Исследовательская деятельность учащихся. Юридическая терминология ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.2) образование - единый целенаправленный процесс воспитания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Advertisements

Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Бачкала Галина Владимировна Методист МОУ ЦИМПО Г. Иркутск.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Организация исследовательской работы по математике старшеклассников в рамках довузовской подготовки.
Разработка и реализация проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Система работы учителя-предметника по созданию условий для творческой самореализации школьников посредством построения индивидуальных образовательных маршрутов.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Одна из старейших школ города Москвы, основана в 1918г. известным советским педагогом С.Т.Шацким С 1956г. школа была экспериментальной школой Российской.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Транксрипт:

Исследовательская деятельность учащихся

Юридическая терминология ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.2) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

ФЗ «Об образовании в РФ» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ст. 75) Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности

К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей ( 2014 г.) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового« образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.

К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность

Целями Концепции являются: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества.

Развитие неформального и информального образования предполагает: поддержку развития сектора программ "учения с увлечением" (таких как эксплораториумы, "города профессий", парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парки)

Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы (15 мая 2013 г.): Основное мероприятие 2.4 "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов") (03 апреля 2012 г.)

Понятие «исследовательская деятельность учащихся».Это одно из направлений: учебной деятельности; творческой деятельности; познавательной деятельности; как самостоятельная поисковая деятельность; как форма организации учебно-воспитательной работы; форма дополнительного образования детей; форма организации учебного процесса; как инновационная образовательная технология;

Исследование - это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека

Исследовательская деятельность учащихся образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование; предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы; в процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы (такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения)

Основные характеристики науки как системы знаний полнота, достоверность, систематичность требования к научным исследованиям : объективность, воспроизводимость, доказательность, точность. наука как вид деятельности характеризуется методом - совокупностью приемов и операций эмпирического и теоретического исследования действительности, признаваемых научным сообществом три главные особенности научного исследования : во-первых, в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; во-вторых, непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному; в-третьих всегда определять место изучаемого в системе известного.

Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследовательское обучение - образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основные характеристики исследовательского обучения: 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности; метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами исследовательской деятельности учащихся. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

основа «исследовательского обучения» (exploratory education) исследовательское поведение (exploratory bexaviour): вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации в его основе психическая потребность в поисковой активности (она выступает в качестве мотива двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения) «надситуативная активность»

В основе поисковой активности безусловный рефлекс - «ориентировочно-исследовательский рефлекс» или «рефлекс что такое?» (И. П. Павлов) «бескорыстная любознательность» Его характеристики: не насыщаемость, позитивные эмоции

Исследовательская деятельность особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление.

исследовательские способности умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение давать определения понятиям и другие

сфера умственного развития 1) оригинальность мышления; 2) гибкость мышления; 3) продуктивность; 4) анализ и синтез; 5) классификация и категоризация; 6) высокая концентрация внимания; 7) память.

проектирование и исследование разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности исследование «бескорыстно», свободно человек ищет нечто новое, вариант бескорыстного поиска истины; всегда творчество, более гибкое, больше места для импровизации; нередко бывает вовсе не известно, как можно на практике использовать добытые им сведения; «надситуативная активность» (стремление к постоянному углублению в проблему) проектирование всегда ориентировано на практику человек решает реальную, вставшую перед ним проблему; можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий то есть исключительно на репродуктивном уровне; творец решает реальную практическую задачу; изначально задает предел, глубину решения проблемы

ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ По целям исследования: инновационные (предполагающие получение объективно новых научных результатов) и репродуктивные (результаты ранее были кем-то получены; к ним, как правило, относятся учебные исследования учащихся). По содержанию: с одной стороны, экспериментальные и теоретические, а с другой гуманитарные и естественно-научные. Первые из них предполагают проведение учащимися собственных наблюдений и экспериментов; вторые ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках; это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др. Учебные исследования можно разделить также на монопредметные, межпредметные и надпредметные. Первые из них предполагают, что учащиеся ограничиваются рамками одного учебного предмета и направлены на его изучение. Межпредметные исследования требуют привлечения для решения проблемы знаний из различных предметов. Надпредметные выходят за рамки предметов учебного плана общеобразовательного учреждения. По методам: теоретические (контентанализ литературы, моделирование) и экспериментальные (осциллографический и спектральный методы, метод зондирования и пр. Эксперимент (от лат. experimentum проба, опыт) научно обоснованный опыт, с помощью которого проверяют справедливость выдвинутой гипотезы. Эксперимент в отличие от наблюдения характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипуляции с одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта при минимизации количества изучаемых параметров. По продолжительности исследования могут быть краткосрочными (занимать, например, урок или его часть); среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы). Исследования могут выполняться отдельными учащимися или их группами. По способу представления: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья

Типы творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук: Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по- видимому, появилось еще одно лексическое значение термина экология, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Этапы учебно- исследовательской работы 1. Предварительный 2. Выбор проблемы исследования 3. Изучение научной литературы 4. Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов 5. Сбор материала 6. Обработка полученного материала 7. Формулирование выводов 8. Создание текста УИР 9. Представление результатов работы 10. Оценка работы

Список литературы (литература, список использованной литературы) Список литературы содержит источники, используемые в процессе подготовки текста: цитируемые, упоминаемые, а также имеющие непосредственное отношение к исследуемой теме. Рекомендуется алфавитное построение. При упоминании или цитировании источника в тексте научной работы в квадратных скобках приводится номер, страницы [12, с.5-7; 25, с.105].

