Правовое обеспечение государственного и муниципального управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Advertisements

Политическая система РФ.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
Ветошкин С.А., начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата Законодательного Собрания Пермского края.
Структура Органов местного самоуправления
Федеральное Собрание Российской Федерации. План 1)Структура Федерального Собрания Российской Федерации. 2)Порядок формирования Совета Федерации. 3)Компетенция.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
Исполнительная власть и государственное управление.
Политическая система РФ Учитель истории и обществознания Аникина Е.Н. МОУ Ундоровский общеобразовательный лицей 2010.
Основы законодательной власти в Российской Федерации.
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подготовили : Студенты 41 группы Дегтеренко Марина и Жуковская Алла.
Арбитражный суд выполнил ученик Лицея 1547 г. Москвы Лопатников Олег.
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными.
Транксрипт:

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления

Тема 3. Правовой статус государственных и муниципальных органов

1. Понятие правового статуса органа управления. 2. Правовые статусы федеральных органов государственной власти РФ: а) Президента РФ б)Федерального собрания РФ в)Правительства РФ, органов исполнительной власти в РФ г) Судов РФ д) Органов государственной власти с «неопределенным» статусом 3)Правовой статус органов государственной власти субъектов Федерации 4 Правовой статус органов местного самоуправления Вопросы темы

В теории конституционного и муниципального права под "статусом" принято понимать правовое положение гражданина либо юридического лица. Правовой статус характеризует положение субъекта по отношению к государству, его органам, другим лицам. Одновременно с этим Большой юридический словарь приводит следующее определение правового статуса: "...правовой статус - установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей". Следует согласиться с позицией теоретиков права, считающих, что права и обязанности, хотя и составляют ядро правового статуса, не являются его единственными элементами, и, следовательно, отождествление этих понятий было бы неверным. Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько под правовым статусом понимают признанную конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. В структуре правового статуса они также выделяют такие элементы, как законные интересы, правосубъектность, гражданство, юридическую ответственность, правовые принципы и т.п. Наличие или отсутствие каждого из упомянутых элементов будет зависеть от того, какой конкретно субъект права является объектом исследования. По мнению М.М. Мокеева, конституционно-правовой статус органов местного самоуправления - это сложная юридическая категория, включающая закрепленную Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами совокупность компетенции и ответственности органов местного самоуправления. 1. Понятие правового статуса органа управления.

Ряд специалистов в области административного права придерживаются точки зрения, согласно которой в административно-правовом статусе коллективных субъектов можно выделить три главных блока: - целевой (включающий юридически закрепленные цели, задачи, функции коллективного субъекта); - структурно-организационный (содержащий нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур и т.д.); -компетенционный (состоящий из предметов ведения, прав и обязанностей). Как представляется, ни один из этих подходов не противоречит сущности данного понятия. Каждый из них с разной степенью точности раскрывает понятие данного термина. В этой связи, основываясь на анализе имеющихся дефиниций, на наш взгляд, под конституционно-правовым статусом органов местного самоуправления следует понимать закрепленную в Конституции Кыргызской Республики и конституционно-правовом законодательстве совокупность прав, обязанностей, компетенций, гарантий и норм об ответственности, в совокупности раскрывающих правовое положение органа местного самоуправления как субъекта конституционно-правовых отношений. С этой точки зрения термин "конституционно-правовой статус" - понятие собирательное, состоящее из совокупности понятий, составляющих его. Поэтому при определении данного понятия важно не пропустить важные его составляющие (элементы). Поскольку в конечном счете насколько содержательнее будет изложено определение, настолько отчетливее будет отражена его сущность. 1. Понятие правового статуса органа управления.

