значение: «беспорядок, шум, суматоха»). Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть неба. Но Бог «смешал языки их», люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжить столпотворение (то есть строение столпа, башни).

Задания исследовательского характера Используя данные существительные, докажите, что по модели Используя данные существительные, докажите, что по модели ск(ий) образуются относительные прилагательные со значением («свойственный или принадлежащий кому-нибудь, чему-нибудь»). ск(ий) образуются относительные прилагательные со значением («свойственный или принадлежащий кому-нибудь, чему-нибудь»). Автор, Англия, брат, Русь, деревня, январь, пассажир, парламнет, кандидат, меценат, Петербург, декабрь, француз, Кавказ, писатель, курсант, крейсер, граф. Автор, Англия, брат, Русь, деревня, январь, пассажир, парламнет, кандидат, меценат, Петербург, декабрь, француз, Кавказ, писатель, курсант, крейсер, граф.

Задания исследовательского характера 1. Загадка. 1. Загадка. Разберите по составу слово-отгадку. Приведите примеры слов, соответствующих той же словообразовательной модели. Разберите по составу слово-отгадку. Приведите примеры слов, соответствующих той же словообразовательной модели. Свою косичку без опаски Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. В альбоме водит по страничке. 2. Запишите данные имена прилагательные, распределяя их по группам в соответствии с их морфемным строением. Объясните, почему вы не выписали все слова. 2. Запишите данные имена прилагательные, распределяя их по группам в соответствии с их морфемным строением. Объясните, почему вы не выписали все слова. ив\ый\,чиф\ый\,лив\ый\. ив\ый\,чиф\ый\,лив\ый\. Миролюбивый, лживый, гневливый, обидчифый, служивый, молчаливый, невежливый, льстивый, улыбчифый, влюбчифый, правдивый, светолюбивый, брезгливый, фальшивый, расчётливый, полушутливый, шутливый, усидчифый, доверчифый, визгливый, задумчифый, пугливый, дождливый, сговорчифый, стыдливый, талантливый. Миролюбивый, лживый, гневливый, обидчифый, служивый, молчаливый, невежливый, льстивый, улыбчифый, влюбчифый, правдивый, светолюбивый, брезгливый, фальшивый, расчётливый, полушутливый, шутливый, усидчифый, доверчифый, визгливый, задумчифый, пугливый, дождливый, сговорчифый, стыдливый, талантливый.

Задания исследовательского характера. 1Докажите, что в этих отрывках из стихотворений И. Снеговой используется художественный приём повтора слов одной словообразовательной модели. 1Докажите, что в этих отрывках из стихотворений И. Снеговой используется художественный приём повтора слов одной словообразовательной модели. 1) Как он тянулся, слабый 2) Весь день голосило, 1) Как он тянулся, слабый 2) Весь день голосило, и невзрачный, Век рвался с основ, и невзрачный, Век рвался с основ, От мглы подвальной, И в сердце гудело От мглы подвальной, И в сердце гудело где шаги душны! Сто колоколов. где шаги душны! Сто колоколов. До нашей поднебесной Всю ночь проявилось, До нашей поднебесной Всю ночь проявилось, под чердачной, Провыло, прожгло… под чердачной, Провыло, прожгло… Зажатой кирпичами Но что-то смирилось, Зажатой кирпичами Но что-то смирилось, вышины. И что-то прошло. вышины. И что-то прошло. 2.Объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста. 2.Объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста. Каждый из способов образования можно уподобить постоянно журчащим ручьям, делающим речевой поток по- весеннему свежим и полноводным. Каждый из способов образования можно уподобить постоянно журчащим ручьям, делающим речевой поток по- весеннему свежим и полноводным. (В. Максимов) (В. Максимов)

