Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы Иванисова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОМУ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ.
Advertisements

МОСКОВЦЕВА Г М Педагогические технологии применяемые на уроках литературного чтения.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Как готовить домашние задания. 1.Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если что-то не понял или с чем-то.
Как готовить домашние задания Памятка для учащихся.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
Модульно - редуктивное обучение на уроках истории и обществознания.
Выполнила: уч. биологии Андреева Ю.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 29.
Как готовить домашние задания Памятка для учащихся Педагог-психолог Апастовской средней школы Насырова А.Г.
Реализация требований ФГОС НОО средствами УМК «Школа 2100». Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
«Не существует знания, которое не являлось бы силой». Р. Эмерсон «Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». Фалес «Разве ты не знаешь,
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА 5 КЛАСС. Терминологический диктант Задание. По толкованию слова определите слово и запишите его в начальной форме. 1)
МЕТОД ВИЗУАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ.
«Не существует знания, которое не являлось бы силой». Р. Эмерсон Р. Эмерсон «Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». блаженство.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Что такое география и как мы будем ее изучать География 6 класс.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
Транксрипт:

Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы Иванисова Н.Н. учитель русского языка и литературы МБОУ «Новенская средняя общеобразовательная школа» Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником при работе с учебником

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Информационный подход в обучении =

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником предусматривает постановку перед обучающимися ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей: при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте, посредством чего самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело. Техника активно-продуктивного чтения

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не имеет значение, в кокам пряокде рсапожлены буквы в слове. Галвоне, чтобы, праве и последняя буквы были на месте. Осатьлыне буквы могут следовать в планом бсепордяке все рвано текст читается без побрелм. Пичрионй этого является то, что мы не читаем кдаужю букву по отдельности, а все слово целиком. Попробуй прочитать этот текст

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником «Прочтите…»«Прочтите…»

Организация самостоятельной работы с учебником

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником СЕМИОТИКА – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное ее преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы В начале урока учитель задает загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное «А теперь мы будем изучать новую тему…» 1. Отсроченная отгадка

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого (подобрать текст). Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел § самый большой? Как вы думаете почему? В каком разделе вы найдете ответ на вопрос…? 2. Оценка текста

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание – составить вопросы. Целесообразно ограничить количество вопросов и время на их составление. Вопросы можно задавать не только по содержанию текста, но и по его анализу. «Стоимость», важность вопроса может быть разной. Необходимо обязательное ранжирование вопросов: вопросы, направленные на репродукцию знаний начинаются со слов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д. вопросы, направленные на репродукцию процесса, начинаются со слов «Как?», «Каким образом?» и т.п. вопросы на выявление причинно-следственных связей, начинаются со слов «Почему?», «В чем причина?» и т.п. вопросы требующие анализа, синтеза основных знаний, начинаются со слов «Что общего?», «В чем особенности…?», «Сравните…», «Докажите». 3. Задай вопрос (спросить – значит понять)

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Данный прием очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи. Ребятам на уроке предлагается составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или исключение…., на восстановление последовательности и т.д. 4. Составь задание

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. (можно использовать «Прямую речь» - тему.) 5. Кубик Блума

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учащимися не механически, а творчески. 6. Аналитик

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Этот прием еще можно назвать по–другому «пребывание в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже. Три составляющие драмогерменевтики: 1. театральная составляющая: во время репетиции актеры в поисках «зерна» роли совершают великое множество попутных действий, зрители же на спектакле как и ученики на уроке, живут гораздо пассивнее, так как ограничены в совершении попутных действий; 2. герменевтическая составляющая: когда количество странностей начинает превышать «критическую массу», для субъекта наступает их взаиморазрешение новым смыслом. Странности исчезают, уступая место новому пониманию, более углубленному, детальному, эмоционально обновленному…; 3. педагогическая составляющая 7. Драмогерменевтика

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Этот прием является средством, позволяющим ученику самостоятельно отслеживать свое понимание прочитанного текста. Каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой теме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, на сколько они знакомы с изучаемой темой занятия. Им предлагается внимательно изучая текст, оставлять пометки на полях. Ученики знакомятся с маркировочными знаками и по мере чтения, оставляют пометки на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки: знаком «галочка» отмечается информация, которая известна ученику; знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация (если впервые встречается с текстом); знаком «минус» отмечается то, что идет в разряд с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе; знаком «?» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Этот прием эффективен,когда дети обладают высоким уровнем техники чтения. 8. Пометки на полях

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Суть приема – ученик формулирует свои вопросы по изученной теме на листочке бумаги и бросает в шапку. Таких шапок – 3. в одну шапку складываются вопросы, проверяющие знания текста; в другую – выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах; в третью – на которые сам спрашивающий затрудняется ответить. Чтобы сделать этот прием универсальным, требуется некоторая формамуация: 1. Необходимо четко сформулировать перед ребятами учебные задачи. 2. Сформулировать таким образом, чтобы данные задания можно было выполнять на всех учебных предметах. 9. Шапка вопросов

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Первая шапка Вопросы, требующие репродукции знаний могут начинаться со слов: Когда…? Сколько…? Кто…? Что…? Или формируются вопросы так называемых процессуальных знаний: Почему…? (поиск причинно-следственных связей) Как…? (описывающие какие-то процессы) Итак, вопросы 1-ой шапки позволяют уточнить и увеличить знаниевый запас. 9. Шапка вопросов

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Вторая шапка Можно предложить формулировать вопросы, которые формулировались бы по следующему алгоритму: «Я считаю, что…» А ты как думаешь (считаешь)? Эти вопросы важны, так как они призывают высказать оценочные суждения. 9. Шапка вопросов

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Третья шапка Может содержать следующие задания: Запишите те вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить или на которые нельзя найти ответ в тексте учебника. Они могут начинаться со слов «Я не знаю…» Эти вопросы позволяют ученику оценить уровень своих знаний, и в то же время направляют на расширение своего кругозора. 9. Шапка вопросов

Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Спасибо за внимание!