Понятие «правовой статус» имеет широкое значение. Латинское слово «status» означает «состояние, положение». Соответственно, под статусом субъекта права понимают его правовое состояние, которое характеризуется комплексом юридических прав и обязанностей. Следует при этом отметить, что в юридической литературе понятия «правовой статус» и «правовое положение» нередко отождествляются. Это является результатом того, что термин «правовой статус» не нашел в литературе четкого отражения. Некоторые ученые предлагают использовать его для общей характеристики положения субъекта, поскольку термин «правовое положение» чаще используется для характеристики субъекта в определенном круге общественных отношений. Правовой статус, таким образом, охватывает все виды связей. Эта точка зрения кажется достаточно обоснованной, тем более учитывая те отличия, которые существуют между понятиями «субъект права» и «субъект правоотношений». Поэтому необходимо использовать разные термины для обозначения правового состояния абстрактного субъекта права и правового состояния реального лица, которое вступает в правоотношения. Понятие правового статус органа государственной власти (должностного лица) может быть выражено через его политико-социальное назначение, выражаемое в задачах, что и обусловливает его место в системе органов государственной власти, а также и компетенцией, которая представляет собой совокупность полномочий для выполнения этих задач, установленных Конституцией и законодательством Российской Федерации, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Статус государственного органа, органа государственной власти или должностного лица характеризируется их функциональным назначением, управленческим профилем, структурно- функциональными качествами и особенностями, наименованием, определением принадлежности к видам и уровням государственной власти, положением в иерархии го­ сударственных органов 1. Понятие правового статуса органа управления.

Правовой статус государственного органа состоит из трех групп элементов, имеющих юридический смысл. Во-первых, он включает в себя месторасположение и природу (существующего или предполагаемого) государственного органа в ценностной системе государственных органов страны. Во-вторых «несущим» элементом правового статуса выступает компетенция государственного органа – юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов. Здесь юридически закрепляются: набор управленческих функций для конкретного государственного органа; адекватные (соответствующие им) полномочия; состав полномочий, включающий в себя формы и методы; осуществление управленческих функций; перечень управляемых объектов или определенных вопросов (аспектов) их функционирования, которые и представляют предметы ведения государственного органа. В-третьих, правовой статус государственного органа предполагает юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования Может быть конституционный статус гос. органов (регул. Конституцией РФ) Конституционно-правовой (Конституцией РФ и профильными законами) С этой точки зрения термин «конституционно-правовой статус» - понятие собирательное, состоящее из совокупности понятий, составляющих его. Правовой – (только законами) 1. Понятие правового статуса органа управления.

Конституционно-правовой статус приобретают лишь органы государственной власти как субъекты, чей порядок организации и деятельности регламентирован исключительно нормами конституционного права. Правила формирования и деятельности «вторичных» органов могут быть в основе определены нормами конституционного права, но при этом обязательно дополнены регулированием другими отраслями права. При этом возможно именно конституционно-правовое регулирование основных статусных элементов либо лишь провозглашение конституционных принципов, на которых строится отраслевое регулирование статуса. Общие принципы статусы органов муниципальной власти регулируется Федеральным законодательством, а конкретизация регулируется производится в соответствующими уставами данных образований. Наравне с термином «правовое положение» термин «правовой статус» обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристиках того или иного субъекта правоотношений. В теории права «статус субъекта права», более общая правовая категория, обычно рассматривается как совокупность, система, комплекс основных прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права, установленных нормами объективного права независимо от участия субъекта в конкретных правоотношениях. Применительно к органам государственной власти и местного самоуправления наиболее распространено отождествление правового статуса с компетенцией. 1. Понятие правового статуса органа управления.

Президент Российской Федерации Согласно действующей Конституции, Президент – глава государства, гарант Конституции Российской Федерации, а также прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Порядок избрания и вступления в должность: Президент РФ избирается на шестилетний срок гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность Президента может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Точный порядок выборов Президента РФ определяет Федеральный закон от N 19-ФЗ (ред. от ) «О выборах Президента Российской Федерации» При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда РФ.

Законодательная власть в российской федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти назначаемые на основе Федерального закон а от N 113-ФЗ (ред. от ) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Государственная Дума состоит из 450 депутатов избираемых сроком на напять лет на основе Федерального закона от N 51-ФЗ (ред. от ) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Правительство Российской Федерации высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Согласно 110-й статье Конституции России состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров и иных руководителей в ранге министров. В правительстве существует оперативный орган - Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2008 г. 371 образован Президиум Правительства в составе: 16 членов Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года позднейшими изменениями. Исполнительная власть в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Согласно 110-й статье Конституции России состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров и иных руководителей в ранге министров. В правительстве существует оперативный орган - Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2008 г. 371 образован Президиум Правительства в составе: 16 членов Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года позднейшими изменениями. Исполнительная власть в Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации

8. Судебная власть в Российской Федерации Конституционный Cуд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Главой Конституционного суда является Председатель. Конституционный суд состоит из двух палат из 10 и 9 судей. Палаты комплектуются по жребию, порядок проведения жеребьёвки устанавливается Регламентом Конституционного Суда. Согласно ст. 20 Федерального конституционного закона о Конституционном суде, персональный состав палат не должен оставаться неизмененным более чем три года подряд.