ТИПОВЫЕ ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ (на основе действующего с 1 июля 2004 г. ГОСТа Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления) Аннинский, Л. А. Русский человек на любовном свидании [Текст] / Л. А.Анненский.-5-е изд., перераб. и доп.- М.: Согласие, с. Деловое досье фирмы [Текст]: краткое пособие по делопроизводству.- 2-е изд.- М.: Информ. Центр «Маркетинг», с. Исхаков, В. Другая жизнь – другая история [Текст] : рассказ / В. Исхаков //Знамя С Ширков, Д. В. Новый метод теоретической физики [Текст] / Д. В.Ширков // Наука и человечество: сб. ст.- М., С Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] : междунар. науч. пед. Интернет-журнал с библиотекой- депозитарием = oim. ru.- М.: OIM. RU, Режим доступа : WWW. URL: http: // www. oim. ru/

Признаки принадлежности процесса и результатов деятельности в области педагогики к сфере науки 1. характер целей, которые мы ставим. 2. выделение специального объекта исследования. 3. применение специальных средств познания. 4. однозначность терминологии.

Методика организации исследовательской деятельности учащихся 1. Проектирование различных форм исследовательской деятельности учащихся Основные формы реализации исследовательской деятельности: элементы исследования в рамках занятия, элективные курсы, программы, экскурсии, экспедиции, юношеские научные общества, конференции, общеучрежденческие исследовательские проекты и др. Специфика каждой из форм. Проектирование исследовательских задач как создание условий для самостоятельного обоснованного выбора учащимися траектории собственных действий. 2. Разработка образовательных программ, использующих элементы исследования Образовательная программа как основной нормативно-методический документ, регламентирующий ход образовательного процесса. Структура программы: паспорт, пояснительная записка, учебно- тематический план, содержание, методическое обеспечение, условия реализации, список литературы (отдельно для учащихся и педагогов), ожидаемые результаты и критерии их оценки. Виды образовательных программ, использующих элементы исследовательской деятельности: базисный курс, элективный курс, дополнительное образование, выезд и др. 3. Методика организации исследовательской деятельность в учреждениях дополнительного образования Возможности применения элементов учебного исследования в планах работы образовательных учреждений различного вида. Построение образовательной программы учреждения на основе концепции исследовательской деятельности. Специфика организации исследовательской деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования. Муниципальный уровень организации исследовательской деятельности. Образовательное сообщество малого города, основанное на исследовательской деятельности. Межучрежденческое юношеское научное общество, региональная малая академия наук.

Методика организации исследовательской деятельности учащихся 4. Модель предметно-тематического содержания исследовательской деятельности в образовательном учреждении Принципы выбора и адаптации исследовательских задач (объем теоретического и экспериментального материала, особенности методики исследований и т. д.). Критерии пригодности задач для применения в сфере дополнительного образования. Междисциплинарные исследования, их специфика, принципы проведения. Примеры междисциплинарных исследований. Оптимальная тематическая структура исследовательских задач при реализации исследовательской деятельности в разных формах и в разных видах образовательных учреждений. 5. Методика реализации исследовательской деятельности в области естественных наук 6. Методика реализации исследовательской деятельности в области гуманитарных наук 7. Обеспечение исследовательской деятельности (психологическая служба, программно- методическая работа и т. д.). Методическое объединение руководителей исследовательских работ учащихся как коллегиальный орган по развитию исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Экспертный совет по исследовательским работам, его состав. Психологическая служба поддержки развития исследовательской деятельности. Механизмы повышения мотивации и потребности к ведению исследовательской работы.

Методика организации исследовательской деятельности учащихся 8. Проектирование исследовательской экспедиции учащихся 9. Проектирование исследовательской конференции учащихся Ученическая научно-практическая конференция как форма организации исследовательской деятельности учащихся. Разработка положения и требования, предъявляемые к положению о конференции. Критерии оценки ученических работ. Принципы подбора состава экспертов и работа с экспертами при подготовке конференции и во время нее. Регламент экспертизы ученических работ. Подведение итогов и награждение. Аналитический этап в работе конференции. Конференция как способ задания тенденций в развитии исследовательской деятельности в учреждении, районе, округе. Освещение конференции в СМИ, в системе образования. Информационные технологии при организации и проведении ученической конференций. 10. Практическая экспертная работа в составе комиссии юношеской исследовательской конференции 11. Использование современных информационных технологий при выполнении исследовательских работ. Компьютер – инструмент для повышения эффективности организации исследовательской деятельности школьников. Организация информации с помощью информационных технологий. Базы данных. Организация электронного портфолио. Электронная почта. Интернет-ресурсы и поиск необходимой информации на сайтах. Информационные ресурсы по проблемам развития исследовательской деятельности учащихся. Обработка данных экспериментальных исследований с помощью компьютера.

Учащийся учится: Видеть проблему; Задавать вопросы; Выдвигать гипотезы; Планировать и реализовать проверку гипотезы; Анализировать результаты исследования; Давать определения понятиям; Знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков; Вести журнал лабораторных исследований, сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях; Классифицировать; Наблюдать явления и факты; Разрабатывать и проводить эксперимент; Делать выводы и умозаключения; Структурировать материал; Доказывать и защищать свои идеи; Работать с первоисточниками и дополнительной литературой

Правила работы педагога с учащимися при проведении исследовании 1. He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями. 3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения. 5. Научите детей прослеживать межпредметные связи. 6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач 8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 9. Подходите ко всему творчески.

Синквейн Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Спасибо за внимание !