ПОЧЕМУ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА? Существует несколько видов исторического изменения в структуре слова. Самый распространённый опрощение. Суть такого изменения состоит в том, что с течением времени строение слова становится проще из-за того, что уменьшается количество морфем в таком слове. Обычно при этом корень вбирает в себя рядом стоящие морфемы (приставку или суффикс) Например, воздух ( от дух), окно ( от ок-о – «глаз») и т.п. Существует несколько видов исторического изменения в структуре слова. Самый распространённый опрощение. Суть такого изменения состоит в том, что с течением времени строение слова становится проще из-за того, что уменьшается количество морфем в таком слове. Обычно при этом корень вбирает в себя рядом стоящие морфемы (приставку или суффикс) Например, воздух ( от дух), окно ( от ок-о – «глаз») и т.п.

Этимология слова Много увлекательных историй, языковых тайн раскрывает этимологический анализ слова. Вот только несколько примеров. Много увлекательных историй, языковых тайн раскрывает этимологический анализ слова. Вот только несколько примеров. Позор. В древнерусском языке глагол прозреть означал «поглядеть, посмотреть»; позорище значило то же, что современное слово зрелище. Именно поэтому слово позор у русских и приобрело значение срама; позор это постыдное зрелище, это то, на что смотрят с презрением и негодованием. Так воспользовался этим словом наш язык. Позор. В древнерусском языке глагол прозреть означал «поглядеть, посмотреть»; позорище значило то же, что современное слово зрелище. Именно поэтому слово позор у русских и приобрело значение срама; позор это постыдное зрелище, это то, на что смотрят с презрением и негодованием. Так воспользовался этим словом наш язык. Слово мешок происходит от корня -мех-, так как вначале вместилище для сыпучих тел и мелких предметов изготовлялось из звериных шкур. В некоторых говорах мешок и поныне называют мехом. Слово мешок происходит от корня -мех-, так как вначале вместилище для сыпучих тел и мелких предметов изготовлялось из звериных шкур. В некоторых говорах мешок и поныне называют мехом. Слово внимание пришло к нам из старославянского языка. Наши далёкие предки знали и часто употребляли слово имати «брать». Позже при помощи приставки вън- (в-) от этого слова образовался новый глагол внимати, который обозначает «слушать», буквально «вбивать в себя». Слово внимание пришло к нам из старославянского языка. Наши далёкие предки знали и часто употребляли слово имати «брать». Позже при помощи приставки вън- (в-) от этого слова образовался новый глагол внимати, который обозначает «слушать», буквально «вбивать в себя». Сейчас слова имати в нашем языке нет, глагол внимать употребляется сравнительно редко, зато производные от него внимание, внимательный, понимать знает каждый шкоеельник. Сейчас слова имати в нашем языке нет, глагол внимать употребляется сравнительно редко, зато производные от него внимание, внимательный, понимать знает каждый шкоеельник. Внимание «вбирание в себя, внимательное прослушивание». Внимание «вбирание в себя, внимательное прослушивание».

Задания исследовательского характера. 1. Используя этимологический словарик, составьте небольшой рассказ об этимологии любого слова (на выбор). 1. Используя этимологический словарик, составьте небольшой рассказ об этимологии любого слова (на выбор). 2.Шарада. Попробуйте установить этимологию зашифрованного слова. 2.Шарада. Попробуйте установить этимологию зашифрованного слова. Где замер в стойке часовой, Где замер в стойке часовой, Там первый слог ищите мой. Там первый слог ищите мой. К нам в дом рождественской порой К нам в дом рождественской порой Приносит радость слог второй. Приносит радость слог второй. А чтобы целое найти, А чтобы целое найти, Вам в спальню следует войти. Вам в спальню следует войти. (А. Вольфсон) (А. Вольфсон)

Литература Литература Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М., Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М., Будагов Р. А. Введение в науку о языке. М., Будагов Р. А. Введение в науку о языке. М., Вартаньян Э. Путешествие в слово. М., Вартаньян Э. Путешествие в слово. М., Вартаньян Э. Рождение слова. М., Вартаньян Э. Рождение слова. М., Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М., Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М., 1966.