8. Судебная власть в Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации: является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Конституционно-правовой статус определяется: Федеральный конституционный закон от г. 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (в ред. от г. 2-ФКЗ). Федеральный конституционный закон от N 1-ФКЗ (ред. от ) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от N 1-ФКЗ (ред. от ) «О судебной системе Российской Федерации»(с изм. и доп., вступающими в силу с ) В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции. является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам. изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР

8. Судебная власть в Российской Федерации

. Судебная власть в Российской Федерации В соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в единую судебную систему РФ входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных. Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Судебная власть в Российской Федерации

Иные органы государственной власти в российской федерации Прокуратура Российской Федерации. Правовой статус Прокуратуры РФ регламентируется ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура составляет иерархическую многоэшелонную систему, в которую входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В основе организации подсистемы органов прокуратуры находится федеративное устройство России и ее административно-территориальное деление. В федеральных округах учреждены прокуратуры в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах». В вышеназванном Законе развернуто определяются задачи и функции органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, работа с кадрами и другие вопросы. Ряд вопросов регламентирован и другими нормативными правовыми актами: УПК, АПК и др.

Иные органы государственной власти в российской федерации Счетная палата Российской Федерации является высшим, постоянно действующим конституционным органом парламентского финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему (ч. 5 ст. 101 Конституции РФ). Счетная палата, как высший орган финансового контроля, должна проверять эффективность использования финансовых средств и деятельности «внутренних служб финансового контроля во всех организациях, использующих федеральные бюджетные средства» [. В состав Счетной палаты входит: председатель, заместитель, аудиторы и аппарат Счетной палаты. Она действует на основе Федерального закона от 11 января 1995 г. 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». В мировой практике независимость контроля над управлением государственными финансами обеспечивается определением основных контрольных полномочий высшего контрольного органа в конституции, и эта функция отводится парламенту.

Иные органы государственной власти в российской федерации Центральный Банк Российской Федерации. Конституционно-правовой статус ЦБ РФ определяет его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), и в качестве основной функции - защиту и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75 Конституции РФ). ЦБ РФ, будучи федеральным органом государственной власти, не относится ни к органам законодательной, ни исполнительной или судебной власти Продолжают оставаться актуальными научно- теоретические и практические вопросы публично- правового статуса Центрального банка Российской Федерации», в связи с чем «необходимо научное осмысление практики реализации конституционных основ финансово-правового статуса Банка России».

Иные органы государственной власти в российской федерации Центральная избирательная комиссия. Правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации установлен Федеральным законом от 12 июня 2002 г. 67-ФЗ (в ред. от г. 149-ФЗ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 1, 2, 8 ст. 21, п. 12 ст. 20). ЦИК РФ - независимый коллегиальный федеральный государственный орган, организующий подготовку и проведение выборов и референдумов, действует на постоянной основе и обладает организационной и функциональной самостоятельностью. ЦИК России состоит из 15 членов с правом решающего голоса и формируется на паритетной основе Президентом, Советом Федерации и Государственной Думой. ЦИК осуществляет организационное, информационно- аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение своей деятельности. Система избирательных комиссий является сложной, многоуровневой и многоэшелонной., в какой-то степени можно отнести ЦИК и к парламентской власти, так как ее 10 членов из 15 назначаются Федеральным Собранием РФ (п. 4 ст ФЗ).

9. Иные органы государственной власти в российской федерации Уполномоченный по правам человека Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. (п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ) учреждает должность Уполномоченного по правам человека, тем самым закрепляется положение о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Конкретизация правового статуса Уполномоченного раскрывается в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации призван осуществлять на территории России контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, законами РФ и другими нормативными актами, а также международными пактами и соглашениями, ратифицированными или утвержденными Российской Федерацией. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

Иные органы государственной власти в российской федерации Уполномоченный по правам человека Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. (п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ) учреждает должность Уполномоченного по правам человека, тем самым закрепляется положение о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Конкретизация правового статуса Уполномоченного раскрывается в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации призван осуществлять на территории России контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, законами РФ и другими нормативными актами, а также международными пактами и соглашениями, ратифицированными или утвержденными Российской Федерацией. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

В Указе Президента РФ от г. 724 (в ред. от г.) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», структура федеральных органов исполнительной власти во всех президентских указах включает Правительство, а также сгруппированный по видам перечень (в алфавитном порядке) федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и др. (отдельные виды органов могут при этом ликвидироваться или создаваться). Например, по состоянию на г. насчитывалось 81 федеральный орган исполнительной власти, в последствии их количество может увеличиваться или уменьшатся решениями Президента РФ. Из них 20 органов относятся к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, 51 орган - это федеральные органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ. Еще 10 федеральных органов исполнительной власти подчинены непосредственно Правительству РФ. При этом около 39 федеральных органов исполнительной власти наделены функцией по нормативно-правовому регулированию в установленных для них сферах деятельности, более 40 федеральных органов исполнительной власти обладают определенными функциями контроля и надзора. Они разделены на три группы: -имеющие территориальные органы межрегионального уровня, наделенные правоприменительными функциями и полномочиями по управлению деятельностью нижестоящих территориальных структур этих органов; -имеющие территориальные органы межрегионального и иного уровня, которые размещаются во всех центрах или в части центров федеральных округов; -территориальные органы, которые имеют обособленную сферу ведения, а также не имеющие территориальных органов.

Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России, и «схема их территориального размещения устанавливается не Правительством, а главой государства». Порядок создания и функционирования территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, в том числе на уровне федерального округа, закреплен в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», Постановлениях Правительства РФ от г. 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», от г. 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», Постановлении Совета Министров - Правительства от г. 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации», а также регулируется ведомственным нормотворчеством. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются в виде окружных, межрегиональных (территориальную подведомственность традиционно составляют территории граничащих между собой двух и более субъектов Российской Федерации или части их территорий), региональных (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонных, районных или городских органов

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с посл. изм. и доп.) в целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля над исполнением их решений институт полномочных представителей Президента РФ в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Конституция РФ прямо не предусматривает существование института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Полномочие главы государства по назначению и освобождению от должности полномочных представителей Президента РФ зафиксировано лишь в пункте "к" ст. 83 Конституции России. Закрепленное в самом общем виде полномочие главы государства по назначению своих полномочных представителей образует правовую основу деятельности всех полномочных представителей Президента России. Отсутствие конкретизации правового статуса предоставляет Президенту РФ возможность посредством принятия указов исключительное самостоятельное право решать вопрос о своих полномочных представителях в любых государственных органах, в том числе федеральных округах Конституция РФ позволяет выстраивать президентские структуры по личному усмотрению главы государства и без ограничения сферы деятельности полномочных представителей главы государства. Они могут быть назначены практически всюду - от федеральных министерств и ведомств до муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с посл. изм. и доп.) в целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля над исполнением их решений институт полномочных представителей Президента РФ в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Конституция РФ прямо не предусматривает существование института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Полномочие главы государства по назначению и освобождению от должности полномочных представителей Президента РФ зафиксировано лишь в пункте "к" ст. 83 Конституции России. Закрепленное в самом общем виде полномочие главы государства по назначению своих полномочных представителей образует правовую основу деятельности всех полномочных представителей Президента России. Отсутствие конкретизации правового статуса предоставляет Президенту РФ возможность посредством принятия указов исключительное самостоятельное право решать вопрос о своих полномочных представителях в любых государственных органах, в том числе федеральных округах Конституция РФ позволяет выстраивать президентские структуры по личному усмотрению главы государства и без ограничения сферы деятельности полномочных представителей главы государства. Они могут быть назначены практически всюду - от федеральных министерств и ведомств до муниципальных образований.

Законодательная власть в российской федерации Правовой статус органа законодательной (представительной) власти субъекта федерации представляет собой совокупность установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными актами соответствующих субъектов федерации полномочий, прав и обязанностей органа в сфере организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления, обеспечения экономического и социального развития, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления) как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации. При этом полномочия законодательных органов субъектов РФ можно условно поделить на законотворческие, представительские, контрольные и учредительские.

Каждый из 83 субъектов Федерации имеет собственную систему органов исполнительной власти, которую они формируют самостоятельно (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), в соответствии с основами конституционного строя государства. Это, в частности, означает, что образование, формирование и деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами республик, краев, областей и других субъектов Федерации. Вместе с тем в пределах ведения Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочий по предметам совместного ведения (ст. 72) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации (ст. 77). Особенностью этой единой системы является то, что вне названных пределов и полномочий органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), т.е. на своей территории эти органы практически реализуют основные функции государственного управления. Создаются они самими субъектами, самостоятельно определяющими и их административно-правовой статус. При этом функции и полномочия в области государственного управления на уровне субъектов Федерации осуществляются не федеральными органами исполнительной власти (кроме случаев сохранения строгой управленческой вертикали, например в системах управления обороной, внутренними делами). Органы исполнительной власти субъектов РФ не находятся в организационном подчинении соответствующим федеральным органам. Последние взаимодействуют с соответствующими их профилю министерствами и иными органами исполнительной власти субъектов Федерации. Отнесенные к их ведению полномочия федеральные органы исполнительной власти осуществляют на территории субъектов Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.

В настоящее время действуют единые правовые нормы, которыми определяется административно-правовой статус органов исполнительной власти всех субъектов Федерации. В отношении этих норм необходимо обратить внимание на следующее: а) принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно; б) исполнительная власть в системе органов государственной власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации; в) конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта, возглавляющего его высший исполнительный орган государственной власти; г) высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта на срок не более пяти лет; д) порядок выборов высшего должностного лица определяется законом субъекта Федерации, а их дата назначается постановлением законодательного органа субъекта; е) законодательный орган субъекта Федерации устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта; утверждает представляемые высшим должностным лицом программы социально-экономического развития субъекта, а также бюджет субъекта и отчет о его исполнении; утверждает схему управления субъектом; определяет структуру высшего исполнительного органа государственной власти; назначает на должность и освобождает от должности отдельных должностных лиц (по представлению высшего должностного лица); оформляет решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу;

ж) наименование высшего должностного лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта (отсюда – президент, губернатор, мэр и т.п.); и) высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта законопроекты о введении и об отмене налогов, освобождении от их уплаты; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта; к) высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано обнародовать закон либо отклонить его в срок, не превышающий 14 дней с момента поступления закона. Большинством не менее двух третей депутатов отклоненный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции, причем высшее должностное лицо не вправе повторно отклонить его; л) высшее должностное лицо вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации в случае принятия нормативных актов, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и субъекта, если противоречия установлены соответствующим судом и не устранены в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

м) предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (отставка, отрешение от должности и т.п.). Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовые акты – указы (постановления) и распоряжения. Правовые акты издает также высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Конституция (устав), законы и иные нормативные акты субъекта Федерации (в том числе акты органов исполнительной власти) обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение этих актов влечет предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Федерации ответственность. Если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Федерации. Правовые акты высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, а также правовые акты должностных лиц, противоречащие действующему законодательству, подлежат опротестованию соответствующим прокурором.

Построение системы органов исполнительной власти в субъектах РФ регулируется нормативными правовыми актами, перечень которых составляет значительный объем и не приводит к унификации: 1)конституция или устав субъекта Федерации; 2)закон о системе исполнительных органов государственной власти субъекта РФ; 3)закон о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ; 4)закон о схеме управления в субъекте Федерации; 5)закон о статусе высшего должностного лица субъекта РФ; 6)закон о статусе и структуре высшего исполнительного органа государственной власти региона; 7)закон о региональном органе исполнительной власти; 8)указ, постановление, распоряжение высшего должностного лица или высшего исполнительного органа субъекта РФ, определяющие систему и структуру исполнительных органов государственной власти; 9)указ или постановление, определяющие перечень региональных органов исполнительной власти; 10)положения об отдельных видах органов исполнительной власти; 11)иные подзаконные акты, посвященные отдельным вопросам организации и деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

Органы местного самоуправления - это органы особого субъекта гражданско-правовых отношений - муниципального образования. Это не самостоятельные субъекты, действующие в своих интересах. Их создание и деятельность обусловлены интересами населения муниципального образования. Конституционно – правовой статус органов местного самоуправления регламентируется : Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Федерации, Федеральный закон от N 131-ФЗ (ред. от ).«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и актами местного самоуправления. Перечисляя органы местного самоуправления (п. 1 ст. 34), законодатель наряду с представительным органом муниципального образования и местной администрацией назвал главу муниципального образования; правовое содержание статуса главы муниципального образования в существенных признаках совпадает с правовым содержанием статуса органа местного самоуправления (наделяется уставом муниципального образования в соответствии с названным Законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения - п. 1 ст. 36); в то же время в том же п. 1 ст. 36 указанного Закона глава муниципального образования определяется как высшее должностное лицо муниципального образования (

Конституционно-правовой статус органов местного самоуправления должен включать в себя ряд составных элементов: - нормы о социальном назначении местного самоуправления и его органов, которые конкретизируются в его принципах, целях и задачах; - установления, определяющие компетенцию органов местного самоуправления; - положения, регулирующие его внутреннюю организацию; - нормы о порядке выборов должностных лиц местного самоуправления; - нормы о порядке взаимоотношений с другими органами; - процедурные вопросы его деятельности; -вопросы юридической ответственности. Через раскрытие этих вопросов получится всесторонне понять значение статуса органа местного самоуправления. Кроме того, разработка данного вопроса позволит обеспечить системное преодоление имеющихся проблем в сфере управления государством и обществом путем рационального распределения полномочий между органами местного самоуправления и государственного управления, организации эффективного взаимодействия и сотрудничества между различными уровнями власти на основе максимального приближения процесса принятия решения непосредственно к гражданам, что даст возможность улучшить социально-экономическое положение населения.

В правовые статусы местного самоуправления входят полномочия, например Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (ст. 15) закрепляет следующие предметы ведения. К ним относятся: - организация функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, предоставление населению социальных и культурных услуг; - рациональное использование земель местного сообщества; - комплексное социально-экономическое развитие территории местных сообществ; - жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территорий; - коммунальный транспорт и дороги; - бытовое и торговое обслуживание; - создание на местном уровне соответствующих условий для развития дошкольного, школьного и профессионального образования; - создание на местном уровне соответствующих условий для развития здравоохранения; - сохранение и развитие исторических и культурных традиций населения местного сообщества; - развитие физической культуры, спорта и туризма; - охрана общественного порядка.

Кроме того, в ведение органам местного самоуправления в соответствии с законодательством могут передаваться и некоторые другие вопросы. В этой части дополнительно относит: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; снабжение питьевой водой населения; обеспечение работы системы канализации и очистных сооружений и мест отдыха; организация освещения мест общего пользования; обеспечение функционирования кладбищ и предоставление ритуальных услуг; благоустройство и озеленение мест общего пользования; организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов; охрана культурных и исторических достопримечательностей местного значения; размещение рекламы на территории соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством; создание условий для развития народного, художественного творчества; содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация теплоснабжения на соответствующей территории. Кроме того, Закон КР "О местном самоуправлении и местной государственной администрации" в ст. 16 устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется на основании нормативных правовых актов с одновременным установлением порядка государственного обеспечения условий реализации передаваемых полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами.

К основным государственным полномочиям, делегированным органам местного самоуправления в случае отсутствия в населенных пунктах соответствующих государственных органов, относятся: - разработка и выполнение программ занятости и миграции населения; - выявление малоимущих лиц, организация их адресной социальной защиты; - осуществление контроля за выполнением правил паспортного режима и проведение в установленном порядке прописки и выписки граждан; - регистрация актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; - назначение опекунов и попечителей, а также мониторинг опекунских и приемных семей; - совершение нотариальных действий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; - выдача гражданам справок, удостоверяющих личность, семейное, имущественное положение, иных документов, предусмотренных законодательством; - содействие в укреплении общественного порядка; - содействие в организации призыва на воинскую службу; - обеспечение соблюдения законности и общественного порядка на территории; - установление порядка дачи разрешения на организацию и проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций на соответствующей территории в соответствии с законодательством; - распределение и использование земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий;

- обобщение материалов по перспективному развитию сельскохозяйственного производства, составление экономических прогнозов по производству сельхозпродукции; - содействие в организации своевременного проведения ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических мероприятий и селекционно-племенной работы в животноводстве; - обеспечение надлежащих мер по борьбе с потравами посевов сельскохозяйственных культур, охране выращенного урожая, лесозащитных полос и лесных массивов; - разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды; - сбор налогов и пошлин; - обеспечение защиты прав потребителей; -иные полномочия, делегированные законодательством Кыргызской Республики. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что компетенция органов местного самоуправления и их должностных лиц складывается из собственной компетенции по решению вопросов местного значения и делегированной компетенции, возникающей в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Такой подход предполагает конституционно-правовую ответственность органов местного самоуправления, с одной стороны, перед населением, а с другой - перед органами государственной власти.